Отойди от меня, сатана! (переписка с умудренными)
23-05-2020- В. Лебедев
Почтенные коллеги, в сети появился фильм Хржановского – «Дегенерация», самый важный из проекта ДАУ https://kinogo.zone/films-2020/4696-dau-degeneraciya.html
Премьера состоялась в Берлине в январе этого года.
Идет 6 часов, посему все сцены деградации института (ФИЗТЕХ в Харькове) можно пропускать. А вот все сцены с директором Ажиппо стоит смотреть. Ажиппо - его настоящая фамилия
(Справка: Владимир Ажиппо скончался в Лондоне 24 июня 2017 г. на 61-м году жизни. Тело было найдено в лондонской квартире вечером 24 июня. Предварительная причина смерти - сердечный приступ.
Владимир Андреевич Ажиппо – подполковник, ветеран органов внутренних дел. Окончил Харьковский университет по специальности "психология", преподавал в университете. Более двадцати лет служил в различных местах лишения свободы Советского Союза, а потом Украины). - Ажиппо в фильме «Дегенерация» играет как бы самого себя.
Харьковский Физико-технический Институт создает нового человека будущего. Для успешной работы в него приглашаются комсомольцы как некие образцы. Эту группу возглавляет тоже реальный персонаж Марцинкевич с ником Тесак (в очках). Выясняется, что все прежние работники моральные разложенцы, распутники, воры, интриганы и пр. Войти в счастливое будущее не могут. Принято решение всех их уничтожить, что и исполняет Тесак со своей командой. Они же разрушают оборудование института. Совершенно прозрачная метафора распада СССР. - В коридоры пустого института забираются свиньи из подсобного хозяйства. Последний кадр - свиное рыло во весь экран.Финальный кадр из фильма "Дегенерация" Прямая отсылка к "Скотному двору" Оруэлла, где управление двором переходит к свиньям.
Фильм финансировался миллиардером Адоньевым с разрешения Путина. Адоньев - друг главного воротилы Чемезова (Ростех) , а теперь и Хржановского.
Mikhail V. Arkhipov wrote:
-
Мне трудно спорить, но мне показались настолько знакомыми сцены пьянок и партсобраний, вплоть до рюмок и бокалов. Попа, раввина конечно, трудно себе представить в институте, но все манеры, стилистика, интонации вызывали просто тошноту. Да что говорить, если мой формальный руководитель был параллельно сотрудником КГБ. Кстати, умер от алкоголизма, спился, даже ногу ампутировали. А был одно время секретарем парткома ЛГУ. В науке = 0.
Мне кажется, что вряд ли этот фильм что-то докажет обывателю. Обыватель его не увидит. По Первому каналу его не покажут. Это идет вразрез с официозом.
Если будут моральные силы – посмотрю весь. Но что я узнаю из него нового? Смотреть на фантазии сценариста, переплетающего прошлое с настоящим?С уважением, Архипов М.В.
Бизон:
По поводу проекта "Дау":
По поводу кинопроекта "Дау". Вот уж что я точно смотреть не стану ни при каких обстоятельствах. Мне лягушку хоть сахаром облепи, есть не буду.
Но сам факт организации и проведения в жизнь этого громадного проекта, в который были вложены огромные деньги, заслуживает осмысления.
Я думаю, что понимаю мотивы тех, которые это гнусное дело затеяли.Прежде всего, не стоит слишком удивляться его стоимости. Двести миллионов - это для нас с вами огромные деньги. А для олигархов - это цена яхты среднего качества. Яхта Абрамовича со всем оборудованием стоит больше миллиарда.
Со стоимостью голливудских проектов тоже сравнивать не стоит. Те проекты коммерческие, рассчитанные на окупаемость. Данный же проект не коммерческий, а идеологический и политический. И стоимость его имеет второстепенное значение. Я не сомневаюсь, что Путин хорошо осведомлен о проекте. Вряд ли он придумал его сам. Но то, что дал добро-почти наверняка. - Цель проекта состоит в том, чтобы доказать обывателю, что все разговоры о том, что страна в процессе развала СССР потеряла великую науку - это миф, причем миф весьма вредный. Этот проект не такой масштабный, как осуществившееся дело разгрома Академии наук, но он имеет схожую цель - устранить субъект независимого от контроля властей и элиты авторитета. Существование такого авторитета для властей нежелательно и даже опасно. Его наличие подрывает базисную доктрину, утверждающую, что все на свете можно купить за деньги.
На самом деле, все эти олигархи страдают комплексом неполноценности. Их грызет зависть. У них есть власть и деньги, но никто их не уважает так, как уважали Ландау, чье имя было в СССР у всех на устах. Тем более, никто ими не восхищается. - А Ландау был объектом всеобщего восхищения. И вполне заслуженно. Он был гениальный ученый и очень хороший человек. Последнее доказывается тем, что он создал знаменитую и весьма сплоченную научную школу. В ней царил дух взаимного уважения. Ученики Ландау постоянно занимались поисками талантов. В какой то момент они обратили внимание на меня, пригласили на работу в Институт Ландау, причем сразу на престижную должность заведующего сектором. Впоследствии мне пришлось побыть и директором Института . Когда мне предложили эту позицию, мой непосредственный учитель, сам ученик Ландау, академик Сагдеев сказал так:
"Володя, ты как Паулюс, которого Гитлер сделал фельдмаршалом, когда тот сидел в осажденном Сталинграде" .
