Идеология русского мира

28-03-2022
  • IdeologyГосударственная идеология, как известно, в Российской конституции запрещена.  Такая Конституция, которую, кстати, давно надо бы запретить. Собственно, она де факто аннулировна. Методом постепенных приближений. Окончательно – в начале 2020 года (обнуление). Когда-то мне пришла в голову фраза: из песни слово не выкинешь, но можно выкинуть всю песню со  словами. Вот это и произошло.Итак, как быть с государственной идеологией сегодня? Де факто она, конечно, есть. При этом самая убогая. Это имперская идеология восстановления Великой России. В границах конца 19 века, а лучше – сталинской империи, включающей в себя всю восточную Европу с так наз. «странами народной демократии». Пока эта идеология называется по народному просто: восстановление русского мира. Вот где живут русские, там и должен быть установлен этот русский мир. Например, в странах Балтии. В Финляндии. Если уж на то пошло, то и на Брайтон –Бич. Там, правда, все больше этнические евреи, но на крайний случай и они сойдут за русских.Вопрос: может ли увлечь вот такая идеология не русских? Даже не русских евреев, да и русских тоже? Скажем, как к этой идее отнесутся татары? Чехи? Дружественные сербы? Или болгары, чуть ли самые  русские с их Кириллом и Мефодием? История говорит нам, что в первую мировую войну  Болгария воевала на стороне Германии. И во вторую тоже. Потом среди первых стран восточного блока заскочила под зонтик НАТО.  Стало быть, мы несколько поспешили отнести болгар к почти что русским.Вообще, у меня сложное положение. Как русский я эмоционально на  стороне русских. И, конечно, за русский язык, который несравненно продвинутее суржика и так наз. «украинского языка (мовы)». Да и гораздо распространеннее в мире. Но как философ я поддерживаю движение любой страны (Украины тоже) в западную цивилизацию. Больше всего хотел бы этого пути для России, но пока вижу обратный ход. Так что приходится разрываться между чувством и долгом.Обычный русский из гдубинки прочно стоит на этнической, племенной, так сказать, доисторической позиции. Он полагает, что дело русских — всегда правое. Ибо русские — это такой восторг! Да. Но не в большей степени, чем древние египтяне, у которых в языке слово «египтянин» означало человек. А всякий не египтянин был не человек.

    На такой «идейной платформе»  не вырастет ничего, кроме схоластического ура-патриотизма. Что такая идеология может предложить России в качестве своего рода маяка? Куда она должна двигаться? Вся  логика русского «патриота» говорит о том, что Россия — самодостаточна. Ей никто не нужен. Она права во всем и во все времена. Потому и Сталин был прав, и Катыни не было, и секретных протоколов по разделу Европы между СССР и Германией не было, и сейчас вся политика совершенно верная – ведь вместо этого недогосударства Украины, этого failed state  будет русский мир.

    Если перебрать возможные кандидатуры на роль национальной идеи в России (а их уже много раз перебирали и мусолили), все эти православные единения, евразийские особенности, соборность, общинность да коллективизм, исконно присущие русскому человеку, официальная доктрина царствования Николая I «Самодержавие, православие, народность», разная там справедливость, дружба народов и даже благосостояние для всех (название книги автора немецкого чуда министра экономики Людвига Эрхарда), то ни одна из них не утвердилась. Одни отвлеченны и заумны. Вторые, вроде экономического процветания, – слишком уж ненатуральны и фальшивы.

    Как-то Путин сказал, что национальной идеей является конкурентоспособность российской экономики. Вернее стремление к оной. Это несколько лучше идеи покупать только отечественные товары (так называемый «потребительский патриотизм»: «Будь русским- покупай русское — калька с американского «Be american — buy american», когда в 50-70 годы американцы пикетировали фирмы, торгующие японскими автомобилями), которую в предгорячечном припадке прошамкал уходящий Ельцин, но тоже, увы, есть вздор. Сейчас за счет санкций на ввозимые товары и технологии пытаются реализовать именно эту идею. Здесь нет ничего национального. Это как раз вненациональное элементарное требование к любой экономике. Нечто вроде брежневского “экономика должна быть экономной”. С тем же успехом можно назвать национальной идеей пожелание, чтобы вечером в домах не гас свет, а по утрам ходил бы транспорт. В последнее время национальной идеей провозглашен русский патриотизм, который мы здесь как раз и рассматриваем.

    Вообще национальной идеей не может быть никакая разновидность рынка и, шире, экономическая цель — точно так же, как целью человеческого существования не может быть исправная работа желудочно-кишечного тракта. Вполне можно жить без национальной идеи. Все страны Европы так живут. Пробавляются местными суррогатами “про высокий уровень жизни”. Не замахиваются ни на что имперское. Вчера наши отцы жили хорошо. Сегодня мы живем хорошо, а завтра хотим, чтобы наши дети жили не хуже. Как бы под девизом “кататься как голландский сыр в датском масле”.

