Мариинский театр и три его дирижёра

12-08-2016

Глава первая – о Мариинском театре и Кетерино Камилло Кавосе

История Мариинского театра в Петербурге начинается c созданной в июле по указу императрицы придворной актерской труппы «…не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Тогда же был утверждён и театральный комитет «для управления зрелищами и музыкой».

Сказано – сделано, и уже 5 октября 1783 года торжественно открылся Императорский , располагавшийся на площади Карусель, рядом с Офицерским мостом через Крюков канал. Театр был построен архитектором А. Ринальди cо товарищи, принадлежал дирекции императорских театров и содержался за счет казны.

Этот театр и посещал Пушкин, а его Онегин именно в нём, скучая, «долго терпел балеты» «надоевшего» Дидло. Позже площадь у Крюкова канала получила современное название Театральная, и почти семьдесят лет придворные драматическая и оперно-балетная труппы играли в этом театре, с которого  и начал свою историю будущий Мариинский.

Screenshot_21

Большой Каменный театр в Петербурге в 1790 году. Фрагмент картины И. Г. Майра

Царский двор заботился о театре, на сцене которого ставили свои спектакли русская и гастролировавшие в Петербурге итальянские и французские труппы. В придворной опере работали известные композиторы Дж.Паизиелло, , а Екатерина отправляла своих композиторов — , и — на обучение в Италию.

1798 год стал очень знаменательным годом в истории театра. В числе артистов венецианской труппы, приехавшей в Петербург в 1798 году по приглашению Директора Императорских театров князя Николая Борисовича Юсупова, находился капельмейстер Кетерино Камилло Кавос, приехавший с женой, солисткой труппы.

Это была замечательная удача петербургского театра, в котором Кетерино Альбертович Кавос проработал затем полную творческих трудов и достижений жизнь до самой своей смерти в 1840 году. В Петербургском театре он прославился как итальянский и российский , реформатор, , , замечательный вокальный педагог и великий музыкальный профессионал, сыгравший самую видную роль в развитии российской культуры.

Screenshot_22

Catterino Camillo Cavos - Кетерино Альбeртович Кавос

Пропустить этого человека в нашем  рассказе невозможно, столь  велики его заслуги в подъёме Императорского театра до европейского уровня в первой половине 1800-х годов.

Уже в 12-летнем возрасте в Венеции Кетерино начинает сочинять музыку и через два года он по конкурсу получает должность органиста в Кафедральном Венецианском . Здесь великий Монтеверди, почти за два века ранее, служил первым капельмейстером. Именно эту почётнейшую работу юноша добровольно уступает своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся.

Этого своего благородства Кавос не утеряет никогда, и много лет спустя его будут вспоминать не только как выдающегося музыканта, но и как великодушного человека самых высоких моральных принципов.

В 1803 году он был назначен капельмейстером русской и итальянской оперных трупп театра, а в 1806 на него было возложено управление всей русской оперой. Ему же было поручено создание музыкальных произведений для всех трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской.

Назначенный на должность главного капельмейстера императорских театров, Кавос принял на себя и кропотливую работу по редактированию европейских опер для русской сцены, которые впоследствии много лет ставились в театре.

Screenshot_23

В то время, когда К.Кавос стоял во главе русской оперный части и оркестра Мариинского театра, балетную часть возглавлял Шарль Луи Дидло. Он же руководил и балетным отделением Петербургского театрального училища при императорских театрах, образованным по инициативе и при непосредственном участии Жан-Батиста Ланде. Эти выдающиеся профессиональные деятели культуры из Италии и Франции и начали «чудо русского балета» в Мариинском театре тогдашней столицы России. Это им обязан во многом российский балет своими последующими успехами.

В течение долгих лет К.Кавос обучал молодых вокалистов, занимаясь с ними в Императорском , в и в Санкт-Петербургском . Он умел находить новые таланты и сам брался за обучение, что было совсем непросто, потому что большинство учащихся было малообразовано и не знало нот.

Кавос известен как автор ряда реформ в организации русского театра, в 1832 году он был назначен директором всех оперных Императорских оркестров.

При всём этом талантливый композитор К.Кавос, никогда не забывая собственное музыкальное творчество, написал музыку более тридцати опер, а также много водевилей, балетов, кантат и других музыкальных произведений.

Кавос интересовался историей России, он создал оперы на русские либретто И.Крылова и А.Шаховского. Он написал музыку к балету «» по у, постановленному Шарлем Дидло в Большом Каменном театре в 1823 г.

Героический момент русской истории описывается в его опере «Иван Сусанин», которую поставили в в у, она пользовалась большим успехом. «Сусанин» считается лучшей оперой К.Кавоса, имеющей особое значение, потому что стала первой историко-героической русской оперой, и потому, что явилась предтечей оперы Глинки.

Важным для театра и музыкального искусства России стал 1836 год, с чего и был начат наш рассказ. Тогда драматический коллектив по настоянию К.Кавоса был переведен в .

И 27 ноября 1836 новый сезон нового театра оперы и балета открылся премьерой оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Спектакль прошёл в реконструированном архитектором Альбертом Кавосом, сыном главного дирижёра, здании Большого Каменного театра.

Screenshot_24

Не стоило и сомневаться, что К.Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу молодого композитора, которая явно конкурировала с его собственной, но и высоко оценил её, и стал её первым дирижером. Обе оперы, не мешая друг другу, постоянно исполнялись на столичных сценах до середины XIX века. Премьерный спектакль имел огромный успех и знаменовал собой рождение русской национальной классической оперы.

Весной 1840 года 64-летний Кетерино Кавос заболел и впервые получил отпуск для поездки за границу, но воспользоваться отпуском он не успел. В его похоронах принимали участие все оперные оркестры, которыми он заведовал. Оркестры и певцы исполнили реквием , выразив свои чувства утраты и скорби. Похоронен Кетерино Кавос в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

----------------------

Помимо своего музыкального наследия, Кавос оставил новой Родине своих талантливых потомков, в числе которых были архитекторы, режиссёры, дипломаты, военные, инженеры, художники, актёры. Среди его правнуков находится европейски известная талантливейшая семья Бенуа. И потомки К.Кавоса также сыграли большую роль в развитии русской культуры.

Значение творческой и организаторской деятельности Кетерино Кавоса для становления Мариинского театра очень велико. Кавос былл первым профессиональным, высокого европейского уровня наставником для русских артистов оркестра, оперы и балета; он стал проводником европейской музыкальной культуры в далёкой от её центров стране; он стал основателем театра, существущего уже более двух веков.

Я не уверен, что имя Кетерино Кавоса, в знак признания и благодарности потомков,  находится на фасаде современного здания Мариинского театра, при советской власти его имя даже не упоминали. Но если вы бы хотели узнать моё мнение о необходимости такой памятной таблицы, то теперь вы его знаете.

Глава вторая – о Мариинском театре и Эдуарде Направнике

С уходом К.Кавоса, начиная с 1843, на сцене театра стала выступать итальянская оперная труппа, которой благоволил царский двор. Вероятно, на это были довольно веские причин, если посмотреть на список солистов итальянской оперной труппы. Он блистал именами звёзд первой европейской величины: Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, A. Тамбурини, Дж. Гризи, Л. Лаблаш. Интерес публики к русской оперной труппе очень понизился, и в 1845 она была переведена в Москву.

В сгорел, расположенный напротив Большого Каменного театра, деревянный Театр-цирк, и на его месте на набережной Крюкова канала, архитектор построил новый театр, который и был назван Мариинским в честь супруги императора Александра II. И уже 2 октября 1860 года первый театральный сезон в новом здании традиционно открылся «» Михаила .

В 1883—1886 годах здание перестраивалось архитектором под наблюдением правнука К.Кавоса , и после перестройки в нём стали проходить и балетные спектакли, до того шедшие на сцене Большого Каменного театра. А здание Большого Каменного театра было перестроено для Петербургской и, которая располагается там и поныне.

Screenshot_25

Здание приобрело нынешний вид, органично вписавшись в архитектуру этого исторического района Санкт-Петербурга. Оно как бы перекликается с великолепным Никольским Морским Собором, построенным более ста лет до него. Здание Мариинского театра стало ещё одним украшением района на набережной.

В новом здании театра возобновились спектакли оперной и балетной трупп вначале под руководством К.Н.Лядова, а затем музыкальным руководителем и дирижёром становится Эдуард Франциевич Направник, бывший капельмейстер домашнего оркестра князя Николая Борисовича Юсупова-младшего, внука князя Николая Борисовича Юсупова, в своё время пригласившего на работу в Мариинский театр Кетерино Кавоса.

И вновь выбор представителя рода князей Юсуповых, павший на 27-летнего чешского органиста, капельмейстера  и композитора, стал счастливым для Мариинки. И вновь иммигрант, молодой пражский музыкант, обрёл славное имя на своей второй родине, для которой его деятельность стала исключительно благотворной. История Кетерино Кавоса повторилась, да ещё и как славно.

Впрочем, приглашение на работу в оркестр Мариинского театра было получено благодаря случайности, когда проработав первый год дирижёром домашнего оркестра князя, Направник выучил русский язык, а его талант открыл ему двери в столичное музыкальное общество.

Screenshot_26

В тот вечер в театре давали «Руслана и Людмилу», публика ожидала начала, но оно почему-то запаздывало. Дирижёр Лядов оглядывался, искал кого-то, и тут концертмейстер оркестра И.Пиккель увидел сидевшего в партере Направника, с которым был знаком, и поманил его к оркестровой яме.

Лядов обратился к подошедшему Направнику, объяснив, что знает от Пиккеля об умении Направника легко читать партитуры с листа. Ввиду того, что не явился пианист оркестра, не мог бы Эдуард Францевич выручить оркестр и сыграть вместо пропавшего пианиста.

Высокий музыкальный профессионализм, уверенность в себе и безрассудство молодости - эти три качества помогли Направнику решиться на такой шаг. Молодой музыкант его сделал, спектакль прошёл с успехом, а Направник был приглашён в театр в качестве органиста и помощника капельмейстера в конце 1862 года. Опера «Руслан и Людмила» навсегда стала любимой оперой Направника, а в 1869 году после ухода К.Лядова, Эдуард Францевич Направник становится главным дирижёром оркестра Мариинского театра до самой своей смерти в 1916 году.

Деятельность Направника в течении 47 лет в качестве главного дирижёра оркестра  сыграла огромнейшую роль для театра. Дирижёр имел творческие и дружеские связи с известными рускими композиторами. Он сумел собрать в театре лучшие артистические силы и повысить профессиональный уровень оперных постановок. Благодаря этому в последующие годы оперный театр осуществил многие самые значительные оперные постановки русских и западно-европейских композиторов.

За время работы в Мариинском театре Э.Направник продирижировал почти тремя  тысячами оперных представлений. Его собственные авторские четыре оперы были поставлены в Мариинском театре, среди которых опера «Дубровский» пользовалась наибольшим и заслуженным успехом.

Э.Направник дирижировал мировыми премьерами таких опер как: «» М., «Опричник», «», «», , «Кузнец Вакула» , «», «», «Псковитянка» Н., А.Серова , “Демон» А.Рубинштейна. Опера М.Глинки «Руслан и Людмила» впервые прозвучала без купюр и искажений под управлением Э.Направника.

Направником были впервые осуществлены постановки зарубежных опер на русской сцене: «Аида», «Отелло», «Фальстаф» Д.Верди, «Ромео и Джульетта», «Фауст» Ш.Гуно, «Кармен» Ж.Бизе, «Тристан и Изольда» и тетралогия «Кольцо нибелунга» Р.Вагнера, Л., К., а также написанной для сцены Мариинского театра оперы «Сила судьбы» Дж.Верди и другие.

В подтверждение высочайших оценок постановок Эдуарда Направника скажем о операх П.И.Чайковского, которые всегда становились крупнейшими событиями в Мариинском театре, настолько тщательно и любовно, профессионально в лучшем смысле этого слова, воспринималась дирижёром и театром авторские указания. Более того, известно, что великий композитор сам высоко ценил вмешательства дирижёра Направника в его произведения, иногда очень значительные и даже требовавшие многих переделок.

После премьеры оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре, исполнение которой оркестром театра отличалось особенной тонкостью, Чайковский, принимая поздравления, был растроган чрезвычайно, несколько раз повторяя в адрес дирижёра: «Это его работа…его заслуга». Пётр Ильич считал для себя честью быть другом Направника, он посвятил ему оперу «Орлеанская дева», их дружба продолжалась до самой кончины композитора.

Направник очень тяжело переживал уход из жизни своего близкого друга и музыкального соратника, выразив свои чувства, исполнением на концерте его памяти «Шестой симфонии» Петра Ильича Чайковского, гениальная интерпретация которой стала традицией, по мнению музыкантов и критиков, присутствоваших на прощальном концерте.

-----------------------------

Screenshot_27

                         Мариус Петипа                                                                                                                 Риккардо Дриго

Следует непременно отметить, что как и Кетерино Кавос, Направник был не одинок в своей творческой деятельности в театре. Главным дирижёром балетной труппы этого периода в течении тридцати четырёх лет был известный итальянский композитор и дирижёр Риккардо Дриго. В сотрудничестве Дриго с главным балетмейстером театра , были осуществлены премьерные постановки балетов «», «» и «», А.Глазунова «Раймонда». Композитор Р.Дриго написал музыку нескольких балетов и опер.

Screenshot_28

С Мариинским театром в этот период очень тесно связано творчество величайших представителей европейской и российской театральной культуры: М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова (их портреты выше), а также А.Глазунова, Ф.Комиссаржевского, М.Батистини, О.Петрова, И.Ершова, В. Касторского, Ф. и И.Стравинского, Л.Собинова, Н. Фигнера, М.Рейзена,  А.Воробьёвой и многих других замечательных мастеров искусств. Благодаря этому, Мариинский театр становится одним из ведущих музыкальных театров России и Европы.

Этот счастливый период в жизни Мариинского театра – последнее двадцатилетие     XIX века - справедливо считается блестящим временем русской оперы и балета. Временем, когда произведения великих русских композиторов заняли постоянные передовые позиции в репертуаре Мариинского театра. Временем, когда имя театра стало означать высокий творческий уровень его постановок. Временем, когда лучшие зарубежные композиторы стали считать за честь исполнение их произведений на сцене Мариинского театра.