А то, что Ландау был слаб по женской части, это совершенная мелочь. Зельдович его по этой части сильно превосходил. Вообще в советское время любовные подвиги скорее поощрялись, чем осуждались. - Я не был лично знаком с Ландау, но я слушал его лекции по квантовой электродинамике. Я учился по его книгам. И имел теплые отношения со всеми его учениками. Поэтому я считаю проект "Дау" наездом на меня лично, причем наездом, вызванным весьма низменными мотивами. Смотреть его я не буду ни при каких обстоятельствах. Добавлю еще, что в нашей среде даже упоминание этого проекта считается неприличным .
Что же касается режиссера, младшего Хршановского, то надо иметь в виду, что он родился в 1975. Стало быть, его юность пришлась на лихие девяностые, и он впитал в себя ценности того времени. Несомненно, ему предложили огромный гонорар. Думаю, что за этот гонорар он согласился бы ежедневно, в течение года, кушать собственное говно. А тут еще и славу (добрую или дурную-неважно) можно преобрести.
Ваш ВЗ - В. Лебедев
Dear Бизон, я, как человек старорежимный, воспринимаю весь проект ДАУ с некоторым отвращением.Но сам Хржановский – фигура, заслуживающая внимания и изучения. Пацан в 33 года получил сотнемилионное финансирование, под его началом было более 4 тысяч человек. За честь считали принять участие звезды – тот же Курентзис, выдающийся дирижер, который как раз играет Ландау.Курентзис в роли Ландау в фильме "Дегенарция". События в фильме происходят в 1968 г, последний год жизни Дау
Дублировали на французский Депардье, Моника Беллуччи, Фанни Ардан, Изабель Юппер. Оператор - выдающийся мастер Юргенс. Посетить съемки за честь считали Абрамович, Адоньев, Чемезов и вообще много кто из князей мира сего. Из Бостона туда специально прилетал Виленкин. И вообще это ведь не фильм (там наснято на 700 часов, пока смонтировали 13 фильмов), а грандиозный перформанс, единственный раз он состоялся в Париже в прошлом году (еще без «Дегенерации»).
Сейчас Хржановский дает много интервью. Самое интересное с Дм. Быковым, и вот там он выглядит сильнее Быкова, который и сам-то настолько незауряден, что я предполагаю, будто он нашпигован процессорами.
В «Дегенерации» Ландау присутствует, дело происходит в 1968 г., там Ландау не говорит ни слова, он потерял речь. Александр Аркадьевич Галич через своего неблизкого родственника, академика-физика Виталия Гинзбурга был связан с миром ученых. Галич был единственным из мира искусства, которого пригласили на 60-летие Ландау (в январе 1968). Вот что мне рассказывал Александр Аркадьевич Галич.
В тот январский день 1962 года, когда, фактически, погиб Ландау (его мозг), был гололед, приказом по АН было запрещено выдавать машины для поездок академикам. Ландау позвонил своем аспиранту, у которого была машина, и попросил отвезти его на свидание со своей очередной пассией. Машину понесло, она наскочила на асфальтовый каток, оставленный на обочине с осени. Ландау собирали по частям, он более пяти минут находился в клинической смерти. Мозг оказался фатально поврежденным. Ландау, по словам Галича, после автокатастрофы был не более, чем живым памятником себе. Он сидел на своем 60-летии в бархатном черном пиджаке, прямой, изящный, тонкий, с бесстрастным лицом. К нему подводили гостей, те поздравляли, а Ландау всем, включая самых близких друзей, говорил грамофонным голосом: "Спасибо. Очень рад с вами познакомиться". Рад он был познакомиться и с Галичем. В ВИКИ скупо сказано: «7 января 1962 года, по дороге из Москвы в Дубну на Дмитровском шоссе Ландау попал в автокатастрофу».Между прочим, в проекте ДАУ женолюбию Ландау уделено много внимания (в других сериях). Именно женолюбие его и погубило. Конечно, можно сказать, что к физике его страсти не имели отношения. Да. Но к его судьбе – прямое. По этому случаю тоже много написано – и у жены Коры, и у племянницы Майи Бессараб.
- Еще одна пикантность. Тесак-Марцинкевич, который тоже играет сам себя, главарь комсомольцев, которые убивают сотрудников и разрушают институт, до того сидел. Он – идейный русский нацист. После съемок вернулся в Москву и снова чего-то там надебоширил. Попал под суд, попросил характеристику от Хржановского, тот дал положительную: Тесак хорошо выполнял все съемочные задания. Ну, еще бы – уж там он со своими уголовниками всласть понаразрушал.Кадр из фильма "Дегенерация". Тесак крушит приборы института
Кадр из фильма "Дегенерация". Тесак выносит тела убитых сотрудников института
Более того, сверх сценария режет свинью «в натуре» и эти гнусные кадры остались в фильме. Но тоже яркий типаж и внешне красив.
