Дуэль прошлого России с будущим без нее

15-09-2018

 

  • Дмитрий Быков

    Дуэль в русской литературе имеет темпоральное, временное значение, она всегда обозначает барьер между старым и новым, в этом смысле большинство русских дуэлей, как я уже говорил, – это дуэль между сверх человеком и не скажу недочеловеком, а лишним человеком. Условно говоря, лишний – Онегин, и бесконечно одаренный, по мысли Пушкина, очень перспективный молодой Ленский. Сверхчеловек Печорин и лишний Грушницкий. Сверхчеловек Базаров и лишний человек Павел Петрович. Дуэль в этом смысле между Золотовым и Навальным – дуэль пока идеологическая, а там как бог даст, посмотрим – является типологически некоторым повторением ситуации с Павлом Петровичем и Базаровым. Причем вызов на дуэль в данном случае, как и в случае с Павлом Петровичем, исходит от представителя отживающего, архаического поколения. Это, конечно, последнее из страданий, говоря по-пушкински.
    Насколько это получится кроваво – Чехов уже показал, что в дуэли между старым и новым, условно говоря, между вымирающим типом Лаевского и нарождающимся фашистиком фон Кореном – потом, кстати говоря, современные неофашисты будут повторять абсолютно фон кореновскую риторику, – в этом противоречии нет прямого разрешения, нет выхода. Дьякон спасает ситуацию. Вот эту ситуацию мог бы спасти дьякон, если бы он был. Но я не вижу среди современных религиозных деятелей, кроме, разве что, Андрея Кураева, человека с таким веселым, чистым, может быть, несколько честертоновским мировоззрением. Вот может быть кто-то типологически готов был разрешить конфликт по-дьяконски. А так очень сложно, очень трудно себе представить эту коллизию. Развитие ее для меня очевидно: это ситуация, когда мертвый хватает живого. Это отмирающее поколение, и отмирающий тип государственного деятеля пытается как-то утвердить себя в борьбе с пугающей новизной.
    Но, с моей точки зрения, Золотов не является инициатором этой дуэли. Мне кажется, что некто вышестоящий – не будем называть имен, хотя, вероятнее всего, это был Президент России Путин, просто на жалобу Золотова (а Золотов, скорее всего, пожаловался), сказал ему: «А что же ты сам не защитишь свою честь? А ну покажи ему». И Золотов показал.

    zolotov2

     

    Мне кажется, без верховной санкции такие вещи не делаются. Но то, как абсурдно, как трагикомично, как лексически неровно и бесстильно это вышло; то, каким провалом это обернулось, в какой фарс это превратилось, и какие дуэли ему уже назначают: то на плавание, то на мясорубках, то на IQ, и так далее, – это, по-моему, лишний показатель того, что все вышло из-под контроля. Стиль явственно вырождается.
    То, что Владимир Путин дал своим подчиненным, в частности, гипотетическим отравителям, возможность полностью провалиться и решил от них дистанцироваться, – мы знаем, что верховные властители России иногда так поступают, чтобы сохранить себя и сдать весь балласт. Либо это показатель того, что стиль путинской эпохи, и всегда, прямо скажем, не блестящий, пришел в полный упадок. То поднимались с колен, говорили мюнхенские речи, пугали весь мир новым ядерным оружием, не имеющим аналога, нападали на Украину, отхватывали территории; то постепенно начали выгонять экспертов из студии – не будем делать пиар этому человеку, – и так далее. Это все стыдно. Это было грозно, отвратительно, а стало смешно. Вот это некоторый качественный переход. И главное, конечно, сугубый непрофессионализм всех этих шоу.
    Я только не очень могу понять, почему в этом хочет участвовать Симоньян, но мне показалось, что ее поставили перед этим фактом, ее выбрали как рупор, и сама она пытается дистанцироваться от этой ситуации, о чем уже многие написали. Я, кстати, абсолютно убежден – вот я для «Сноба» вызывался об этом писать, они спросили: «Какой аспект тебе интереснее всего для реакции?» Я сказал: «Мне интереснее было бы написать о Симоньян». Она человек, как мне кажется, явно неглупый и чудовищно нечистоплотный в данном случае, в средствах. У нее есть и ум, и талант, и некоторая энергия, и даже какое-то обаяние цинизма, и чудовищная этическая неразобрчивость. Мне кажется, что это делает ее в каком-то смысле таким человеком 20-х годов, но ведь судьба человека 20-х годов трагична. Надо об этом постоянно думать. Мне жалко ужасно, что пропадают такие таланты. Мне и Лесина было жалко, человека одаренного, не лишенного принципов, не лишенного даже какой-то человечности, своеобразно понятой. В нем были пороки, но эти пороки тоже были продолжением человеческого. И вот Симоньян как продолжатель дела Лесина, вызывает у меня в этой ситуации сочувствие. И насмешку, и ужас, но в наибольшей степени – сочувствие. Потому что, может быть, она тоже принадлежит к выпускникам журфака. Как мне представляется. А здесь у меня есть какое-то корпоративное, что ли, сострадание.
    Это, еще раз говорю, не отменяет моего омерзения к ситуации в целом, духу этой эпохи в целом. Понимаете, это не значит, что я хотел бы видеть дух этой эпохи беспримесно грозным, величественным, трагическим, и так далее. Нет. Понимаете, что в этой ситуации забавно, забавно и поучительно. Если бы наши оппоненты из государственно-лоялисткого, из консервативного лагеря сами демонстрировали хоть какие-то добродетели: ум, талант, стратегическое мышление, обаяние, если угодно, такое очарование зла, – можно было сказать, по крайней мере: «Да, у нас не вышло, попробуйте вы». Но они до такой степени растленны, беспринципны, корыстны, разобщены и – главное – совершенно интеллектуально стремятся к нулю, что возникает какой-то тупик, ощущение полной бесперспективности. Те попробовали – не вышло, эти попробовали – не вышло, а эти пробуют сейчас – и вообще позорище. Уж им-то бы молчать про 90-е годы, они в такой позор, в такой смех, в такое измывательство загнали страну, что это им долго еще будет припоминаться. Им глаза нельзя будет поднять. Хотя они, конечно, люди совершенно бесстыжие.
    Но есть ощущение, которые выразил замечательно Горин: «Фашизм в России, конечно, не пройдет, но это потому, что в России ничего не проходит». И когда смотришь на этих горе-вояк или вооруженных гопников, или косящих под гейскую эстетскую парочку фитнес-мастеров, – это, конечно, страшное зрелище. Прежде всего эстетически страшное.

     

     

    russia-map-destroy

    Александр Невзоров

    Если, вообще, вам интересно, что такое предельно неверный шаг, эталонно неверный шаг в политике, то это как раз именно то, что сделал Золотов. Вот любуйтесь и учитесь, как не надо поступать. Навальному обеспечен сумасшедший имиджевый взлет.
    Я думаю, что это был как раз генеральский самостоятельный шаг. Причем Навальный даже, как вы сами понимаете, не рассчитывал на то, что у него может быть такой имиджевый взлет. Он угасал где-то тихо. Но вот мощные генеральские щеки раздули эти старые угли — и снова всё заполыхало.
    Вот кого мне жалко – я не знаю, как надо делать, я не знаю, кто был инициатором, — кого мне было жалко в этой истории – это мне было жалко Кириенко. Потому что у него поседели уши. Ну, у него на голове больше ничего не растет, кроме ушей, и у него могут только уши седеть. Он тщательно плетет свои политические паутины, он вяжет какие-то виртуозные узлы, он делает мягкие сочленения между событиями, он пытается выстраивать эту внутреннюю политику. Он поразительно мягко стелет, не столько стелет, сколько он застилает мягко ту бездну, покрывает перинами то адское пламя, которое разгорелось уже под Россией. И у него всё как-то так… ну, гаденько, конечно, хрупко, но, тем не менее, всё это как-то работало. Кириенко умеет нейтрализовать, ослабить нужные фигуры, обесцветить каких-то опасных людей для Кремля. И вот последние полгода он сделал невозможное и все-таки превратил красавца Навального в вялую тень. Ну, подумаешь, там какой-то сумасшедший бегает, считает дачки, играет с квадрокоптерами и не опасен, не интересен. И вот приходит – бабах! – человек в погонах, человек воспылавшийся очень незатейливым офицерским гневом, этот слон-орденоносец приходят прямо в ту посудную лавку, которую долго по крупицам собирал Кириенко, и устраивает молниеносный погром, сведя на нет всю кириенковскую работу. Он за мгновение, за две минуты возвращает Навальному все цвета, все краски, и всякое опасное для Кремля величие.
    Золотов этот погром, который он устроил во внутренней политике, он аргументировал посягательством, ущербом для так называемой офицерской чести. Коль скоро эта химера офицерской чести теперь вынута из нафталина, хотелось бы немножко поковыряться в ее природе и понять, что это такое. К примеру, девичья честь, она имеет некий свой физиологический субстрат, то есть непосредственно гимен — девственную плеву, и имеет как бы совершенно четкую конкретную ассоциацию утраты девичьей чести – это следствие пенетрации, то есть проникновение чего-то с повреждением этого самого гимена.
    А какой физиологический субстрат в данном случае у офицерской чести? И главное, куда и как считается, что называется, проникновение? В ситуации с Золотовым это понятно: пенетрацией считается вопрос про стоимость капусты и закупочных цен на морковь для его ведомства. Это посягательство на офицерскую часть, это мы понимаем.
    Но отмечу: мы не полностью раскрыли тему. И вот этот физиологический субстрат офицерской и где он находится – пока это для нас тема, я бы сказал, не очень понятная. Мне бы жутко хотелось и им бы хотелось заглянуть хотя бы в ближайшее будущее России, хотя бы на год вперед.
    Надо было вовремя идти в проктологи, и тогда вы бы могли любоваться не только на офицерскую, а на чиновничью честь. А если бы вам повезло стать кремлевским врачом, то берите выше.
    Так вот я вглядываюсь в это будущее. В общем, там нет ничего, кроме распада, хаоса и исключительно такой, бытовой некомфортности всякого будущего бытия. Даже то, что в этом будущем нет места попам, меня не утешает, потому что картина настолько омерзительная, что видеть ее не хотелось бы. Меня как исследователя устраивает абсолютно любой вариант, даже наиболее драматический. Но, полагаю, что неизбежен как раз именно он.
    Я могу, конечно, ошибаться, но на основании тех симптомов, которые есть на данный момент, я бы очень осторожно мог бы поставить какой-то диагноз. Это, наверное, на зрелой стадии такая политическая проказа с образованием множественных лепром, рост которых уже не контролируется ни мозгом, ни средой. Это тяжелая штука, она не рассасывается сама собой. И, например, было бы прекрасно, если бы вечерние, дневные да и все прочие новостные передачи назывались бы другим словом. Их нужно было бы называть вечерние симптомы, дневные симптомы. То есть вместо слова «новости» необходимо вводить слово «симптомы», тогда кое-что станет понятно. Просто надо всё считать не курьезами какими-то, не событиями, а именно симптомами.
    Ведь охамевший, обезумевший Жирик, который под прикрытием охраны, ОМОНа, Росгвардии избивает мальчишку, который сказал о нем неприятную правду – это ведь симптом, это не событие. И глава правоохранительного ведомства Золотов, который публично обещает изувечить политического оппонента – это тоже не казус, это симптом. Все-таки избиение детей, инвалидов, фанатичка Поклонская, посадка невинных людей за картинки, обнагление попов, процессы судей, которые обиделись на то, что про ни пишут частушки и тоже затеяли уголовное дело; чиновники, которые перестали чувствовать свою анекдотичность и перестали вообще себя слышать; цензура, всё более и более идиотские законы – это не черты, это симптомы.
    Я хочу рассказать вам, хотя это не особо интересно, но познавательно – кто будет следующим главарем ДНР. Судя по демонстрации кремлевских симпатий, этим главарем будет некто Пушилин. И под него будут выстроены все так называемые выборы. Интересно, что именно позволит ему править Русским миром в Донбассе. Мы знаем, что у Захарченко был колоссальный опыт торговли курятиной и был алкоголизм. Это позволило ему довольно эффективно руководить этим образованием, этими бандформированиями Донбасса. А вот что представляет собой новенький, что представляет собой Пушилин?
    Я поднял всякие материалы и выяснил, что самые яркие страницы биографии господина Пушилина. Он был фанатичным волонтером «МММ», членом партии «МММ», любимцем Сергея Мавроди, человеком, которого лично привечал и выделял Мавроди, называя самым перспективным и активным эмэмэшником. Вот это, я понимаю, действительно, подготовка для президента целой республики, как они себя позиционируют.
    Понимаете, там ведь карьера до ближайшего кафе, где нужно бронировать не только столики, но и всё остальное, как выясняется.
    Я уже упомянул Жирика и всю эту омерзительную потасовку и хочу сказать, что его оппонент, противник долго подыскивал единственное цензурное слово, подбирал единственное относительно верное цензурное слово для характеристики политика. Нашел самое мягкое, самое деликатное, самое почтительное, а именно «говно». Но и тут почему-то не угодил.
    Кстати говоря, про избиения. Я хочу сказать, что причиной относительной малочисленности является, как ни странно, именно Навальный, который как бы стоит за всем этим, кукловодит этой историей и, вероятно, многие тысячи людей пошли бы охотно меситься с Росгвардией, но они не идут на эти митинги только потому, что они не хотят работать на хайп человека, которого уже, в общем, хорошо знают. Он слишком хорошо изучен, и скептицизм в отношении него очень силен, большей частью справедлив. Понимают все его мотивацию и не все готовы подставлять лоб, делать из своего лба ступеньку для его восхождения.
    Ведь проблема всяких начинающих политиков заключается в том, что полных идиотов на свете довольно мало. То есть они есть, но они политически товарного количества не образуют. Конечно, сегодня Золотову удалось надуть Навального практически до прежних размеров. Он дул тщательно. Но вот даже в своем максимальном формате Навальный на эту роль не годится.
    Не случайно от него откололись потрясающие, с моей точки зрения, храбрые и достойные ребята. Их много в Москве, они собираются, по-моему, возле памятника Твардовскому. Они есть и в других городах, они наметили свой собственный, отдельный пусть и стараются, по крайней мере, вести себя аккуратно и умно. Понятно, что в отношении их тоже будут дубинки и насилие. Но вообще, если сейчас на месте Навального возникнет кто-то посвежее, пояростнее и, главное, понеизвестнее, то на за ним пойдут, понятное дело, уже сотни тысяч. На данный момент место этого протестного вожака, толповода, назовем так, оно вакантно. Но в штатном расписании страны оно вдруг появилось. Знаете, как в аэропорту какие-нибудь милые надписи: «Рейс до Чебоксар», «Задержка рейса в Тулу» — и вдруг какой-то хулиган на этом экране зажигает огромное слово «жопа». И весь аэропорт почтительно стоит и радостно читает по 20 раз одно и то же слово. Им правду сообщили.
    То есть такая штатная должность толповода, она появилась. И занять его, надо сказать, поразительно легко. Понятно ведь, что все политические лидеры вне зависимости от их окраса, они примерно одинаковые мерзавцы, но о некоторых это еще неизвестно, что и приятно. А публика она всегда публика, она желает верить. Она верит в Гарри Поттера, в водородную воду, в пояс богородицы с чулками, в честных политиков. Ну как этим не пользоваться?
    А Кремль тупит и не желает видеть никаких изменений. Хотя изменения всё выпуклее. Причем «выпукливается» в абсолютно неожиданных местах.
    Дырка на МКС – это инопланетный Рогозин. Я же вам об этом говорил…
    Мне гораздо больше понравился… вот кто мне нравится – мне очень нравится Ким Чен Ын, потому что парень живет в какой-то настолько другой реальности, в настолько хрустальном замке… Знаете, что он отколол? Он попросил Россию походатайствовать за Северную Корею, чтобы с Северной Кореи сняли бы санкции. Это примерно как маньяк приходит к Чикатило получить рекомендацию на досрочное освобождение. Вот примерно так же это всё выглядит. Ну, действительно, волшебный мир. И вероятно эти все бессмысленные, тупые и вредоносные зверства, которые совершались на последних митингах – может быть, действительно, Россия взялась помочь Ким Чен Ыну, и она хочет, чтобы по сравнению с ней Северная Корея выглядела бы цивилизованным, нормальным, здравым государством, переполненным свободами и счастьем людей. Вот она сделала всё, чтобы этот приятный контраст был бы.
    По выступлениям на "Эхо Москвы" подготовил В. Лебедев

Комментарии
  • ow@pisem.net - 15.09.2018 в 22:32:
    Всего комментариев: 1067
    Уважаемый Редактор! Кто всё-таки карту между текстами составил? Одухотворённый филолог-эстет или грозный материалист-зубодробитель? Или мне неведомый Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Витя - 17.09.2018 в 00:45:
    Всего комментариев: 9
    Быков пишет: "...Условно говоря, лишний – Онегин, и бесконечно одаренный, по мысли Пушкина, очень перспективный молодой Ленский." "...Перспективный" - это о Ленском? Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Эдуард Бернгард - 17.09.2018 в 00:53:
    Всего комментариев: 370
    По поводу физиономии Золотова: говорят, что собаки похожи на своих хозяев...
    Рейтинг комментария: Thumb up 25 Thumb down 1
  • Просто зритель - 18.09.2018 в 14:11:
    Всего комментариев: 1135
    Ктo бы Зoлoтoву пoдскaзaл - из дeрьмa нeльзя сдeлaть oтбивную.
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 21

Добавить изображение