Поэтому будет справедливым и необходимым сказать, что значение двух его творческих руководителей - Кетерино Кавоса и Эдуарда Направника - выдающихся представителей культурных столиц Европы - сказочной древней Венеции и маленькой красавицы Праги – было наиважнейшим. Это они своим трудолюбием и талантом, глубокими знаниями и высоким профессионализмом, так свойственным европейской культуре, привносили её в течении долгих лет своей работы в творческое развитие Мариинского театра. Их имена, и имена их сподвижников следует помнить потомкам, бережно передавая эту память следующим поколениям.                                                          ------------------------------

После 1917 года жизнь театра продолжилась в труднейших условиях разрухи, голода и практического отсутствия прежней труппы, покинувшей страну из-за неприятия советской власти. Среди деятелей и артистов, сотрудничавших с Мариинским театром и покинувших Россию в этот период, можно назвать композиторов И.Стравинского, С. Прокофьева, С.Рахманинова, дирижёра Р.Дриго, баса Фёдора Шаляпина, балетных Анну Павлову, Матильду Кшесинскую, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского, Михаила Фокина, художников А.Головина и А.Бенуа и так далее. Все они и за рубежом оставались звездами первой величины и гордостью России, и эмигрантами, лишёнными Родины.

Это очень замедлило дальнейшее развитие Мариинского театра. Понадобились годы, чтобы вновь войти в ряд ведущих европейских культурных центров. Только в послевоенное время XX века создалась некая возможность, особенно благодаря балетной труппе театра, занявшей одно из ведущих мест на мировой сцене.         Screenshot_29

             Агриппина Ваганова, фото 1920-х гг.                            Галина Уланова и Константин Сергеев

Театр представил большую группу выдающихся балетных звёзд, подготовленных в стенах своего хореографического училища, возглавляемого Агриппиной Вагановой. В их числе блистали Т.Вечеслова, Ф.Балабина, Н.Дудинская, А.Шелест, А.Осипенко, И.Зубковская, И.Колпакова, Ю.Соловьёв, К.Сергеев, Д.Марковский.

Над спектаклями работали талантливые балетмейстеры Ф. В. Лопухов, А. Я. Ваганова, Л. М. Лавровский, Л. В. Якобсон, Б. А. Фенстер и театральные художники Симон Вирсаладзе, Вадим Рындин и другие.

Однако для творческой работы театра в условиях советского режима, с неустанным                                                                  воздействием метода соцреализма на индивидуальное творчество каждого члена коллектива театра, возможностей было недостаточно. Многие прекрасные солисты театра, находясь в расцвете своего дарования, покидали его сцену: одни - для продолжения выступлений в других советских театрах (Г.Уланова, В.Чабукиани, Б.Брегвадзе, Ю.Григорович); другие, не возвращаясь из зарубежных гастролей, затем приносили великую славу лучшим театрам Америки и Европы (Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Валерий Панов).

Screenshot_30

Михаил Барышников, Рудольф Нуриев и Майя Плисецкая

Интересно, что те же творческие проблемы испытывали в это время и коллектив московского Большого театра, где балетная труппа серьёзно заявляла себя на мировой сцене, с непременным учётом множества барьеров и преград, о которых постоянно «заботилась» советская власть, «помогавшая» развитию балетно-оперного искусства.

И здесь была создана выдающаяся балетная труппа, в которой творили своё искусство звёзды мирового балета солисты, хореографы и педагоги Галина Уланова

Screenshot_31

                          Суламифь Мессерер                                                                                              Асаф Мессерер

и Майя Плисецкая, Суламифь Мессерер и Марина Семенова, Марина Кондратьева и Раиса Стручкова, Асаф Мессерер и Василий Вайнонен, Александр Горский и Юрий Григорович, Владимир Васильев, Михаил Габович, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Александр Годунов и многие другие.

Можно смело констатировать, что на протяжении семи десятков лет советского режима Мариинский театр, как и вся российская культура, переживал две волны потерь выдающихся талантов. И появление всё новых мастеров балета шло вопреки, но не благодаря государственному устройству.

Достижения оперной труппы Мариинского театра советского периода были гораздо слабее. Заложенные К.Кавосом основы оперной школы дальнейшего развития, можно сказать, не получили. Но это произошло с балетом, славно продолжившим традиции, заложенные Шарлем Дидло и замечательно развитые Мариусом Петипа,

Сразу после революции, когда ещё был жив Иван Ершов, ещё почти три года пел Фёдор Шаляпин, в 1922 году не вернувшийся с гастролей, ещё пел пару лет молодой М.Рейзен, ещё пели «на два дома» Сергей Мигай и Николай Печковский, но…оперная труппа угасала - чего-то и кого-то очень  не хватало. Или было многовато «соцреализма», но только творчество явно задыхалось вместе со всей страной в условиях советского режима.

В послевоенное время в театре всё-таки стали появляться выдающиеся вокалисты, был хороший хор и оркестр. Тогда стали известны имена С.Преображенской, В. Давыдовой, Е.Образцовой, К.Лаптева, В.Атлантова, Д.Плужникова, В.Киняева, Б.Штоколова, С.Лейферкуса, Е.Нестеренко.

Screenshot_32

                                   Елена Образцова                                                                         Евгений Нестеренко

Screenshot_33

Борис Штоколов                                                                            Владимир Атлантов

Однако и здесь запретительный советский режим, большой отрыв от европейской культуры, более ста лет так замечательно помогавшей деятельности росту творчества Мариинского театра, очень сильно сковывал возможности его композиторов,  режиссёров и артистов. Для публики же этот отрыв от европейской культуры стал просто катастрофичен.

Глава третья – о Мариинском театре и Валерии Гергиеве.

 Часть 1. Выдающийся дирижёр и деятель культуры В.Гергиев

Пришедший после окончания ленинградской консерватории в 1977 году в Мариинский театр, Валерий Абисалович Гергиев, проработал в театре четыре года в качестве ассистента главного дирижёра Юрия Темирканова. Затем  он покидает Петербург и становится главным дирижёром государственного симфонического оркестра Армении.

И вновь возвращается в Мариинский театр в 1988 году, уже в качестве главного дирижёра, а после занимает сразу три поста: главного дирижёра, художественного руководителя и генерального директора, успешно совмещая эти высокие должности до настоящего времени.

Времени, когда на смену советскому режиму, препятствовавшему свободному творчеству, пришёл режим диктатуры узкого олигархического круга новых владельцев бывшей государственной собственности, который довольно быстро превратился в личную президентскую диктатуру.

Для Мариинского театра это принесло довольно значительные изменения. Широкий простор для творческого развития, свобода международных связей и контактов, неограниченные возможности театральной коммерческой деятельности – всё это стало доступным и даже привычным. Это время в театре впоследствии, я думаю, станут называть временем Валерия Гергиева.

Screenshot_34

Деятельность известного дирижёра в течении 28 лет настолько ярка, многогранна и успешна, что заслуживает внимания не только слушателя, но и читателя. Вот краткий перечень его успехов:

Валерий Гергиев - Герой Труда России ( в числе первых пяти награжденных при В.Путине), и пятикратный лауреат и (1993-2016 гг.);
по утверждению «Российской газеты», он «самый знаменитый осетин в мире» нашего времени;

Screenshot_35

он обладатель громадного количества высоких званий, титулов, степеней и наград от политических, общественых, религиозных организаций  и правительств многих (кажется пятнадцати) стран мира;

он, вероятно, самый титулованный из всех руководителей, работавших в Мариинском театре за всю его историю, человек талантливый и успешный во всём, что бы он ни делал;

он уже несколько лет является самым востребованным дирижёром страны и самым состоятельным деятелем культуры России.