Мир многообразен, есть в нем, кроме элегантных ланей, и всякие крокодилы с гиенами. Вот даже коронавирус есть.Бизон:
Человек, который угробил Ландау, был не аспирант, а известный ученый, доктор наук, Судаков. Он получил грандиозный психический срыв, перестал появляться на людях и, кажется, спился. Прожил он потом недолго, хотя был в средних летах. Я был тогда еще студентом в Новосибирске. Моя первая работа была посвящена нелинейной теории затухания Ландау в плазме. Меня собирались знакомить с Ландау, но вот, не получилось
Хршановский, возможно, и блестящая личность, но иметь с ним дела не хочу. Для меня этот проект - огромная навозная куча, к которой я не хочу приближаться
Не поминайте мне его больше, пожалуйста.
Ваш ВЗВ. Лебедев
Dear Бизон, мысленно вместе с вами. Я отказался смотреть все прочие серии, которые сейчас есть в сети – всех эти наташ, сашей с валерой и пр. Это не для моей психики. Когда в «Дегенерации» подступили кадры с закалыванием свиньи, я их быстро промотал. Вот так и при посещении фильма (в зале) «Страсти Христа» Мела Гибсона просидел почти весь фильм с закрытыми глазами – смотреть все эти бичевания и распятие не мог. А пошел только для того, чтобы послушать, как звучит арамейская речь и латынь. Ну, послушал. По латыни даже кое-что понимал.С другой стороны – возьмем Петрика. Нужно ли было изучать его как некую личность? Ну я это делал, ибо без понимания его извращенной психологии трудно было бы вычислить, что именно и как он делает. Я думаю, что мерзкий вирус особо никому не нравится, но изучают ведь. Чтобы нейтрализовать.
Директор Ажиппо отдает приказ об уничтожении института
У нас Сергей Владимирович Финаев – человек очень незаурядный. Тоже погружается в разную картофельную жижу. Встань он на строну зла, сколько мог бы натворить и обогатиться. С добром – сложнее. Вот и диссернетовцы бьются за правду как тощие львы, а могли бы сами давно стать тучными академиками.
Но есть и тощие академики. Только этим и спасаемся.
Ваш ВЛРостислав Полищук
Валера,
я прочитал статью Владимира Пастухова в независимом альманахе "Лебедь" под названием "Расплата за 20 лет имперской утопии".
Страны и люди, включая Владимира Пастухова, нуждаются в образе врага, и именно выдающийся вклад России последних веков в мировую культуру делает её врагом номер один у её недоброжелателей.
Россия - страна и гениев, и негодяев, как и любая другая великая страна. Подлецов и идиотов в России не больше, чем в любой другой стране.Чего хочется пожелать "независимому" альманаху, так это объективного понимания, что такое биосфера и человек как её часть. Увы, только человек (таких мало) способен наслаждаться отрицанием в себе всего человеческого.
Не стоит недооценивать никаких людей, даже Виктора Петрика, угрожавшего убийством Е. Б. Александрову. С.П. Капица справедливо считал Петрика энергичным и небездарным человеком. Он сумел понравиться спикеру Госдумы Б. Грызлову, ряду военных людей (просто Лысенко нового периода), а сейчас продолжает делать красивые геммы в своём Всеволожске. Бывают люди: ума палата, а глупости - саратовская степь. Бывают и небездарные преступники вроде Петрика.В. Лебедев
Стива, русофоб Пастухов каждую неделю выступает в «Особом мнении». Другие постоянные гости Эха: Ходорковский, Илларионов, Каспаров, Пионтковский, Троицкий, Акунин, Миронов - все как один эмигранты и русофобы. Местные не лучше: Навальный, Шендерович, Быков, Соловей, Шевченко, Шульман и др.
Все они выступают с разрешения Путина. И вообще само Эхо существует только под защитой Путина и финансируется Газпромом. Когда министр информации Лесин издал приказ об увольнении Венедиктова и закрытии Эха, то был сам уволен, срочно уехал в США, где стал в IRS давать показания, откуда у него 28 миллионов долларов на покупку имения, после чего быстро умер от падения горлом на угол комода с поломкой подъязычной кости. Обычно такое бывает только при удушении руками, но Лесин сумел как-то обойтись своими силами (внутренними резервами). Не вникай в это слишком глубоко, это приведет к когнитивному диссонансу и может повредить твой рассудок.
Пару примеров из истории. Мольер был очень франкофобным. В своих фарсах, комедиях и сатирах «бичевал» всякие пороки, а в «Тартюфе» Мольер и вовсе напал на религию и церковь. Пьесы запрещались. Кто же их разрешал? Людовик 14. Тот самый - «Государство – это я».
Николай Первый назначил себя цензором Пушкина и пропускал в печать то, что запрещал цензор. Он же допустил запрещенного цензурой «Ревизора» Гоголя. Выходя с премьеры сказал: «Всем досталось, а больше всего – мне». После чего пьеса пошла по всем театрам России.Ладно, это все монархи. Но вот правитель социалистический. Тов. Сталин дал сталинскую премию осужденному за антисоветизм Рыбакову. Дал будущему диссиденту Некрасову («В окопах Сталинграда»), Шостаковичу, раскритикованному за антинародную и формалистическую музыку, дал 13 (!) премий своего имени. 15 раз посетил пьесу Булгакова «Дни Турбиных» с очень положительными персонажами белогвардейцев - и самая высшая награда – не расстрелял автора. Можно предположить, что даже монархи и диктаторы хотели бы войти в историю как меценаты, покровители искусств и наук и вообще прогрессивные деятели.
Твой до гроба Сталина - В.Е.Б. Александров
Дорогой Валерий Петрович!
Ну и "шухер" Вы учинили с рекламой фильмов о Ландау!
Меня когда-то собирались представлять Ландау - не как теоретика, а как парадоксального экспериментатора. Но он разбился раньше. Вообще, не евреев он, как правило, не слушал. Это хорошо отражено в мемуаре Халатникова, где Капица выдаёт премию своему подчиненному Ландау за первого аспиранта русского происхождения (этим аспирантом был Халатников!)
А про историю с Судаковым я слышал в Москве такую сплетню. Судаков подвозил на своей "Победе" Ландау, который сидел на заднем сиденье с женой Судакова. На узкой загородной дороге Судаков отвлёкся от дороги, заглядевшись в зеркало на занятия Ландау с его женой. Совершенно обалдев, Судаков выехал на левую сторону дороги и внезапно обнаружил, что ему навстречу в лоб летит грузовик. Судаков рванул направо, на льду машину развернуло, подставив левую заднюю часть под грузовик. Слева сидел Ландау, и удар пришелся прямо по нему. Говорили, что ничего страшного не было - на заднем сиденье рядом с парой пассажиров лежала упаковка из 30 яиц, из которых ни одно не разбилось. Но мозги Ландау необратимо встряхнулись.
Сам я был совершенно не способен читать книги Ландау, отчего постоянно испытывал чувства неполноценности.
В. Лебедев
Евгений Борисович, добрый день,
Спасибо за письмо. Вот интересное дело, сколь много версий про ту катастрофу. Стало быть, Ландау давно стал мифом. А вот что написала про тот случай его жена Кора Ландау-Дробанцева в своей книге "Как мы жили":«В воскресенье, 7 января 1962 года, в десять часов утра из Института физических проблем выехала новая светло-зелёная «Волга». За рулём — Владимир Судаков. Сзади сидела жена Судакова Верочка, и справа от неё академик Ландау. Дау ценил Судака (так он называл Владимира Судакова) как ученика — физика, подававшего надежды. В прошлом он высоко отзывался о красоте его жены Верочки.
В новой «Волге» отопительная система работала отлично. На Дмитровском шоссе в машине стало жарко, Дау снял меховую шапку и шубу. (О, если бы он этого не делал!) Дмитровское шоссе узкое. Обгон, объезд воспрещён! Впереди автобус междугороднего сообщения, его кузов заслонял видимость встречной полосы движения. Судак ехал впритык за автобусом, а встречного транспорта нет, нет и нет. Подходя к остановке, автобус замедлил ход, и тут Судак вслепую выскочил на левую полосу движения, не снижая скорости пошёл на обгон, чудовищно нарушая тем самым правила движения. Навстречу шёл самосвал. Опытный водитель хотел свернуть на обочину, но там были дети. Водитель самосвала старался проехать по самому краю проезжей дороги, перед Судаком был открыт проезд. Был гололёд, резко тормозить нельзя. Профессионал прошёл бы чисто между самосвалом и автобусом. Плохой водитель поцарапал или помял бы крылья. Быстрота реакции, секунды, мгновения решали все! А этот горе-водитель со страху резко выжал сцепление и тормоз. - По законам физики «Волга» на льду завертелась волчком под действием центробежной силы. Этой силой Даунька был прижат к правой стороне. Голова, правый висок, прижат к двери машины. Злой рок выбрал удар в правую дверь «Волги». Ещё бы секунда, мгновение — и удар был бы по багажнику. Но рок был слишком злым! Это он снял с Дау шапку и шубу! Весь удар самосвала приняло на себя хрупкое человеческое тело, прижатое центробежной силой к двери «Волги».
Внутренний левый карман был набит стеклом от окна «Волги», следовательно, полы пиджака стояли перпендикулярно к телу. Незадачливый самосвал, дав задний ход, унёс на себе правую дверь судаковской «Волги». Без сознания Даунька вывалился на январский лёд и пролежал двадцать минут, пока не пришла «Скорая помощь» из больницы № 50. Это обыкновенная советская больница с очень хорошим, высококвалифицированным медицинским персоналом. Все было на высоте, особенно главный хирург Валентин Поляков и совсем молодой врач Володя Лучков (он был дежурным врачом).
На правом виске кровоточила рана, порез стеклом «Волги», весь остальной покров кожи цел, признаков видимой травмы черепа тоже видно не было.
Доктор Лучков стал обрабатывать кровоточащую ранку на виске. Физики уже успели доставить в больницу № 50 одного из «акамедиков» (так Дау называл академиков медицины). Заложив руки за спину, он подошёл к врачу Лучкову, оказывавшему первую медицинскую помощь пострадавшему, и сказал: «А не слишком ли вы храбры, молодой человек, что осмелились притронуться к этому больному без указаний консилиума? Или не знаете, кто пострадавший?» — «Знаю, это больной, поступивший в моё дежурство в мою палату», — ответил врач Лучков. - С 7 января 1962 года по 28 февраля 1962 года, 52 дня, академик Ландау провёл в этой замечательной советской больнице. Именно здесь благодаря тяжёлому и самоотверженному труду всего медицинского коллектива была спасена жизнь крупнейшего физика Л.Д.Ландау.
Весть о том, что в автомобильную катастрофу попал знаменитый физик с мировым именем, полетела по Москве.
А в 17.00 того же дня Би-би-си оповестила мир о несчастье, случившемся в Советском Союзе….
Да, Дау получил комплекс множественных травм, каждая из которых могла привести к смертельному исходу: перелом семи рёбер, которые разорвали лёгкие; множественные кровоизлияния в мягкие ткани и, как выяснилось значительно позже, — в забрюшинное пространство с отпотеванием в брюшную полость; обширные переломы тазовых костей с отрывом крыла таза, смещение лобковых костей; забрюшинная гематома — вогнутый живот Дау превратился в огромный чёрный волдырь. Но медики в те дни говорили, что все эти страшные травмы — просто царапины в сравнении с травмой головы!» - Е.Б. Александров
Дорогой Валерий Петрович!
Ваши цитаты из Коры вопиющим образом противоречат той версии аварии, которую я Вам переслал (не «Победа», а «Волга», не слева сидел Ландау, а справа…). Вы, по-моему, очень правильно характеризовали эти расхождения. В какой мере можно верить мемуарам Коры – не знаю. Там такие страсти бушевали! В.И. Гинзбург слов не находил, понося Кору и её писания. Я никогда не был в центре этих событий, но меня, постепенно, информировали заинтересованные стороны. - Со временем я стал, вроде бы, наследником А.П. Александрова, который, в свою очередь, играл существенную роль в расстановке сил в послевоенной физике и в АН СССР. И эта расстановка сил мне сегодня представляется примерно такой.
В довоенной советской физике тридцатых годов власть умов в Москве захватил П.Л. Капица, эдакий англичанин, представитель Резерфорда, молодой русский Роберт Вуд (с которым он публично конкурировал в Англии). Ему вяло противостояло русское академическое сообщество во главе со старым Карпинским, и (относительно молодым тогда и очень амбициозным) А.Ф. Иоффе, тоже имевший ауру докторантства от Рентгена. (Между прочим, Иоффе до самой смерти славился обольщениями аспиранток, вполне в духе Ландау). - Академической власти Иоффе противостоял Петербургский Университет с тогдашним лидером академиком Рождественским. У всех были свои политические покровители. Капица заигрывал со Сталиным. Рождественский – с Орджоникидзе, обещая поднять металлургию с помощью спектроскопии и освободить оптику России от засилья Германии. Иоффе соблазнял успехами физики армию и флот. (Про биологию и братьев Вавиловых я не говорю – это хорошо известно). Капица, помимо своих соблазнительных посланий Сталину, приправленных почтительной дерзостью, крепил свои позиции, создавая у себя в «Капичнике» еврейский центр теоретической физики, к которой сам он относился довольно высокомерно, будучи ослеплён собственной гениальностью. Главной заслугой Капицы мне представляется завлечение в Москву Ландау и его спасение из рук ОГПУ.
- С конца войны в физике стал резко доминировать атомный проект с бериевским центром силы. Берия отмёл старых лидеров (Иоффе и Капицу) и сделал ставку на молодую поросль и, прежде всего, на Курчатова, который ещё до войны отметился в экспериментальной ядерной физике. А тот привлёк своего начальника по проекту размагничивания кораблей А.П. Александрова, и оба они оказались постепенно во главе атомного проекта. В отличие от Капицы и Иоффе, они были людьми трезвыми и самокритичными – они не заносились и не важничали, что очень импонировало их совершенно невежественным начальникам.
- Вот, например, моя вставная история о Курчатове. Я слышал её от одного из первых официальных участников атомного проекта Марка Осиповича Корнфельда, с которым был близко знаком через моего отца. В конце 50-х годов Корнфельд мне рассказывал, как он присутствовал на частном докладе Курчатову результатов измерений сечения поглощения нейтронов (в функции от энергии) в некотором материале (кажется, речь шла о кадмии). Курчатову не понравились показанные ему графики, и он говорил, что результат надо перемерить. Докладчик настаивал на своей правоте, и тогда Курчатов, прижав палец к губам, повлёк его и Корнфельда в заднюю комнату, где он вынул из сейфа график и, молча, показал им. После этого рассказа Корнфельд пояснил, что у Курчатова было множество совершенно секретной информации, которой он не имел права делиться - мог только пользоваться. (Мне тогда очень понравилось, что Курчатов не стал изображать из себя провидца, а дал понять коллегам об истоках его мудрости). Интересно и продолжение этой истории Корнфельда. Он рассказал это в годы расцвета Хрущёвской оттепели, году в ~1958. Лет через 20 я как-то напомнил ему об этом рассказе. Он очень обеспокоился и сказал мне: "Я это тебе рассказывал?! Запомни, пожалуйста, я никогда ничего подобного не говорил!". (Точно такую же эволюцию претерпел один из рассказов дяди Анатолия Петровича - он решительно открестился в 1992 году от своего рассказа мне осени 1969 года).
- А тогда, в 1946 году, в Москве шёл передел сфер влияния. Берия снял Капицу с директорства «Капичника» и на его место поставил Александрова. Это была очень драматичная история. АП понимал, что он должен отказаться – этого ожидала вся «академическая» общественность Москвы. А поди, откажись! Ходили легенды о том, что АП явился к Берии сильно пьяным и говорил Берии, что по своей запойности не может быть директором Института Физпроблем. Я слышал, по крайней мере, три версии этой истории, одну из них от АП (разумеется, несколько раз и всегда в одной редакции). Директором этого института он оставался до освобождения Капицы из его дачной ссылки в 1953 году. (В том году я удивительным образом присутствовал на праздновании 50 -летии дяди и первый раз в жизни сильно напился, после чего не прикасался к спиртному несколько лет).
- Гулянка была большая, и происходила она в особняке Капицы на территории Института Физпроблем. Когда Капицу вернули на место, он отказался занимать свой особняк, осквернённый ненавистным ему Александровым, и потребовал строительства нового! Интересно отметить, что АП никогда о Капице ни одного худого слова не сказал. Он говорил, что Капица его терпеть не мог, но что их примирило дело о ленинской премии для сотрудников «Капичника». Во времена директорства АП он поддерживал работы, начатые Капицей, по получению тяжёлого водорода путём дистилляции жидкого водорода.
- Эти работы сопровождались ужасными катастрофами – взрывами завода. АП организовал расследование причин взрывов и настоял перед Берией о продолжении этих работ. АП много раз рассказывал историю утверждения строительства завода. Берия слушает доклад о проекте строительства завода и спрашивает: «Кто подписал записку?» - «Директор института А.П. Александров» - «А товарищ Александров знает, что первый завод взорвался?» - «Знает». «А товарищ Александров знает, что если завод взорвётся, то он пойдёт туда, где Макар телят гоняет?» АП отвечает – «Знает». Берия подписывает бумагу – «Строить!» (Дядя с неизменным восхищением всегда заканчивал этот рассказ, добавляя – «Вот, как тогда большие дела решались!»).
- Так вот, уже после смерти Берии за эти работы была выдана Ленинская премия группе сотрудников института Физпроблем, причём в авторском коллективе стояла фамилия Александрова. Он её снял и вместо себя вписал Капицу. А Капица и свою фамилию снял. Об этом они впервые поговорили, и, как говорил АП, примирились. (Но это было не так – Капица продолжал ненавидеть АП, и эту ненависть он распространил на меня, уж совсем попусту).
- Возвращаясь к Ландау, могу сказать, что со временем создался своеобразный культ Ландау. Мне дают читать книги «Круг Ландау» то ли в трёх, то ли в четырёх томах, наполненных всякими анекдотами. У меня сложилось впечатление, что это был человек в чём-то ненормальный. Чего стоит рассказ о Ландау, который посещает крымский пляж в полной выкладке со звездой героя на лацкане пиджака, с тем, чтобы выбрать для себя достойную красотку! Очень характерен также рассказ о визите Бора в «Капичник», когда Ландау переводит лекцию Бора, а его перевод поправляет Зельдович, сказав примерно так: «Ландау, переводя слова Бора о том, что он, Бор, никогда не затруднялся назвать себя ослом, перевёл их так: «Я никогда не затруднялся называть своих сотрудников ослами». (При этом Зельдович добавил, что этот перевод характеризует обращение самого Ландау со своими сотрудниками).
- В. Лебедев
- Почтенные господа, Илья Хржановский – крупная личность. Это ремарка для критических суждений о проекте ДАУ. Ниже – извлечение из его вчерашнего интервью.
- «Я родился в семье кинорежиссера Андрея Хржановского и филолога Марии Нейман. Родители везде брали меня с собой, что, конечно, было для меня абсолютным счастьем.
Мой крестный, замечательный писатель Сергей Александрович Ермолинский, родился в 1900 году. И он и его жена Татьяна Александровна Луговская, сестра поэта Владимира Луговского, дружили с моими родителями.
В доме Ермолинских-Луговских любили праздновать всякие праздники, — именины и дни рождения, там собиралась замечательная компания: Натан Эйдельман, Сергей Юрский, Людмила Петрушевская, Анатолий Эфрос и Наталья Крымова, Даниил Данин, Леонид Лиходеев, Борис Жутовский, Валентин Берестов, Людмила Голубкина и Мариэтта Чудакова и многие-многие другие — те, кто являлся светом культуры и настоящей подлинной интеллигенцией того времени.
Я был единственным ребенком, допущенным в этот дом и на эти посиделки. Я помню переделкинские дачи, где я познакомился, например, с Ираклием Андрониковым и Арсением Тарковским. Помню прогуливающегося по аллеям Валентина Катаева, с которым мы «здоровались кепочками». Известен факт, что Катаев, как только возникали гонения на кого-то из его коллег, всегда спешил в Москву, чтобы успеть подписать письмо-осуждение. Его противоположностью в этом отношении был Вениамин Каверин, который никогда подобных писем не подписывал, сказываясь больным, и, напротив, старался поддерживать всех гонимых. Родители были с Кавериным дружны. Помню свои с ним беседы, его рассказы про сталинское время, про Сталина и про Горького, про Тынянова и объединение «Серапионовы братья», про все эти отношения, что было очень интересно. - Таким образом у меня выстраивалась временная связь с 20-ми — 30-ми годами — я об этом времени спрашивал и слушал воспоминания тех, кто помнил его и знал.
Помню, как мы отдыхали в Пярну, а на соседней даче жил гениальный поэт Давид Самойлов. Он каждый день варил пшенную кашу, которую я ненавидел, и чтобы уговорить меня ее съесть, он однажды сказал: «За каждую ложку пшенной каши я буду читать по стихотворению». Но я, идиот такой, все равно отказался от этой каши, о чем до сих пор жалею. - Помню, как весной 1986 года художник Илья Кабаков буквально плакал на плече у моей мамы, боясь, что его арестуют за связи с иностранцами. Мы тогда были на какой-то даче — вместе с ним, его женой Викой Мочаловой и еще одним замечательным художником Юрием Соболевым.
Помимо этого, я, конечно, всегда общался с детьми кинематографистов в Домах творчества. Например, в Болшево я подружился с Дашей Виолиной. Ее бабушка Лидия Михайловна — невероятная красавица — отсидела много лет в лагерях. Помню, как в середине 80-х мы сидели за одним столом в Болшево и она рассказывала разные истории про лагеря и про какие-то другие вещи из своей молодости, — детали этих рассказов, ощущения от них становились частью моей жизни.
Родители много со мной общались, а потом вдруг приняли резкий и мужественный шаг — и в 16 лет отправили меня учиться в Германию. Надо понимать, что тогда мобильных телефонов не было, и с родителями мы созванивались всего раз в неделю. Никаких русских тогда в Германии не было — я жил между Бонном и Кельном. То есть я оказался в совершенно других реалиях.
Меня больше всего интересовал театр, а потом уже кино. Конечно, здесь тоже есть огромное папино влияние, потому что он брал меня на репетиции к Юрию Любимову, когда тот вернулся, и к другим замечательным режиссерам, с которыми он дружил и общался.
Мы всегда жили в домах кинематографистов, но всегда в разных местах. Когда мы переехали на улицу Васильевскую, напротив нас жил Марлен Хуциев, в чьи фильмы я был абсолютно влюблен и хотел учиться во ВГИКе только у него. В 1993 году Хуциев набирал курс во ВГИКе, и, чтобы у него учиться, я специально вернулся из Германии. - Сергей Адоньев — человек необыкновенный и даже гениальный, я это ответственно заявляю. Потому что я гениев в своей жизни, слава богу, видел немало, и в детстве, и в зрелом возрасте. У Сергея есть огромный личностный дар видения и чувствования этого мира. Сергей — влиятельный человек, но его влиятельность особенная. Как-то Сергей мне сказал, что финансирует только те проекты, которым никто, кроме него, помочь бы не смог. Руководствуясь этим принципом, он стал финансировать театр и все проекты Бориса Юхананова, издания книг фонда Мамардашвили, хор Теодора Курентзиса.
- После катастрофы 1917 года выработался определенный генотип советского человека, которым мы все так или иначе являемся. Не осознавая это, с этим сложно иметь дело и, как говорил известный писатель, выдавливать по капле раба. Этого советского раба иначе не выдавить, нельзя это сделать, делая вид, что этого раба в тебе нет. Тема советского ментального рабства была мне интересна.
Ландау был человеком, у которого все было, с детства он знал, что он гений, все знали, что он гений. Он всегда был очень успешный — кроме одного драматического эпизода, когда он отсидел год в тюрьме, но и оттуда его вытащили, он спасся. Его любили женщины, им восхищались люди. Что такое счастье для такого человека? Что такое свобода для такого человека, для такого типа личности? Это была стартовая точка.
Мы все с этой жизнью плотно связаны. Я помню, как в детстве мне показали на улице следователя Хвата, который пытал Мейерхольда. А мы все знаем знаменитое письмо Мейерхольда, в котором он описывал, что с ним делали в тюрьме. Ближайшим другом моего дедушки был Эраст Павлович Гарин, любимый ученик Мейерхольда, который всю жизнь страдал и не мог пережить эту трагедию с Мейерхольдом.
Страх перед Комитетом государственной безопасности в разных его формах всегда был частью жизни интеллигенции.
Нацистская Германия просуществовала всего 13 лет, и они до сих пор из этого выбираются. Советская власть установилась на 70 лет. Гражданская война, репрессии, террор, эмиграция, большой террор, Вторая мировая война, опять террор, эмиграция, эмиграция — все лучшее в этой стране уничтожалось, был объявлен геноцид собственного народа. - Те, кем гордится сейчас наша культура, в этой стране уничтожались и третировались: вспомните, как травили Сахарова, что происходило с Солженицыным, как затравили и подставили Анатолия Эфроса, как мучали Пастернака, Ахматову, Зощенко, Заболоцкого и многих других, что делали с Шостаковичем, что он, бедный, даже в партию был вынужден вступить, в таком страхе он жил и радовался, что его не посадили. А кто осуждал всех этих писателей и художников? Их коллеги! А это и есть генотип. Это делали не какие-то другие люди, это делали те же самые люди, которые потом выживали и гордились своими достижениями. Это все — часть нашей общей истории, беды и травмы.
И этот запах советский еще не выветрился, он по-прежнему есть, мы по-прежнему этим пахнем, мы его источаем. И чтобы от этого избавиться, нужно понимать, что такое там было. «Дау» — это часть исследования этого генотипа.
Я абсолютно счастлив возможности делать этот проект, каким бы он сложным ни был, какие бы реакции он сейчас ни вызывал и какие бы сложности в мою жизнь он подчас ни внес. Это абсолютное счастье, что мне выпала возможность этот проект сделать, что мне выпало счастье встретить тех людей, с которыми я этот проект делал вместе. - На студию приезжали Брайан Ино, Роберт Дель Ная из «Massive Attack», Леонардо Ди Каприо, Уиллем Дефо, Фанни Ардан, Ханс Ульрих Обрист, Марина Абрамович, представители королевских домов Европы, лорды, выдающиеся философы, специалисты по культурологии и по истории религии, религиозные деятели и так далее, и так далее. В Париже наш проект представляла мэрия, Центр Помпиду, два крупнейших государственных театра, все представимые и не представимые звезды французского кинематографа, театра, философии, великие музыкальные деятели — то есть те, кого мы называем культурной и художественной элитой.
Я доделал проект «Дау», сейчас я делаю огромный, очень сложный и очень важный для меня проект «Бабий Яр» и смотрю вперед». - (Проект финансирует миллиардер Михаил Фридман, состояние: 15 млрд $).
Полностью: https://meduza.io/feature/2020/05/18/sovetskiy-zapah-esche-ne-vyvetrilsya-my-po-prezhnemu-ego-istochaemБизон:
Дорогой Валерий!
То ли Вы, то ли Хршановский что-то перепутали. Известный Хват был следователем не у Мейерхольда, а у Николая Вавилова. Потом он занимал какую-то должность в Институте Прикладной математики имени Келдыша.
Ваш ВЗВ. Лебедев
Вы правы. Так у Хржановского. Ну, ему еще учиться и учиться. Он способный, усвоит.Например, он прочтет вот эту зарисовку Бориса Сопельняка (из «Тайны Смоленской площади») о следователе Воронине (вел дело Мейерхольда), заодно и дополнит свои сведения о советском человеке:
«Много, очень много рассказал Всеволод Эмильевич и народу сдал немало, но его следователь лейтенант Воронин был не удовлетворен этими показания¬ми. Почти целую неделю Мейерхольда не вызывали на допросы, но в покое его не оставили: с подследственным работали заплечных дел мастера. Результаты не замедлили сказаться.
— Намерены ли вы говорить правду до конца? — требовательно спросил лейтенант на следующем до-просе.
— Да, конечно, — торопливо ответил Мейерхольд. — Я ничего не намерен скрывать и расскажу не только о своей вражеской работе, но и выдам всех своих сообщников.
Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, писателей и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и ре¬жиссеров.
Но самым злым гением был, конечно же, Илья Эренбург. Когда Всеволод Эмильевич заявил, что в троцкистскую организацию его вовлек именно Эренбург, следователь картинно усомнился.
— Не врете ли вы? Может быть, вы оговариваете Илью Эренбурга?
— Нет, я говорю правду, — настаивал на своем Мейерхольд. — Илья Эренбург, как он сам мне говорил, является участником троцкистской организации, причем с весьма обширными связями не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Он лично говорил мне, что во Франции по троцкистской линии поддерживает регулярную связь с Андре Мальро».Бизон
Мне эта его ошибка о многом говорит. Очень даже о многом. Повторяю.
Мне лягушку хоть сахаром облепи, кушать ее я не стану.
Отойди от меня, Сатана!
Рейтинг комментария: 0 3
Рейтинг комментария: 1 4
Рейтинг комментария: 2 5
Рейтинг комментария: 1 3
Рейтинг комментария: 10 3
Рейтинг комментария: 7 0
Рейтинг комментария: 1 2
Рейтинг комментария: 1 0
Рейтинг комментария: 1 3
Рейтинг комментария: 1 0
Рейтинг комментария: 1 1
Рейтинг комментария: 1 0
Рейтинг комментария: 3 0
Рейтинг комментария: 1 0
Рейтинг комментария: 2 2
Рейтинг комментария: 1 2
Рейтинг комментария: 4 0
Рейтинг комментария: 2 1
Рейтинг комментария: 3 0