Смешная музыкальная история
01-05-2016(О "покупке" Ролдугиным виолончели "Фридриха Великого" за 12 млн баксов)
Говорят, что если в лунную ночь поднести к уху пустой кошелёк, полуоткрытый как раковина, то можно услышать, как где-то далеко-далеко в Панаме тихо играет виолончель.
(Народная примета)
Напомню, что 14 апреля на прямой линии встречи Путина с народом он рассказал о своем друге виолончелисте Сергее Ролдугине и о его офшоре на 2 млрд. долларов.
«Как ни странным это покажется, они не публикуют недостоверной информации об офшорах. Информация достоверная. Но им в голову не могло прийти, что Сергей Павлович Ролдугин мог направить все средства на приобретение музыкальных инструментов… Он купил две скрипки, две виолончели — уникальные вещи. Последняя из купленных им стоит около 12 млн. долларов. Виолончель такого класса когда-то была у Мстислава Ростороповича, но у России не было средств, чтобы выкупить ее, и она ушла в Японию. Конкретный инструмент, о котором я говорю, это виолончель «Стюарт» 1732 года, сделанная Страдивари. Ее первый владелец — легендарный король Пруссии Фридрих Великий».
Увлекательную деятельность аукционных домов в деле продажи ими разных антикварных ценных инструментов я рассматривал в предыдущем выпуске нашего альманаха <a href=https://lebed.com/2016/art6844.htm> в статье "Веселый апрель".</a>
А сейчас - продолжение захватывающей детективной истории с покупкой виолончели Страдивари с личным именем "Стюарт".
Вспомним, что все такого рода приобретения делаются через известные аукционные дома. И что все покупки строго документированы, и история каждого уникального инструмента, его цена, его владельцы, их смена досконально известны. Особенного такого раритета, как виолончель Антонио Страдивари. И про то, что никаких сведений о покупке Ролдугиным виолончели "Стюарт" на официальных сайтах аукционных домов или в периодике нет.
История с виолончелью, тем не менее, не просто выдумка. Это небольшой финансово-обходной детектив. Да, были сделаны некие подпольные блукания "как бе" для приобретения инструмента. Но были они сделаны поспешно, в судорожной суматохе. И именно после 3 апреля, когда появился крайне неприятный компромат Panama papers, откуда следовало, что через офшорный счет Ролдугина прокачали 2 млрд. долларов. Нужно было срочно найти отмазку. И нашли: Ролдугин, де, не просто музыкант, а он еще и невообразимый меценат. Покупает дорогущие инструменты для любимой родины. Вот, например, купил виолончель Страдивари по имени Стюарт. За 12 млн долларов! Конечно, 12 млн никак не прикроют 2 млрд. Но хоть что-то.
Процедуры такого рода покупок длятся долго. Длительные переговоры с заявкой на аукцион, объявления об аукционе, его проведение и выигрыш по рекордной цене. Потом оформление виолончели на вывоз из страны. Нужно много месяцев. А тут всего-то прошло менее двух недель от компромата из Панамы до заявления президента, что инструмент куплен. За две недели можно взять Киев танковой колонной, но не купить раритет за миллионы. В общем, сценка типа – «Вы папа из Панамы? Нет, я Пепа из Анапы».
На небольшое время на сайте аукционного дома reuning.com появилось краткое извещение о том, что "наша" виолончель "Stuart" была продана. Но без каких-либо деталей: кому продана, от кого, когда и за сколько. Сообщение было довольно быстро убрано. Напоминаю, что Рюнинг- это один из сооснователей аукционного дома Tarisio с самым большим архивом покупок-продаж Cosio. Этот Рюнинг потом еще отпочковал свой аукцион «Reuning and Son”.
Вот тут приведено извлеченное из кэша сообщение об этой анонимной продаже виолончели "Стюарт":
https://web.archive.org/…/20160304213725/http://reuning.com/
Скриншот с сообщением о продаже
Конкретно строчка гласит: More recently, we sold the c.1732 "Stuart" Stradivari cello. (Совсем недавно мы продали виолончель Страдивари c.1732 "Стюарт").
А вот тут страница сайта аукционного дома Reuning and Son уже без этой информации:
http://reuning.com/ (см. раздел Antonio Stradivari).
Я посмотрел даты архивирования, и можно точно сказать, что снятие строчки о продаже виолончели произошло после 10 апреля (10 апреля - это дата, когда сообщение о продаже виолончели на сайте еще было), но когда именно - сведений нет. Никаких объяснений и уточнений по этому поводу на сайте reuning.com также нет. Сама страница аукционного дома в этом году архивировалась в кэше 155 раз и пока трудно установить, когда сведения о продаже были поставлены, а когда сняты. Когда я занимался своим маленьким расследованием (15 апреля и позже), этой строчки о продаже уже не было, то есть, можно утверждать, что информация о продаже виолончели исчезла между 11 и 15 апреля, скорее всего - 14 апреля, когда Путин высказался на открытой линии о покупке виолончели Ролдугиным.
Ничего радикального эта новость не добавляет. Ясно только, что в аукционном доме Reuning and Son "имела место махинация".
В самом полном архиве Cosio, который есть часть аукционного дома Tarisio этого Рюнинга, владельцeм виолончели "Stuart" с 1979 г. называется нынешний владелец (current owner). http://tarisio.com/cozio-archive/property/?ID=41562
Этим нынешним владельцем с 1979 г. является Стивен Хонигберг (Steven Honigberg),
см.: http://www.archiviodellaliuteriacremonese.it/…/1732_violonc… , о чем и написано выше.
Между прочим, почему бы не поместить фото Ролдугина в обнимку с любимой виолончелью Страдивари? Фотографии официального владельца Стивена Хонигберга с ней есть. И много. А вот Ролдугина - ни одной. А потому, что эта виолончель имеет индивидуальное лицо. Как Мона Лиза. И фото этой виолончели в разных ракурсах легко видеть на сайтах аукционного дома. Значит, пришлось бы либо изготавливать поддельную виолончель, либо монтировать подлинное фото инструмента с фигурой путинского музыканта. И в том, и в другом случае подделку бы разоблачили. Вот и нет фотодокумента.
Стивен Хонигберг с виолончелью "Стюарт".
Виолончель " Стюарт".
Да, что-то такое замышлялось, разговоры о покупке виолончели как операции прикрытия для офшора Ролдугина шли. Но потом все сорвалось. Почему? Потому, что стала ясна бессмысленность этой операции. Вот по какой причине.
Газета новостей пишет:
Usually rare instruments fall into the so-called Gocollection, but our experts have admitted that Roldugina contact with her completely useless.
Today, for many musicians the tools Coscolluela rare few loses value because a). she officially belongs to the Museum of musical culture im. Glinka (but previously was an independent structure), which can not impose on it the imprint of a certain obscurity; and b). because of the threat of arrest of the Russian property in the YUKOS case, to take out abroad rare rosinstrument now banned, and why are they needed, if not the development of the international career of a soloist?
Перевод: Обычно редкие инструменты попадают в так называемую Gocollection, но наши эксперты признали, что для Ролдугина контакт с ней совершенно бесполезен. Сегодня для многих музыкантов (имеется в виду - российских) редкие инструменты Coscolluela теряют свою ценность, потому что:
а) они официально принадлежат Музею музыкальной культуры им. Глинки (ранее этот музей был независимой от государства структурой, а теперь это собственность государства), которая не может сохранить принадлежность редкого инструмента в тайне; и
б) ввиду угрозы ареста российской собственности по делу ЮКОСа теперь запрещено вывозить за границу дорогие редкие инструменты, а для чего же они нужны еще, если не для становления международной карьеры солиста?
http://the-newspapers.com/2016/04/16/experts-have-found-a-link-roldugin-cello-with-the-yukos-case
Почти все уже ясно, но все же прокомментирую цитату из новостного издания.
Можно предположить, что в раже и ажиотаже, в дикой спешке (ведь нужно было успеть к отрытой линии 14 апреля), разбрасывая по карманам всем заинтересованным сотни тысяч в виде смазки, начиная от владельца виолончели Стивена Хонигберга до владельца аукционного дома Рюнинга, и предлагая за виолончель в 10 раз больше ее стартовой цены, договорились о продаже виолончели "без лишней волокиты". Рюнинг поспешно поставил сообщение, что она уже продана. Еще до всякого таможенного и финансового оформления. И вдруг какой-то русский эксперт вспомнил, что такой дорогой инструмент (12 млн!) в России не может находиться в частных руках. Да и сами эти руки его бы не удержали: только страховка такого инструмента стоила бы пару миллионов рублей ежегодно. Виолончель обязана быть инвентарной собственностью государственного заведения Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Сайт у них неполноценный, но все же есть раздел "Шедевры госколлекции", однако в этом разделе нет никакого упоминания о столь замечательном приобретении как виолончель Антонио Страдивари "Стюарт" за $12 млн. На сайте музея им. Глинки в его коллекции (то есть, стоящих там на учете в реестре инструментах) значатся гораздо менее ценные приобретения, чем виолончель Страдивари за 12 млн, а вот этой жемчужины - нет.
Дорогой инструмент можно вывезти как-то тайно. Скажем, в дипломатической почте. Да, можно. Но это будет нелегально и криминально, потом пришлось бы эту виолончель скрывать как дурную болезнь. С ней же нигде за границей не покажешься. Да и внутри страны тоже. Это все равно, как похитить Мону Лизу, а потом показывать ее в своем музее. Ничего кроме международного скандала не выйдет
см. http://glinka.museum/about-association/state-collection/state-5.php?clear_cache=Y
Принадлежность виолончели государственной конторе в корне меняет дело. Тому имеется главная причина: запрет на вывоз дорогих инструментов из России (приказ Минкультуры РФ, см. http://www.tks.ru/nat/0030000001#03). Этот запрет введен много лет назад, еще до санкций, но там были исключения для концертной деятельности известных музыкантов, а сейчас он усилен, потому что в рамках санкций и решения арбитражного суда в Гааге по иску ЮКОСА (а вскоре будет и по иску родственников сбитого Боинга, который неминуемо появится) государственное имущество России за границей может быть арестовано "за долги". Но если музыкант не может выезжать с дорогущим инструментом ни в какие зарубежные поездки, ни на гастроли, ни для проведения мастер-классов, ни для участия в конкурсах, то владение таким инструментом теряет всякий смысл. Это было, видимо, главной причиной отмены покупки и снятие сообщения об этом с сайта аукционного дома Рюнинга.
Вообще, как-то незаметно ввезти (а не только вывезти) такую вещь как виолончель невозможно. Ее же никуда не спрячешь. И следов ее провозка оставит множество. Например, "Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6)".
Музей музкультуры им. Глинки
В заключение еще раз назову всех владельцев знаменитой виолончели "Стюарт" за всю ее историю, начиная с даты ee изготовления Антонио Страдивари в 1732 году, когда ею владели сам мастер и его семья :
А далее владельцами виолончели в разное время являлись:
В 1807 - король Пруссии Фридрих Вильгельм III (это внучатый племянник Фридриха Второго Великого, а не он сам как дезинформировали Путина его помощники- В.Л.)
До 1926 - E. Hill & Sons
С 1926 по 1931 Александр Стюарт (Alexander J. Stuart)
С 1931 Вальтер Лагеман (Walter Lagemann)
До 1943 - Эмиль Герман (Emil Herrmann)
С 1943 - Шарлотта Берген (Charlotte V. Bergen)
До 1979 - Жак Фрэнсис (Jacques Francais)
С 1979 - Теперешний владелец, известный исполнитель Стивен Хонигберг (Steven Honigberg)
См. http://tarisio.com/cozio-archive/browse-the-archive/owners/?Entity_ID=292
То есть с 1979 года инструмент как принадлежал, так и продолжает принадлежать Стивену Хонигбергу.
Cовсем недавно на сайте аукционного дома tarisio.com снова появились странные изменения: теперь написано, что с 1979 г. виолончель принадлежит анониму (anonimous), хотя тут же, в шапке, сказано, что это виолончель Хонигберга
Antonio Stradivari, Cremona, 1732, the ‘Stuart, Honigberg’
На архиве Кремоны эта махинация видна наглядно: под 1979 г. сначала указан владелец Хонигберг, а строчкой ниже владельцем в этом же году назван аноним.
Provenance (владельцы): Emperor Friedrich Wilhelm of Germany 1807; W.E. Hill & Sons 1926; Alexander J. Stuart (Detroit) 1926/31; Walter Lagemann 1931; Emil Herrmann 1943; Charlotte V. Bergen (Bernardsville, NJ) 1943; Jacques Français 1979;
Steven Honigberg (from)1979;
Anonimous 1979; Anonimous 2013
см. http://www.archiviodellaliuteriacremonese.it/en/strumenti/1732_violoncello_stuart_honigberg.aspx?f=457975
Причем на одном сайте сказано, что анонимус стал владельцем в 1979 г. на втором — в 2013, на третьем — в 2015, а на сайте аукционного дома Рюнинга (он же сооснователь аукционного дома Tarisio), который якобы продал виолончель, было сказано, что это произошло «совсем недавно», то есть в 2016 г. (как раз эта запись была срочно удалена между 11 и 15 апреля этого года).
Все делается для того, чтобы можно было сказать: кто-то купил. Он пожелал остаться неизвестным. Этот кто-то может быть Ролдугиным, вы же не будете этого отрицать? Почему разные годы? Ну, там они напутали. Или специально, чтобы более полно сохранить инкогнито. А почему Рюнинг снял упоминание о продаже (неизвестно кому)? По тем же причинам.
Судя по всему, продолжается темная возня и аукционный дом Рюнинга как-то пытается совместить респектабельность с приличной суммой за конспирацию.
Необязательный постскриптум.
P.S.
можно предположить, что уже после офшорного скандала в срочном порядке у Стивена Хонигберга за наличные 12 млн выкупили виолончель «под покровом ночной темноты». Заплатив при этом также и за конспирацию и молчание. Но тогда покупка не прошла нужных юридических процедур, ибо мы нигде не видим их следов, и такую сделку и, соответственно, право собственности нельзя было бы доказать документально.
Второе соображение: Стивен Хонигберг никак бы не мог использовать такую громадную сумму, полученную без юридического оформления как кэш. Даже просто положить в банк: оттуда сразу поступит сигнал в Налоговую службу США (IRS -Internal Revenue Service) и в FBI (ФБР), и Стивену нужно будет объяснить, откуда эти деньги, то есть оформить легальность их получения. Давать отчет об источнике денег по американским законам нужно, начиная всего-то с 10 тыс. долларов. Что уж говорить тут о миллионах! Теневая сделка (это же все-таки Страдивари), без экспертных оценок, аукциона, сертификатов и вообще гласности вещь невозможная и криминальная. Это способ себя утопить. К тому же за наличность тут "ничего такого" не купишь - ни поместья, ни дома, ни драгоценности, ни даже дорогую автомашину. То есть — просто потерянные деньги, причем с обеих сторон. На это вряд ли пошли бы кремлевские любители Страдивари. Да и сам Стивен.
Ну, разве что взять налом, чтобы по русскому обычаю пропить, но как такой груз доставить - это ведь встанет в шесть приличных чемоданов...
Рейтинг комментария: 4 14
Рейтинг комментария: 11 0
Рейтинг комментария: 1 5
Рейтинг комментария: 6 0
Рейтинг комментария: 1 0