Конечно, всё это благодаря его таланту и поразительной работоспособности, помогающей ему справляться с невероятным объёмом работы:

кроме основной работы он в течении нескольких лет занимал пост главного дирижёра Лондонского симфонического оркестра, и приглашенного дирижера в Роттердаме, Нью Йорке и Мюнхене;

он регулярно совершает зарубежные и российские гастроли, с оркестром театра или без него, давая в среднем двести и более концертов ежегодно во многих странах мира;

Screenshot_36

он постоянно с 1988 года занимается организацией различных фестивалей и празднеств, инициатором и звездой которых сам является;

он отдаёт время благотворительной деятельности с помощью знаменитых Благотворительных Фондов своего имени;

он передаёт свой опыт молодёжи,  в 2010 году избирается деканом нового факультета искусств Петербургского университета;

он является российским дипломатом, занимая с 2009 года пост Почётного Консула Люксембурга в Cанкт-Петербурге;

он находит время для звукозаписи произведений русских и зарубежных композиторов, и список звукозаписей оркестров под его руководством очень впечатляет;

он успешный бизнесмен, владелец 15%-го пакета акций компании «Евродон», крупнейшего в стране производителя и переработчика мяса индейки, владелец домов, квартир, земель, и так далее;

Эти выдающиеся достижения нынешнего руководителя Мариинского театра даже превосходят немалые успехи всех предыдущих знаменитых музыкантов, работавших в Мариинском театре.

В чём причина столь поразительных успехов Валерия Гергиева, каким образом ему удаётся достигать самых вершин в творчестве, руководстве и бизнесе, и всегда ли так происходит?

                          Часть 2. Небольшие проблемы дирижёра В.Гергиева

Заголок этой части говорит сам за себя – он лишь о небольших проблемах, начать хотя бы с бизнеса Валерия Абисаловича. В нём есть только один простой вопрос: как замечательный музыкант стал владельцем акций многомиллионной мясной компании - он специалист по выращиванию и переработке мяса индейки или просто удачно вложил деньги в растущую компанию, получил их в наследство или кто-то подарил Гергиеву свои миллионы?

Ответ столь же прост - именно так, подарил, отвечают интернет-сайты. И не кто-то, а бизнесмен из Северной Осетии (имя указывается), и не совсем подарил, а отблагодарил за услугу, оказанную Гергиевым. Тот познакомил земляка с председателем правления очень большого банка (имя и название приводятся), который, по-приятельски, предоставил кредиты для превращения скромной компании в почти монополиста отрасли всего за 6 лет. Старая схема начала нынешнего российского капитализма работала безотказно – кредиты банка для нужных людей, имеющих общие интересы – и стала причиной богатства Валерия Гергиева.                                                           --------------------------------

Теперь попробуем получить ясность в работе знаменитого «Благотворительного фонда Валерия Гергиева», знаменитого совсем не даром. В его попечительский совет входит около 40 человек - все они известные в стране бизнесмены и чиновники, например, Геннадий Тимченко и Алишер Усманов, а сопредседатели Фонда Алексей Кудрин и Герман Греф, все они друзья дирижёра и Фонда. В числе спонсоров Фонда Гергиева - более 15 крупнейших компаний и банков страны.

Средний годовой взнос члена попечительского совета в 2012 году составлял 650,000 долларов, а общая сумма взносов - около 26 миллионов долларов.  Беда в том, что общий размер фонда официально не разглашается, на сайте Фонда отсутствует, а потому лишь журналистские расследования позволяют узнать некоторые подробности. При отсутствии информации о делах общественного благотворительного фонда, что представляется странным, создаётся возможность для подозрений и слухов.

Согласно информации журнала «Форбс», ежегодный объём поступлений в фонд театра составляет не менее 250 млн. рублей. Немалые деньги Фонда, собранные друзьями театра, участвуют в создании социально-культурных объектов, поддерживают творческие проекты театра и участвуют в организации гастролей за рубежом, сопровождают функционирование лейбла «Мариинский», осуществляют адресную поддержку нуждающихся музыкантов и коллективов.

Известно также участие Фонда в создании уникальной коллекции музыкальных инструментов, создании собственной звукозаписывающей студии, помощи реконструкции театра, оплачивании расходов на фестивали Гергиева, главные из которых «Звёзды белых ночей» и Московский пасхальный фестиваль.

Однако из журналистской информации следует, что Фонды проводили затратные фестивали не очень часто, а сотни миллионов рублей со счетов Фонда (происхождение которых порой «туманно», утверждается, что большая часть выделялась государством) операторами Фонда вкладывались в недвижимость, которая перепродавалась с прибылью.

Сообщается, что схему «прокрутки прибыли» придумывали «старые знакомые» Валерия Гергиева, некто Берсиров и Резвов. Они знали, что заниматься коммерческой деятельностью благотворительный фонд не может, зато может давать займы. И деньги переводились на счета строительных компаний, часто руководимых самими же авторами «схемы», которые и рассчитывались с Фондом квартирами, записанными на подставных лиц.

Этот преступный коммерческий вид деятельности Фонда имени Маэстро был достаточно подробно описан не раз, и даже в уголовном деле, возбуждённом Прокуратурой в Московского Тверского суда.

Распорядительным директором Фонда с 2000 года являлся доверенный и близкий человек Валерия Гергиева Игорь Зотов, имевший доверенность на управление активами Гергиева и его семьи, который с 2005 года стал ещё и директором оперативных компаний двух его главных фестивалей.

Против Зотова и было заведено уголовное дело по иску Гергиева, обвинявшего своего доверенного в хищении из фондов 245 млн рублей. Писали, что  эта сумма – лишь верхушка айсберга многочисленных сомнительных финансовых комбинаций структур фонда Гергиева с петербургскими строительными компаниями.

На заседании суда стало известно, что с 2004 по 2011 год Гергиев привлёк на расчётные счета своего фонда и операторов фестивалей около 110 миллионов долларов, из которых на благотворительность было потрачено около 23 млн долларов, а часть средств по указанию Гергиева обвиняемый Зотов перечислял самому Гергиеву в виде гонораров и материальной помощи. Forbes располагает даже копиями платежных поручений, по которым в 2008-2010 годах было выплачено более 130 млн рублей из Фонда Гергиева самому дирижёру по договорам пожертвования и материальной помощи. На вопрос адвоката М.Железняка Гергиеву о происхождении платежек на судебном заседании, маэстро ответил: «Надо подумать».

Оказалось, что к 2011 году в структурах Гергиева возникла гигантская финансовая «дыра» в 500 миллионов рублей, которую скрыть было невозможно. На допросах Валерий Абисалович утверждал, что все финансовые махинации совершались за его спиной, во что трудно было верить. Гергиев контролировал все операции, дотошно вникая во все детали, рассказывают друзья маэстро, не заметить исчезновение 500 миллионов рублей для человека с качествами Гергиева почти невероятно.

Невероятно и то, что директор Мариинского театра не знал о совершенно уголовных биографиях своих партнёров и консультантов по бизнесу Евгения Резвова и Беслана Берсирова, достойных пера авторов детективов, на которые у нас нет ни времени, ни особенного желания. Желающие могут набрать эти имена в сети.

В ходе судебного заседания выяснились и преступные финансовые операции по уходу от налогов, в которых принимали участие двоюродный брат Гергиева Казбек Лакути и директор компании «Русправо» ( в насмешку?) Рустам Хамикоев.

Следствие доказывало, что Зотов и Лакути использовали «Русправо» для присвоения денег фонда, перечислив указанные выше 245 млн. рублей на оплату шести квартир и паркинга в элитном доме в центре Москвы, сор из избы не выносили почти полтора года, Гергиев Зотову велел «всё решить, желательно, без огласки». Сам истец отвечал на вопросы следствия, но на заседания суда не являлся ввиду занятости, что совершенно естественно.

В результате Зотова судили, но остальным подельникам как-то удалось уйти от наказания. Зотов неосторожно ляпнул о переводе денег директору по его же распоряжению, что Гергиев отрицал начисто. Вот Зотов и схватил свои 8 лет на нарах с обязательством покрыть недостачу, что он и сделал, хотя и успел крикнуть на оглашении приговора: «Это твой срок, Казбек!». А Казбек разумно помалкивал, получив свою пятёрку, к тому же условно.

А своим чередом, солидная финансовая поддержка фестивалей, появившихся по инициативе Валерия Гергиева, продолжается, оркестр Мариинского театра, с главной звездой Валерием Гергиевым во главе, каждый год колесит на спецпоезде по России, даря её жителям радость встречи с большим искусством. Но это-то замечательно, вне всяких сомнений.

C ясностью – обязательной составляющей благотворительности – как видим, не очень здорово, нам её добиться непросто, а то и невозможно, что-то мешает...                                                       ---------------------------

О второй по доходности деятельности Валерия Гергиева говорить вновь нелегко. Его ежегодные зарубежные гастроли приносят существенную прибавку к доходам Маэстро, только в 2015 году получившим за концерты за рубежом 16,5 млн. долларов.

И эта высокая оплата более, чем оправдана неподдельным и искренним интересом, которые его концерты по всему миру вызывают у миллионов зрителей - творчество дирижёра весьма востребовано и оценивается достаточно высоко.

Лишь одно обстоятельство немного настораживает. В этом году, например, по данным Собеседник.ру согласно гастрольному графику, Гергиев дирижирует ежедневно (!), и нередко даёт за одни сутки два (!!) и даже три (!!!) концерта. Это при его загрузке на работе в театре, исполнении прочих обязанностей и дел, да и отпуска свои дирижёр всегда привык проводить в соседней Финляндии, по сообщениям прессы, в летние три недели регулярно.

Сами видите, действительно, вывод сделать непросто, ну, не будем.

----------------------------

Зато следующая плодотворная идея Валерия Гергиева от 2013 года, кажется более прозрачной. Мысль возродить Всероссийское хоровое общество, нашла государственную поддержку в лице самого Президента, и Гергиев лично возглавил некоммерческое партнёрство.

А далее именно эти партнёры стали исправно выигрывать все конкурсы на получение субсидий государственного бюджета: Всероссийский смотр хоров 2013 года – 9 млн. рублей; подготовка сводного детского хора России на Олимпиаде в Сочи – 150 млн. рублей; выступление детского хора в Крыму в 2014 году – 8,4 млн. рублей, подготовка всероссийского хорового фестиваля – 26,6 млн. рублей. Все субсидии из бюджета отлично освоены только детищем Валерия Гергиева - НП «ВХО». И тут всё ясно и понятно.

---------------------------

Дипломатическая деятельность Почётного консула Гергиева кажется ещё более прозрачной. К тому же внимание институту почётных консулов стал уделять ещё в 1991 году Владимир Путин - желая «упрочить горизонтальные связи на персональном уровне между Петербургом и зарубежными странами». Первым таким назначенцем В.Путина стал его друг бизнесмен Ю.Ковальчук, дальше больше.

Со временем престижность подобного назначения очень выросла, крупнейшие представители бизнеса пытаются получить такую должность, хотя она никакого дохода не предусматривает, лишь некоторые небольшие привилегии, например:

почётный консул получает право на ограниченную неприкосновенность и защиту консула и имущества от ареста по не тяжёлым преступлениям,

почётный консул имеет право беспошлинно ввозить в страну несколько автомобилей,

право на дипломатические номера, с правом парковать их в любом удобном месте,

право не платить налоги и пошлины на консульские помещения,

право перевозить наличные деньги, не декларируя их на таможне, а багаж освободить от таможенного досмотра,

право заниматься профессиональной и коммерческой деятельностью.

Ну, словом, хорошие привилегии, пусть и небольшие, но всё-таки полезные, а порой даже и необходимые, что совершенно ясно.

---------------------------

Несколько слов о звукозаписях Валерия Гергиева, скромно числящихся в его обширном списке трудов и занятий. Зато в списке самих звукозаписей имена самых знаменитых композиторов: и, и , и , и Малера (все симфонии), (все оперы за исключением двух, (все симфонии, все фортепианные и скрипичные концерты, ряд опер), и , и Стравинского, Чайковского (все симфонии кроме двух, все балеты, ряд опер и симфонических произведений), (все концерты, все симфонии, опера «Нос») и (ряд симфонических произведений и опер).

Музыкальные критики пишут о высоком художественном уровне исполнения оркестров под руководством Гергиева, но никогда его записи не удостаивались высших международных награ. Были только номинации в Грэмми, кажется в 2010 и 2012 году, но наград не удостоились. Учитывая высокий международный интерес к творчеству дирижёра, такая ситуация почти невероятна.

Причины этому мне обнаружить не удалось, кроме слов самого дирижёра, молвившего после очередной неудачи на 55-м вручении Грэмми, что он не считает эту награду важнее, чем новые события, концерты и гастроли, и «не следит за этим». Сам интерес к отсутствию наград за звукозаписи у Гергиева объясняется лишь тем, пожалуй, что они единственные, которых нет у самого успешного российского деятеля культуры нашего времени.

-------------------------------

Ладно, перейдём к семейным заботам главного дирижёра Гергиева. Они стоят того, потому что семья для Гергиева – предмет неустанной опёки, постоянной поддержки и головной боли. И Валерий Абисалович о них никогда не забывает: согласовав условное наказание двоюродному брату Лакути; заключив совсем недавно «небольшой» госконтракт с 30-летним племянником-дирижёром Заурбеком Гугкаевым на 585 тысяч рублей; назначив директором концертного зала Маринки мужа своей младшей сестры Светланы Тамерлана Гугкаева; попросив свою старшую сестру Ларису Гергиеву поруководить Академией молодых певцов Мариинского театра и так далее. Что ж, семья небольшая, но талантливая, и тем более заслуживают устройства его немногочисленные родственники в Петербурге, около Мариинки, рядом с ним, в своём семейном бизнесе.

------------------------------

Наверное, скажем так - эта часть рассказа о «небольших неудачах» Валерия Гергиеве немного диссонирует, применяя музыкальный термин, с первой частью рассказа об успешной творческой биографии главного дирижёра Мариинского театра. Успехи, похоже, не совсем однозначны.

             Часть 3. Главная неудача строителя В.Гергиева.

Тем более, что теперь мы расскажем о самых больших трудностях и неприятностях, доставленных директору театра, задуманной и исполненной под его руководством реконструкцией Мариинского театра. Быть может, это поможет ответить на сомнения предыдущей части статьи.

В 1997 году инициатор реконструкции Валерий Гергиев думал лишь об одном возможном месте строительства второй сцены и концертного зала – напротив театра на другой стороне набережной Крюкова канала. Это позволяло расширить владения театра в историческом центральном месте города, и так было удобно его руководству.

Многочисленные протесты и критика предполагаемого решения в расчёт не принималась. А между тем, выбранное место обладало такой историей, что о возможных вариантах подумать бы следовало.

Сам Крюков канал - почти ровесник города, в  будущем году исполнится триста лет с момента начала его строительства. Канал подрядчику Крюкову повелел  построить Пётр I, а первый из шести мостов через канал сооружён лет на десять пораньше первого моста на самой реке Неве.

