Опасное соседство с Кимом
17-09-2017Андрей Ланьков, российский востоковед-кореевед и публицист, профессор университета Кукмин (Сеул). Регулярно публикуется в качестве обозревателя и комментатора в англоязычной южнокорейской газете Korea Times.
3 сентября 2017 года на северокорейском испытательном полигоне Пхунге, в непосредственной близости от границы с Китаем, КНДР провела уже шестые испытания ядерного оружия. На этот раз взрыв отличался небывалой мощностью, которую в США официально оценили в 140 килотонн, хотя многие специалисты считают эту оценку заниженной и полагают, что мощность взрыва была близка к 200–300 килотоннам. Ранее самым мощным в этой серии был взрыв в 25 килотонн. Официально северокорейская печать заявила об успешном испытании термоядерного боеприпаса к межконтинентальной баллистической ракете. Пока не ясно, действительно ли испытывался готовый к установке боеприпас. Но вот в том, что на этот раз в Пхунге был взорван водородный, а не урановый заряд, мало кто сомневается.
Напомним, КНДР провела последний ракетный запуск в ночь на 15 сентября. Ракета пролетела над Японией и упала в Тихом Океане. В КНДР заявили, что была испытана ракета «Хвасон-12», она относится к классу баллистических ракет средней дальности.
В Америке, в общем, привыкли к жизни под прицелом российских и китайских ракет, уповая отчасти на взаимное сдерживание, а отчасти на рациональность и вменяемость руководства России и Китая. Северная Корея — совсем другое дело, в том числе и потому, что о Ким Чен Ыне сложилось мнение как о человеке иррациональном и непредсказуемом. Образ этот не слишком соответствует реальности. В действительности молодой северокорейский руководитель при всей своей явной вспыльчивости и готовности применять силу против своих политических противников является человеком предельно рациональным. Однако сам факт такого отношения к лидеру КНДР оказывает немалое влияние на американское восприятие новой ситуации, и восприятие это оказывается крайне болезненным.
Дополнительные проблемы создает то обстоятельство, что успех северокорейских ракетчиков и ядерщиков может быть воспринят как личное унижение президента США Дональда Трампа, который в ходе избирательной кампании критиковал своих предшественников за неспособность решить северокорейскую ядерную проблему. Вдобавок в начале января, когда Ким Чен Ын открыто пообещал провести испытания МБР, Трамп в специально написанном твите заверил публику, что он этого не допустит. Понятно, что «не допустить» запуска МБР Дональд Трамп не смог.
Однако в распоряжении правительства США, в общем, нет средств, способных приостановить северокорейскую ракетно-ядерную программу, которая при новом руководителе стала продвигаться вперед невиданными темпами. Хотя вот уже более десятилетия официальная позиция США сводится к тому, что единственным приемлемым решением проблемы должно стать «полное, проверяемое и необратимое» ядерное разоружение Северной Кореи, на практике подобные заявления служат не более чем ничего не значащими риторическими экзерсисами Руководство КНДР считает, что без ядерного оружия его, с большой вероятностью, ждет судьба Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи, и сдавать ядерное оружие не намерено ни при каких обстоятельствах, а у США и иных заинтересованных в ядерном разоружении Пхеньяна сторон просто нет средств для того, чтобы этого разоружения добиться.
Разоружения не будет
О переговорах речи быть не может. Точнее, руководство КНДР, может, и не возражало бы против переговоров о том, на каких условиях и за какое вознаграждение оно готово приостановить свою ядерную программу, но вот о ядерном разоружении в Пхеньяне говорить не собираются. Там хорошо помнят, что случилось с Каддафи, единственным правителем в истории, который пошел на подобную сделку и обмен ял свою находившуюся на ранней стадии ядерную программу на экономические уступки.
Санкции — как принимаемые через ООН, так и односторонние — вполне доказали свою низкую эффективность. Несмотря на санкции, экономика КНДР, в последние годы во многом перешедшая на частно-капиталистические рельсы, развивается в целом неплохо. Достаточно сказать, что в 2016 году темпы экономического роста составили, по разным оценкам, 4–5%. Голода в стране больше нет, уровень жизни растет.
Неэффективность санкций вызвана во многом позицией Китая, на который приходится 80–90% всей северокорейской внешней торговли. Теоретически Китай мог бы ввести жесткие ограничения на торговлю с КНДР, спровоцировав таким образом коллапс северокорейской экономики. Однако Пекин на подобные шаги идти не собирается. Китай недоволен северокорейской ядерной программой, которая подрывает его собственный уникальный статус официально признанной ядерной державы, но в Пекине не хотят прибегать к максимально жестким мерам, ибо боятся таким образом спровоцировать падение режима семейства Ким. Результатом такого падения может стать гражданская война, и Китай, что вполне понятно, не хочет иметь дело с гражданской войной в соседнем государстве, у которого вдобавок есть и ядерное, и химическое оружие. Не улыбается Пекину и перспектива поглощения Севера проамериканским, демократическим и националистическим Югом, а именно так может в итоге закончиться внутренний конфликт в КНДР. Поэтому Китай, несмотря на серьезное давление со стороны США, ведет себя крайне сдержанно и ограничивается такими санкциями, которые, нанося вред северокорейским военным программам, почти не затрагивают гражданскую экономику.
Война
В последнее время, после избрания Трампа президентом США, вновь стали серьезно поговаривать о возможном силовом решении проблемы. У таких разговоров были основания. В первые недели своего пребывания в Белом доме Дональд Трамп, кажется, действительно думал о такой возможности. Однако довольно быстро новому президенту объяснили, что Северная Корея в отличие от какой-либо страны на Ближнем Востоке вполне может нанести чувствительный ответный удар.
Примерно в апреле в Вашингтоне о силовом решении думать перестали, хотя в целях риторических соответствующие угрозы или многозначительные намеки время от времени и делают высокопоставленные сотрудники президентской администрации.
Впрочем, некоторую неопределенность ситуации придает репутация Трампа, которого тоже считают человеком импульсивным и непредсказуемым. Хотя все руководство администрации, равно как и Пентагон, является решительными противниками силовых мер, есть вероятность, что президент, поддавшись эмоциям или руководствуясь понятными только ему соображениями, все-таки отдаст приказ о силовой операции. Впрочем, вероятность такого поворота событий очень невелика.
Таким образом, ситуация остается тупиковой. Северная Корея продолжает работать над совершенствованием ядерной программы, что вызывает беспокойство у большинства великих держав, включая, кстати, и Россию, интересы которой в немалой степени страдают от действий Пхеньяна. Однако сделать ничего сейчас нельзя, и миру неизбежно придется жить с ядерной Северной Кореей, попутно размышляя о том, как свести к минимуму негативные результаты такого, прямо скажем, не самого приятного соседства.
Дело в том, что КНДР стала первым государством в мировой истории, которое сначала подписало Договор о нераспространении ядерного оружия, а потом, полностью использовав предусмотренные договором возможности изучать ядерные технологии, вышло из-под его действия. Таким образом, создан опасный прецедент, и рано или поздно у Северной Кореи могут найтись подражатели.
Такой поворот событий, безусловно, противоречит интересам США, но он точно так же противоречит интересам России и Китая, которые входят в пятерку официальных членов «ядерного клуба» и, как любые члены любого привилегированного клуба, заинтересованы в том, чтобы его привилегии оставались доступными лишь немногим.
Существует также и вероятность того, что северокорейское правительство решит заработать дополнительную валюту (ее в стране сильно не хватает), продавая ядерные технологии и материалы третьим странам. Северная Корея сотрудничала по части разработки ядерного оружия с некоторыми странами Ближнего Востока, в первую очередь с Сирией, Ираном и Пакистаном. Понятно, что появление ядерных держав на неспокойном Ближнем Востоке ни в коей мере не отвечает интересам России.
Все это не означает, что Северная Корея не имеет оснований для того, чтобы развивать свой ядерный потенциал. Работая над ракетно-ядерным комплексом, северокорейское руководство действует вполне рационально, защищая как свои узкогрупповые интересы, так и интересы страны, во главе которой оно находится. Однако это обстоятельство не означает, что другие суверенные страны, и в особенности страны, входящие в состав официально признанного «ядерного клуба», должны проявлять по этому поводу сколь-либо позитивные эмоции и относиться к северокорейским проблемам с пониманием. Имеет место то самое столкновение объективных интересов, на которых уже многие тысячи лет базируется мировая политика.
Урозы для Москвы
Первым из нежелательных для России последствий может стать распространение ядерного оружия. После того как в июле КНДР провела испытания межконтинентальной ракеты, в Сеуле всерьез заговорили о том, что Южной Корее тоже неплохо бы обзавестись ядерным оружием. У южнокорейского политического руководства и народа в целом возникли сомнения по поводу того, можно ли, как и раньше, полагаться на поддержку США в случае конфликта. В условиях, когда Северная Корея вполне может стереть с лица земли Сан-Франциско или Чикаго, рассчитывать на прямую и безусловную поддержку Вашингтона уже не так просто.
С военной точки зрения наиболее разумным шагом являлось бы создание Южной Кореей собственного ядерного оружия, тем более что такие попытки уже предпринимались в 1970-е годы. Тогда они были предотвращены именно Соединенными Штатами — ЦРУ сделало все, чтобы не допустить появления на планете ядерной Южной Кореи (и патриотически настроенные корейцы этого не забыли и не простили).
Хотя есть основания думать, что дальше разговоров дело не пойдет, но если работы над южнокорейским ядерным оружием начнутся всерьез, то вероятным их последствием станет появление ядерного оружия у нескольких стран региона, в первую очередь у Японии и Тайваня. Их примеру могут последовать и некоторые страны Юго-Восточной Азии, которые, несмотря на свою бедность, обладают техническим потенциалом, достаточным для успешного создания ядерного оружия, и не против обзавестись им, чтобы застраховать себя от возможных проблем как с Китаем, так и друг с другом.
Подобный поворот будет означать крах того режима нераспространения ядерного оружия, который как-то удавалось сохранять с 1968 года, когда был подписан основной документ, этот режим определяющий — Договор о нераспространении. Это крайне неприятный поворот для России, которая, будучи одной из пяти «официальных» ядерных держав, пользуется в этом качестве огромными привилегиями — каждая из этих пяти держав обладает решающим военным превосходством над любой державой, в этот список не входящей. Более того, поскольку по размеру ВВП Россия замыкает эту пятерку, можно считать, что для нее наличие ядерного оружия даже важнее, чем для других ее участников.
Второй потенциальной угрозой для России является возникшая вероятность ядерного конфликта на Дальнем Востоке. Вопреки распространенным в СССР, а теперь и в России представлениям, северокорейское руководство не состоит из безумных фанатиков. В действительности Северной Кореей управляют весьма прагматичные люди, которые не собираются начинать на пустом месте войну. Тем не менее сама система управления северокорейскими ядерными зарядами отличается исключительной степенью централизованности. Решение о применении ядерного оружия может быть принято лишь одним человеком, ни одного дня не служившим в армии маршалом Ким Чен Ыном, который, будучи человеком рациональным и неглупым, отличается также и немалой эмоциональностью и вспыльчивостью.
В-третьих, новые угрозы для России могут быть связаны с нестабильностью в Северной Корее. Несмотря на заметное улучшение экономической ситуации в последние годы, страна остается бедной и потенциально нестабильной. Вероятность, что в Северной Корее возникнут массовые волнения, остается достаточно высокой. Если правительство столкнется с волнениями, которые оно будет не в состоянии подавить, нельзя исключить, что элита решит применить ядерное оружие и начать войну в надежде обрести хоть какой-то шанс на выход из ситуации.
Кроме того, хаос в КНДР может вызвать вывоз из страны ядерных и ракетных технологий, оборудования и материалов, а также бегство квалифицированных специалистов по ядерному вооружению. Только пока Ким Чен Ын и его окружение контролируют территорию КНДР, можно не беспокоиться о судьбе ядерных зарядов.
Распространение ядерного оружия по планете увеличит вероятность несанкционированных запусков в результате неполадок и технических ошибок. Понятно, что подобный запуск может привести к катастрофическим последствиям.
Грустная реальность
Таким образом, северокорейская ядерная программа не должна вызывать в России никакого энтузиазма. В конечном итоге Россия от пусков КНДР сильно проигрывает, по крайней мере в долгосрочном плане. Однако грустная реальность заключается в том, что ни Россия, ни иные заинтересованные страны, несмотря на оптимистические заявления дипломатов, ничего не могут сделать, чтобы взять северокорейскую ядерную программу под контроль.
Если смотреть на ситуацию с точки зрения Пхеньяна, то для создания ядерного оружия у КНДР имеются понятные геополитические причины — все хорошо видят, что случилось и в Ираке с Саддамом, и в Ливии с режимом Каддафи. С другой стороны, у международного сообщества нет никакой возможности изменить линию КНДР в ядерном вопросе. В обещания других стран, в том числе и России, в КНДР не верят, и поэтому договариваться о сдаче ядерного оружия в обмен на обещанные уступки не собираются (в конце концов, Каддафи стал жертвой похожей договоренности).
Санкции и давление никаких результатов не приносят. Несмотря на санкции, северокорейская экономика, которую Ким Чен Ын и его окружение окончательно перестраивают в частно-капиталистическую по китайскому образцу, оправилась от катастрофы 1990-х годов. Однако если санкции будут действовать и спровоцируют экономический кризис, то нет сомнений в том, что северокорейское руководство будет готово пожертвовать комфортом, а в некоторых случаях и жизнью части своего населения для того, чтобы сохранить ядерное оружие. В конце концов, ядерное оружие в Северной Корее считают едва ли не единственной гарантией выживания и режима, и государственности как таковой. Именно поэтому все более жесткие санкции, на которых настаивают США и страны Запада, бессмысленны, и возможно, что России следует подумать о том, чтобы в будущем отказаться от сложившейся практики поддержки таких санкций в Совете безопасности ООН.
Успехи северокорейских ядерщиков и ракетчиков, безусловно, укрепили безопасность КНДР вне зависимости от того, понимаем ли мы в данном случае под «безопасностью» безопасность правящей семьи и ее окружения или же безопасность страны в целом. С другой стороны, эти успехи создали угрозу безопасности для множества стран, включая и Россию.
Давление не работает
В связи с этим неизбежно возникает вопрос о том, что же может сделать мировое сообщество в отношении северокорейской ядерной программы. К сожалению, ничего оптимистического по этому поводу сказать нельзя, ибо в сложившейся ситуации невозможно не только заставить Северную Корею отказаться от ядерного оружия, но даже существенно замедлить продвижение северокорейской ядерной программы.
На Западе сейчас, безусловно, доминируют сторонники жесткой линии, которые рассчитывают, что Пхеньян может отказаться от ядерного оружия, если его подвергнуть жестким санкциям. Понятно, что события последних месяцев существенно усилят их позиции.
При каждой поездке в Северную Корею своими глазами убеждаешься, что на улицах северокорейских городов все больше огней, а люди одеты все лучше. Разумеется, Северная Корея по-прежнему является беднейшей страной в Восточной Азии, однако в настоящее время ни голода, ни даже катастрофической нищеты африканского типа в КНДР нет (недоедание, правда, остается массовым).
Неэффективность санкций вызвана целым рядом причин, главная из которых — хроническое нежелание Китая принимать участие в санкционном режиме. Это нежелание вызвано отнюдь не идеологическими симпатиями к КНДР, которых у китайской элиты (да и у китайской публики) не наблюдается. Дело тут в рациональном геостратегическом расчете.
Китай, будучи ядерной державой, не заинтересован в расширении «ядерного клуба», но нестабилность в Северной Корее для него представляет большую угрозу, чем все экзерсисы Ким Чен Ына. Поэтому Китай готов вводить избирательные санкции, в частности ограничивая ввоз в Северную Корею оборудования, которое может быть использовано при производстве ракет или ядерного оружия, но не загонять режим Кимов в угол.
Итак, давление не работает, но нет особых надежд и на дипломатические решения, хотя именно о них любят говорить в Пекине и отчасти в Москве. Во-первых, Северная Корея в настоящее время недвусмысленно демонстрирует, что вообще не готова вести какие-либо переговоры о ядерном оружии. Во-вторых, мало кто может сомневаться в том, что если переговоры и начнутся, то северокорейская страна готова разговаривать только об ограничении своего ядерного оружия, но никак не о разоружении.
Таким образом, общий вывод неутешителен: в обозримом будущем Северная Корея не просто останется ядерной державой, но и, скорее всего, будет и дальше наращивать свой ракетно-ядерный потенциал. Внешний мир не в состоянии остановить этот процесс, так что всем нам придется научиться, как сосуществовать с ядерной Северной Кореей. Перспектива эта куда менее приятна, чем кажется многим (особенно в России), но она, увы, неизбежна.
P.S.
Урегулировать северокорейскую проблему в рамках структур ООН не представляется возможным. Вероятно, стоит передать дело в руки Пентагона, заявила постпред страны при всемирной организации Никки Хейли, сообщает CNN.
«Мы, по большому счету, исчерпали все возможности, которые у нас есть в Совете Безопасности», — отметила Хейли и добавила, что «с радостью передаст вопрос генералу Джеймсу Мэттису», министру обороны США, так как у него есть «много военных вариантов» решения проблемы.«Если Северная Корея продолжит вести себя безрассудно, если Соединенным Штатам придется защищать себя или своих союзников, то КНДР будет уничтожена», — добавила постпред.
Обзор по разным статьям Ланькова подготовил В. Лебедев
Рейтинг комментария: 3 0
Рейтинг комментария: 6 3
Рейтинг комментария: 0 0
Рейтинг комментария: 2 0
Рейтинг комментария: 0 0
Рейтинг комментария: 0 0
Рейтинг комментария: 0 0