Собчак как будущий руководитель СМИ и будущее РАН
28-10-2017-
- Ксения Анатольевна подзасиделась в положении шоуменши, плюс семейная житуха, видимо, тоже довольно скучновата. И поэтому хочется перейти в другую весовую категорию, что она и сделала: из шоумена просто перешла в разряд политического шоумена, то есть нормально усилила свою весовую категорию; скачком, одним ударом в разы увеличила свою пиар-капитализацию, потому что такого бума и тарарама представить трудно.
Но это естественно — в нашей стране идеальная политическая акустика: полная тишина, полная мертвечина. И, естественно, что в этой ситуации любой шорох гремит, как взрыв атомной бомбы. Я думаю, что основных своих целей, таким образом, она уже в значительной степени достигла: она сменила амплуа, она в разы увеличила свой вес. Но после этого же надо тянуть дальше, она же не может сказать: «Всё, я свое дело сделала, до свидания». Тогда она потеряет всё, что она пробрела. Поэтому она, естественно, будет тянуть, show must go on, шоу будет продолжаться, естественно, до дня голосования.
Но то, что это сделано по договоренности, — на самом деле, конечно, по приказу администрации президента, точнее, не администрации, а лично Путина – это вещь абсолютно самоочевидная. Просто даже говорить-то не о чем. Ну, представьте – я читал где-то, – что стоимость ее кампании определяется в миллиард рублей. Ну, допустим. Конечно, это не так. Когда говорят, миллиард, считай – 2. Но, допустим, миллиард. 16-17 миллионов долларов. Естественно, что для близких знакомых Ксении Анатольевны — таких как Прохоров, Фридман и так далее – деньги эти на карманные расходы. Но какой же дурак будет выбрасывать 17 миллионов долларов против себя, чтобы поиметь неприятности на 17 миллиардов долларов? Таких идиотов просто нет.
А почему не разрешают говорить всё то, что она говорит, никому и никогда в последнее время на федеральных каналах такого говорить не разрешали? Ну, по роли разрешают.
Значит, ясно, что люди, которые оплачивают ее кампанию, оплачивать это могут в одном единственном случае: когда они твердо знают, что они не только не будут от этого иметь неприятности за свои деньги, а, наоборот, эти деньги правильно вложены и принесут какой-то профит. Это возможно в одном единственном случае, когда им представлены твердые доказательства, что это делается по распоряжению лично Путина. Президентские все эти штучки — это, во-первых, вообще, интересует Путина. Это вам не какая-то там мелочь, это не пенсия.
А, во-вторых, Собчак относится к его узкому кругу, естественно, она не может ничего делать против него или без его разрешения, третьего варианта нет. Безотносительно к нему, это делать нельзя. Нельзя сделать так, что она что-то делает в большой политике, а он не знает.
Значит, если она сделает нечто против, никто ей ни копейки не даст. Если она делает это по его приказу, по его распоряжению, согласованию с ним, то ей, естественно, деньги дадут.
В чем ее роль, которую она согласовала с Путиным, с Кириенко и компанией? Это роль, по-моему, совершенно очевидная. Она двойная. На первом этапе – зажечь невыносимое танго инвалидов первой группы — Зюганов, Жириновский и Явлинский, — которые путаются костылями, у них челюсти выпадают, они подбирают другу-другу эти вставные челюсти и отдают, и путают кому какая челюсть – ну, это невыносимо. Вот эту невыносимую картину должен зажечь и оживить, действительно, специалист по шоу, крупный шоумен. Она и зажигает.В любых выборах есть два элемента: элемент шоу и элемент выбора.
Выборов у нас нет, следовательно, должен тем более быть увеличен элемент шоу. Вот они и усиливают элемент шоу. Это первая ее задача, с которой, я думаю, она блестяще справится, как, действительно, опытный и талантливый шоумен и лично заинтересованных шоумен. Это программа минимум – зажечь.
Программа максимум: сжечь в этом бенгальском огне не только Навального, но и вообще всю либеральную тусню, просто показав, какие они бессмысленные клоуны. Как говорил Чехов: "Если лучшая семья в городе так бездарна, то каков же весь город?» — если ваш лидер вот такой шоумен, то о чем можно говорить вообще? Отсюда эти эпатирующие заявления, что Крым принадлежит Украине. Понятно, что это не только для 86% населения красная тряпка, но и для значительной части либерально ориентированной публики это чересчур: «Ну как это, Крым принадлежит Украине? Что ж завтра-то выяснится: что Курилы принадлежат японцам, что Калининград – немцам?»В общем, все понятно. Скрепы. Вот скрепа насчет Крыма – эта скрепа, она торчит в головах не только у 86% «крымнаших», но и у доброй половины «крымваших». Во всяком случае, очевидно, это заявление, которое не добавит ей голосов.
Но ей и не нужны голоса. Ей цель вовсе не в том, чтобы собрать много голосов. Ее цель в том, чтобы зажечь. Это заявление зажигает, это заявление опаляет и довольно болезненно значительную часть политизированной публики, это заявление показывает звериный оскал «пятой колонны», тех самых «спящих» — вот они проснулись. Вот вам показывают сериал «Спящие». Вот они проснулись, вот, что они говорят. Первой, что они говорят: «Крым – украинский». Завтра, если они придут к власти, они отдадут и ракеты и Царь-пушки, и Царь-колокол, и могилу Николая II, и вообще… Это вторая задача: показать в натуральную величину всю мерзость либеральной тусни.
Третья задача мелкая, но тоже технически важная, для нее лично важная: такими заявлениями она у части публики создает впечатление о своей независимости от Кремля, о том, что матч не договорной. Поскольку всегда есть та часть зрителей, которые верят, что на спектакле «Макбет» героя убили по-настоящему, и страшно изумляются, когда после спектакля видят, что Макбет и Макдуф вместе пьют пиво в буфете.
А часть людей, которая хочет верить.. «Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад…». Люди хотят верить в непорочное зачатие, в чистых, бескорыстных шоуменов, в то, что Собчак отчаянно бросает вызов «кровавому режиму» и так далее. Хотят верить… Вы хотите? Вы хочете песен? Их есть у меня. Это задаче мелкая, ее собственная задача, тем не менее, задача номер три.И, собственно говоря, все это работает на ее итог личный. Итогов, как я понимаю, может быть два. Если она просто дотянет на бреющем полете до конца кампании, а потом замах, с которого она начала – вот этот уровень пиара, уровень шума упадет, то ну что? – она провела кооператив, провела как могла. С ней расплатились. До свидания.
Если же она сумеет довести дело до блестящего финиша – опять-таки абсолютно неважно, сколько она получит голосов – больше, чем Прохоров, меньше, чем Прохоров – но будет зажигать до конца; если она не осрамится, стоя рядом с Зюгановым и Жириновским, и слыша истерические вопли Жирика: «А кто брал? Папа римский брал? Ваш папа брал? А квартира у вас откуда? А сколько стоят ваши часы? А вы… Да вы знаете!.. Да вы!.. Да я… да мы…» — вот если она все это сумеет отбить, поразить, перебить, в общем, держать публику в напряжении, то тогда, я думаю, будет совсем другая расплата, вовсе не обычный гонорар за корпоратив, а совсем другая награда.
Она из шоумена превратится в государственного шоумена. Какая должность еще? Разве что Патриарха Всея Руси, Всешутейного Патриарха Всея Руси.
Нет, должность – имеется в виду гигантское качественное изменение ее статуса в рамках СМИ. Это может быть программа на любом из федеральных каналах, политическое шоу. Это будет фантастика, потому что она одним махом станет абсолютным диктатором на всей либеральной тусне. Программ на телевидении много. Но, понимаете, программ таких, как у Соловьева и Киселева, навалом — программ, на которые Гозман и еще какие-то люди ходят, чтобы о них ноги вытирали, чтобы они были мальчиками для битья. А вот программ, куда они могли бы прийти не в качестве мальчиков для битья, либеральных политический программ – таких программ не будет, будет она одна.
Показывать людям такие программы опасно, да. Есть такой момент. Это зависит от ее мастерства. Это и определяется ее мастерством. Опасно, не опасно – она должна сделать опасную вещь безопасной
То есть нужно быть либеральным и в то же время отвратительным. Случится ли это = зависит от того, какое решение примет Путин лично, поскольку такие вопросы решает только он. А решение Путина во многом зависит и от того, как свое мастерство продемонстрирует Ксения Анатольевна. Она должна одновременно и на трубе играть и муху во рту держать. Это искусство, которым многие владеют, но в разной степени.
Она должна аккумулировать либеральную бесовщину. При этом никак не поджечь пятки Путину, то есть избегать любых обидных и неприятных для него лично моментов. Этим, кстати, она отличается от Навального. Главное отличие – что она лично на Путина никогда наезжать не будет.
Она должна быть шоуменом, но таким шоуменом, который в одну секунду из шоумена превращается в серьезного политического лидера. А если у нее будет программа своя, то она, безусловно, будет абсолютным лидером на всем либеральном фланге. И все те, кто ее сегодня ругает, говорят, что она такая-сякая, продажная, на брюхе приползут в Останкино и будут долго лизать ей подошвы, потому что болезненное желание всех политиков или околополитических тусовщиков, всех этих «союзов меча и орала», всех этих викторов михайловичей полесовых, которые носятся и орут: «Надо что-то делать! Надо делать…» — делать они хотят одно: стоять в Останкино и говорить в микрофон. А такой возможности у них нет, а она им, если у нее будет своя программа, эту возможность даст.
Поэтому она автоматически становится политическим и идеологическим лидером без всякой партии либеральной тусовки, если Путин захочет вот такой легитимный центр для них создать, попросту говоря, увеличить аудиторию «Эха Москвы» до размеров телевидения.
И другие варианты возможны. Например, я слышал про такое, что можно создать холдинг, в который войдет, допустим, «Эхо Москвы», «Новая газета», еще кто-то – и во главе этого холдинга, допустим, оказывается Ксения Анатольевна. Тоже один из вариантов.
Короче говоря, ясно одно, что если кроме денег, кроме личной политической капитализации она что-то хочет получить… А ведь личная политическая капитализация, она требует продолжения: вот ты стала еще более… в 10 раз более известной, чем до, но прошла вся эта игра в имитацию выборов, и что дальше – возвращаться назад, на кухню, или возвращаться в какие-то там «Дом-2» или «Дом-22»? Это значит, проколоть пузырь и выпустить воздух. Нет, должно быть развитие сюжета. А развить сюжет возможно опять-таки, как мне кажется, только в СМИ.
Ну не такая она дуреха, чтобы создавать 128-ю партию. Финал всех этих анекдотических партий всем известен: бессмысленная грызня с какими-то районными отделениями в Йошкар-Оле, мелкое воровство денег мелкими людишками, идиотские претензии и, в конце концов, полны крах. Кому это надо? Никому.
То есть какой-то государственный постисключен: сенатор, губернатор, депутат. А зачем ей это? Сенатором является ее мама. Много счастья, по-моему, это семье не принесло. Становиться чиновником… Вот государственный пост, допустим, как у Тины Канделаки. Она возглавляет, насколько я понимаю, государственную телерадиокомпанию. Вот такой государственный пост, разумеется – да. Государственный пост в СМИ, то есть в ее родной сфере – да. Но что она будет министром образования? Сидеть на скучнейших заседаниях правительства и слушать деньги между школами?
Министром культуры повеселей, правильно. Но министр культуры – она тоже, я думаю, это прекрасно понимает, — это должность глупая. Потому что, сколько бы она там ни либеральничала, сколько бы она там козу ни показывала, очень быстро ей придется или превратиться в Мединского-2 или убираться с этой должности. А убираться куда? Не домой же к себе, не на улицу.
Вот СМИ – это её. Все-таки каждый человек должен заниматься своим. Вот я не могу быть шоуменом, а она может. И, естественно, что человек старается реализовать себя в своей сфере. Другое дело – пойдут ли ей навстречу, — это другой вопрос. Но опять-таки, еще раз повторяю, это зависит от того: а) как она проведет свою работу, как разыграет свою роль, б) от того, каковы общие намерения Путина на следующий год: хочет он раздуть, увеличить силу «Эха», чтобы это было громкое «Эхо»; хочет он сделать вид, что какие-то гайки отвинчиваются, или он хочет дополнительно завинчивать…
На выборы он не идет. Поскольку выборов у нас нет, он на них и не идет. Свой выбор он сделал: он остается.
О.Пашина― Говорят, что Жириновский обиделся на Ксению Собчак, и Жириновскому подарили здание академии наук, чтобы он тоже пошел на выборы. Это правда?
Л.Радзиховский― Естественно, что он обиделся. То есть он не обиделся – на молодость обижаться поздно. «Молодость – это возмездие». Александр Блок. Старым стал – плохим стал. Если у тебя челюсть выпадает, то сколько ты этой челюстью ни матерись, эффект выпадающей челюсти не исправишь. Время тикает. На кого обижаться-то?
А то, что ему подарили здание гостиницы академии наук – это решение очень правильное, потому что хотя бы какой-то практический результат от реформы академии наук мы увидели. До сих пор их не было видно. Я думаю, это только начало.
Вот Ксения Анатольевна органична в качестве крупного шоумена или организатора СМИ. Владимир Вольфович – это политический мыслитель. У него есть серия книг, которая называется «Политическая классика». И вполне естественно, что он украсил бы собой академию наук. Поэтому ФГУП академии наук передает ФГУП ЛДПР какое-то здание. Но, мне кажется, что разумнее потом это здание вместе с Вольфовичем вернуть в академию, а он был бы прекрасным, действительно, тем академиком, который резко усилил бы интеллектуальный потенциал академии наук.
Да и вообще, если бы он привнес в академию наук атмосферу шоу Соловьева на заседание президиума… Предположим, академик Жириновский, академик Никонов, академик…ну, Соловьев не имеет ученого звания… Да. Ну, почему же… защитит. Академик Мединский. Куда ему уходить из министерства? И вот группа таких академиков, она бы значительно оживила и оздоровила академию наук. Потому что академики занимаются, допустим, какой-то теорией струн. А чего стоит теория струн без теории скреп? И вот теорию скреп в академии вполне мог бы развивать Жириновский. Тем более, годы его такие, что пора от суеты и толкотни на шоу Соловьева переходить в президиум академии наук. Пора о вечном… Там ему, тем более, Собчак не конкурент. Когда она дорастет до этого возраста и станет академиком, Жириновскому будет уже лет 120.
Поэтому, мне кажется, что это очень здоровая идея оздоровления, исправления академии наук и приближении ее к жизни… Говорят, что она должна давать практические результаты – вот практически результаты. А потом, его институт, который называется Институт межгалактических контактов? Мировых цивилизаций.
Ну, правильно, мир в масштабах Жириновского – это Вселенная, Млечный путь, созвездие Гончих псов… То есть пора соединить, наконец, настоящую, современную политологию — политологию черных дыр, политологию темной материи – вот пора ее соединить с квантовой физикой. И, таким образом, кстати, мы сразу сделаем рывок, недоступный западной науке, потому что конкурировать с ними в рамках обычной физики нам трудновато стало. А надо выйти туда, куда они выйти не могут – перейти на другой уровень, в другие пространства и миры. И пусть они потом нас догоняют.
Так что, мне кажется, первый контакт Владимира Вольфовича с академией наук обещает очень многое и академии наук и Владимиру Вольфовичу и нам всем. Пусть залезут в черную дыру, пообщаются с нами там…
По материалам "Эхо Москвы" подготовил Валерий Лебедев.
Рейтинг комментария: 5 1
Рейтинг комментария: 4 4
Рейтинг комментария: 4 2
Рейтинг комментария: 5 5
Рейтинг комментария: 1 1
Рейтинг комментария: 0 0
Рейтинг комментария: 1 0