Вальсы последнего шага (памяти Гусьбуки)

10-10-2019

Gloomy Sunday

  • Редактор (Валерий Лебедев) - Friday, September 07, 2007 at 02:10:17 (MSD)
    Знаменитая патриотическая песня «Священная война» (Вставай страна огромная), музыкальная эмблема Великой Отечественной Войны (произведение выдающееся, не уступает «Прощанию славянки» Агапкина и значительно превосходит Гимн того же Александрова ) – не что иное как вальс.
    Точнее – Вальс-бостон. То есть, не тяжелый, мрачный, но и воодушевляющий даже на смерть марш, а салонный вальс, притом же какого-то чужеродного Бостона.
    И он, этот вальс-бостон, более известный как марш «Священная война» ("Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!" Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач.), прозвучал уже на третий день после войны, текст опубликован 24 июня 1941 года. Со всей возможной цензурой военного времени. И останется в веках.
    Когда я об этом (о вальсе-бостоне) говорил, скажем, хореографам ГИТИСа, мне долго не верили.
    Старик Нестор (Саша Избицер) где-то в келье спрятал несколько научных сочинений из индекса запрещенных книг и пропитался просветительством, вольнодумством, франкмасонством.
    Его напарник, периодически подающий ему костыль, инок Григорий, более известный в миру как Саша Избицер, вдруг отошел от вселенско-научных истин и сказал для меня новость. Оказывается, в «Русском Самоваре» он иногда поет «Войну священную». И что же? Зальчик встает и поет вместе с ним. Все воодушевлены, глаза горят и грудь вздымается. Что так? О!!! Оказывается, эта песня сейчас воспринимается как гимн борьбы с террором и воинствующим исламом.
    Как то я задал этот вопрос Саше Избицеру (давно дело было, в Самоваре): каков размер «Священной война» Александрова? Секундная пауза: – 6/4.
    Ну, такого зубра на мякине проведешь.Но вот любопытно, по характеру звучания, по тяжелой, неотвратимой поступи ополченцев, это никакой не вальс, а именно марш. Нет, больше чем марш. Именно мрачно торжественный, исполненный последней решимости гимн самоотверженности и жертвенности.
    Первое исполнение хором Александрова состоялось 26 июня 1941 года. Однако Вадим Кожинов сообщает, что «вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов».
    Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

    Сейчас хор Сретенского монастыря готовит программу военных песен. Начнет – с этой. Этот хор – нечто, нек плюс ультра. Потом расскажу.

    Пурист (Дима Горбатов)
    Я представлю полное логическое обоснование, почему метр «Священной войны» — 3/4, а не 6/4 (то есть НЕ вальс), с опорой на теории Адольфа Маркса и Хуго Римана. Впрочем, пока мне мало верится в то, что Саша с этим согласится, — и тогда можно будет считать данный эпизод взаимным недопониманием.
    Редактор (В. Лебедев) - Wednesday, September 12, 2007 at 21:09:33 (MSD)
    Вот вы пишете: "метр «Священной войны» — 3/4, то есть НЕ вальс". Ну, если, метр вальса не 3/4, то такая наука сметает города и села. Под вашу науку без мелодий, метра, ритма и без давно умершей гармонии могли танцевать только динозавры. От нее они и вымерли. То есть, все, чего касается ваша теория, тут же умирает.
    Да, дорогой Пурист, как хорошо, что я не изучал вашу музыкальную форму. Мы с Сашей упорствуем и утверждаем, что «Вставай страна огромная» написана на 6/4, то есть вальс-бостона. Можно записать и на ¾ - разницы особой нет, можно и так записать, как вальс.
    Я потому так много на этом останавливался, чтобы не возникло иллюзии, будто исходя из формального метра вальса под «Войну священную» можно танцевать. Это не только не «просто песня» - вопреки даровитому Пуристу, но и не вальс. И даже не вальс-бостон. Вальс – это на нотах так выглядит. И если считать такты. На самом деле «Война» в силу характера мелодики, ритма и исполнения – мощная, мрачно-торжественная Песнь, Гимн на Погибель Врага и Торжество Правды. Никто при ее слушании такты не считал. Не до того было.
    Нестор (Саша Избицер) - Friday, September 14, 2007 at 02:55:44 (MSD)

    Что касается моего мнения, - если Вам интересно - то страна огромная и размер заслужила не маленький. Отсюда - и 6/4.
    Однако если вслушаться в ритм и характер мелодии, то нам откроется один из заговоров сталинского Кремля. Ритм песни не есть ритм песни русской. Что же за жанровый предок к у "Священной войны"? Что же воплощает торжественную поступь, не будучи маршем? Ответ один - Полонез.
    Следовательно, одновременно с победой над врагом Кремль замышлял и покорение Польши с её придворным полонезом. Отечественная война началась с полонеза, зашифрованно призывавшего к покорению соседки Варшавы, а закончилась победоносным присоединением Польши к составу СССР.

    Валерий Лебедев
    Очень точные и важные сведения. Правда, они составляли (и до сегодняшнего дня было так ) государственную тайну и военный секрет. Наряду с секретными протоколами к пакту Молотова-Риббентропа и Катынью.
    Те дела ныне преданы огласке. А вот про зашифрованный в «Войне священной» полонез как изощренный план 4-го раздела Польши и окончательного ее присоединения под названием «Варшавский пакт» - это только что.
    Работа в архивах и потрошение с выявлением на божий свет за ушко да на солнышко «Особой Папки Сталина» старого летописного волка и барсука Нестора равным образом заслуживает как высшей награды, так и высшей меры.
    В силу много раз заявленной диалектики А. Пинского это есть тождество противоположностей, другими словами – одно и то же. Награда высшей меры.
    Я вот сегодня в машине слушал американские кантри. Некто пел такую песню (кантри) на одной ноте. Хорошо пел, устойчиво. Не отклонялся. Но под самый конец перешел на другую ноту. И тут же вернулся к первой. Вроде бы все исправил, но нехороший осадок остался. Уверен, что ни Нестор, ни Рубенчику такое пение не понравилось (вот бы где они согласились!). Даже мне не понравилось, а уж на что я непривередлив.

    Есть еще знаменитая тема вальса – это - Gloomy Sunday. Грустное или даже Тоскливое воскресенье. В оригинальном исполнении автора Rezső Seress, а у него эта вещь имела название "Венгерская песня самоубийцы". Исполнялось это где-то в 1933 году.
    Немного позже поэт Ласло Явор написал текст и назвал песню Грустное воскресенье - в память о самоубийстве его возлюбленной. Вот с тех пор эта тема и стала гимном самоубийц. То есть, многие уходящие на прощание слушали эту музыку. В других вариантах текста есть что-то о замаливании человеческих грехов и вообще нечто тоскливое.
    А на диске тромбониста Боба Брукмайера, который до сих пор сохранился у Кости Худякова, играет отменный джазовый оркестр. Но мрачность в этой вещи присутствует и здесь. Такое вот Танго смерти. Хотя там размерность скорее 6/4,то есть это тоже вальс-бостон.
    По этому случаю написал «Политическое завещание».

    Это чистой воды графомания. Прошу не считать меня коммунистом и не брать с меня пример.

    Я позавидовал однажды мертвецу,
    Он спит здесь вечным сном, живее всех живых,
    А у меня общага, кто –то дал поддых,
    Он был подлец и все ему к лицу.

    Его все славили, злословили – меня,
    Он сколько-то угробил, я – не помню чьих,
    Он к счастью вел, а я в шалман –троих,
    И дали одиночку мне на днях.

    Теперь я отхожу к тому концу,
    Где буду сам живее всех живых,
    Мне хорошо, и я туда - бултых,
    И мне не завидно оттуда мертвецу.
    Михаил (Абельский)
    - Saturday, September 22, 2007 at 05:07:28 (MSD)
    Завидуешь напрасно ты, браток
    Оно и верно, что лежал он, не тужил.
    Но кто-то не на долгий, правда, срок
    Свинью ему однажды подложил.
    Yuli <iouli.andreev@chello.at> (Юлий Андреев)- Saturday, September 22, 2007 at 03:22:11
    Уважаемый Редактор!

    Стихотворение Ваше подкупает искренностью. Мне оно понравилось.
    Явные языковые нелепости удивительным образом пришлись здесь к месту, что весьма любопытно.
    Редактор (Валерий Лебедев )- Saturday, September 22, 2007 at 03:48:07 (MSD)
    На вас, уважаемый Юлий Борисович, не угодишь. Я был уверен, что не понравится. Ошибся очередной раз. Да и вообще это не ваше дело – кого-то там хвалить. Не ваша судьба, планида, высокое предназначение. Ваше дело – жечь глаголом сердца людей. Ну, не только сердца. Другие внутренние органы тоже. Вот печень, например, как орел Прометею. И другие части тела. Глаз ворону выклевать. Вырвать грешный язык. Начистить харю. Умыть кровью.
    И - похоронить.


Комментарии
  • Уфч - 11.10.2019 в 08:11:
    Всего комментариев: 1210
    Гугл, Священная война? - "Священная война" написана неким Адольфовичем по фамилии Боде (вроде как и слова и музыка) в 1916 году. Кумачу она только приписывается (это как Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
  • Михаил Заборов - 19.11.2019 в 07:35:
    Всего комментариев: 74
    Авот что пишет Ви кипелия: доктор искусствоведения Е. М. Левашев отстаивает авторство А. А. Боде, выражая сомнение в беспристрастности и обоснованности решения Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение