Аравийский пророк

21-11-2022
    • "Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим" - во имя Аллаха милостивого, милосердного.

     

  • Есть исламская мудрость: "Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе". Но как раз к исламу присловье не имеет отношения: его нет ни в Коране, ни в Сунне, построенной на хадисах - преданиях о поступках и высказываниях пророка. Да и имени Магомет в исламе тоже нет. А есть нечто такое, что в русской транскрипции передается как Мухаммад. Реже – Мухаммед.

    Вот как звучит по-арабски символ веры ислама: "Ля иляха илля-ллах ва Мухаммадун расулю-лах" - "нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад - пророк Аллаха".

    Этот Мухаммадун и есть наш искомый Мухаммад.

    • А Магомет пришел  от французских  и английских исследователей  ислама 19 века, у них он писался как Mahomet. Теперь они одумались и пишут Muhammad, произносят с вариациями, но больше как
    • /moʊˈhɑːməd/, то есть, примерно, как мы.
    • Полное имя Мухаммада включает в себя десятки имен его предков, что я не рискну воспроизвести.

    Мухаммад - Lifeofmahomet

     

  • Я не случайно привел арабское звучание символа веры. Обратите внимание на арабское звучание - сплошные аллитерации звука "л", ритм и рифма. Дело в том, что весь Коран (точнее, так называемые "Мекканские суры") написан примерно в таком стиле. Это как бы стихи, многие из которых, по словам знатоков, имеют значительные поэтические достоинства. Именно поэтому переводы Корана давались с таким трудом.

    Вообще, перевод Корана - целая научная и лингвистическая проблема. Но даже самый лучший из имеющихся перевод на русский профессора Факультета Восточных языков И.Ю. Крачковского, который он начал делать в 1921 году в связи чтением своего курса лекций по Корану, оставляет чувство таинственного недоумения: вот этот сборник бессистемных рассказов, поучений, похвал Аллаху и угроз маловерам, непонятных намеков и почти что бессмысленных фраз и есть священная книга мусульман? Именно. Почему бессистемных? Да потому, во-первых, что Мухаммад получал откровения от Аллаха в зависимости от внешней ситуации и своего внутреннего состояния. А, во-вторых, записи его откровений (сделанные еще при жизни), после смерти пророка, были собраны не тематически и не хронологически (хотя бы по времени поступления откровений к Мухаммаду), а в зависимости от длины откровения. Длинные откровения ( суры) помещены в начале Корана (кроме самой первой), а далее идут все более и более короткие.
    Да и внутри самих сур тоже между абзацами нет никакой связи. Скажем, от отрывочной истории Адама сразу идет переход к столь же отрывочной истории Мусы (Моисея), без всякого разъяснения, кто это такой. И рассказ этот столь же малопонятен и бессвязен. Дальше я просто приведу примеры.

    А для того, чтобы оценить поэтическое начало Корана и его историческую ценность, нужно быть мусульманином. Притом арабом. И не простым, а понимающим древнеарабский и знающим историю становления ислама и арабских халифатов. Современные арабы, истовые мусульмане (не говоря уж о мусульманах не-арабах) произносят многие строфы Корана, как магические заклинания, обычно не понимая их смысла. Ну вроде как в русском языке есть присказки, давно утерявшие смысл, типа "ахалай-махалай", "ширли-мырли", "танцы-шманцы", "елки-палки", "шалтай-болтай", "фокус-покус", "карла-марла". Нам же ничего другого не остается, как только попытаться узнать эту историю и кое-где вслушаться в арабское звучание сур Корана.

    Коран по-арабски значит "Чтение". Явный парафраз названия "Библия" - Книга. А суры - это главы Корана.
    Сейчас дело с переводом улучшилось. Произошло нечто невероятное: поэтический смысл Корана перевела наиболее точно на русский язык женщина. Причем - русская дворянка, преподавательница МИФИ Валерия Порохова (мама ее родилась в Царском Селе, а сама она в лагере в Ухте, где сидела мама, жена врага народа). Валерия Порохова вышла замуж за сирийца, носящего теперь столь дорогое ей имя Мухаммад, уехала с ним в Сирию, выучила арабский и двенадцать лет занималась переводом Корана. Ее перевод был признан самым лучшим улемами и муфтиями ислама, самый авторитетный в мире ислама научный центр - академия "Аль-Азхар" - после нескольких лет кропотливого изучения впервые канонизировал русский перевод. Каирский университет присвоил Валерии Пороховой звание почетного академика, квалифицировав ее перевод смыслов Корана на русский язык как образцовый. Муфтий Сирии Ахмед Кефтару объявил ее своей дочерью.
    Наконец, она в 1997  защитила по переводу Корана докторскую диссертацию.