    Лучше всего бы подошла идея «Россия — коллективный Христос”, принявшая на себя грехи мира и несущая свой крест. То есть, идея страдания. Вот уж непробиваемая вещь! Ибо чем больше страданий выпадало на долю народа в России, тем больше он подходил на роль коллективного Христа. Да, чем больше его тиранили да казнили, тем все больше и больше русские принимали на себя вселенские грехи и тем несли спасение миру. Исторических примеров крестного пути России — сколько угодно.

  • Для уяснения того, что происходит со страной, нужна система отсчета. У меня, я полагаю, она есть. Она такова: общество, в котором лучше развита наука, технология, техника, и, как следствие, более высокий уровень жизни, а это все, в свою очередь есть следствие демократии — более прогрессивно, чем то, где всего этого меньше или нет совсем.
    В принципе это модификация критерия прогресса у Гегеля (рост свободы) и более общего пока никто не предложил.
    Именно поэтому я принимаю Западный тип цивилизации как более прогрессивный, так сказать, истинный. Не отдельные страны, и именно тип цивилизации, именуемый Западной. Тому есть много объективных предпочтений, в том числе, развитие науки и технологии. Можно выбрать не западную модель с международным правом, а некую племенную, земляческую. Получим Сомали или Судан, туту и хутси со взаимной резней. Или ныне идущую резню русских и украинцев. Без всяких  изысков  международного права со сторны России — не до него тут.А ведь все это путь к изоляции России. И неизбежного ее движения «на Восток», туда, где ждет ее Великий Вождь всего мира любимый руководитель Ким Чен Ын.Да, Россия  сейчас стремительно движется на Восток, где маяком - черной дырой светит Северная Корея. Хотя бы в смысле отношения к информации, к попыткам контролировать и пресечь социальные сети, не говоря уж о закрытии всех мало-мальски оппозиционных изданий.Думаю, что эмиграция будет закрыта. Не путем отмены соответствующего пункта ""конституции, а через введение несуразного налога на загранпаспорт. Скажем, в 100 тыс. долларов.В целом мы видим дальнейший распад империи. Очень похоже на Рим 5 века н.э. . Путин — последний цезарь, пытающийся удержать силой провинции, желающие отбежать подальше от Титаника русского государства. В то время как удержать их можно было бы более высоким стандартом жизни. Как раз тем способом, которым действует Евросоюз. Именно поэтому там сейчас три бывших республики СССР и еще три туда стремятся.
    Для такого вывода совсем не нужно быть конспирологом.

    Вторая часть  парадигмы "патриотов"— это вина Запада. Во всем. В каком-то гомерическом геноциде индейцев в количествах, в коих они никогда не существовали. В том, что Запад вредил СССР, а теперь вредит России, в том, что все достижения Запада на самом деле есть результат ограбления всех прочих стран мира. Патриотам кажется логичным утверждать, что ограбление африканских племен есть причина появления на Западе подавляющего числа нобелитатов по науке, создание сотовой связи, интернета,а в нем — скайпа, ютьюба, облачных серверов и пр, медицинского оборудования, высадки на Луну и полетов на Марс.

  • Шумпетер показал, что прибыль получается вовсе не из-за эксплуатации трудящихся, не из «прибавочной стоимости», и уж точно — не из-за ограбления нищих стран третьего мира. А из реализации, материализации творческих идей. Например, из идеи парового двигателя, потом двигателя внутреннего сгорания, электромотора, потом сотовой связи, интернета и пр и тд тысяч изобретений. Для чего нужны соответствующие разделы науки. А для науки — демократия, каковой не было ни у индейцев Америки, ни в традиционном Китае, ни в СССР, нет и в теперешней России.
  • Я привожу приметы современной западной цивилизации, ее научные и технические достижения как доказательства ее большей развитости ради бесспорности. Ибо невозможно отрицать, что компы или интернет, с помощью которых мы с вами общаемся, есть порождение Запада. в общем, для наглядности. Но я при этом не устаю повторять, что все эти зримые приметы прогресса есть следстиве демократии стран Запада. Следствие свободы человека. И результат работы огромной социальной машины, в которую входят разделение властей, устройство суда, независимая пресса, социальные гарантии старым-больным-слабым, свобода слова как часть конституции и даже владение оружием (в США или в Швейцарии) как обеспечение "в случае чего" права народа на силовое свержение неправедной власти. Но если бы я, скажем, ограничился только этим, например, свободой, то патриот  стал бы писать, что индийский йог гораздо свободнее любого предпринимателя или ученого в Америке. Ибо свобода - дело тонкое, руками не пощупаешь. Йог во время медитации, вон, летает в надзвездных мирах и свободен абсолютно. Говорить о соединении некоей Восточной и Западной цивилизации как "третьем пути" не приходится. Ибо - повторю еще раз- Восток не есть некая иная цивилизация, а есть более ранний этап человеческой культуры. Как, скажем, образ жизни племен, сохранившихся кое-где в дебрях Амазонки или Африки. Соединять эти культуры с Западной - все равно, что соединять каменный топор с лазером или дротик с ракетой и думать, что из этого произойдет некое улучшение цивилизации.Русский патриот, стало быть, совершенно не представляет себе, что такое научная школа, дух открытия Силиконовой долины, свободное творчество свободных людей. Какие для этого нужны социальные и политические условия.Грубо говоря, он полагает, что грабитель, вскрывший квартиру и вынесший оттуда все добро, тем самым становится большим ученым и изобретателем. Что ж, посоветуйте таким образом развивать науку вождю Сев. Кореи.

    Путь России был более-менее европейским до 1917 года. А вот потом она обрела свой путь — путь к коммунизму. Особость то была относительная — просто вариант тоталитаризма, если брать историю, то ближе всего к традиционному Китаю императора Цинь Ши Хуанди.

    Позиция русского патриота исходит из неких априорных аксиом.
    Первая аксиома: Запад по природе своей агрессивен, так было всегда. Сегодня его задача: захватить ресурсы России, для чего нужно завоевать ее территорию. Отсюда — агрессивный блок НАТО, который все время приближается к границам России.
    Вторая аксиома: Россия есть самодостаточная, великая цивилизация. По своей сути она призвана защищать справедливость, то есть сирых, убогих, обиженных всего мира. Сегодня ее миссия — не дать Западу (НАТО) проявить свою захватническую сущность. Отстоять свою самость и взять под крыло обижаемые Западом народы.
    В пользу этой концепции можно привести множество фактов. Фактов можно наскрести под любую концепцию сколько угодно. Например, под представление, будто земля плоская. Да и приводили ведь.

    Патриоты напирают на то, что  Россия добивается справедливости. Дескать, расширение НАТО  - это очень несправедливо.  Справедливость — не юридическое понятие. Это этическое понятие. Из того же семантического ряда, что и «хороший-плохой», красивый-безобразный, порядочный-подлый, честный — нечестный, благородный-гнусноватый, осторожный-безрасудный, щедрый-скупой и пр. Поэтому справедливость нельзя кодифицровать, требовать выполнения и наказывать за ее нарушение. Или, например, что такое скупой? А может — бережливый? Экономный? Расчетливый? В любом случае скупость — понятие не юридическое и наказанию не подлежит. Справедливость вещь очень относительная. Она вообще не существует абстрактно, без того, кто и почему что-то считает справедливым. Как в известном присловье: прокурор считает, что дали мало, адвокат — что много, судья — что как раз столько, сколько нужно, а я — что все это несправедливо и меня нужно было освободить и выплатить компенсацию за моральный ущерб. Селяне полагают справедливой высокую цену на их продукцию, горожане — низкую. Рынок выставляет некую среднюю, которую горожане считают несправедливо завышенной, а селяне — заниженной. Бедняки полагали раскулачивание очень справедливой мерой (так их, мироедов, давно пора), а кулаки — жуткой несправедливостью.

  • Думаете бандиты грабят без всякой «идеологии»? Отнюдь. Каждый грабитель и вор искренне считает, что он вносит в мир поруганную справедливость. Ибо у этого вон сколько, а у меня — нет. А ведь я тоже человек, тоже жить хочу. К тому же тот буржуй, «предприниматель» украл у государства. Или у других таких же, или у народа. Забрать у него — это как раз и значит восстановить справедливость. В общем, это психология и понятие справедливости у персонажей типа Робин Гуда или нашего Котовского.
  • В приниципе, вся эта борьба за справедливость есть не что иное как жизнь «по понятиям». Да, по понятиям, а не по закону. Между прочим, Чикатило так и оъяснял свою «деятельность». Он говорил, что очищает мир от скверны, от бомжей, проституток, от каких-то бродяг — и это справедливо, а его нынешнее преследование есть низкая несправедливость. А Брейвик? Он тоже восстанавливал справедливость — защищал ценности западной культуры от «понаехавших тут» исламистов. И евреев в Освенциме уничтожали как вредных насекомых, обосновывая это высшей справделивостью избавления мира от паразитов.
  • В истории с Крымом или теперь с Донбассом  и в целом с войной с Украиной та же картина. Русские видят присоединение Крыма и вторжение в Украину как в высшей степени справедливое дело. А вот украинцы — как столь же в высшей степени несправедливое. Решить этот вопрос на уровне понятия справедливость невозможно. А возможно только на уровне законов, причем — международных. И эти законы говорят о том, что в послевоенном мире принцип целостности территории имеет примат над «волей народа». Им можно поступиться только в случае начавшегося геноцида — каковой имел место в Косово. Тогда жертвуют целостностью и создают новое государство. Но и оно было создано не самопровозглашением, а по решению наднационального органа — Совбеза ООН. Причем Россия не голосовала против (воздержалась), то есть согласилась с этим решением.
  • На наших глазах таким образом возникли Северный и Южный Судан, еще ранее — Эритрея и Эфиопия, а еще раньше Индия и Пакистан, Пакистан и Бангладеш. «Справедливое решение национальных проблем» привело к жутким последствиям в Сомали, где имеется десяток самопровзглашенных «государств», отсреливающих друг друга. Три части, фактически независимых стран, воюющие друг с другом, появились в Ираке. Обратные процессы тоже есть, но их меньше. Скажем, ГДР и ФРГ стали Германией. И все это не по принципу справедливости, а по наднациональному закону. Высшая справедливость - это нечто значительно хуже простой справедливости, ибо там идет апелляция и к вовсе не формализуемым и не кодифицируемым вещам. Типа небесного провидения, исторического предначертания, божественного повеления, исторической судьбы, промысла господня.Но коснемся главного: откуда патриоты взяли, что Запад все время ведет завоевания и что Россия есть защитница справедливости всего мира?
    Уместно привести слова Вл. Соловьева:
    Народ — это не то, что он сам о себе думает во времени,
    народ — это то, что Бог о нем думает в вечности.
  • Запад завоевывает мир, это так. Но вовсе не силой оружия. А тем, что в силу его демократического устройства там успешно развивается наука и технология. Посему на потребительский рынок все время вываливается куча чрезвычайно пользительных и просто приятных вещей.Мне даже неловко начинать перечислять. Но вот навскидку: паровые машины, железные дороги, электроэнергия, телеграф, телефон, кино, автомобили, авиация, компьютеры, интернет, сотовая связь, GPS, Google. А все эти сотовые телефоны да GPS, в свою очередь, созданы при помощи космических спутников. А внутри интернета — невероятное количество открытий, так что интернет 20-летней давности и теперь — «две большие разницы». Достаточно назвать скайп, ютьюб, оптоволокно, твердотельные накопители, память в 8 терабайта и РЭМ в 64 гига.Я привожу приметы современной западной цивилизации, ее научные и технические достижения как доказательства ее большей развитости ради бесспорности. Ибо невозможно отрицать, что компы или интернет, с помощью которых мы с вами общаемся, есть порождение Запада. в общем, для наглядности. Но я при этом не устаю повторять, что все эти зримые приметы прогресса есть следствие демократии стран Запада. Следствие свободы человека. И результат работы огромной социальной машины, в которую входят разделение властей, устройство суда, независимая пресса, социальные гарантии старым-больным-слабым, свобода слова как часть конституции и даже владение оружием (в США или в Швейцарии) как обеспечение "в случае чего" права народа на силовое свержение неправедной власти.

    Но если бы я, скажем, ограничился только этим, например, свободой, то любители Востока  стали бы писать, что индийский йог гораздо свободнее любого предпринимателя или ученого в Америке. Ибо свобода - дело тонкое, руками не пощупаешь. Йог во время медитации, вон, летает в надзвездных мирах и свободен абсолютно. Говорить о соединении некоей Восточной и Западной цивилизации как "третьем пути" не приходится. Ибо - повторю еще раз - Восток не есть некая иная цивилизация, а есть более ранний этап человеческой культуры. Как, скажем, образ жизни племен, сохранившихся кое-где в дебрях Амазонки или Африки. Соединять эти культуры с Западной - все равно, что соединять каменный топор с лазером или дротик с ракетой и думать, что из этого произойдет некое улучшение цивилизации. Вот как телега не является альтернативным самолету транспортом, так и тоталитарно-авторитарные страны не есть альтернатива Западу.
    Никакой нефтяной шейх не может отказаться от западных  благ цивилизации. И никакой русский олигарх или крупный чиновник.

    Патриоты как  бы с осуждением говорят: оказывается, лучшие умы стремились в Америку, потому что там было больше денег. Так это же как раз очень хорошо. Ибо больше денег - это больше вложений в науку, больше зарплата ученых, лучше оборудование, совершеннее технологии. Посему и корифеи вроде Маркони, Зворыкина, Сикорского, урожденного Минской губернии Сарнова все свои свершения осуществляли не в русских губерниях, и не в солнечной Италии, а в Америке. СССР во всем блеске своего могущества этого дать не мог. Он, правда, придумал невероятную систему научного производства, сделав ученых заключенными шарашек. Хочешь выйти на свободу - создай новое оружие. Забыв немного, точнее, не зная изначально, что идеи в неволе не размножаются. Пришлось и тут красть секреты атомной бомбы у американцев.

    Патриоты, как обычно, объясняют "много денег" у Запада ограблением бедных стран. У бедных нет ничего, - потому они и бедные. Невозможно их ограбить. К примеру, орды монголов грабили богатые города Средней Азии, но отнюдь не голых негров Африки. Но это ограбление вовсе не сделало из Орды лидера средневекового мира по части техники. И старая байка про долги Америки говорит о  темноте в финансовых вопросах. Тем, кто в долгу, как в шелку, в долг больше не дают. Зачем? Это СССР давал оружие в долг борющимся народам Африки на их строительство социализма. До сих пор списывают те долги. А долг Америки - это вовсе не долг. Это облигации трежери, акции компаний, другие ценные бумаги и - валютный (долларовый) запас разных стран. И эти разные страны (Китай, Япония и др.) радостно покупают акции-облигации, потому что они приносят доход. И очень существенный - полтриллиона долларов в год. Так что не столько Америка берет в долг, сколько она дает Китаю заработать и поглощает им же ненужные юани, спасая их от инфляции.

    Есть объективные показатели успеха науки в той или иной стране. Не классовая "справедливость", а точно измеряемые цифры. Половина нобелевских лауреатов - это США. А если еще добавить Евросоюз и вообще страны Запада (там и Япония), то это почти все. Среди них есть и китайцы... но, они граждане США и свои открытия сделали здесь. А вот ни одного материкового китайца среди лауреатов по науке нет. Маленький Израиль или Голландия - есть. А огромного Китая - нет.
    Вот это и есть доказательство того, что Запад стадиально находится впереди и выше прочих социальных конструкций. Ибо никакое изобретение не пришло из стран ислама, Китая, или из Великой России. Ни одного.
    Это никак не может быть случайностью.

    А патриотам России приходится говорить о своей высокой духовности. Я  скажу: в открытии и доведении до массового производства скажем, сотовой связи и новых смартфонов, в которых есть интернет, почта, скайп, GPS,  видеокамера, прогноз погоды, камертон, игры, датчики давления крови, пульса, содержания кислорода в крови, температуры тела (и вообще целая лаборатория) гораздо больше духовности, чем в слюнявом поповском бормотании о всеединстве, гармонии, всемирной отзывчивости русского человека.
    Западу не нужно завоевывать мир силой оружия. За вот эти блага, за то, что сейчас называется «мягкой силой» мир сам предложит то, что имеет: нефть, газ, металлы, прочее сырье, плюс свои рабочие руки и головы, если в них вложить западное образование.

    Сделать русский язык вторым государственным в Украине – одно из требований-ультиматума Путина. Я не раз и сам писал о желательности такого решения. Но – раньше. До вот теперешних живодерских событий. Русский развитее, имеет за собой мировую литературу, да и просто распространенней.

    Язык живет не только в той степени, насколько развит и совершенен. Он тесно связан с существованием страны, в которой рожден и в которой служит. Умирает страна - умирает и ее язык. Самый яркий пример - латынь. Вот уж был отменно развитый во всех отношениях язык. Настолько,что после Рима еще 1500 лет являлся языком ученых и образованных людей всей Европы, был тогда "языком международного общения". Да и сейчас работает в медицине и юриспруденции, на его основе создан эсперанто. Тем не менее, после заката Рима язык в качестве народного тоже умер.

    Моя идея заключается в следующем: если Россия уйдет "с исторической сцены" (что может быть как следствие безумной политики Путина, которую уже два раза осуждала Генеральная Ассамблея ООН, причем против голосовали 140 стран, а за Россию оба раза высказались  только 4 страны: Белоруссия, КНДР, Эритрея, Сирия), пусть бы тогда Украина понесла дальше по миру великий русский язык с его огромной литературой. Как олимпийский факел. Пусть бы снова возникла Киевская Русь, но уже новая, через 1000 лет после той, нашей прародительницы.

    Увы, на это не так много надежды. Зеленский в обращении к Путину 26 марта 2022 г.сказал, что теперь даже русскоязычные в Украине начнут в знак протеста переходить на мову. То же он сказал русским СМИ: "Хуже всего русскому языку сделал Владимир Владимирович Путин. Я считаю, непоправимый ущерб. Конечно же, люди будут стесняться за пределами России говорить в каких-то обществах иногда по-русски. Так и будет. Такое происходило после той или иной войны, результатом которой в мире был признан конкретный агрессор.  На долгие годы точно".

  • На совести Путина (которой и нет вовсе) - не только десятки тысяч жертв, разрушенные города и миллионы беженцев, но и страшный удар по русскому языку.Привычно все сводить к особости России. Вроде бы евразийство – это и есть искомая особость. Дескать, не Европа и не Азия, а некий кентавр, у которого тулово азиатско-сибирское, а маленькая голова – европейская. Парафраз на слова Плеханова о том, что Петр Первый пришил России европейскую голову к азиатскому туловищу.
    Теперь уже про выработку новой национальной идеи и не вспоминают. Академиков-докторов-доцентов в логове не собирают, заданий не дают, не поят и не кормят. А вот почему? Неужто выпили весь коньяк и съели всю икру? Ничуть. Думаю, как-то смутно забрезжила идейка нет, не национальная, а, скорее, бытовая, что новой русской национальной идеи в принципе нет. И найти ее нельзя. И вот теперь под идею русского мира нарождается вожделенная Прохановым  Российская ПЯТАЯ империя. Ничего нового она миру не даст.Даже Сталинская индустриализация была ничем иным, как попыткой догнать Запад. Поэтому все заводы строились западными фирмами, по западным проектам (проектное бюро Альберта Кана), западными инженерами. Но — варварскими методами с применением рабского труда зэков.

    И потом не раз делались порывы к Западу — вся перестройка была таковым порывом. А до того все пытались соединить научно-техническую революцию с преимуществами социализма. Так вот — научно-техническая революция произошла на Западе, а социализм был свой, доморощенный. И соединить их никак не удавалось. Очень уж этот социализм был противопоказан как науке, так и технике. Очень был пропитан Азией.
    В последнее время носились с концепциями модернизации, инноваций, все эти нанотехнологии да Сколково, с цифровизацией и даже с искуственным интеллектом. Глупо, бестолково, с огромными покражами — но тренд был верным.
    Вообще вся история Россия может быть описана как движение по некоей ломанной линии вверх, к Западу, с периодическим срыванием вниз, в Азию. Вот сейчас явственно виден срыв вниз.

    От России бегут ее бывшие части.  Три республики уже в Евросоюзе и в НАТО, три стремятся туда. Есть их ответ — почему. Кратко: потому что Россия перестала идти в Европу, перестала наращивать у себя западную цивилизацию и связанное  с этим высокое качество жизни. Взамен она пестует шовинизм, советский империализм, агрессию и ксенофобию.
    В последнее время в самой России бесконечные репрессии. Закрыть. Запретить. Оштрафовать. Посадить. А ей были бы нужны разрешения. Для реализации талантов, для проявления инициативы Для деловой активности. Таланты не будут ждать десятилетиями, когда Россия изменится. Они так долго не живут. Они просто убегут от такой державы, что и делают сейчас в усиленном темпе.

    А Россию в ее нынешнем припадочном раже можно вразумить только силой. Несколько примеров.

    СССР после войны не собирался выводить свои войска из Ирана и только очень суровое предупреждение США и Англии (угроза применения атомного оружия) заставили это сделать. Затем Сталин планировал вторжение в Турцию, началась кампания с территориальными требованиями к Турции. И снова твердая позиция США сорвала это дело. Затем - блокада Западного Берлина в 1949 г. Одним словом, советская экспансия все время останавливалась только военным преимуществом США. То же самое и с планом Dropshot. Это был оборонительный план на случай попытки захвата СССР Западной Европы. Он предусматривал применение атомного оружия, которое, кстати, планировалось использоваться Москвой. И если бы коммуистическое руководство тогда (в 1957 г.) решилось развязать войну в Европе, то оно (по плану Dropshot) было бы устранено с последующей ликвидацией коммунистического режима при кратковременной оккупации СССР. Наиболее известный агрессивный план СССР заключался в установке ракет на Кубе, что вызвало так наз. Карибский кризис. И снова лишь угроза применения атомного оружия заставила Хрущева убрать ракеты.

  • Наступление на Тбилиси в 2008 году было остановлено только после решительного заявления Буша, что иначе в дело вступят силы НАТО.
  • Вообще нужно иметь в виду, что военные (и мобилизационные) планы главных стран всегда содержат в себе самые разные варианты, в том числе и применение ядерного оружия. Путин и теперь говорит о такой возможности и даже в качестве превентивной меры. Это входит в военную доктрину России.Сейчас только победа Запада на полях Украины может пресечь набег наследников орды «к последнему морю», что завещал своим потомкам еще Чингиз-хан.Неправильно  исходить из посылки о некоем равенстве всех государств между собой. Они равны только в юридическом отношении, как, скажем, члены ООН. То есть,в ООН любая страна имеет один голос. Что атолл Науру с 10 тысю жителей, что Китай с 1,4 миллиардами. Что старейшая демократия Европы Англия, что почти людоедское Зимбабве или тоталитарная монархия династии Кимов Сев. Кореи. Еще большой вопрос, хороша ли такая "юстиция" для судеб мира. Это примерно как с правами человека. Формально все люди равны - это касается их равенства перед законом или права голоса. Тут тоже большой вопрос, насколько голос бомжа или уголовника равен голосу академика, лауреата Ноблевской премии.Но пока оставим вопрос о справедливости такой системы в стороне. Нам важно установить, что после большого масштаба, в рамках которого страны и люди равны, мы спускаемся к меньшим масштабам, где будет видна разница между людьми и странами. И их неравенство. Вас же не удивит, что дети (до 18 лет, например) не имеют права голоса на выборах? И не имеют других многих прав: открывать счета в банке, водить автомашину(до 16 лет), вступать в брак? Что психически больные также неправоспособны и не могут голосовать или покупать и продавать недвижимость. Заключенные тюрем лишены такого естественного права как права на передвижение. Если это ясно, перейдем в странам. Они тоже вовсе не равны.

    Страны, в которых власть никак не отвечает перед своим народом(тем более - перед чужими) является в некотором смысле неправоспособной. Это такие страны, где население никак не может сменить власть, где нет выборов (формальные типа Верховного Совета в СССР или в Думу в РФ не считаются), где нет свободной прессы и независимых судов.

    Вряд ли Россия в обозримом будущем как целое станет евроцивилизацией. Но шанс есть. Маленький. И только с помощью тоннельного эффекта.
    Вот почему я сейчас так критически настроен к текущей политике Кремля. Ибо она ведет Россию назад, там, где она не раз была — в самоизоляцию, в обскурантизм, ксенофобию, к отставанию по всем показателям и одичанию населения. И, скорее всего, к распаду.

Комментарии
  • ВС - 28.03.2022 в 04:03:
    Всего комментариев: 953
    Блестяще написанный и преисполненный пафоса текст. Мои 5 баллов за его несомненные литературные и эмоциональные достоинства! Я мог бы высказать множество Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 5
    • redactor - 28.03.2022 в 05:55:
      Всего комментариев: 1758
      В.М. спасибо. Насчет ракет в Турции. Турция тогда уже была членом НАТО и потому по ее уставу имела право размещать на своей территории ракеты США. А Куба не была Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 13 Thumb down 4
      • ВС - 29.03.2022 в 00:52:
        Всего комментариев: 953
        В.П. Отвечу вам исходя из невероятной важности сути вашего ответа на мой комментарий. Однозначно смысл его в том, что более развитая, "продвинутая по части свободы" Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 4
        • redactor - 29.03.2022 в 05:55:
          Всего комментариев: 1758
          Почтенный ВМ, в биологической эволюции возобладала так наз. «линия на человека». От этой линии ответвлялись разные ветви, одни становились тупиковыми, другие Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
  • PP - 28.03.2022 в 05:19:
    Всего комментариев: 923
    В.П. прав ли я, утверждая на "Лебеде" еще до начала войны, что в РФ установлен фашистский режим ? А если нет, то не можете ли пояснить мне, чем РФ наших дней отличается Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 1
    • redactor - 28.03.2022 в 06:04:
      Всего комментариев: 1758
      Да, почтенный Понтий, увы, в России установился почти что классический фашизм, со всеми его 14 признаками, описанными Умбертом Эко. Это был процесс, занявший более 20 Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 15 Thumb down 6
      • PP - 28.03.2022 в 07:07:
        Всего комментариев: 923
        Спасибо, В.П. Вы еще совсем недавно и как-то очень вовремя познакомили меня с удивительным тезисом нечитабельного Гегеля об историческом прогрессе, как движении от Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 3
        • ВС - 29.03.2022 в 02:04:
          Всего комментариев: 953
          Уважаемый РР: Всё было бы совсем хорошо с товарищем Гегелем и его неумолимым движением Истории от менее свободных обществ к более свободным, если бы при этом он Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 3
          • PP - 29.03.2022 в 06:45:
            Всего комментариев: 923
            Ув. ВС, то, что вы сваливаете в кучу все, что только можно себе вообразить от Платона до ФРС ну никак не опровергает гегелевский постулат прогресса. Имел также Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 2
        • AnatRik - 30.03.2022 в 21:46:
          Всего комментариев: 526
          " ..его национализм и местечковость.. (Украины)" - В России , конечно же, нет никакого национализма, они просто обожают освобождать соседей
          Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
      • net - 28.03.2022 в 21:49:
        Всего комментариев: 470
        Еще толпы должны требовать расстрелять врагов народа.
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2
  • Arhivist - 28.03.2022 в 10:27:
    Всего комментариев: 77
    Уважаемый Редактор, вы пишете, что "русский язык несравненно продвинутее суржика". Почему бы тогда не сказать, что он продвинутее и кубанской "балачки"? Несерьезно Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 18 Thumb down 3
    • redactor - 29.03.2022 в 14:55:
      Всего комментариев: 1758
      Почтенный Архивист, для того, чтобы сделать некие суждения о языке вовсе нет необходимости его знать. Я ведь говорил не о лингвистических особенностях, а о Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 2
  • Greg Tsar - 28.03.2022 в 13:01:
    Всего комментариев: 378
    Совершенно согласен со всем вышеизложенным и Петух за статью, но все равно "не вырастит ничего" д.б. "не вырастет ничего", так что - увы! - надо это поправить.
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
    • redactor - 29.03.2022 в 16:07:
      Всего комментариев: 1758
      Спасибо, почтенный Грег. Вырастит - вырастет. Как-то проскочило. Сразу же исправил.
      Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
      • Greg Tsar - 31.03.2022 в 02:33:
        Всего комментариев: 378
        Вы молодец, а я доволен нами, жизнь продолжается.
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
  • Просто зритель - 28.03.2022 в 15:45:
    Всего комментариев: 1135
    Американские биолаборатории на Украине якобы разрабатывали биологическое оружие для министерства обороны США. Можно ли это считать приметой современной Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 16
    • Старпер - 29.03.2022 в 07:22:
      Всего комментариев: 14
      Знаешь, " просто зритель", у меня оба деда, из российской глубинки воевали - один так и лёг подо Ржевом, а другой таки смог вернуться - и моя мать стала старшей в семье в Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
    • AnatRik - 30.03.2022 в 00:55:
      Всего комментариев: 526
      "..Американские биолаборатории на Украине якобы разрабатывали биологическое оружие.." - вся полезная информация в этом пассаже простого зрителя - в слове ЯКОБЫ
      Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
  • ChP - 28.03.2022 в 17:07:
    Всего комментариев: 389
    По поводу западной демократии. Румынский член Европейского парламента Cristian Terhes : «Эти навязчивые лидеры современного Запада привели мир в состояние хаоса, в Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 8
    • PP - 29.03.2022 в 07:59:
      Всего комментариев: 923
      По тракерам. Давайте, Шарль, посмотрим на факты. В Канаде подлинная свобода и демократия, которая уже вросла в поколения. Уровень социальной культуры в обществе Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 4
      • ChP - 29.03.2022 в 17:30:
        Всего комментариев: 389
        РР, вам надо было выступить перед тракерами и объяснить им, что «Вы не люди т.к. у вас нет ни образования ни культуры, а понимание свободы мало чем отличается от Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
        • PP - 29.03.2022 в 20:37:
          Всего комментариев: 923
          Мне нет необходимости ни перед кем выступать, более того, кого-то лично задевать или обижать, я вам просто описал суть явления, а мое правительство (я его избирал) и Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
          • ChP - 29.03.2022 в 22:29:
            Всего комментариев: 389
            РР я согласен с тем,что «Уж таких свобод, такой мягкости власти, какие есть в Онтарио, непросто разыскать, где-либо еще на этой Земле».Скоро вы в этом убедитесь, когда Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
          • PP - 30.03.2022 в 19:10:
            Всего комментариев: 923
            Жаль только, что их нельзя обменять: за одного местного трампоида, эрэфянина или совка - 100 украинцев.
            Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • net - 28.03.2022 в 17:48:
    Всего комментариев: 470
    Разовьется мова. Иврит ей пример. Скоро вся русская интеллигенция из принципа заговорит на мове,как языке свободы .А народишко начнет по архивам шарить хохляцких Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 13 Thumb down 2
  • Просто зритель - 28.03.2022 в 18:04:
    Всего комментариев: 1135
    Раз в сто лет Европа играет в увлекательную игру - пойти и убиться об Россию. Иногда игрища проходят чаще, но никогда - реже.
    Рейтинг комментария: Thumb up 8 Thumb down 10
    • net - 28.03.2022 в 21:46:
      Всего комментариев: 470
      не ццы, зритель. Не будете лезть ни к кому в европейской общаге, от вас отгородятся (скорей бы) и будем существовать отдельно. Вы- в великой и прекрасной России, мы- на Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 2
  • net - 28.03.2022 в 21:41:
    Всего комментариев: 470
    Любопытно было бы узнать мнение различных " просто зрителей" о взрыве в биолаборатории в Свердловске, в 1979 г., которое я лично пережил, будучи 10 классником. Меня, как Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 0
  • yurash - 29.03.2022 в 03:45:
    Всего комментариев: 41
    Уважаемый редактор в полемике с архивистом выглядит узкозашоренным великодержавным шовинистом. Заодно и бушменам досталось. И Гоголь нам не указ. А уж сама Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 3
    • Arhivist - 29.03.2022 в 08:46:
      Всего комментариев: 77
      "Лебедь" - островок свободы, и здесь каждый вправе выражать свое мнение, но хорошо бы обходиться без навешивания ярлыков на тех, с кем мы не согласны.
      Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 0
  • PP - 29.03.2022 в 20:50:
    Всего комментариев: 923
    В.П., с такими способностями вас надо немедленно включать в редакцию словаря Мовы. Прылыпчык !!! А прилагательное от него, видимо, прылыпчыкуватый. Звучит просто Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • senboy - 29.03.2022 в 22:41:
    Всего комментариев: 1
    Главной тезой, многократно повторяющимся рефреном звучит "лапотная рашка, не имеющая будущего", причем при отсутствующей аргументации и переиначенными событиями. Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • net - 30.03.2022 в 00:44:
    Всего комментариев: 470
    Развитие языка-дeло народа.Надысь я слышал, как одна моя украинская знакомая назвала Совбез России "сракулизками".В сочетании с ее мягким "г" и образным мышлением, ее Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • Yurash - 30.03.2022 в 00:56:
    Всего комментариев: 3
    Я всегда думал что Сталин «в языкознании познавший толк» недосягаем. Теперь вынужден признать что ошибался. Наш редактор переплюнул в нем«отца народов».Как это Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2
  • niktimof - 30.03.2022 в 16:31:
    Всего комментариев: 296
    Длинно. Калейдоскопное и соревновательное мельтешение социумных придумок, присвоение сакрального, мол МЫ сотворены по образу и подобию, чего уж там.. и сами вправе Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Смердяков - 02.04.2022 в 01:21:
    Всего комментариев: 2
    На основании латыни создан не эсперанто, а интерлингва. Упрощенная латынь.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • michaelmalakhin@gmail.com - 28.03.2022 в 19:11:
    Всего комментариев: 48
    Пардон, встреваю, дорогой Редактор. Но справедливая и, тем более, победоносная война обязательно придаст украинской "мове" мощный импульс к повсеместному Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 12 Thumb down 3
  • Arhivist - 28.03.2022 в 21:23:
    Всего комментариев: 77
    Вы лукавите, достопочтенный Редактор, говоря, что имели в виду только более широкое распространение русского языка. Позвольте процитировать Вас: "[Я], конечно, за Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 1
  • redactor - 29.03.2022 в 04:29:
    Всего комментариев: 1758
    Почтенный Архивист, язык – это знаковая система для передачи информации. Как есть разные языки программирования, так есть и разные ествесвенные языки. И они вовсе Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 5
  • PP - 29.03.2022 в 20:52:
    Всего комментариев: 923
    В.П., с такими способностями вас надо немедленно включать в редакцию словаря Мовы. Прылыпчык !!! А прилагательное от него, видимо, прылыпчыкуватый. Звучит просто Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • ChP - 29.03.2022 в 20:54:
    Всего комментариев: 389
    Ув. Редактор, можно дополнить примеры «языкотворчества». Туалет-сральня, Бюстгальтер-нацицник.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2

Добавить изображение