Тупиковая письменность Китая
09-11-2022- Социальные организмы вроде государств имеют свои сроки жизни – как и всякие живые существа. Кажется, что чем дольше существует некое государственное образование, тем лучше для его стабильности. Протянул три тысячи лет - почему бы ему не жить еще столько же? Или еще больше. Эта логика не проходит для отдельного аксакала. Если ему 110 лет, то не долго уж осталось, а вот для некоей страны как бы подходит. Для Китая, например. За ним, мол, 3000 лет истории, древняя культура, традиции, дух нации. Но нет, ничего не выйдет.Вот Древний Египет вообще существовал еще больше – 4 тысячи лет. Ну, и чего же он закончился? А как раз из-за своих древних традиций. Они вязали его по рукам и ногам, не давали возможности развиваться.Все метаисторики, начиная со Шпенглера, потом Тойнби и нашего Льва Гумилева, рассматривающие цивилизации как своего рода живой организм, называли сроки жизни стран. Это примерно 1200 лет, после чего наступает время увядания, упадка, обскурации и на авансцену истории выходят новые страны.
Древний Египет (и Китай) несколько преодолел эту цифру. Ну, это как живые ископаемые вроде рыбы-целаканта. Да и среди ныне живущих есть свои рекордсмены, скажем, гренландская акула, живущая до 500 лет!
Мы уже рассмотрели традиции управления, которые сложились в Китае. Они бесперспективны. Коснулись и современных методов управления, построенных на принципе полного контроля над человеком с помощью камер слежения и распознавания лиц, включая «недовольное выражение лица». Лицо китайца должно всегда выражать радость.
Вообще-то банальные разговоры о том, что все языки равны, и все имеют свою ценность, и все по-своему хороши заслуживают анализа. Для бытового уровня может быть и так. Но не для литературы и, тем более, науки. Никак языки малых изолятов, вырождающихся от инцеста, не могут быть равновеликими европейским языкам. Да и языки огромных народов — тоже. Например, язык мандарин (китайский), поскольку он построен на иероглифистике.
Языки в Китае
Остановимся на одном очень важном моменте, а именно: каким способом фиксируется в знаковой форме мысль человека. То есть, какова форма письменности, без которой нет никакой цивилизации и нет государства, хотя бы потому, что без учета и контроля своей хозяйственной и военной деятельности его и быть не может.
- Язык можно назвать своего рода софтвером для начинки индивидуального сознания. Язык также можно назвать важнейшей частью культурного кода цивилизации. Там много разных составляющих (например, нравственность, мораль, которая впервые возникла в Древней Иудее и была зафиксирована в Ветхом Завете), но мы пока что остановимся на одном очень важном моменте, а именно: каким способом фиксируется в знаковой форме мысль человека. То есть, какова форма письменности, без которой нет никакой цивилизации и нет государства, хотя бы потому, что без учета и контроля своей хозяйственной и военной деятельности его и быть не может.
- Первичной формой фиксации информации было, как известно, узелковое письмо (кипу у инков). Потом ему на смену пришла пиктография, рисуночное письмо, из которой выросла иероглифистика. Хотя и пиктография получилась не сразу. Сначала, как то открыла американская исследовательница Дениза Шманд-Бессер, это была система трехмерных миниатюрных скульптур, которые представляют собой абстрактные геометрические символы типа конуса, шара, куба. Они использовались для счета определенных типов предметов, важных после неолитической революции: головы скота, меры зерна и т.д. Так что переход от трехмерных "картинок" к двумерной пиктографии уже был прорывом.
- Пиктография давно исчезла (осталась в виде дорожных знаков, обозначения туалетов и пр.), но вот иероглифистика дожила до наших дней и определяет такую мощную цивилизацию как современный Китай (Японию тоже, но там есть некоторые смягчения).То, что в Древнем Египте не возникла наука (и следующая из нее технология) - это не только результат жесткой иерархии того общественного устройства, но и их системы письменности, которая не позволяла развиться левому полушарию мозга, ответственному за логику и когнитивные способности.
- Дело в том, что микроструктура неокортекса формируется при обучении, под воздействием речи и письменности. Возникает нейронная сеть, в которой нейроны соединяются между собой через аксоны, дендриты и синапсы в сложную разветвленную систему. Без языка она просто не возникает. Сейчас это уже твердо доказанный психофизиологический феномен. И совсем не случайно, что цивилизация возникла не только, так сказать, на пересеченной местности в Древней Греции, но и там, где люди впервые перешли на алфавитное письмо - а это Финикия и опять-таки Древняя Греция. То самая алфавитная система, которая потом стала латиницей и кириллицей. Ну и еще раной арабской и прочей вязью
По разным оценкам, всего в китайском языке насчитывается более 80 000 иероглифов, и до сих пор создаются новые. Иероглифы состоят из простых элементов — черт и графем. Большинство черт не имеет лексического значения и звучания. Выглядят они как прямые или ломаные линии с крюками или без них под разным углом. Одной чертой считается элемент, написанный без отрыва руки от листа, и в иероглифах они пишутся в строго определенной последовательности.
Чтобы читать газеты на китайском, придется выучить 3000−3500 иероглифов, а чтобы сдать сложный уровень международного письменного экзамена (HSK), требуется знание более 5000 иероглифов. У высших ученых - цзиньши (нечто вроде китайского академика) в активе не менее 10 тысяч иероглифов. Запомнить их - это целая жизнь. Этот процесс заучивания является полностью механическим, никакой логической связи между одним иероглифом и другим нет. Это закладывает в микроструктуру мозга принцип копирования, а не логики и понимания. Затем такой тип образного правополушарного мышления становится общим стилем, становится ментальностью нации. Именно поэтому китайцы (как и японцы) хороши в любом копировании техники и технологии, но не отличаются творческими прорывами.
Конечно, черточки отдельно не разбирают, видят иероглиф целиком, как идею, да еще и в контексте предыдущих иероглифов, а поскольку глаз схватывает предложение, а то и абзац текста, иероглифы могут различаться лишь одной чертой, но если мы не дописали одну из них — перед нами уже совсем другое слово, например, 师 (учитель) и 帅 (руководить, мужественный).
Также облегчает изучение иероглифическому письму фонетическая транскрипция пиньинь, записываемая латиницей.
Китайские иероглифы относятся к изобразительной письменности. Поэтому их освоение прямо влияет на развитие правого полушария головного мозга, ответственного за эмоции и образное видение мира. Письменность европейских языков алфавитная и развивает его левое полушарие, там где аится логика и свободные ассоциации.
Китайцы прекрасные исполнители, просто идеальные! Но вот с творческими прорывами, инсайтом дело плохо. Отчего так?
Иероглифы... Все дело в них. Трудность заключается в том, что если тебе никто не сказал как произносить очередной символ и что он означает - можно до конца жизни пялиться на него и так и не понять. В обществе, где главенствуют такие непривычные для нас нормы организации языка и письменности, особую роль приобретают Учителя. Учитель - это фундамент китайского общества, только учитель может научить что и как пишется, произносится и понимается. Ричем уитель – это не только школьный наставник, - это любой начальник и вообще старший, особенно по социальное лестнице.
- Любой европейский школьник, ( пишет любитель Гаршин, живущий в Китае и увлекающийся изучением китайского языка) после освоения грамоты в первом классе, может самостоятельно читать любую литературу и все свое дальнейшее образование продолжить самостоятельно. Для китайца это невозможно. Рядом всегда должен быть учитель, который расскажет, что означает тот или иной незнакомый иероглиф и как он произносится. А на работе таким учителем становится твой непосредственный начальник и руководитель - только он может обучить необходимым знаниям и новой терминологии, необходимой для освоения этой профессии. С одной стороны, это дает громадную преемственность навыков и традиций, а с другой - ограниченность, невозможность экспериментов и нарушения сложившихся норм.
Второй аспект - как это ни странно звучит - языковая ограниченность китайского языка и его вопиющая примитивность. Первое, что с ужасом понимаешь - у них нет времен, падежей, суффиксов, окончаний и приставок. Да вообще ничего нет, что входит в понятие грамматики и дает языку богатство звучания, точности формулировок и эмоциональной насыщенности. Китайские слова абсолютно неизменяемы - одни корни. Отсюда совершенно логично вытекает то, что слова в китайском языке в большинстве случаев не имеют внешних признаков принадлежности к частям речи. Существительные не различаются по родам, не изменяются по числам, не склоняются по падежам. Глаголы, как и существительные, не изменяются по числам и родам, не спрягаются по лицам. Никаких наклонений также нет, прилагательные не изменяются по родам, числам и падежам и не имеют степеней сравнения. Это самый простой язык на свете - протоязык, вышедший из картинок, которые рисовали ранние кроманьонцы на стенах пещер. Конечно, это несколько утрированное заявление... Все гораздо сложнее, но сути это не меняет - китайскому языку крайне не хватает гибкости и богатства более поздних "алфавитных языков".
Именно это дает лучшее понимание, почему вдруг именно Китай стал всемирным производственным центром. Они почти как роботы, они разговаривают на языке программирования, простом и односложном. Они не любят думать нетрадиционно - они умеют копировать и повторять, но зато делают это лучше всех. Копирование для китайца не воровство, а единственно правильная норма жизни. Они крайне дисциплинированы, потому что китайское общество это общество жесткой иерархии, где родители и начальники автоматически приобретают статус учителей, с которыми не спорят, а только слушают и повинуются. Любые профессии где требуется творчество, принятие мгновенных нестандартных решений, где часто меняется бизнес-среда и исходные условия - не для китайца. И они это понимают. Технологии генерятся "алфавитными нациями", а с массовым производством лучше справляются "иероглифисты". Язык формирует сознание".
Конечно, все это верно при условии, что китаец не вырос, например, в Америке.
Китайцы США принимают конструкцию демократической Америки. И потому они китайцы только этнически, а политически и культурно это американцы.
Много ссылаются на преимущества 5 тысячелетней культуры Китая. А на самом деле именно эти традиции и парализуют вестернизацию. Все эти традиции и были страшным тормозом. Последние 3 тысячи лет ( за исключением последних десятилетий) Китай был мировым пустырем.
Итак, вопрос: почему именно в последнее время Китай стал двигаться вперед, а ранее стоял 3 тысяч лет на месте? Ответ: потому, что его на месте держало его прошлое. Как раз его культура. А двинулся он только тогда, когда стал заимствовать все у Запада. Принципы обучения, технологию, науку, менеджмент. И даже немного политическое устройство - сначала в особых зонах, а потом оставили все как есть в Гонконге. Как только все это придушат окончательно, так и закончится китайское чудо.
Смысл жизни в культурах, использующих иероглифические языки, ориентирует человека внутрь своих мыслей, переживаний и чувства. Но не на логику и на научное творчество.
Страны иероглифов и сами это понимают. Проводили всякие реформы по упрощению иероглифистики. В Китае это система «пиньинь», то есть, запись китайских слов латиницей с указанием тона, есть нечто подобное в Японии (слоговые азбуки: катакана и хирагана и, знаки ханча в Корее). Кстати сказать, в начале 80-х годов Япония, казалось бы, начала настигать Америку по росту ВВП. А потом как-то затормозилась. Почему? Важной причиной этого были их традиции - ихиероглифистика, почтение к авторитету учителя и пожизненный найм на работу. Попытка более широкого внедрения слогового письма хироганы (придуманного давно) не решало проблему. Поэтому теперь принято решение к 2050 году сделать английский язык обязательным на уровне свободного владения всем населением.
Западная культура (с ее алфавитной письменностью) имеет неоспоримые преимущества перед погруженным в свою сонную внутреннюю спячку Востоком. В том числе, в военной технологии, так что захватить силой Запад Китаю не удастся. А культурно он тоже не захватит, ибо законодателем мод, поставщиком культурных норм, ценностей, образцов и паттернов как раз является Запад и, в первую очередь, Америка. Не случайно в Китае все последние десятилетия шло повальное изучение английского языка, там работало не меньше 70 тысяч американцев-учителей языка, притом не знающих китайского и не имеющих законных прав на пребывание в стране. И очень хорошо зарабатывающих. Власти на это смотрели сквозь пальцы. Тоже относится и к Северной Корее.
Но теперь все, эта эпоха завершается. Товарищ Си, наконец-то стал императором с неограниченным временем правления. В свое время маленький мудрый китаец Дэн Сяопин, долгое время молодости живший в Париже, понял, что нужно как-то избежать в будущем того, что случилось в Китае при Мао. А случилось тогда огромное избиение партийных кадров. Там было несколько приступов «этого дела».
Начал Мао рано – уже в 40-х годах прошла кампания чжэнфэн, буквально: «упорядочивание стиля»), более развернуто - «Движение за упорядочение стиля в партийной работе». Начиналось со стиля того, каким пишет партийный чиновник. Ибо. несовершенный стиль в литературе приводит к несовершенному стилю работы. Это способствует мировому капитализму и японской военщине. Сами понимаете, чего достоин тот китайский чиновник, который способствует мировому капитализму и японской военщине. Так что критика стиля в итоге заключалась в отстреле всяких отклоняющихся от «правильного стиля».
Вот в таком духе потом продолжалось и далее – во времена Большого Скачка под тремя красными знаменами и уж совсем апофеозом была культурная революция, во время которой погибли до 96 миллионов человек.
Маленький Дэн решил, что с дикими скачками и культурными революциями можно бороться, если ограничить время пребывания Председателя Китая (он же генсек партии) двумя сроками, каждый по пять лет. Так и было после Мао вплоть до теперешнего 20 съезда КПК, избравшего в октябре 2022 года тов. Си на третий срок и без дальнейшего ограничения его власти. Предшественник тов. Си, бывший генсек Ху Цзинтао, возражавший против этого, был показательно «за ухо» выведен из президиума съезда в качестве позорной экзекуции перед миллиардом видящих это по ТВ китайцев.
Теперь тов. Си начал возвращаться к китайской специфике под названием социалистические принципы и борьба с влиянием империализма. Под это влияние попали семьи среднего достатка, которые держали в своих домах американцев-бонн, благодаря которым маленькие дети становились билингвами, потом приезжали в США и становились студентами. Все эти годы их число росло – вплоть до 370 тысяч! Вот они-то и составляли костяк ученых и инженерных кадров Китая, они и обеспечивали «китайское чудо». В прошлом году это число уже началось снижаться – 317 тысяч. Теперь все, конец этому чуду - тов. Си еще в прошлом году запретил все эти семейные учения и приказал выслать из страны иностранных пестунов.
-
Какое-то время по инерции Китай что-то еще продемонстрирует, но спад во всех областях культуры и падение экономики уже начались.
Подытожим сказанное в пяти статьях о Китае.
Китай не будет лидером мировой цивилизации по следующим причинам:
- Традиции управления Китая, сводящиеся к понурому подчинению и очень слабой обратной связи между центральной властью и реальными делами «внизу».
- Тотальный контроль за счет заимствованных западных технологий по распознаванию лиц и в целом тоталитарная политическая система, которая препятствует развитию науки. По социологии это наиболее заметно, но и другие науки не могут дышать свободно.
- Система письменности, основанная на иероглифистике. Отказаться от нее невозможно не только в силу традиции, но и потому, что лишь она связывает между собой десятки народностей, да и самих ханьцев, которые и пределах одного языка мандарин не понимают в устном изложении друг друга.
В общем, Западной цивилизации пока нет альтернативы.
См.
Рейтинг комментария: 3 3
Рейтинг комментария: 0 0
Рейтинг комментария: 3 1
Рейтинг комментария: 2 0
Рейтинг комментария: 2 10
Рейтинг комментария: 7 7
Рейтинг комментария: 1 5
Рейтинг комментария: 10 4
Рейтинг комментария: 12 2
Рейтинг комментария: 1 8
Рейтинг комментария: 6 2
Рейтинг комментария: 5 5
Рейтинг комментария: 7 3
Рейтинг комментария: 2 1
Рейтинг комментария: 2 13
Рейтинг комментария: 3 3
Рейтинг комментария: 5 3
Рейтинг комментария: 3 4
Рейтинг комментария: 10 8
Рейтинг комментария: 4 8
Рейтинг комментария: 3 5
Рейтинг комментария: 4 5
Рейтинг комментария: 3 7
Рейтинг комментария: 6 1
Рейтинг комментария: 3 4
Рейтинг комментария: 2 1
Рейтинг комментария: 2 2
Рейтинг комментария: 0 0
Рейтинг комментария: 6 4
Рейтинг комментария: 7 3
Рейтинг комментария: 5 4
Рейтинг комментария: 6 3
Рейтинг комментария: 3 3
Этот цикл о Китае вообще-то не является некоей компиляцией. Скорее, это то, что называется издание исправленное и дополненное. И Показать продолжение
Рейтинг комментария: 2 0
Рейтинг комментария: 2 2
Рейтинг комментария: 8 1
Рейтинг комментария: 4 1
Рейтинг комментария: 4 7
Рейтинг комментария: 3 10
Рейтинг комментария: 3 6
Рейтинг комментария: 6 2
Рейтинг комментария: 2 2
Рейтинг комментария: 6 3
Рейтинг комментария: 6 2
Рейтинг комментария: 0 6