Рюрик и «фризские даны»

22-09-2018
  •  image001 Олег Львович Губарев - историк.

    Ранее я уже рассказывал на страницах независимого альманаха «Лебедь» о Рюрике в рамках скандинавской гипотезы происхождения Руси. Но нельзя не согласиться с оппонентами, что эта гипотеза объясняет далеко не все и к ней есть вопросы.

    В данной статье я в сокращенном и популярном виде рассказываю суть дополнительной гипотезы, по отдельным аспектам которой мной опубликована серия  статей  в эл. журнале Valla,  журнале «Стратум Плюс», в моих комментариях к изданной мной книге А. Амальрика «Норманны и Киевская Русь», один экз. машинописной рукописи, которой я нашел депонированным в библиотеке Вирджинского университета в США.

     

    Разработка новой гипотезы нужна, когда старая не в состоянии ответить на некоторые вопросы, прояснить некоторые неясности и противоречия. Скандинавская гипотеза происхождения Руси объясняет многое, но далеко не все. Поэтому новая гипотеза, которая должна была бы ответить на неясные вопросы естественно должна разрабатываться в русле  скандинавской гипотезы.

    Вопросы к ПВЛ и другим источникам

    Первый вопрос, на который до сих пор безуспешно пытались найти ответ историки и археологи: откуда Рюрик привел в земли славян и финнов на Северо-Западе  «всю русь» как об этом рассказывает нам ПВЛ. Поиски племени или народа «Русь» в Скандинавии ни к чему не привели. Известного текстолога А.А. Шахматова это указание летописи поставило в тупик. Он решил, что летописец предусмотрительно придумал данное сообщение на тот случай, если его современники и потомки не найдут в Скандинавии такого народа. Но для монаха-летописца XI века в такую предусмотрительность не очень верится. Скорее монах писал о том, что хорошо знал. Тогда откуда же Рюрик привел «всю русь»? И где племя, народ, или просто очень крупная группа скандинавов обитала до появления Рюрика на Востоке и  полностью исчезла после его ухода на Восток?

    Вторым вопросом  вызвавшим недоумение А.А.Шахматова было то, что древнейшая русская летопись упоминает о Руси как на востоке рядом с хазарами, так и на западе Европы в ряду свеев, готландцев, нурманов (норвегов) и других скандинавских (варяжских) народов. Можно было бы счесть это оговоркой летописца, если бы, независимо от летописи, и в другом историческом источнике, так называемой «книге Иосиппон», русь не была указана между англами и саксами на Западе.

    В примерно современном рассматриваемым событиям  источнике, так называемом Баварском географе, русь оказывается рядом с хазарами. Хотя есть и другие попытки перевода, но предшествующий руси термин fresiti некоторые историки переводят как «фризы» и не могут понять, при чем тут фризы. Предполагают, что может быть имеются в виду фризы с готами, сидящие в Крыму. Но возможно это, как и другие упоминания о русах на Западе, не что иное, как  воспоминания о прежнем месте  жительства русов.

    Мусульманские средневековые писатели  и географы постоянно связывают  русов с Испанией (ал-Андалус), а один из них -  Я’куби, прямо говорит, что норманны, напавшие на Севилью в 844 г. называются по-другому «ар-Рус». С Андалусией связывают русов также Масуди и ал-Бекри. Это настолько необычно, что даже вызвало попытку объяснить, что под Андалусией мусульманских географов надо понимать Анталию в Малой Азии. Эти попытки пресек В.Ф. Минорский, убедительно показав, что под Андалусией надо иметь в виду именно мусульманскую Испанию, а «одним подозрением нельзя удалить слов, стоящих в рукописи".

    Есть и еще один источник, правда, упоминающий не самих русов, а «гору русов»,

    кажется, помещая ее в Испании. Это книга ал-Хорезми Kitāb Sūrat al-Ard. Новосельцев,

    Голден и недавно Монгомери предположили, что это может быть

    первое упоминание Руси, хотя ни один из них не разбирался с этим вопросом детально. Новосельцев тоже отмечает, что у ал-Хорезми упомянута река Др.ус, в которой Новосельцев предположительно видит Данапрос (Днепр?), и о которой говорится,

    что она берет начало с Русской горы (Джабал рус), которая находится, по его мнению, в

    Cеверо-Восточной Европе.

    Исландский историк T. Храундал отмечает, что координаты (долготы и широты), приведенные ал-Хорезми указывают, скорее на Испанию, также как названия местностей по соседству с «горой русов», такие как Logroño, Baiona, Tolosa. А река drws или dryw, согласно сообщению вытекающая с «горы русов» это, по его мнению, вероятно, р. Дуэро, что помещает «гору русов» в Северо-Западную Испанию.

    Рюрик древнерусских летописей и Рёрик Фрисландский

     Судя по дошедшим до нас спискам древнерусских летописей первыми князьями и знатью у нас были скандинавы и именно их приход создал предпосылки  к образованию государственности в землях славян и финнов. Но, как  спрашивают противники скандинавской гипотезы происхождения руси,  так называемые антинорманисты - как могли скандинавы создавать государственность на Руси, если в самой Скандинавии первые протогосударства появляются значительно позднее?

    Первый русский князь Рюрик в ПВЛ выступает личностью легендарной. Летопись сообщает о нем очень скупо, да и все эти сообщения лишены каких-то живых черт, конкретики. Предположения, что личность эта придумана летописцем «для легитимизации династии»,  как писали историки при СССР, не выдерживают критики, потому что династии в древности возводились к богам или героям троянского цикла, но уж никак к никому не известному скандинавскому конунгу. Либо этот Рюрик должен был быть настолько известной личностью, что возведение династии именно к нему могло ее легитимизировать.

    Поскольку Русь в летописях и других источниках упорно связывают не только с Востоком, но и с Западом некоторые историки попытались найти на Западе историческую личность, похожую на нашего Рюрика. И нашли. Это был известнейший вождь норманнов Рёрик Фрисландский. В некоторых источниках его еще называют Ютландским. Ютландия в Дании была его родиной, а всю жизнь он практически провел во Фризии в своих владениях, выделенных ему и его родичу Харальду Клаку императорами династии Каролингов на условиях охраны побережья Фризии от викингов и уплаты налогов в имперскую казну.

    Рёрик был из рода Скьёльдунгов, ведущих свое происхождение от Скьёльда, сына самого верховного бога скандинавов Одина. Именно такой вождь мог легитимизировать любую династию став ее основателем. Кроме того время жизни Рёрика Фрисландского и нашего Рюрика примерно совпадают.  ПВЛ сообщает о смерти Рюрика на Востоке в 879 г., а на Западе в 882 г. император Карл Толстый передает владения Рёрика в связи с его смертью его родичу Готфриду.

    Так родилась гипотеза тождества этих двух исторических личностей:  Рюрика Русского и Рёрика Фрисландского. Первым эту гипотезу начал разрабатывать дерптский профессор Ф.Х.Крузе, хотя еще до него историк Голлман пытался связать имя Русь с названием области Рустрингия во Фризии. Именно Рустрингия  была получена Харальдом Клаком, братом или дядей Рёрика в качестве первого бенефиция от императора франков Людовика Благочестивого, после того как Харальд, его родичи и знать данов в 826 г. приняли крещение из рук самого императора и его родни.  К сожалению, Крузе был человеком увлекающимся и допустил при разработке своей гипотезы ряд ошибок, за то был подвергнут резкой критике. Гипотеза Крузе на долгое время была забыта.

    Только значительно позже к этой гипотезе вернулся историк–эмигрант Н.Т. Беляев, дополнив ее развернутой и достаточно убедительной аргументацией. Статья Н.Т.Беляева «Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи», написанная и опубликованная на русском и английском языках в 1929 г., дала новую жизнь гипотезе Крузе.

    С тех пор среди современных российских с историков данная гипотеза получает все более широкое признание. В пользу данной гипотезы в разное время высказались историки –эмигранты А.А.Васильев и Г.В.Вернадский, а из отечественных историков - Б.А.Рыбаков, М.Б.Свердлов, Г.С.Лебедев, А. и Х. Касиковы, Л.В.Войтович, Е.В.Пчелов, А.А.Горский, А.А.Хлевов, П.А.Атанов. Среди критиков данной гипотезы наиболее обстоятельно и убедительно ее критиковали современник Н.Т.Беляева В.А. Мошин и позже польский историк Г.Ловмянский. Но В.А. Мошин, критикуя наиболее уязвимую часть гипотезы Н.Т.Беляева о фризском происхождении Руси, признавал возможность тождества Рёрика и Фрисландского и Рюрика. А польский историк Г. Ловмянский обесценил свою критику признанием, что если принять данную гипотезу, то «тылы норманнской экспансии на Русь оказались бы в определенной мере расширенными и усиленными», т.е., что его критика  опиралась на  вненаучные соображения и что он ни в каком случае не мог принять данную гипотезу из идеологических соображений.

    Статьи с критикой данной гипотезы появляются до сих пор, как например статьи американского историка  Ю.Дживана и отечественного историка В.Г.Лушина. Я разрабатывал эту гипотезу независимо от А.А.Горского, который первым обратил внимание на то что в дух византийских источниках русь выводится «от рода франков».  В ряде статей в электронном журнале Valla и журнале «Стратум Плюс» я пытался рассмотреть различные аспекты данной гипотезы и косвенные доказательства в ее пользу. А.А.Горский в ряде статьей также убедительно показывает связи Руси с Фризией и возможность прихода в земли славян и финнов Рёрика Фрисландского, ставшего здесь нашим Рюриком.

    Основным возражением Г. Ловмянского в статье  1963 г. было отсутствие связей между Северо-Западом Руси (Ладогой и Рюриковым городищем) и Фризией. С тех пор археологами такие связи установлены. В Ладоге найдены и исследованы А.В. Плоховым сосуды типа Татинг фризского происхождения, К.А.Михайлов установил наличие  камерных погребений в составе могильника Плакун в Ладоге, обряда происходящего с территории франков и из Ютландии. Археологами найдены не только готовые фризские гребни, но и заготовки что говори о присутствии в Ладоге, по крайней мере, некоторой группы фризских ремесленников.

    Откуда Рюрик привел «всю русь»?

    Главный ответ на вопрос – откуда Рюрик привел «всю Русь»? - в соответствии с данной гипотезой может быть сформулирован следующим образом.

    В Дании после гибели могущественного конунга Готфрида владевшего большей частью земель будущей Дании, разгорелась борьба за верховную власть между его сыновьями и родом Скьельдунгов.  К роду Скьёльдунгов принадлежали конунг Харальд Клак и его брат или племянник Рёрик, позже прозванный Фрисландским ( по месту его владений) или Ютландским ( по месту его рождения).

    В этой борьбе Харальд решил опереться на мощь империи франков и в 826 г. принял вместе со своими родичами и знатью крещение из рук императора Людовика Благочестивого. Это событие во многом определило дальнейший ход истории данного региона. Поэт Эрмольд Нигеллус (Эрмольд Черный) посвятил описанию события целую поэму, в которой подробно описал как саму церемонию так и подарки которыми обменялись стороны.  Этот акт поставил данов в зависимость от империи франков. Сопротивление данов-язычников возглавили сыновья Готфорида и после нескольких перемен власти Харальд с родичами и частью знати был изгнан и искал убежище на территории империи франков во владениях Людовика. На такой случай сразу при крещении ему в бенефиций была выделена область Рустринген, в которой он мог найти убежище в случае неблагоприятного поворота событий.

    Практика выдачи вождям данов земельных владений в бенефиций на условиях обороны франкских земель от викингов и уплаты налогов в имперскую казну, как кажется была введена еще Карлом Великим. В 807 г. он согласно упоминанию в стихах Поэта Саксо передал некие земли в бенефиций Хальфдану,  деду Харальда Клака и Рёрика. Во всяком случае, в 837 г. сын Хальфдана Хемминг погиб вместе с графом франков защищая побережье от набега викингов. Сообщения об этом содержатся в анналах франков.

    Каролинги были заинтересованы в том, чтобы превратить вождей данов в защитников франкских земель от набегов своих сородичей. Вожди данов Харальд Клак, Рёрик и позже родич Рёрика Готфрид были заинтересованы в том, чтобы использовать  свои фризские владения как базу в борьбе за верховную власть над Данией. Так что тут был обоюдный интерес.

    Но простой народ в империи франков ненавидел «язычников»-данов, и не разбираясь в политических тонкостях считал их ответственными за набеги, разорение и смерть, которые несли норманны. Сила данов была в их многочисленности и воинском искусстве. Но и тогда их положение в империи было шатким. Так и Харальд и Рёрик были брошены в тюрьму по ложному обвинению в измене. Харальд  вероятно погиб в темнице, а Рёрику удалось бежать и он возглавил набеги на свои бывшие владения. Лотарь, сын Людовика умершего к тому времени понял, что лучшее, что он может сделать - вернуть Рёрику его бывшие владения на тех же условиях.

     

    gub1

    Карта владений норманнов Харальда Клака, Харальда Младшего и Рёрика во Фризии

     

    Постепенно Рёрику как пишет английский историк Саймон Коупленд удалось расширить свои владения  поддерживая дипломатические отношения и оказывая услуги всем трем сыновьям Людовика, боровшимся между собой  - Карлу Лысому, Людовику Немецкому и Лотарю.

    Сыновья Готфрида, ненавидевшие изменников-христиан Скьёльдунгов почти каждый год нападали на их фризские владения с центром в г. Дорестад. Но за 20 лет викингам только дважды удалось прорвать оборону Рёрика, причем во второй раз он отсутствовал в своих владениях. Он дважды пытался вернуть себе верховную власть в Дании, и один раз ему удалось вернуть часть земель «между рекой Айдер и морем», уступленных ему конунгом Хориком Дитя. Но в итоге вернуть верховную власть над данами Рёрику не удалось, а без этого подчинение императорам франков теряло для него всякий смысл. Кроме того он видимо чувствовал ненависть франков поскольку соблюдая осторожность на встречах с императорами требовал заложников. Вдобавок жемчужина владений Рёрика торговый центр Дорестад, где чеканилась имперская монета стал терять свое значение из-за заиливания русла Рейна. Видимо с этого времени Рёрик и обратил свое внимание на Восток, торговые связи с которым были установлены фризами еще в VIII в. Об этом говорит,  по  мнению А.А.Горского,  высокая концентрация кладов куфических монет на территории Фризии.

    gub2

    Карта торговых путей, связывавших Фризию с другими торговыми центрами (эмпориями или на Old Norse виками) на основе карты С.Лебека.

     

    Согласно ПВЛ около 860-х гг. (хронология ПВЛ спорна и вызывает сомнения у большинства историков) в землях славян и финнов появляется Рюрик, приведший с собой «дружину многу и предивну». А еще  в «Житии св. Ансгария» рассказывается, как после осады шведского торгового центра Бирки, даны захватили какой-то «город в земле славян». Некоторые историки считают, что это могла быть Ладога или Рюриково Городище. Тем не менее, свои западные владения Рёрик также  сохраняет за собой. После смерти Рёрика (согласно ПВЛ Рюрик умер в 879 г.) в 882 г. император Карл Толстый передает его бывшие владения во Фризии его родичу Готфриду.

    Как же оправдываются слова летописца, что Рюрик привел собой «всю Русь»? Оставшиеся во Фризии относительно немногочисленные норманны были перебиты в 885 г. в Бетуве после предательского убийства их вождя Готфрида на переговорах с франкской знатью.

    После 885 г. все в сообщения о норманнах во Фризии прекращаются, хотя еще долгое время даны считали, что имеют права на фризские земли. Власть во Фризии переходит к местным графам и собственно с этого момента начинается уже история Нидерландов.

     Связи древней Руси с Фризией (археологическое подтверждение)

     О Рюрике в русских летописях мы имеем скудные сообщения, согласно которым он выглядит вполне легендарной личностью. Здесь в землях финнов и славян в отличие от его вассального положения в империи франков, он сам уже раздает своим соратникам «овому Полоцк, овому Ростов».

    Вообще археология говорит нам о довольно тесных связях торговых и не только Северо-Запада, например, Старой Ладоги, с Фризией. Как я уже говорил камерные погребения, обряд происходящий с территории империи франков, ритуальные сосуды типа  Татинг,  центр производства которых лежал где-то на Рейне, «фризские» гребни, не только покупные, но и изготавливавшиеся в Ладоге. Список артефактов можно было бы продолжать. При этом прослеживается торговый путь – фризский Дорестад- датский Хедебю – шведская Бирка –  Старая Ладога со славянско-скандинавским (в разные периоды ее существования) населением.

    Интересным парадоксом является то, что дендродаты,  полученные Н.Б.Черных из бревен камерного погребения в урочище Плакун ( Старая Ладога) предшествуют распространению обычая камерных погребений в Скандинавии. То есть объяснением могло бы быть предположение, что погребальный обычай был занесен на Русь непосредственно из империи франков, минуя Скандинавию.

    Даже в тексте договора Игоря с греками в 945 г. присутствует магическая формула, указывающая, что договор будет действовать «пока солнце светит и весь мир стоит». Аналоги этой формулы присутствуют в скандинавском сборнике законов «Серый гусь», а также в древнефризских юридических документах, причем древнерусский вариант формулы ближе к древнефризскому.
    Таким образом, можно предполагать, что русы, которых Рюрик привел в земли славян и финнов, были скандинавы (возможно с примкнувшей к ним частью язычников фризов, не желавших подчиниться Каролингам), но скандинавы довольно длительное время (в общей сложности с 807 по 885 гг.)  проведшие на территории могущественной империи франков.

    Могила Рюрика в Ладоге?

    В Ладоге в урочище Плакун, точнее рядом с ним, но несколько в стороне от могил рядовых дружинников, возвышается сопковидная насыпь на вершине которой найдено плохо сохранившееся погребение. К.А.Михайлов считает, что это было камерное погребение, на что указывает ряд признаков, хотя дерево камеры и не сохранилось. В могиле найдены остатки борта ладьи и останки двух коней.

    Интересно, что аналогичное только лучше сохранившееся и более богатое камерное погребение инвентарь которого очень напоминает инвентарь ладожского погребения обнаружено в Бусдорфе , близь торгового центра Хедебю. Хедебю по мнению некоторых историков являлся родовым владением клана Скьёльдунгов, хотя другие историки не согласны с этим мнением.

    По мнению историка Эгона Вамерса погребение в Бусдорфе, вероятнее всего, является могилой короля-изгоя Харальда Клака. Хотя существуют и другие мнения. В погребении найдены остатки ладьи и останки трех коней. Вместе с королем по некоторым данным были погребены еще один  или два человека. Они идентифицируются как конюший и виночерпий.

    gub3

    gub4 Реконструкция инвентаря погребения в Бусдорфе, Хедебю. Гипотетическое  погребение  Харальда Клака, брата или дяди Рёрика Фрисландского

    В таблице приведено сопоставление инвентаря двух погребений.

    Одно из них – гипотетическое погребение Хральда Клака в Бусдорфе, близь датского торгового центра Хедебю, другое - гипотетическое погребение его брата или племянника Рёрика Фрисландского /Рюрика в Ладоге на вершине сопковидной насыпи в урочище Плакун

     

    Погребение в Бусдорфе

     

    Погребение на вершине плакунской сопковидной насыпи

     

    Примечания
    В стороне от основного могильника  (20-30 м к юго-востоку) В стороне от могильника Плакун (300 м) Погребение человека высокого статуса вынесено в сторону от остальных погребений рядовых дружинников.
    Захоронение по обряду ингумации

    Размеры камеры: 4,5 м х 2,5 м х 1,9 м.

    Захоронение по обряду ингумации

    Яма размерами: длина 3 м, глубина 0,4 м, но возможно яма была глубже. Сама камера не сохранилась, но размеры ямы и прогиб настила указывают согласно К.А. Михайлову на наличие деревянной камеры.

    Захоронение с ладьей над камерой .

     

    Захоронение с бортом ладьи или ладейными досками, использованными как настил .
    Яма содержала плохо сохранившиеся остатки трех коней. Яма у штевня ладьи. В восточной части два коня ориентированные север-юг, головой на юг. Кони входили в число подарков, которые было принято дарить у императоров франков.
    Меч в погребении не обнаружен, но по аналогии с другими камерными погребениями, где обнаружены связки стрел, наличие другого вооружения в могиле предполагается. Дарение меча рассматривалось  у скандинавов и русов как знак подчинения того. кто принимает подарок дарящему . Согласно Э. Вамерсу франки также рассматривали принятие меча в подарок  как знак вассалитета
    В западной части камеры связка из 9 стрел, наконечниками вниз или колчан. Наконечники стрел корродировали, что затрудняет идентификацию.  Похожи на листовидные. Аналоги стрел из славянского Старигарда. В близи ног погребенного 14 наконечников стрел (Связка стрел или колчан). Стрелы (без луков) также, скорее всего, были символами власти: посылая стрелу, конунги норвежских "фюльков" собирали ополчение и тинг .
    В восточной части камеры –  деревянное ведро. Две железные заклепки, семь узких железных пластин - оковок деревянного ведра. Деревянные ведра с клепками связаны с обычаем траурного пира и общения живых с умершими. Подобные предметы рассматриваются как следы языческого ритуала. Отмечено, что украшенные ведра с металлической обивкой не часто встречаются в погребениях.
    Янтарная бусина. Двухчастная бусина желтого стекла. Бусы в погребении имеют свой символический смысл. Считают что бусины, особенно янтарные, выступали в  роли амулетов. Наиболее часты погребения с одной бусиной (чаще янтарной).
    Два тела – кости почти совершенно разрушились – которые были ориентированы под прямым углом к ладье, примерно в направлении север-юг.

    Третье тело, очевидно, самого погребенного, знатного человека в западной части камеры не сохранилось, определить можно только по земле со следами жира.

