Открытое письмо режиссеру Илье Хржановскому

08-02-2019
  • Режиссер проекта "Дау" Илья Хржановский в одном интервью сказал, что, не имея ни сценария, ни текста, ни даже цели, он позволил проекту развиваться самостоятельно. Главным стал сам процесс, который непременно должен был оправдать всю эту громадину людей, зданий, лабораторий,  офисов. Дать ответ, почему и зачем эта громадина городилась, существовала и завершилась крахом.В Париже я, конечно, был, но не вчера, к сожалению, и потому проект «Дау» ещё не видел, читал только обзор в Лебеде. Ну, и множество материалов, опубликованных в русской и англоязычной прессе.Конечно, классный парень, этот 43-трехлетний кинорежиссер с одной победой в кармане.  Похожего на Хржановского найти непросто, уж очень решителен и уверен, с абсолютной верой в свою режиссерскую, и не только, правоту. Способный творить и создавать только по своим собственным меркам и желаниям, невзирая на условия имеющихся средств, необходимого времени и пространства. Или так кажется? Да, нет, большинство пишущих о нем, а их немало, с написанным бы согласились.

    Khrzhanovsky ilya

                                                        Илья Хржановский

    Людей не видит вокруг, так сам и говорит, что, мол, только отец меня и понимает, и даже не учит никогда, никогда не поправляет. Только сразу, что бы я ни сделал, он все сразу понимает. А вот другим нужно чего-то объяснять, почему я именно так хочу дома покрасить, а не иначе. Я им вдумчиво, как всегда я – вдумчиво - говорю: потому что так у домов будет нужное настроение. Нужное значит мое настроение. Они опять: но почему? Объясняю опять вдумчиво, в своей, только мне присущей манере: Потому что я режиссер. Теперь понятно? Три художника не поняли сразу. Сразу их и уволили, в тот же день, ведь у меня строго, первый отдел, у меня ни-ни, у меня пять генералов в «Ч»-х углах за зарплату навытяжку стояли.

    Вот так, утрированно, примерно, из того, что пишут участники проекта. Почти все эмоции чувствуются в негативными, у рабочих сцены и служащих. Это и свои, об этом пишет неоднократно и Быков, и российские издания. А уж во Франции в одном декабре месяце сразу почти половина местных рабочих уволились сами. Да и пресса местная к проекту относится не слишком хорошо. И все потому, что высокомерие начальническое на проекте очень чувствуют все, и зрители, и гости. А они люди западные, изнеженные, этого не переносят совсем. Хоть и от самого режиссера Ильи. Так что, прав ВЛ, редактор: тотальное унижение.

    Дальше, ВЛ, по-моему, промахивается, пишет, что точно на зрелище бы не пошел и не пойдет. А я вам ответственно заявляю: я вот обязательно пойду и не один, друзей и знакомых тоже уговорю. А как же? Если не мы, выходцы, так сказать, то кто? Кому еще интересно на старое советское барахло смотреть, если не нам?

    Местный народ, я думаю, сам валом ни за что не повалит.  Многие журналисты писали, что, мол, посмотрит публика на это тюремное безобразие в «Дау» и сразу всякую диктатуру начнёт ненавидеть. Для этого, пишет ВЛ, у «Да»у приготовлены крепкие напитки в виде водки и все постоянно ругаются матом. Даже французские переводчики: одна актриса, фамилию забыл, и Депардье, любимец чеченского бандита Кадырова.

    Dau23

    Дальше уважаемый ВЛ определяет Дау-кино, называет его новаторским, порнографическим, натуралистическим. фантастическим и так далее. Тут и драма, и комедия, и трагедия, и сто пудов любви на сцене. Скажу вам сразу – весь этот хаос – чистая правда, все видавшие зрители и пресса это подтверждают. Причем и словами ещё похуже, чем у ВЛ.

    Ну, а зрители – те и вовсе недовольны. И билеты дорогие, и организации никакой, все в очередях и толчее, никто распорядок и расписание фильмов не видел, и времени и места показа даже не знают. Так и мечутся, неизвестно почему. Разве таким отношением к главному, что есть в театре или кино – зрителю, можно его привлечь или, скажем, дорогой билетик ему продать? И вот решил я от лица публики послать следующее письмо режиссеру Хржановскому:

    «Нет, уважаемый Илюша, на Западе зритель особый, он избалованный и что такое очередь, не дай бог, не знает, и знать не желает, потому что других занятий и дел хватает.  Понимаешь, он любит теплый и уютный зал, мягкие кресла, приятных соседей, рестораны в фойе или прямо в ложе. Он любит кино самого высокого качества, которое ежегодно повышают, чтобы зрителю было удобно все хорошо видеть, слышать и понимать. За все это платит сам зритель посреднику, который являясь владельцем кинотеатра, все это организует. Мне кажется, что ты строишь свой кинотеатр по иным правилам, но этот номер, у тебя не пройдет, потому что в твоем зале аншлагов не будет.

    Ведь ты, уважаемый Илья, звук в своем кино наладить никак не можешь, везде у тебя толпа и очереди, и актеров на экране почти не слышно, а то и не видно. Это очень жалко, потому что я читал интервью с тем, кто играет самого Дау – отличное интервью с человеком высокой культуры, умницы и интеллигента в высшей степени, где ты такого только нашел? Писали, что в Перми, значит и там уже люди живут, отлично. Но вот зритель твоего Дау слышит, видит и понимает очень плохо. Так они пишут. То ли звук у тебя неисправный, то ли Дау еле говорит по молчаливой привычке своей дирижерской.

    И расписание фильмов и представлений зритель должен знать непременно, как бы ему не впаривали, что, мол, это же то время, в котором все так и было. Нет, брат, таким манером ты зрителя в кино не заманишь, даже если ты, трудяга, 13 серий наснимал и смонтировал. Пойми, дорогой, зритель настоящий этого боится, он 13 серий не переносит, только в телевизоре и по частям. И тем более с хамским, ты только не обижайся, Илюша, твоим отношением к нему.

    Понимаешь, дорогой, если от твоих представлений и фильмов веет, как пишут, «холодом, неуютом и промозглой тяжестью», если ты сам заставляешь физически всех зрителей поверить в то, что диктатура отвратительна, то те, кто не хуже тебя понимает эту правду, может на тебя сильно обидеться. Почему ты так уверен, что именно таков лучший метод отвратить людей от зла, заставляя их страдать? Страданий хватает в современной жизни и без того. Кто ты – учитель всенародный, с палкой, грязью и истязанием для каждого?

    Ты не Сталин, и твое кино – не Гулаг, насильно не загонишь. Люди способны видеть, мыслить и анализировать. Страдания ранят не только душу, но и разрушают тело. Вот и ВЛ не купился на твоё неистовство. Нет, он, конечно, понимает, что в твоем кино много очень сильных, гениальных, по-Быкову, сцен, которые не забываются долго. Об этом очень хорошо написали также Татьяна Толстая и Александр Тимофеевский в диалоге «Я червь – я бог», посвященном «Дау». Но и ты пойми его, пообещавшего тебе, что ты его на твоем представлении не увидишь. Уж если он, писатель, философ, мыслитель, и даже просто очень разумный человек так настроился, то о других людях, страшно подумать.

    Dau26

    Вот, скажем, просто я, лучшего примера у нас тебе не найти, сам понимаешь. Ну, вот как я, скажем, после двух операций на открытом сердце, пойду на твой перформанс, когда там станут вспарывать свиней на широком экране. Но я пойду, потому что мне интересно самому убедится, правда ли то, что высказал мой, некогда, уважаемый знаток литературный Дмитрий Быков. А он назвал твоё кино великим явлением эпохи, не приведя ни одного конкретного довода. Как и все живущие в той стране, где нас больше нет, Быков мечется, конечно, между правдой, которую чувствует, и поганой действительностью, которую видит и трогает всеми своими органами каждый день.

    Я знаю и про то, что и ты своё кино считаешь великим. Поэтому и из любопытства своего обещаю, что непременно приду на твою премьеру в нашей Америке, хотя она пока и не в твоих планах. С приездом у тебя, конечно, будут проблемы.  Неприятно, что в Берлине ты пока погорел со своей стеной, которую пообещал сначала построить, а потом, тут же и всенародно развалить. Мол, знай наших, какие-такие Горбачевы, нет, это мы на «Дау» развалили.

    Я тебя, как и твой отец, понимаю. Ты мне своим задором новаторским и отвагой первопроходца как раз и нравишься. И я знаю, что и на таких чудаках, как ты, мир тоже держится, если ты и в самом деле таков. А уж на таких как Дау он только и надеется. Так что – я с тобой. Это ж надо, тринадцать фильмов и все без сценария снять! Это брат, дорогого стоит, но я смотрю у тебя и с этим все в порядке.

    OLYMPUS DIGITAL CAMERA

    Я помню, что Алексей Герман-младший, который имел фильм-долгострой чуть подольше, чем твой «Дау», тоже сделал фильм без господдержки, на частные пожертвования. Но ты и его переплюнул, тем более, кто был Герман, которого знала вся страна, и кто есть ты, прости меня, пожалуйста.  Молодой совсем режиссер, начинавший в 2005-м без достаточных денег, связей и авторитета.

    Хотя, как раз в это я и не поверю: деньги этому человеку, тем более в 7 раз больше, чем самому Герману или кому-либо в истории российского кино, никто бы не дал. Значит, имеются варианты: либо деньги дарились и в отдаче не нуждались, то есть были подарены тебе родственником. Либо был неизвестный покровитель(ница) твоих талантов. Либо третий вариант – деньги были государственные, данные тебе по личному распоряжению того, кто в стране владеет таким правом.

    Итак, по порядку: богатый любящий родственник(ца), или  любовник(ца), или Путин. Было бы интересно получить ответ прямо сейчас, в момент неизвестности. Но, подождём.

    Пока все, кто интересуется, находятся в сомнении по поводу результата твоего проекта. Никто не знает, чем это кончится и какие возможности есть у тебя, чтобы жить дальше с победительно поднятой головой. Конечно, было бы легче говорить об этом, если бы я видел твое кино. Увидеть «4» будет несложно, надеюсь, что и Дау вскоре мы увидим тоже, хотя, жаль, что не вживую на твоем представлении. Удачи тебе.»

    «Можно ли писать о том, чего сам не видел?» Отвечу себе так: «Можно-то можно, да, читать-то кто это будет».  Для самых терпеливых добавлю: если вы сейчас читаете эти строчки – значит, вы из тех, кто пошел бы, как и я, смотреть проект Ильи Хржановского «Дау».

    Dau28

    А теперь немного о финансировании проекта "Дау"

    Изначально этим занималась российская компания «Феномен Филмз», соучредителями которой выступали Илья Хржановский и первый продюсер фильма Артем Васильев. Именно с ней Минкультуры России заключило договор на поддержку проекта стоимостью около $900 тыс. Для работы на территории Украины Хржановский и Васильев создали товарищество «Феномен-Украина», с финансированием со стороны «Держкино» в размере около $750 тыс. Поддержку на старте оказали и европейские институции — по €350 тыс. выделили два немецких региональных фонда, а ещё €600 тыс. согласился направить Eurimages. Таким образом, начальный бюджет «Дау» составлял 3,5 млн долларов, который потом уже во время харьковских съёмок вырос до 10 млн.

    За почти десять лет бюджет  проекта  превысил эти цифры раз в десять. Руководство, озабоченное финансовым обеспечением, прилагало большие усилия, энергичные поиски частных инвестиций были весьма успешны. «Осенью 2007-го у картины появился «главный инвестор, который дает финансовую возможность Илье работать так, как он работает», сообщил первый продюсер проекта Артем Васильев. И был этим меценатом  русский миллиардер Сергей Адоньев. Сам бизнесмен отвечать на вопросы журналистов не пожелал.

    В 2012–2013 годах у Ильи Хржановского поменялся партнер: вместо Артема Васильева его совладельцем теперь выступает представитель петербургской юридической фирмы «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. Они вместе с Хржановским создают британскую фирму Phenomen UK, которая с 2012 года занималась развитием проекта «Дау».

    Государственных инвестиций в проекте нет. Более того,  задержки с выпуском картины привели к тому, что в 2015 году Минкультуры через суд вернуло выделенную ранее субсидию плюс пени за просрочку — около 30 млн руб..

    Лишь после начала показа "Дау" в Phenomen Films официально подтвердили, что именно С. Адоньев с 2007 года стал основным и щедрым инвестором проекта, который дал Хржановскому возможность "работать так, как он работает".

    Наиболее дотошные журналисты сумели добыть цифры наиболее капиталоемких статей расхода, которые весьма интересны. Конечно, трехгодичные съемки в Харькове, с большим количеством сложного оборудования, строительством дорогостоящих декораций и настоящего капитального строительств; а также неимоверно большой штат участников: наемных рабочих, специалистов, ученых мирового класса, актеров и так далее,- все это стоило немало.

    Большие средства пошли на покрытие расходов в после съёмочный период (постпродакшн), когда в 2015-2017 годах компания «Дау» разместилась в Лондоне. На этот раз цены были уже не харьковские, а размах -  нешуточный. Помещение было выбрано в одном из самых дорогих мест в городе - пятиэтажное здание на улице Пикадилли в центре Лондона, совсем рядом с Трафальгарской площадь ю и Гайд-парком.

    На верхних этажах здания расположились апартаменты для жилья, а на нижних — офисы, общей площадью около 7 тыс. кв. м. Здесь Илья Хржановский несколько лет занимался огромной работой по превращению отснятого материала в цельное произведение. Точнее, было смонтировано 13 фильмов и сериалов, из которых и состоит основа проекта «Дау».

    Собственники здания — богатейшие братья Дэвид и Саймон Рубены, по заверению их представителя, никак не были связаны с «Дау», и арендная ставка была рыночной. Только в 2015 году команда «Дау» заплатила за использование этих помещений свыше £200 тыс. , а в среднем аренда особняка на улице Пикадилли обходилась в 400 тысяч фунтов в год.

    В целом на лондонском этапе постпродакшн фильма в 2016 году ушло почти 5 млн фунтов, а в 2017-м – ещё 3,2 млн, вместе с расходами на подготовку мероприятий.

    Общий бюджет проекта "Дау" мог составить, по утверждению источника Русской службы Би-би-си,  70 млн долларов, а то и еще больше. Это самый дорогой фильм в истории России.

    И это было бы очень достойно, если бы не поступило 24 января сообщение из Болгарии о связи денег Адоньева с контрабандой кокаина и Путиным. Сообщалось, что болгарское гражданство Сергея Адоньева аннулировано, ибо  Сергей Адоньев был арестован в США еще в 1998 году, после того как организовал мошенническую схему с поставкой кубинского сахара в Казахстан.

    The Insider удалось подтвердить, что в адрес Адоньева выдвигалось и намного более серьезное обвинение — в причастности к кокаиновому трафику из Латинской Америки в Европу через петербургский порт. Однако обвинение замяли под давлением Кремля, а депортированный на родину Адоньев вышел досрочно и при поддержке Путина начал «выстраивать телекоммуникационный бизнес, вкладывая в него сотни миллионов долларов неясного происхождения».

    Согласно данным ФБР, «работа Адоньева заключалась в том, чтобы дать взятки нужным казахским чиновникам за поставку кубинского  сахара через американскую компанию. На самом деле никакого сахара не было,   американским компаниям было не разрешено торговать с Кубой из-за эмбарго.

    Согласно документам ФБР, Адоньев несколько раз был в Казахстане в 1993 году и договорился о фейковой сделке с Владимиром Крупеневым, на тот момент личным советником Назарбаева, посредством взятки в размере €700,000. На полученные за фиктивный сахар  средства Адоньев и его партнеры немедленно купили себе роскошные квартиры и автомобили Бентли, Мерседес, Джип и Ламборгини.

    Нам сейчас не стоит отклоняться от основной темы - проекта «Дау», ибо деньги, преступные или праведные, так или иначе уже истрачены не только на дома-дворцы и люксовые автомобили,  но и на дело дальнейшего развития культуры. Первые зрители уже смотрят и участвуют в парижском проекте Дау.

Комментарии
  • Витя - 10.02.2019 в 16:18:
    Всего комментариев: 116
    Вот тут на фотографии "из 30-х годов" один человек в зелёных галифе (это похоже на правду), но рядом с ним, в пиджаке и в шляпе другой, на нём ДЖИНСЫ!!! Это явный ляп. В Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • redactor - 10.02.2019 в 21:59:
      Всего комментариев: 1758
      Нет, дорогой Виктор Ильич, в этом проекте таких явных ляпов быть не может. На снимке мужик в шляпе вовсе не в джинсах, а в Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • starik - 11.02.2019 в 17:55:
    Всего комментариев: 108
    Дорогой Валерий Петрович, позвольте с Вами не согласиться и решительно поддержать Витю. Джинсы они и есть джинсы, а никак не ильфпетровские штаны, особенно с Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • redactor - 11.02.2019 в 19:09:
      Всего комментариев: 1758
      В сети имеется смесь кадров из готовых фильмов и кадров рабочих моментов подготовки к съемкам. Я видел огромный грузовик MAN (у меня есть большое фото с высоким Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • starik - 11.02.2019 в 19:41:
    Всего комментариев: 108
    "таких проколов в самих фильмах проекта "Дау" быть не может" Да все может быть, дорогой Валерий Петрович. Вот как-то случайно смотрел я современный "военный фильм". 1941 Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение