Мой Жванецкий
15-11-2020- Когда я познакомился с Михаилом Жванецким? Вот точно дату не помню. Год помню - 1982. Я уже тогда писал всякие юморески, сценки, шутейные фразы. Володя Федоров (Черномор, актер театра и кино) был большой охотник до таких шуток. И самый известный в Москве знаток всякой электроники, ее ремонта. Владельцы импортной техники к нему часто обращались, среди них было много известных людей – Владимир Спиваков, Владимир Леви, Илья Глазунов, всякие министры, послы… И Жванецкий. Федоров позвонил Жванецкому – у меня есть друг Валера, сочиняет смешные штучки. Пару фраз процитировал. Да? Ну, приходите в гости. Пришли, а Михаил по такому случаю позвал Карцева и Ильченко. Ну, вот такие были простые времена.
Сидим, пьем чай, я читаю. Начал с Брежнева, он был еще жив, но журнал Newsweek уже вышел с обложкой, на которой был изображен гипсовый бюст Брежнева весь в трещинах, с надписью A few Brezhnev's days – последние дни Брежнева. Итак, я читаю голосом Брежнева: - Меня награждали-награждали и, наконец, наградили орденом Красного знамени Знака качества общественной медали Маркса и наук.
Корреспондент Асоб Шы Эйтед прэсс задавал провокационный вопрос, за что, мол? Отвечу на этого с присущим нам скромностью. Еще в бытность мою Председателем Всего Верховного Совета мне удалось открыть, что самоотверженный труд трудящихся миллионов и сотен миллиардов национального дохода позволил зримо увидеть ростки коммунизма в нашей стране, в то время как эти ростки враги называют побегами из коммунистических стран.
Нередко нам задают другой провокационный вопрос, почему, дескать, я в свои 70 с чем-то лет выгляжу лучше, чем наша экономика в 60 с небольшим? Эти господа, как видно, плохо знакомы с русской, советской филологией. Я в свои годы выгляжу отлично, а наша экономика, по их так называемому мнению, выглядит хуже, чем я! Но ведь отлично - это превосходная степень от хорошо, Я выгляжу отлично, а страна наша выглядит несколько похуже, т.е. хорошо, неплохо она выглядит по сравнению со мной, который выглядит и чувствует себя просто отлично!
Уважаемый друзья и дамы! Господа! Наша Армия - это армия мира, которая является оплотом мира во всем мире. Поэтому пока наша армия мира находится во всем мире, дело мира во всем мире торжествует мирно. На этом разрешите поцеловать дам, друзей и господ.
/Троекратно целует, многократно плачет. Прощальный поцелуй так затянулся, что перешел в последнее целование/ - - Ну, Валерий, однако… Как у вас называется этот опус? Да вот «Посмертно-загробная речь». Это о нас всех будет загробная речь, говорит Михаил. Нет ли чего-нибудь радостней?
- - Есть.
- Давайте. - Вот Вы отрицаете биополе. А чем объяснить, что японская девочка разбивала рукой кирпич? — Тем, что девочка японская, а кирпич — отечественный.Вчера я разговаривал с одним сексуальным маньяком. — А почему ты решил, что он сексуальный маньяк? — Да он меня все время на хер посылал.
А теперь уходить короткими перебежками. — Почему короткими? — На длинные уже сил не хватает.
Все поражает человека, впервые попавшего на русский север, но более всего то, как он туда п
попал?!Опрокинем их мозговой штурм нашей лобовой атакой.
Подавим их острые вопросы нашими тупыми ответами.
Даю устный отпор непечатными выражениями.
Я просто тебя люблю как красивую молодую девушку, невзирая на твой внешний вид, возраст, и пол.
Русский человек вспыльчив, но отходчив. Это доказывается картиной Репина “Иван Грозный и сын его Иван”, на которой видно, как один вспылил, а второй отошел.
У офицеров было два состояния: либо на боевом дежурстве, либо запой, причем с целью маскировки эти состояния не отличались друг от друга.
Роман о приключениях умника: "12 жидких стульев".
Состоится дискуссия: вход свободный, выход под конвоем.
Сколько я еще тут должен ждать?! – Сколько нужно. - Хорошо. Но ни минутой больше.
Статья на злобу дня: злобы много, но дней остается все меньше.
Солдат закрыл своим телом офицера, офицер — генерала, генерал — простую девушку из народа. В результате появился еще один солдат.
Маяковский вытащил из широких штанин "дубликат бесценного груза", откуда следует, что сам бесценный груз остался на месте.