Дома на набережной Крюкова строили многие известные российские зодчие, среди них Д.Кваренги, В.П.Стасов, А.Кавос, М.А.Пасыпкин, И.Д.Черник, Е.П.Варгин, М.Е.Месмахер,  С.О.Овсянников, С.И.Чевакшинский, Ф.И.Руска, К.А.Тона, И.И.Шарлемань, A.И. Мельников,  А.В.Иванов. М.А.Канилле и другие академики, генералы,  замечательные мастеров архитектуры.

И получалась красивая, очень петербургская набережная, на которой селились и жили многие знаменитые персонажи российской истории: композитор Игорь Стравинский; его отец знаменитый бас Мариинского театра Фёдор Стравинский; композитор Модест Мусоргский; полководец А.В.Суворов; поэт, декабрист Фёдор Глинка; балерины Мариинского театра Тамара Карсавина и Евдокия Истомина; главный дирижёр Мариинского театра Эдуард Направник; музыкант, педагог, брат Сергея Рахманинова А.И.Зилоти; автор первого советского учебника генетики профессор М.Е.Лобашёв; великий Фёдор Шаляпин;  поэт, декабрист В.К.Кюхельбеккер; зодчий Василий Баженов; первый русский поэт-романтик, переводчик и воспитатель не самого плохого русского императора Александра II Василий Андреевич Жуковский; поэт, декабрист и князь Александр Одоевский; выдающийся русский актёр Пётр Каратыгин и так далее.

На набережной Крюкова канала часто бывали русские писатели и поэты, композиторы и артисты, другие очень известные люди, в их числе: Пушкин и А.И.Тургенев, П.Вяземский и П.Плетнёв, Н.Гнедич и К.Батюшков, В.Давыдов и Иван Андреевич Крылов; Пётр Ильич Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков и С.Прокофьев; Фёдор Михайлович Достоевский, В.Крестовский, В.Куприн, и В.Короленко; литературное имя нарицательное, академик и графоман  Дм.Хвостов; выдающийся балетмейстер Мариус Петипа; поэт Александр Блок; художник И. Э. Грабарь; великий актёр советских времён Аркадий Райкин; все музыканты и артисты Мариинского театра и так далее.

Множество славных имён, связанных с набережной Крюкова канала и Мариинским театром, заранее исключали любые возможные искажения облика набережной, имеющей трёхсотлетнюю историю. Даже одного имёни из списка хватило бы большинству городов России для увековечения памяти прошлого. Кто бы решился тронуть новостроем историю места, связанного с их множеством?

Известно, что в 1892 году архитектор И.П.Макаров составил проект, предусматривающий всего лишь заделку кирпичной кладкой  кваренгиевских лицевых арок, красиво украшавших  фасады Литовского рынка, стоявшего на набережной. Кто-то посчитал, что они были не совсем удобны. Но тогда здравый смысл и уважение к своей истории не позволили осуществить даже такой небольшой, по сути, проект.

------------------------------

А перед Гергиевым и его командой стояла задача гораздо более сложная - строительство здания второй сцены театра «Маринка-2» на противоположном берегу Крюкова канала, прямо напротив заднего фасада театра. Для этого следовало расчистить пятно застройки – снести большой угловой блок из трёх зданий на набережной.

Первым в списке сносимых значилось угловое здание Дворца культуры имени Первой Пятилетки, построенное на месте большей части бывшего Литовского рынка в 1929-1930 гг. Построенного теми, кто историю помнить не желал, кто предпочитал «старый мир разрушить до основанья», плохо представляя, что будет затем.

Поэтому архитектура здания в стиле конструктивизма, явно не сочеталась с обликом всей набережной канала, по мнению архитекторов более позднего времени.

Screenshot_37

Двореца Культуры им. Первой пятилетки.

Наверное, специалисты были правы, скажем мы, глядя на советский дворец. Но, заметим, что трёхэтажный Дворец, обладая весьма сомнительным именем и обликом, имел и некую своебразную историчность, пусть и не очень далёкую. И всё-таки несоответствие облика здания окружавшему его архитектурному ландшафту, было важнее и могло перевесить короткую людскую память - участь Дворца была решена.

---------------------------

Рядом с Дворцом культуры стояли ещё два здания – жилой дом №5 и 243 средняя школа – которые предстояло снести. Особой архитектурной и исторической ценности здание школы не имело - советский малоинтересный новострой, неказистый и неудобный внутри (знаю точно).

А вот жилой дом, позвольте, это же оригинал. Здесь на этом месте находился, построенный архитектором Джакомо Кваренги в 1787-89 годах, Литовский или Частный рынок - название от знаменитого Литовского замка, стоявшего напротив через проспект Декабристов. Вот оно, здание Литовского рынка Кваренги на нижнем снимке, занимавшее весь квартал, при всей его очевидной практичности, очень красивое. Оно в одном ряду с театром и Никольским собором формировало облик набережной.

Screenshot_38

В 1917 году здание рынка, как водится, подожгли, затем часть рынка была снесена, но уцелела центральная часть оригинального фасада.

В 20-х её переделали в жилой дом №5, предназначенный к сносу (вот ведь судьба!) Дом был очень неудобен внутри, и практической ценности не представлял никакой.

Зато он имел два бесценных достоинства: являлся единственным, среди сносимых, с  оригинальным фасадом, творением выдающегося архитектора; и прекрасно гармонировал и подчёркивал архитектурный стиль набережной: строгий и в то же время легкий и красиво вычерченный. К тому же небольшой пропорциональный дом хорошо вписывался в линию зданий, продолжающих набережную в южном направлении, обозначал свою к ним принадлежность.

Имя же самого архитектора Кваренги покрыто вечной славой творца, за тридцать семь лет деятельности построившего в Санкт-Петербурге около тридцати знаменитых, прекрасных зданий - образцов палладианской классической архитектуры, среди которых: Академия Наук, Конногвардейский Манеж, Смольный Институт, Мариинская больница, Александровский Дворец и Концертный Зал в Царском Селе, Ассигнационный Банк, Дворцы Салтыкова, Дашковой, Жеребцовой и Юсуповых, Малый Гостинный Двор, Эрмитажный Театр,  и другие шедевры зодчества, украшающие Петербург и поныне.

Screenshot_40

Джакомо Кваренги 1744 -1817

Этот итальянский аристократ по-настоящему полюбил Россию, доказав это в 1812, когда суровый король Италии приказал всем подданным вернуться в страну. Не менее решительный, Кваренги отказался и был заочно приговорён к смертной казни.

Во многом благодаря его творческому труду, как и других лучших архитекторов и строителей города на Неве, Петербург называют северной Венецией, жемчужиной русского градостроительства, чему нет равного в России.

Ещё бы, ведь Кваренги был последователем великого архитектора итальянского Возрождения Андреа Палладио, построившего первые здания театров в знаменитой Виченце. Джакомо Кваренги своим творчеством прославил обе страны – Италию, в которой он родился и стал успешным архитектором, и Россию, которой он оставил свои лучшие творения.

И на одно из них надвигалась опасность быть снесённым при строительстве театра. Вот уж, действительно, нелёгкая судьба. Такая же, кстати, что постигла творенья Кваренги, разрушенные войной: Смоленская церковь в Пулково (восстановленная в 2016 г.) и Английский Дворец в Петергофе (так и не…).

Но ещё более страшное произошло с могилой самого Кваренги, похороненным в 1817 году в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. Большая часть кладбища в советское время была варварски срыта и уничтожена со всеми захоронениями, в числе которых была могила архитектора.

Ныне лишь с отвращением читаю в Вики, что «В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на ». Я помню это время, я помню проложенную поверх мест захоронений, ещё не асфальтированную, пыльную дорогу. Как бы хотел я рассказать об этом главному дирижёру театра перед началом реконструкции. А может быть он интересовался, может быть и знал? … нет комментариев.

Часть 4. Четыре катастрофы генерального директора В.Гергиева.

Однако многолетнее строительство второго театра на этом месте - проектирование, снос и строительство новых сооружений Мариинского театра – началось и потребовало очень много сил, времени и средств. А в итоге оно полностью заслуживает название «Четыре катастрофы».

План проектировщиков учитывал необходимость сохранения облика набережной, поэтому было решено оставить нетронутым оригинальный фрагмент переднего фасада здания Дж.Кваренги, вписав его в центр нового здания. А уж оно должно было быть построено непременно с учётом стиля исторического района и главного здания театра.

Однако разумная идея реконструкции оказалась совершенно непосильной для тех, кому эту строительную задачу поручили. Вероятно, для её выполнения требовались архитекторы и строители, уровня, сколь возможно близкого к уровню самого Джакомо Кваренги, которых не оказалось на строительстве.

Без них - никакой контроль общественности, никакая помощь главы государства, никакие заверения и обещания руководства и лично директора театра, ничто не могло помочь успеху. И это со всей очевидностью продемонстрировала реконструкция.

Я внимательно изучал многочисленные материалы, описывающие события и имена участников долгих лет проектирования и реконструкции, я описал их на более, чем двадцати страницах с цифрами, фотографиями и именами. А потом решил, что получилась совсем другая статья, или уголовный очерк, или детектив с ворами в законе, аферистами и жуликами, глупыми, ленивыми и корыстными чиновниками. Писать  это было долго и довольно противно, читать – тем более. Поэтому я приведу лишь основные факты, которые подтверждают мой задиристый заголовок о четырёх катастрофах.

Screenshot_41

Только на фото теперь можно увидеть оригинальный фрагмент фасада здания дома №5 архитектора Д. Кваренги, до того как он «сам обрушился».

- Первой катастрофой стали жалкие потуги строителей использовать фасад кваренгиевского здания, как предполагалось по проекту. Потуги, окончившиеся полным провалом - идея проекта провалилась в прямом смысле вместе с самим фасадом - что словами прессы было описано так: «Строители сказали - сама обрушилась». Чего больше в этом сообщении – равнодушия к своей работе или полного непрофессионализма строителей - точно не скажешь, довольно и того и другого.

- Второй катастрофой стал проект, разработанный не слишком известной в архитектурных кругах канадской фирмой Diamond Schmitt Architects. По некоторым данным, он был выбран лично руководителем театра и чуть ли не утверждён самим Президентом. Тем не менее новый комплекс «Мариинка-2» грубо исказил исторический архитектурный облик набережной канала, вопреки всеобщему желанию.

- Реконструкция длилась на протяжении четырёх лет проектирования и одиннадцати лет самого строительства,  и это было позорной катастрофой номер три.

- Участники реконструкции «успешно освоили» бюджет, выросший с планируемых 3.8 млрд.рублей до 22 млрд. рублей, что можно квалифицировать как катастрофу номер четыре.

На снимках ниже помощники директора театра и некоторые из руководителей строительства и сам министр культуры, имена их очень известны и их вклад в провал реконструкции очень велик, информации о них очень много.

Screenshot_42

Вице-губернатор Марат Оганесян, министр культуры Мединский и директор театра Валерий Гергиев

Screenshot_43

            Марат Оганесян, вице-губурнатор Санкт-Петербурга                      Беслан Берсиров и Евгений Резвов                                                  

Вот она, ниже на снимках,  катастрофа номер два, украшающая отныне историческую набережную канала:

Screenshot_44

Фото Б.Красика

Вот оно, неуклюжее строение «Маринка-2», с громоздкими металлическими конструкциями, напоминающими пожарные лестницы старых домов в Нью Йорке; деревянными по виду брусами навеса, как у летних беседок, повторённые на крыше здания в увеличенном размере; с неуместным стеклянным кубом, забытом на ребре здания; со встроенным фрагментом рынка, не имеющим вид оригинального фасада, а лишь напоминающим его арками, и резко дисгармонирующим с современным весьма незамысловатым обликом верхней надстройки здания.

Ну, просто очевидно, на нижнем снимке справа, как «неудобно» им вместе - верхней и нижней частей фасада. Как нехороша, глуповата получилась эта «смычка» нового и старого, грубо притянутая за уши туда, где её не ждали и не хотят видеть. Точно так же, как и само здание, совершенно не вписывающее в облик набережной и театра.

Так же неудобно теперь всем, кто видит и понимает – ни классическим искусством Андреа Палладио и Джакомо Кваренги, ни мастерством других архитекторов, которые работали триста лет, создавая свои шедевры в этом районе Петербурга – здесь даже не пахнет. Какое отношение это странное, некрасивое «создание» из другого мира, имеет к Крюкову каналу, к старому Петербургу Кваренги

Screenshot_45

Архитектура двух зданий одного театра, стоящих друг напротив друга, выполненная в единых формах, не правда ли?

Точно так же «гармоничны» два фасада, снимок слева, выходящие на Минский переулок, такие разные, из двух миров или эпох: одна – классические фасады жилых домов, вторая – задний фасад второй сцены  исторического театра…     А справа – «привлекатальный» вход в концертный зал им. С.Прокофьева, немного похожий на вход в склад или пожарный выход, но дивная табличка, криво висящая на входе, утверждает – в концертный зал. Фото Б.Красика.

и Расстрели, Пушкина и Чайковского, сказать невозможно. Разве что останется в виде памятника равнодушию, неумению и полному неуважению нынешнего руководства театра и города к своей истории.

Как тут не вспомнить:

- что великолепное основное здание Мариинки было построено в 1859 году архитектором Альберто Кавосом, кажется, за один год, при том, что никакие сведения о жалобах на превышение бюджета от семейства императора Александра II,  заказчика строительства театра, истории неизвестны.

- что Большой Петровский театр в 1780 году был построен за 5 месяцев.

- что Большой театр после пожара 1853 года был восстановлен архитектором А.Кавосом за три года.

Другое время? Да, и другие люди, во главе которых стоял главный дирижёр Мариинского театра Валерий Гергиев.

Часть 5. Финал

Его расчёты на сохранение исторического облика уникального района, его уверенность в то, что новые сооружения будут достойно выглядеть на фоне великолепного старого здания Мариинского театра, были неверны и неоправданы.

Его неумение подбирать необходимых исполнителей, непрофессиональный слабый контроль за расходованием бюджетных стредств, пренебрежение мнениями, отличными от его собственного, неумелое единоличное руководство многими  проектами одновременно и неудачные попытки брать всю ответственность на себя, в полной мере были продемонстрированы Валерием Гергиевым за годы реконструкции.

Этим объясняются и катастрофические результаты, так оценённые петербуржцами в средствах массовой информации:

«Жители Санкт-Петербурга впервые увидели новое здание в январе 2013 года, и немедленно окрестили его «бетонной коробкой» и «убийцей набережной Крюкова канала».

«Был проведён сбор подписей под петицией о сносе сооружения, которое описывалось так: «в сердце города разместили огромный сарай, назвав это театром».

«Испоганили одно из лучших мест города скучнейшим заводоуправлением».

«Я не житель Санкт-Петербурга, но то что соорудили, не в какие рамки не вписывается. Кто подписал разрешение на строительство этого… чиновников, которые допустили такой бездарный проект к его осуществлению, надо просто сажать лет на 20, что бы было время подумать».

Директор Эрмитажа : «Это всем нам очень большой урок. Здание действительно многим не нравится. Оно, на мой взгляд, никакое».

Искусствовед и архитектурный критик Алексей Лепорк: «С точки зрения экстерьера, здесь просто не о чем говорить: здесь нет никакой архитектуры. Это просто большая коробка».

Театральный художник Марк Борнштейн: «Чудовищный монстр из стекла и бетона занимает целый квартал на берегу Крюкова канала. Он не прикидывается произведением архитектуры, даже не пытается имитировать её, как иные … Нет, это функция в чистом виде: машина для демонстрации спектаклей.»

«Здание было названо архитекторами, признавшими его главной неудачей последних лет, «самым некрасивым зданием времён губернатора »: новый театр возглавил анти-рейтинг с огромным отрывом».

«Губернатор Полтавченко в ответ на возмущения заявил, что ему тоже не нравится второе здание, но решение о его строительстве было принято еще во времена предыдущего губернатора, а «Наша задача, чтобы такого больше не повторялось".

------------------------------------

Руководители реконструкции имели дело с частью культуры и истории, которая требовала высокого уважения и особого умения. Очевидно, к выдающимуся дирижёру Валерию Гергиеву не пришла эта здравая мысль. Победило желание расширить владения театра именно здесь, в историческом районе, что было престижнее и удобнее. В полной мере проявились лишь непрофессионализм и корысть.

Он не желал строить новый театр, например, в любом «спальном» районе громадного города, где кроме унылых хрущевских пятиэтажек или новостроя, мало что радует глаз. Где достаточно было бы места и потенциальных, благодарных зрителей для строительства не одного театра, где строительство было бы намного проще, намного дешевле и желанее публике, чем в историческом центре города.

Напрасно не пожелал, быть может этот современный куб все-таки лучше смотрелся бы в районе новостроек, и уж, точно, такого позора, как теперь, находясь рядом с главным зданием театра, не имел.

Вряд ли можно сомневаться в том, что благодаря Мариинскому театру Валерий Гергиев успешно осваивает государственные бюджетные средства. Но нельзя забывать и того, что он и их зарабатывает - в 2015 году чистая прибыль театра составила 800 млн. рублей.

Позволю себе повторить расхожее утверждение, что директор Гергиев - уникальный творец искусства, ставшего бизнесом, и бизнеса – ставшего искусством. Он по-восточному мудр, хитёр (одна его зубочистка в дирижирующей «Испанским каприччио» руке чего стоит!) и непотопляем даже в самых катастрофических ситуациях.

------------------------------------------

Что же является причиной и главной опорой полной непогрешимости Валерия Гергиева даже в самых больших его неудачах?

Ответ совершенно очевиден. Маэстро Гергиева связывают давние дружеские отношения с самыми влиятельными персонами России, включая Владимира Путина, чьим трижды (по утверждению прессы) доверенным лицом являлся художественный руководитель Мариинского театра.

В этом и заключён главный секрет его поразительных административных и коммерческих успехов. Именно поэтому никакие, даже и катастрофические,  результаты деятельности его не пугают.

Ведь вся страна сегодня спокойно читает в официальной прессе совершенно уголовный девиз нынешнего руководства: «своих не сдаём», быть может, не понимая, что именно так рассуждают обитатели тюремной камеры, живущие «по своим понятиям», которые выше закона. Значит нужно быть своим, даже если преступником, потому что неподсуден всегда только свой.

Screenshot_46

Фото И.Гринберга

Художественный руководитель Гергиев это хорошо понимает, ради этого он идёт на очень многое и, пока, почти всегда выигрывает - слишком талантлив в своей игре с властью, на благосклонность которой Гергиев всегда рассчитывает.

Он всегда поддерживает существующий режим Путина, не уступая в усердии своём даже преданному чеченскому путинцу. Вот только несколько ярких эпизодов его активной общественно-политической деятельности:

- в 2008 г. В. Гергиев публично приветствует российскую агрессию в Грузии,

- в 2012 года регистрируется как доверенное лицо В.Путина,

- в 2014 г. подписывает обращение деятелей культуры России в поддержку её внешней политики на Украине,

- в 2016 г. симфонический оркестр под руководством В.Гергиева даёт концерт в сирийском городе а, приуроченный ко Дню Победы.

Screenshot_47

К этому можно добавить, что поддержка Гергиевым, если подумать, нужна и самому Владимиру Путину. Выдающийся дирижёр, быть может, единственный в его близком окружении, вызывающий уважение западного общества за своё творчество, и потому сеящий некии сомнения в осуждении одиозного российского президента.

Screenshot_48

Язык музыки понятен и близок всем людям на земле, поэтому никто из  деятелей культуры в России не может составить истинную конкуренцию дирижёру В.Гергиеву в приобретении искренних симпатий в мире, даже несмотря на его постоянное партнёрство с преступной внутренней и внешней политикой российского режима.

Ни О.Табаков, ни К.Райкин, ни Е.Миронов, ни А.Калягин, ни Н.Михалков, ни многие (увы) другие народные артисты России, сегодняшние коллаборационисты от культуры российской, строго следующие тем же принципам повиновения руке дающей, как и В.Гергиев, не обладают его возможностями.

Этим Гергиев очень искусно пользуется для получения административной поддержки и финансовой помощи из бюджета. Совсем недавняя яркая демонстрация этого искусства – получение очередной госпремии из рук Президента (за выдающиеся достижения в гуманитарной деятельности), когда Валерий Гергиев тут же, не отходя от кас…, прошу прощения, от Путина, заявляет, что его совместный с Ролдугиным концерт в сирийской Пальмире никак не может быть связан с этой наградой.

Как и другие подобные его демонстрации в прошлом, например, после поддержки российского вторжения на территорию Грузии, или после своего ничего не объясняющего письма зрителям Мюнхенской филармонии, или после освистывания публикой в Лондоне и Нью Йорке. Ай, Гергиев, ай, …молодец, ну, действительно, непотопляем.

Впрочем, один облом все-таки случился, в сентябре 2013 года, когда новая плодотворная идея худрука Гергиева уже было пришлась по душе тогдашнему министерству культуры. Музыкант-политик предлагал объединить все культурные организации Петербурга – театр, консерваторию, академию балета, институт истории искусств, пожалев лишь Эрмитаж. Иными  словами, возродить былую Дирекцию Императорских театров, причём, именно так он и заявлял, реформатор этакий.

Тут-то и нашелся настоящий оппонент гениальному во всём дирижёру. Точнее, оппонентка в лице директора того самого института истории искусств Татьяны Калявиной. Эта смелая русская женщина ему, лихому джигиту, как и положено, так прямо и заявила: «Воссоздать дирекцию невозможно без воссоздания империи и имперского руководства».

Хотя, быть может, она этим и намекнула на что-то, или даже что-то предвидела - вот тут я, честно признаюсь, не до конца понял. Но уже зная многие высокие достижения Валерия Абисаловича Гергиева, в статье описанные, может быть вы, читатели это раскусили.

А я, понимая, что только время нам всё покажет, прощаюсь с вами, спасибо вам за внимание.

Комментарии
  • Иван Домбровский - 12.08.2016 в 23:01:
    Всего комментариев: 1
    Если бы все это уместить на двух страницах, читать было бы интересно.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Ark - 18.08.2016 в 01:35:
      Всего комментариев: 1
      Глубокое исследование - расследование, затрагивает несколько вечных тем. Сильные мысли о гении и злодействе... Были, есть и будут люди, в которых уживаются оба Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение