Плененный разум и американская ресегрегация
05-08-2020- Разрушение идолов и отмена культуры являются частью широкого идеологического проекта по доминированию в обществе.Чеслав Милош, будущий поэт, лауреат Нобелевской премии, переехавший из Польши, начал работать в 1951 году над книгой под названием "Разум пленника". Даже в то время, когда сталинский тоталитаризм закрепился в Восточной Европе, многие западноевропейские интеллектуалы хвалили свежий новый мир советского коммунизма как образец для преодоления "буржуазных сил", которые, по их мнению, вызвали Вторую мировую войну. Живя в Париже, Милош написал свою книгу, которая была опубликована в 1953 году, чтобы предупредить Запад о том, что происходит с человеческим разумом и душой в тоталитарной системе.
Пережив коммунистический захват, Милош по своему опыту знал, как тоталитаризм лишает мужчин и женщин свободы, превращая их в "послушные винтики" на службе государству и уничтожая то, на что у Запада ушли столетия политического развития. Тоталитаризм не только поработил людей физически, но и искалечил их дух. Он сделал это, заменив обычный человеческий язык, в котором слова означают вещи во внешнем мире, на идеологически санкционированный язык, в котором слова означают постоянно меняющиеся представления господствующей партии о том, что есть, а чего нет.
После смерти Джорджа Флойда в Миннеаполисе общенациональные протесты были присвоены левыми нео-марксистами, они быстро переросли в беспорядки, превратившимися в тотальное нападение на американские города и учреждения. В основе этого нападения лежит наглая попытка переписать историю, которая превращает конкретные события прошлого в оружие не только для того, чтобы одолеть политических противников, но и для того, чтобы переделать всю американскую историю как череду расовых преступлений.
Радикалы делают вид, что они не просто одержимы расовыми идеями, а хотят превратить ход исторического процесса как бы в объективную картину, которая дает взгляд на настоящую историю страны,. Они делают это с целью выявлять те группы населения, которые, по их мнению, заслуживают одобрения, и те, которые этого не заслуживают. Происходит новая сегрегация, ресегрегация Америки, конечной точкой которой будет отказ от всего того, что отстаивало движение за гражданские права.
То, что движет радикальными протестующими и бунтарями, которыми манипулируют "цифровая интеллигенция" в прессе и расширяющийся сегмент политического и бизнес-класса, - это презрение к свободе любого, кто не в состоянии соответствовать их образу справедливого общества. В авторитарных системах власть имущие стремятся запретить определенные формы политической речи и социальной деятельности. Тоталитаристы претендуют на безусловный диктат, чтобы глубоко проникнуть в сознание каждого человека. Они предписывают толкование мира и диктуют язык, на котором гражданам разрешено выражать это толкование. Авторитарные режимы оставляют в значительной степени нетронутой частную гражданскую сферу человеческой деятельности; тоталитаристы же разрушают традиционные системы ценностей и пересматривают всю культуру. Вот почему их труднее свергнуть.
Пресловутый прогрессивизм, породивший резкие требования демонтировать полицию и уничтожить памятники, является лишь небольшим проявлением массового проекта, направленного на перевоспитание американского населения. Цель этого проекта - опровергнуть историю американской республики и заменить ее сказкой, основанной исключительно на расовых категориях и россказнях об угнетении. Природа этих упражнений с их риторикой кувалды, которая стирает сложности в пользу одномерных "правильных" интерпретаций очень близка к марксистскому агитпропу.
Почему американские элиты, от которых можно было бы ожидать, что они поддержат сохранение лучших проявлений духа нации, поддерживают потуги по ее демонтажу? Их мышление, похоже, сводится к тому, что радикалы, разрушающие памятники и сочиняющие вымыслы и доносы о прошлом Америки, разлагают историю и сознание простых американцев, а не элиту и ее идеологию. Сегодняшние элиты, как правило, не верят в то, что они обязаны служить обществу, а полагают, что их задача только управлять им, поэтому они практически не выражают осуждения по поводу того, что студенты колледжей опрокидывают статуи на федеральных землях или грабители совершают набеги на супермаркеты. Критиковать все это означало бы, по их мнению, дать повод для обвинения элиты в "расизме".
Элиты играют в опасную игру. Подобная "отмена" - как исторических, так и ныне живых деятелей - все больше и больше отражает то, что происходило при коммунизме в советском блоке, где обвинения в том, что они не в ладах с партией, были достаточны для того, чтобы разрушить карьеру и прикончить репутацию.
Речь идет не только о статуях и истории. Те, кто контролирует символы политического дискурса, могут доминировать в культуре и контролировать коллективное сознание. Если вы сомневаетесь в этом, спросите себя, почему от обычных, «неэлитных» американцев было так мало протестов. Увы, наше самоощущение постепенно разрушается.
Мы чувствуем всей плотью всю неправоту насилия, которое совершается в отношении нации, но нам не хватает языка, чтобы возражать.
Ресегрегация американского общества в корне недемократичная и неамериканская. Она предполагает социальную иерархию, основанную на ДНК. Она также несовместима с индивидуальной свободой и конституционным управлением. Отсюда стремление к пересмотру Конституции США, переписыванию учебников и переделке музеев по расовым и половым квотам.
Демократия не может выжить в обществе, в котором победители и проигравшие выносят произвольные решения в соответствии с критериями, неподвластными индивидуальному контролю. Любое общество, построенное по принципу цвета кожи, станет кастовой системой, в которой случайность происхождения, а не заслуги, будут распределять ценности и положение в обществе. Гражданское общество будет похоронено раз и навсегда.
Современные радикальные тенденции несут в себе семена насилия, невиданные в США со времен Гражданской войны. Активисты, поднимающие голову в американских городах, настаивают на господстве своих идеологических заповедей, не оставляя никакой альтернативы. Такой абсолютизм заставляет американцев уйти из сферы политического компромисса в одну из непримиримых аксиологий, когда одна сторона претендует на монополию добродетели и порядочности, а другая примет свой статус вечного зла, и таким образом займет постоянную раскаивающуюся позицию за все свои реальные и воображаемые проступки на протяжении всей истории.
Только тогда, когда государство создает пространство для непредвзятой дискуссии по истории, обсуждение действительно сможет происходить беспрепятственно и свободно. Только тогда общество сможет прийти к консенсусу относительно общего понимания своего прошлого и того, как должна формироваться его коллективная память. Сегодня США погрязли в спазмах насилия и нетерпимости, потому что правительство на всех уровнях государственной системы образования разрешает университетам обнародовать «антирасистские кодексы речи», то есть, правительство отказалось от своего долга по защите общественного пространства. Дети буйствуют на улицах городов, потому что взрослые покинули помещение.
Америка находится в муках разрушительного идеологического эксперимента, подвергаясь масштабному и все более санкционированному государством переустройству своей коллективной памяти, при этом все более и более тоталитарным левым предоставляется свобода доминировать в публичном дискурсе. Милош, умерший в 2004 г., увидел бы, как американский разум распухает от постоянной диеты политики идентичности и группового недовольства, подогреваемых идеологами в школах по всей стране. Эти идеологи почти преуспели в перестройке нашей политики и культуры; их подкрепляют средства массовой информации, радостно занимающиеся групповым мышлением, поддерживают авторитетные бюрократы и политики, сформировавшиеся на монохромных фабриках интеллектуальной единообразия, которые называются высшими учебными заведениями Америки.
Американское общество стоит перед суровым бинарным выбором. Либо мы отбиваемся от непрекращающегося штурма нео-марксистского нарратива, либо уступаем тоталитарному импульсу, который сейчас наблюдается в нашей политике. Недостаточно ждать следующих выборов или возлагать надежды на "молчаливое большинство", которое в конце концов остановит безумие. Такого большинства может и не быть. А если и будет, то его члены уже не смогут осознать и сформулировать то, что они видят, то, что окружает их. Трудно называть вещи своими именами в обществе, элиты которого мародеров и поджигателей называют "мирными протестующими", национальные памятники - "символами расизма", а жертв грабежей и поджогов - "привилегированными белыми". Вызов носит массовый характер, но начинать выздоровление надо с простого называния вещей своими собственными именами.
Андрей Михта (р. 1956) является деканом Колледжа международных исследований и исследований в области безопасности Европейского центра исследований в области безопасности имени Джорджа К. Маршалла в Гармиш-Партенкирхене (Германия).
https://www.wsj.com/articles/the-captive-mind-and-americas-resegregation-11596222112
- Перевод В. Лебедев
Рейтинг комментария: 2 10
Рейтинг комментария: 5 8
Рейтинг комментария: 3 3
Рейтинг комментария: 0 7
Рейтинг комментария: 0 0