     

    Тело погребенного в переотложенном  состоянии головой на север. Символизм в ориентации тел погребенных. Север связывался у скандинавов с царством мертвых, а юг почитался  именно в связи с теплом и светом, исходящими от этой страны света.
    Детали поясного набора, украшенного филигранью, возможно с привешенным мечом. Серебряные бляшки, входившие в состав поясного или уздечного гарнитура, бронзовая пряжка. Значение богатого украшенного пояса (перевязи для меча) Фирк определяет как один из символов imitatio imperii .
    Бронзовые удила. Предмет с кольцом и подвижным штырем, как предмет конской упряжи . Конская упряжь – еще один из символов imitatio imperii согласно Фирку.
    - Ледоходные шипы у конских ног .
    Нож, найденный с остатками ладьи. Нож с рукоятью, обмотанной серебряной проволокой .

     

    Рёрик Фрисландский был братом или племянником Харальда. Возможно, что близкое сходство инвентаря погребений указывает на то, что могила на вершине сопковидной насыпи – это могила Рюрика/Рёрика Фрисландского. Гипотеза, получающая как было сказано выше, в настоящее время все большее признание среди российских  историков, говорит о тождестве этих двух исторических личностей – Рюрика, первого князя из династии Рюриковичей и знаменитого вождя норманнов – Рёрика Фрисландского.

     

    Литература

     
    Губарев О.Л. Рюрик "имел место быть". Независимый альманах «Лебедь»
    №731 от 19 февраля 2015 года.

    Губарев О.Л. «Пояша по собе всю русь»: что подразумевала эта фраза? // Valla. Том 2 № 3, 2016. С. 21-39.

    Губарев О.Л. К вопросу об идентичности Рюрика и Рорика Фрисландского// Valla. Том 2 № 4-5, 2016. С. 9-25.

     Губарев О.Л. Две Руси IX века: свеоны 839 г. и даны Рюрика // Valla. Том 3, № 6, 2017. С. 19-38.

     Губарев О.Л. «Дондеже солнце сьяеть и весь миръ стоить» (магическая
    формула в договоре Руси с греками 945 г.) // Valla. Том 3 № 3, 2017. С. 16-22.
     
    Губарев О.Л. О «быстрых данах» и русах-дромитах // Valla т.4 №1-2. С.77-83. 

    Губарев О.Л. Структура власти на Руси в IX в. и «фризские даны» // Stratum plus. 2018.  (в печати).

    Губарев О.Л. И снова о Рюрике пришедшем «из-за моря» // Valla. т.4 №3 .С.78-86. Рецензия на статью В.Г. Лушина.

    Амальрик, А. Норманны и Киевская Русь / Андрей Амальрик; науч. публикация, предисловие и комментарии О. Л. Губарева. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 232 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0722-4.

     

    Губарев О.Л. «Фризские даны» Рюрика/Рёрика Фрисландского // Скандинавские чтения, Этнографические и культурно-исторические аспекты. 2016.  СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 27-  44.

     Губарев О.Л. Посольство русов 839 г. и оксюморон  «Русский каганат» // Скандинавские чтения, ноябрь, 2018 г.  Доклад на конференции.  (Подготовлен).

    Губарев О.Л. Структура власти на Руси в IX в. и «фризские даны». «Стратум Плюс», №5, 2018 ( в печати).

Комментарии
  • yt395yyk - 23.09.2018 в 12:21:
    Всего комментариев: 73
    Google переводит финское (Suomi) название "Швеции"как "Ruotsi". Самоназвание финнов Suomi в славянском уже давно превратилось в сумь, ну а Ruotsi тогда же - в русь. Как название Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Vlad - 26.09.2018 в 01:53:
    Всего комментариев: 3
    https://maximus101.livejournal.com/157880.html Исландские саги сохранили древние легенды о происхождении скандинавских богов от тюркских кочевников. Это знаменитый рассказ об исходе Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • VA - 28.09.2018 в 19:16:
    Всего комментариев: 1
    Русь упоминается как народ, живущий рядом с хазарами по понятной причине - на Украине какими-то местностями правили хазары, какими-то - русы, а какими-то - русы с Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • 071938 - 29.09.2018 в 08:24:
      Всего комментариев: 5
      Вся ця стаття пронорманського Рюрика є антисловянською англо-саксонською видумкою. Рюрик насправді був західнословянський укрик,князь словянського племені,яке Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • VA - 01.10.2018 в 18:49:
    Всего комментариев: 34
    Не выдумывайте. Украина - не от Рюкрика, а от "окраина"
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0

Добавить изображение