    *************

    Когда-то давным-давно, когда я преподавал философию в Белорусском политехническом институте, то некоторые лекции читал в отдаленном от основных зданий корпусе, расположенном недалеко от Минского автомобильного завода (МАЗ), и в преподавательском просторечии ехать туда называлось - "делать наМАЗ". Вот тогда я и познакомился с основами ислама. Узнал, что правоверный должен в сутки делать пять раз намаз - то есть совершать молитву. Ту самую, с которой по внешним признакам все знакомы: расстилается коврик, правоверный становится на него на колени, обратившись в сторону Мекки и, периодически касаясь головой земли, произносит молитвенные формулы. Впрочем, намаз - это персидское слово, а по-арабски молитва называется - салят.
    Однако знаний этих было мало. Может быть потому, что пять раз "делать наМАЗ" никогда не приходилось. Два, в исключительных случаях три в день.В обще-то удивительное дело: даже атеисты что-то, но знали о буддизме, иудаизме, о христианстве. Знали, что Будда учил: "жизнь есть страдание", что Моисей вывел евреев из египетского плена, а Христос призывал возлюбить ближнего, как самого себя. Знакомы были с обрядами. Знали, к примеру, что на пасху бывает крестный ход, едят куличи и красят яйца. Песню пели "Пасхально - коммунистическую" :
    Враг красит яйца в желтый и зеленый,
    Я ж крашу яйца только в красный цвет,
    Несу я их, как красные знамена,
    Как символ наших радостных побед.

  • И там далее что-то про то, что "я яйца красные пошлю Мао-Цзедуну, пускай взамен мне желтые пришлет". Знали даже, что еврейская пасха знаменует собой исход евреев из Египта, а христианская - воскресение Иисуса. Каждый знал, кто такой Иуда и чем стал известен. Но вот по поводу ислама, который ныне исповедуют более миллиарда человек, не знали, фактически, ничего. Ни кто такой Мухаммад, ни как он стал пророком, ни когда и от чего умер. Ни в чем заключается суть ислама, ни о чем повествует Коран.
    Тем более не знали, кто такие шииты и сунниты. Знали только, что они ненавидят друг друга. Некоторые, наиболее продвинутые интеллигенты, слышавшие, что ислам каким-то образом вырос из иудаизма и христианства, тем не менее, не могли бы сформулировать, а чем именно ислам от них отличается. Я, хотя и много читал по истории религий, тоже не слишком вникал в суть ислама. Вот и пришлось мне заново взяться за дело осмысления того, что же такое представляет собой ислам. Почему, к примеру, появилось такое понятие, как "исламский фундаментализм" или "исламский джихад" (словосочетание, между прочим, нелепое, потому что не исламского джихада не может быть, джихад всегда исламский).Для начала несколько пояснений к основным терминам. Ислам - означает "покорный". Покорный воле Аллаха. Но так как Аллаха на земле представлял его посланник Мухаммад, то , стало быть, его, Мухаммада, воле. В Коране, в суре 3, (стихи 16 и 17) сказано: "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам...А если кто не верует в знамения Аллаха..., то ведь Аллах быстр в расчете". Вот из этой суры и возникло название - ислам, покорность. Покорность Аллаху и Мухаммаду. А после его смерти - покорность воле халифов и имамов. То есть, духовных (и светских тоже) правителей. Мусульманин (муслим) переводится как "человек ислама", исповедующий ислам.