Сюрреалистический рассказ: человек выходит покурить на балкон 16 этажа. Окурок оставляет на балконе, сам выбрасывается.
Пейзанские наклонности силосной башни.
Одна дама имела массу достоинств и только один недостаток, связанный как раз с ее массой.
Тема школьного сочинения будущего: "Образ колбасы в народном художественном творчестве по воспоминаниям современников".
Наконец-то советским мужьям разрешили присутствовать при родах своих жен! Хорошо бы им еще разрешили участвовать в зачатии.
Один пенсионер написал в Литературную газету: раньше была тяга сочинять, но не было времени, теперь времени полно, но тяга исчезла, что делать? Ему ответили: пока есть время, ждите тяги.
Прошу простить, что метал перед Вами бисер.
Лучшее средство борьбы с детской преступностью - противозачаточное.
В Древнем Египте заметили следующую закономерность: чем выше строящаяся пирамида, тем скорее умирает фараон.
Английский философ Гоббс любил играть на скрипке. Друзья называли его "Гоббс со смыком".
Франц Меринг всю жизнь писал биографию Маркса и к концу работы поседел. Друзья называли его "Сивый Меринг".Советский трудящийся разностороннее Пизанской башни - она падает в одну сторону, а он в разные.
Для новой сельхозрубрики "Время в стремя": племенной бык-производитель "Пламя" имени семени встретится с производительницей племени коровой "Знамя" имени вымени.
Пекинская утка: Агенство Синьхуа сообщает, что британский лев, являющийся бумажным тигром, шанхайским барсом бросился на галльского петуха.
Организовать в продуктовых магазинах пункты лечебного голодания.
В связи с отсутствием туалетной бумаги прошу завести в местах общего пользования книгу жалоб.
Еврей прощается и не уходит, а антисемит приходит и не здоровается.
Аэрофлот - работникам торговли: карамель "Взлетная", сухари "Посадочные".
Хотя у тебя семь пядей во лбу, зато у меня - двенадцатиперстная кишка.
Исчезло сохнувшее белье со двора. Все думали, как ветром сдуло, а оказалось, как рукой сняло.
Отдай мне хотя бы последний долг.
Вчера мне рассказали массу анекдотов с матом. Анекдоты забыл, мат запомнил.
Входит сексуальный герой с мозговыми придатками к половым органам.
На этот раз мистический учитель явился к ученикам под видом чудовищного зловония. "Сегодня, - сказал он, - мы проведем нашу встречу в противогазах".
- Умерло на 5 процентов больше, зато родилось на 5 процентов меньше, так что по нулям. Плюс на минус, косинус на синус, сдвиг фаз, фига с два.
- Пионерский салют в точности равен наклону земной оси, и только немного уступает чести офицера вместе с отданной ему девичьей честью, в центре которой она пребывает один раз за три года. Это было предсказано в календаре Майя 5 тысяч лет назад.Остановился, ибо и так было многовато. Знаю, что всякие шутки нужно давать очень дозированно. Как специи. А я тут слегка переперчил.
Сколько-то раз именитая троица хмыкнула.
Это неплохо, даже хорошо. Но народ не поймет. Нет, для НИИ и узких групп интеллигенции пойдет. На ура. А вот для народа… Что-нибудь ближе к массам есть?
Вот примерно такое, говорит Роман: два одессита стоят, разговаривают. Третий, незнакомый, подошел, встал рядом, долго слушает, потом говорит: "Ой! Не морочьте мне голову!" – и уходит.А, говорю я, про морочение головы у меня тоже есть. Читаю.
— Где начальник?
— Уехал на дачу.
— Как, в рабочее время?!
— Да, на дачу показаний.
— А заместитель?
— Он вообще с дачи не приезжал.
— Ну, а хотя бы бухгалтер и художник?
— Какой художник? Тот, что транспарант сочинил:
"Если выпил хотя бы сто грамм, Не ходи по путям там и сям"?
— Нет, другой мазила, который написал:
"Не стой, кутила, под стрелой,
Иди, верзила, стороной,
Не лезь, ловчила, под перила,
Не то закончишь ты могилой".
— Ваш кутила-ловчила не ходит и под стрелой не стоит. Сидит он. Бухгалтер тоже на своем месте, сидит.
— Где это? Что-то я не вижу.
— Отсюда и не увидишь. Это ж только так говорится: "места не столь отдаленные", а на самом деле неделю ехать надо.
— Что это у вас за организация такая, никого нет, все в отъезде?
— Почему никого, все есть, остальные. И даже ехать никуда не собираются, потому что дали подписку о невыезде.
— Но работает у вас кто-нибудь, кто знает, где акты комплектации оборудования?
— А я как раз и работаю, один за всех, акты проверяю. Я следователь.
— Извините, мне, собственно, не акты нужны, а само оборудование.
— Видите ли, мне хорошо известно, где эти люди находятся, но они на даче показаний никаких сведений по этому поводу не дали. Так что где оборудование — неизвестно. Но главное, мы знаем, где они, для нас главное - люди.
— Да, я понял. Теперь важно проследить, чтобы те люди, которые знают, куда делось оборудование, сами не пропали.
— Не беспокойтесь, не пропадут, у нас для этого есть прекрасное оборудование.
— Спасибо, до свидания. Я пойду насчет оборудования в Министерство.
— Не советую. Смогут подумать, что при Вашем интересе к оборудованию Вам лучше быть с теми, кто знает, где оно.
— Большое спасибо за совет, я все понял. Обойдемся и без этого оборудования. (Уходит)
— ("Следователь", разводя руками) А что остается делать? Сегодня следователя изображал, вчера — психиатра, еще раньше — ревизора, пожарника, участкового. Надо же людям как-то понятно объяснить, что нет у нас никакого оборудования и никогда не было.
Да, говорит Ильченко. Эту можно бы взять. Но у нас репертуарный портфель заполнен на несколько программ вперед. Михаил на годы вперед обеспечил.
- Вот что, Валерий, я вас свяжу с Владимиром Ляховицким. Знаете, кто это?
- Мммм.
- Он раньше у Райкина был в главных партнерах. Там он мою сценку «Авас» впервые исполнил. Сейчас отдельно работает с братом Аркадия Райкина, он в дуэте под сценическим именем Максим Максимов. Позвоните, договоритесь о встрече.Мы после этого не раз встречались с Михаилом, бывал у него в купленной им недавно однокомнатной квартире. Потолок был высокий и он устроил на половине высоты в части комнаты антресоли со спальными полатями. Очень гордился новацией. Это уж он потом, как он сам говорил, стал состоятельным человеком. Приобрел большую квартиру в Москве, особняк под Москвой, квартиру в Одессе, в Америке… В Америке был бы миллиардером, в России – только рублевым миллионером.
Всех своих внебрачных детей, точным счетом приблизительно четыре или пять, поддерживал материально вместе с их матерями. Один сын по имени Андрей Рывкин живет в Америке, сценарист, его мать Регину Рывкину я хорошо знал, она подолгу жила в Бостоне у писательницы Дины Виньковецкой. Даже подарил ей на новый год мороженного индюка, которого она увезла в Петербург. Там на таможне был переполох - уж этого индюка и мяли, и протыкали, и просвечивали. Ничего не нашли, жалость такая. Регина впервые представила Жванецкому сына Андрея, когда тому было 11 лет (сейчас 27).
При каждых гастролях Михаила в Америке сын всегда приходил к отцу за кулисы и получал конверт с 1000 долларов. Да, Михаил был щедр. Но и не забывал воспитывать сына: «стыдно должно быть - в 17 лет деньги брать у отца».
Третья жена Жванецкого, Наталья (при рождении Сурова; род. 1966) свободно об этом говорила: «Я точно знаю, что кроме нашего сына Мити, у мужа есть еще один сын в Америке Никто толком не знает сколько их, да это и неважно. Приводили к нему за руку, говорили: мол, это ваш или ваша. Михаил Михайлович спокойно говорил: «Ну, о̕ кей, мой ребенок». - Ну, это особый мир. Поэту, художнику и сатирику для творчества нужны мощные стимуляторы.
Но все это было «сильно потом». А тогда, в 80-х годах, мы перезванивались, я делился своими шутками. Он – успехами.
Пока суть да дело меня весной 1984 года исключили из партии и, как особую милость, разрешили уволиться из Физтеха по «собственному желанию». Вот тут-то и пригодился контакт с Владимиром Ляховицким. Почитал я у него дома в привилегированном кооперативе «Лебедь» (стоял такой на длинных ногах на Ленинградке) свои диалоги, он что-то взял. Ян Арлазоров тоже взял. Ефим Шифрин.
Бывал на разных собраниях Москонцерта, какие-то мелкие авторские деньги капали. В нескольких НИИ сам выступал за скромный гонорар. Но все это не решало проблему с работой. С заработком. Но главное – с официальной работой. Законы тогда были жесткие: срок за тунеядство. Вон даже поэта Бродского посадили, хотя он имел доход от переводов.
У Ляховицкого брат Иона работал на Щукинском рынке в будке по починке молний, замков и прочего малодрагоценного металла. Я при походе домой в Строгино всегда мимо проходил: Иона, ну как живется во чреве кита? – Спасибо, хорошо, скоро этот Левиафан сдохнет. Что так? А не надо было ему нас глотать.
Но в напарники к нему не просился. Как говорил Михаил, руки впереди мешают. Руки позади – совсем другое дело. Но вот это «другое» мне совсем не нравилось.Задумал оформиться литературным секретарем к Евгению Евтушенко. Звоню, рассказываю суть дела. Он страшно заинтересован, какие именно книги мне "вменяли". Перечисляю. Так, это я читал, это читал, это тоже. А вот эту нет! Валерий, не могли бы мне дать ее (речь шла о "Жизнь Ленина" Фишера). Говорю ему: Евгений, сейчас ни одной книги под рукой нет. Все вывез, раздал, кое-что продать пришлось – все-таки 3 месяца без работы. Позже достану. А сейчас просьба: не оформите ли вы меня секретарем? Он сразу поскучнел. Забормотал, что он уже двоих оформил, что за ним все время присматривают. Прослушивают. Отслеживают. Что сам Андропов обвинял его в антисоветской деятельности. Ну – никак не может.
Звоню Жванецкому. С тем же разговором. Говорю, что могу быть помощником не формально, а по существу. У меня есть пара пишущих машинок, печатаю неплохо, могу редактировать, сам пишу юморески. Есть машина, так что мобилен – для разных деловых связей. Тот охотно соглашается. А дня через два: вы знаете, Валерий, это же надо, чтобы вы фактически у меня жили. Полностью вошли в мою жизнь. Это и вас, наверное, не очень устроит. А меня… Это ж больше, чем взять жену. Вы же видите, что я до сих пор холост (да это и верно – Михал Михалыч еще долго, лет 10 после этого был формально холостым, брак с Натальей и вовсе оформил только в 2010 г., хотя до того вместе жили уже 20 лет). - Жванецкий с женой Натальей
- Оформил меня тогда к себе секретарем старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники Саня Огурцов.
А тут уже и перестройка. Гласность. Собрал я свои разные шутки, договорился с издательством. Нужно предисловие от мэтра. Снова звоню Михаилу. Приезжайте. Просмотрел мой опус. Пишет сразу при мне набело. Ну, мастер.«Валерия Лебедева я знаю давно. Он из наших. Физик, философ, историк, из КПСС его исключили в 1984 г. Из философии не смогли. В юмористическую литературу он встрял сам. То, что он пишет, можно так и назвать юмористической литературой. У него иногда не хватает драматургии, бывают сложности с завязкой и развязкой. Но смешно. Это — много. Уж я знаю.
Вы посмотрите на лица наших почвенников и поймете, почему так важно писать смешно. "Над вымыслом слезами обольюсь". Над жизнью своей в слезах сижу. На детей без слез смотреть не могу. По городу без рыданий не хожу. Молоко у женщин от слез пропадает. Слезами и кровью сочатся наши журналы. Слезами, кровью, камнями и выстрелами полна бывшая держава, стянутая пограничниками и колючей проволокой.
Я сам ищу — кто бы меня рассмешил. У него есть очень хорошие маленькие фразы. Валерий Лебедев, диссидент и философ, философ и физик, физик и историк, меня рассмешил. Своими шутками, фразами, эпизодами и монологами. Читайте сами. Понемножку, как чай вприкуску. За всем этим у него эрудиция и философский склад. И мало быта. Всяких тещ и очередей, которые смертельно надоели. Давайте, Валерий Петрович! Счастливо!».Но счастливо не было. Издательство «Книга» с этим рынком обанкротилось и закрылось. Потом взяли рукопись в Тбилиси. А тут как раз подоспело - и наш Левиафан, несокрушимый Сов. Союз распался, началась гражданская война в Грузии и снаряд попал в типографию на проспекте Руставели. Все сгорело.
Теперь-то с интернетом не страшно. Все есть.Вот только нет Михаила Жванецкого. Хотя… как это нет?! Вот же он!
Рейтинг комментария: 4 4
Рейтинг комментария: 6 3
Рейтинг комментария: 1 1
Рейтинг комментария: 2 1
Рейтинг комментария: 3 7
Рейтинг комментария: 2 2
Рейтинг комментария: 3 4
Рейтинг комментария: 0 2