    Биография Мухаммада, в отличие от пославшего его Аллаха, известна науке сравнительно неплохо. Гораздо лучше, например, чем биографии Будды и Христа. Тому несколько причин. Первая - дело происходило значительно позднее и ближе к нашему времени. Мухаммад родился более чем через тысячу лет после Будды и почти через 600 лет после Христа (в 570 году). А во вторых, и это главное, поскольку он был не только пророком и создателем новой религии, но и светским правителем и даже командующим войском, его деяния фиксировались в текстах того времени, а слова и приказы находили отражение в документах. Кроме того, его соратники и жены оставили много рассказов о жизни и словах своего духовного повелителя.
    Рассказы эти были быстро записаны и составили основу хадисов, вошедших в книгу под названием "Сунна", то есть путь, образец, пример (мусульмане, признающие Сунну наравне с Кораном, называются сунниты). Откровения Аллаха, полученные Мухаммадом, тоже начали записывать еще при жизни пророка, а окончательно канонический вид эти откровения (Коран) приобрели трудами его соратников и последователей в ближайшие десятилетия после его смерти.

    Конечно, степень детализации жизни Мухаммада далека от почасовой раскладки жизни Ленина (но не всех его деяний, а только укладывающихся в советскую агиографию), но тоже выглядит неплохо.
    Итак, Мухаммад родился 29 августа в 570 году (вот такая точность!) в Мекке, своего рода столице Аравийского полуострова, расположенного в 70 километрах от Красного моря на границе гористого Хиджаза. Появился он в семье, недавним предком которой (прадедом) был Хашим - глава Мекки, богатого торгового города. Дед Мухаммада Абд аль-Мутталиб тоже занимал достойное место - он был старейшиной большого племени курайшитов (от имени основателя Курайша), основных жителей Мекки. По легенде, повинуясь голосу некоего духа, Абд аль-Мутталиб нашел и расчистил когда-то знаменитый источник воды Зам-Зам (вариант написания - Земзем) около старинного арабского храма Каабы, который впоследствии Мухаммад сделал главной святыней ислама. Источник этот, по еще более древней легенде, открыл Измаил, сын Ибрахима (Авраама). Достаточно было назвать только два имени - Ибрахима и Измаила, чтобы сразу же мы увидели, как тесно в своих истоках ислам связан с иудаизмом, христианством и Библией. Ибо история об Аврааме (Ибрахиме по-арабски) полностью попала в ислам.
    Напомню, что Авраам долгие годы не имел детей и, наконец, решил иметь ребенка от рабыни по имени Агарь (Хаджар по-арабски). Она родила ему Измаила, который и стал впоследствии родоначальником арабов. Но затем Господь оказал Аврааму еще одну милость: он заключил с ним союз (Ветхий завет), добавил к его имени еще один слог (Аврам стал Авраамом), а жене Саре (Сарре) разрешил тоже родить. И Сарра в свои 90 лет (самому Аврааму стукнуло в это время 100 лет) родила сына Исаака. Радость ее была столь велика, что она с течением времени потребовала выгнать Хаджар с маленьким сыном Измаилом. Изгнанные Хаджар с Измаилом оказались в Аравии, где чуть не погибли от жажды. И вот в последний момент мальчик Измаил топнул ножкой, и вдруг из-под ноги забил фонтан. Так появился священный источник Зам-Зам, который нашел заново и расчистил дед Мухаммада. Как видите, родословная у пророка многозначительная.
    У деда Мухаммада Абд аль-Мутталиба и его жены Фатимы долго не было сыновей, что для араба делало жизнь бессмысленно прожитой (точно как у Авраама), и он обещал Богу принести в жертву сына, если он появится. И они стали появляться - притом в очень большом количестве, достигнув двенадцати (как видно, по числу колен израилевых). То ли он решил уменьшить их число, то ли пришло время выполнять клятву, но Абд аль-Мутталиб приказал всем сыновьям сделать гадательные стрелы со своими именами и предложил прорицателю Хубалу вытащить из пучка любую. Выбор пал на Абдаллаха, младшего и любимого сына Мутталиба. Того самого Абдаллаха, которому суждено было стать отцом Мухаммада. Но и далее мы видим парафраз на тему испытания веры Авраама. Тому Бог приказал принести в жертву своего единственного (законного) сына Исаака, и только, когда тот занес над ним нож, Бог, убедившись, что вера Авраама крепка, а послушание безгранично, заменил Исаака агнцом. А в арабском варианте Мутталиб повел любимого сына Абдаллаха (в переводе - раб Божий) к месту заклания. И тоже в последний момент вперед выступил некто аль-Мугир (по некоторым сведениям - родственник Фатимы и Абдаллаха действовал из жалости, но можно понимать и так, что его поступком управлял Бог) и упросил Мутталиба заменить подростка на жертву верблюдов. "Цена крови" у арабов равнялась 10 верблюдам (то есть за убийство члена клана, дабы избежать кровной мести, нужно было уплатить 10 верблюдов). Привели 10 верблюдов. Мутталиб решил проверить, принимает ли Бог такую замену. Но гадательная стрелка снова выпала на сына. Количество верблюдов стали увеличивать, но каждый раз стрелка указывала на Абдаллаха. И только на десятый раз, когда в загоне стояли 100 верблюдов, стрела, наконец, показала на них. Абдаллах был спасен ценой жизни целого стада. Эта легенда, между прочим, говорит об очень значительном состоянии Абд аль-Мутталиба.
    Во многих биографиях Мухаммада имеется довольно сильный агиографический привкус. То есть к реальным событиям подмешана некая умильная жалостливость с добавлением сверхъестественных явлений, сопровождающих жизнь будущего пророка.
    Рассказывается, например, что отец Мухаммада, чудесным образом спасенный ценой жизни верблюдов, умер все равно рано, когда его сыну Мухаммаду было всего два месяца. Возможно потому, что верблюдов оказалось недостаточно. Его мать Амина, по сообщениям биографов, осталась всего с пятью верблюдами, десятком овец и рабыней-абиссинкой Баракат. И вот пришлось сына в шестимесячном возрасте отдавать в чужие руки, в семью кочевников аль-Хариса и его жены Халимы, ставшей кормилицей маленького Мухаммада. Но даже в тех же источниках можно вычитать совсем другой мотив этой отдачи "в люди".

    В Мекке был обычай, когда обеспеченные семьи поручали воспитывать своих детей (за плату) людям из кочевых бедуинских племен. Мекка - жаркий, пыльный город. А кочевники жили в оазисах с чистым воздухом, водой и свежим молоком, так сказать, на природе. То есть эта "ссылка" была чем-то похожа на летний детский лагерь. Но так как лето в Аравии стоит круглый год, то привольная жизнь растягивалась на несколько лет.
    Второй агиографический момент из раннего детства Мухаммада таков: однажды к играющему Мухаммаду подошли двое в белых одеяниях (это были ангелы). Они положили Мухаммада на спину, и один ангел вскрыл ему грудную клетку, извлек сердце и вытащил из него черную каплю, а второй белоснежным снегом, принесенном в золотом тазу, вычистил все внутренности и протер сердце. Завершив очистительную операцию, они молча исчезли. Мальчик и его друзья все рассказали воспитателям. Те испугались ответственности за судьбу ребенка и срочно отдали его матери. Так в 4-х летнем возрасте Мухаммед опять оказался в Мекке.
    Через два года умерла и мать Мухаммада Амина. Сироту взял к себе его дед, смотритель Каабы, источника ЗамЗам и глава курайшитской общины Мекки Абд аль-Мутталиб. Мальчик был самым любимым внуком деда и не знал отказа ни в чем. Но дед был уже старый, и вообще с родней мальчику не везло - какой-то рок висел над ними. Еще через два года умер и Мутталиб. При этом еще меньше повезло верблюдам. На его погребении для тризны снова зарезали огромное количество верблюдов (источники не сообщают точного количества). Вообще, когда читаешь такого рода биографии, то становится страшно за верблюжье поголовье Аравии. Такое впечатление, что их там все время резали. Зарезать-то, конечно, можно, но ведь жертвенных животных съедали. Трудно представить, чтобы сравнительно небольшое население Мекки могло бы съесть за один день, например, сто верблюдов. Тем более, что и помимо смерти Мутталиба были другие поводы закалывать животных: то по совпадению еще кто-то умер, то праздник, то свадьба, то религиозный обряд, так что съедать бы уже пришлось несколько сотен. Стоит жара, холодильников нет, и потому тонны верблюжьего мяса приходилось бы выбрасывать. Зная народное здравомыслие, трудно допустить, чтобы вот так запросто приносили гекатомбы верблюжьих жизней. Наверное, бесчисленные стада закланных верблюдов стоит отнести к благочестивым легендам, желанию первых биографов воздать должный почет и уважение, которым пользовались описываемые ими персонажи. Особенно учитывая то обстоятельство, что они были ближайшими родственниками самого пророка. А как это сделать помимо верблюдов - не знали.
    Второй распространенный агиографический ход - бедное сиротство пророка. С сиротством все оказалось в порядке - действительно, сирота. Но вот с бедностью - нет. После смерти деда опеку над Мухаммедом взял старший сын Мутталиба и дядя будущего пророка Абу Талиб, который также стал главой клана Хашимитов, ведал распределением налогов в пользу паломников, успешно занимался торговлей и вообще был состоятельным и уважаемым человеком в Мекке. Так что о бедности не может быть и речи. Тем не менее как следствие этой несуществующей бедности везде утверждается, что Мухаммада (из экономии) не учили грамоте, в результате чего он и вырос, не умея ни читать, ни писать. Здесь явно прослеживается парафраз на тему Иисуса Христа: не оставившего письменных источников своей деятельности. Видимо, сложилось представление, что не дело пророка - писать. Пусть возвещает истины, а уж кому их записать - найдется. Как указания начальника записывают секретари.

    Аллах Акбар!

    Аллах Акбар - один из самых популярных "лозунгов" в исламе. Аллах Велик! С ним соперничает только Иншалла! ( Аллах един!). Единый Бог уже был знаком многим коренным арабам. А арабы (в переводе с коптского, арамейского или даже с иврита, хранителем которого были знатоки иудаизма) называли Бога христиан и евреев Аллахом. Именем, которое было им знакомо с давних языческих времен. Аллах - можно просто понимать как Бог, но точнее, это нарицательное замещение запретного имени Бога (как в иудаизме). Оно образовано из слова "илах" - Бог и определенного артикля "а", что означает "этот Бог" или "известный Бог". Имя это использовалось задолго до Мухаммада в древнеарабских культах для обозначения владыки неба и дождя. Когда именно возникло имя Аллаха и какова точная его этимология, до сих пор неизвестно (я назвал наиболее вероятную версию).
    В YII веке на Аравийском полуострове жило довольно много христиан (в том числе из арабских племен, и в том числе в Мекке), которых называли по-арабски насара и евреев, именуемых яхуди. Их тоже было много в Мекке. С учением как христиан, так и евреев, жители Мекки были хорошо знакомы. Не в тонкостях, конечно, а в общих чертах. Именно эти черты и были затем воспроизведены Мухаммадом. Но вот что касается грамотности Мухаммада, то она, почти не сомневаюсь, у него была. Да и почему бы ей не быть, если он рос не в нищей бедуинской семье, а у одних из самых состоятельных людей Мекки? Его грамотность явствует также из того обстоятельства, что Мухаммад рано стал участвовать в торговой деятельности своего дяди и опекуна Абу Талиба, а потом даже проводил самостоятельные торговые поездки. Никто не рискнет утверждать, что возможно торговать, не умея вести "бухгалтерский учет", записывать и считать товары и деньги. Притом же еще успешно вести. Может быть, для написания художественных произведений его грамотности было недостаточно, но уж элементарные записи он, конечно же, делать мог.
    На поприще успешной торговли Мухаммад обрел личное счастье. Как-то одна из самых богатых женщин Мекки, сорокалетняя Хадиджа, пережившая к этому времени двух своих мужей, предложила успешному негоцианту Мухаммаду отвезти ее товар на продажу в Сирию. Мухаммад с блеском выполнил задание, оттуда тоже привез сирийский товар, с большой прибылью проданный в Мекке. Хадиджа была восхищена и деловой сметкой Мухаммада, и его честностью. И возрастом - ему было 25 лет. И внешним видом. И предложила выйти за него замуж. Кроме того выяснилось, что она племянница его отца, то есть приходится ему двоюродной сестрой. Это еще больше их сблизило. Арабские поэты того времени обычно воспевали яркую чувственную любовь к прекрасным девам с огромными газельими глазами, с пышным бюстом и тонким станом (они впоследствии населяли под именем гурий мусульманский рай). Но Мухаммад относился к поэтам прохладно. К бедным девам - тоже. В те молодые годы никаких позывов пророчествовать у него еще не было, а вот сделать торговую карьеру и выбиться в первые люди Мекки - были.
    На свадьбе зарезали верблюда (одного - слава Аллаху!), много ели и по тем, еще доисламским временам, - пили. Молодым пожелали счастья и много сыновей. Сначала прекрасная вдова Хадиджа выполнила пожелания и родила сына, но он года через два умер, повергнув супругов в большое горе. А потом Хадиджа начала рожать дочерей. И родила подряд четырех, пока не вышел ее срок становится матерью.
    Идея стать крупным торговцем постепенно чахла. Но взамен в душе Мухаммада стала расти настоящая любовь к своей зрелой жене. Их связывала удивительная духовная общность. И основой этого союза было признание Хадиджей нравственного и умственного превосходства своего мужа. Именно поэтому впоследствии Хадиджа нимало не сомневалась в том, что Мухаммаду Аллах поручил великую миссию быть своим посланником. Она первая его поддержала. И первая стала опекать новообращенных в ислам, получив (и сохранив по сей день) имя "мать верующих". И репутация Мухаммада тоже росла так же успешно, как его любовь к Хадидже. Он слыл человеком справедливым, честным, рассудительным, охотно помогающим бедным. Особенно его благотворительная деятельность усилилась, когда засуха поразила окрестности Мекки. Даже его дядя, бывший опекун, Абу Талиб обеднел, и Мухаммад с Хадиджей взяли на воспитание одного из его сыновей. А семью своей воспитательницы и кормилицы Халимы он с Хадиджой просто спасли от голодной смерти.
    Примерно в это же время с Мухаммадом начали происходить странные вещи. Он стал видеть яркие сны, в которых слышал непонятные разговоры и касался почти как наяву загадочных предметов и людей. Иногда его как бы тряс мелкий озноб с легкими судорогами, и он в страшной тоске затихал на постели, завернувшись в плащ. Но часто эта необъяснимая тоска проходила и сменялась ощущением просветления, умиротворения и счастья, хотя в чем причина этого счастья, ему еще знать было не дано. Шла какая-то подспудная работа подсознания, приготовлявшая его к постижению великих истин.
    Мухаммад решил во что бы то ни стало выяснить причину своей нечаянной радости и войти в соприкосновение с высшими сферами. Он решил очистить душу и тело. Для этого имелся целый арсенал средств: обрядовые омовения, ритуальные прохождения вокруг Каабы, пост, молитвы. Да, главное - молитвы, созерцание и углубленные размышления о Боге. От яхуди (евреев) и насара (христиан) как в самой Мекке, так во время своих торговых путешествий Мухаммад хорошо знал о существовании единого Бога. К нему и стремилась его душа. Вообще Мухаммад был человеком трезвых и взвешенных взглядов, своего рода "центрист", лишенный заскоков в крайности. Он не принимал невоздержанности в еде, пище или роскоши в быту. Но, равным образом, он осуждал излишества аскетизма, проповедуемых христианскими отшельниками, которые почему-то тело человека, его плоть, дарованную Богом, считали чем-то греховным и всячески ее умерщвляли, полагая, что таким диким способом смогут приблизиться к Богу.
    Даже вино Мухаммад не осуждал категорически. Он говорил, что в употреблении вина есть положительные и отрицательные стороны и что только неумеренное его питие дает перевес отрицательным. И в Коране нет однозначного запрета на его употребление: в земной жизни оно не одобряется (с оговорками), но в раю его можно пить сколько угодно. Только позже абсолютный запрет появился в предписаниях ученых улемов - исламских богословов.
    Тем более Мухаммад не видел ничего греховного в любви к женщинам. Вернее - в законной любви. А таковой считалась любовь в браке. Правда, сколько именно жен может считаться законными, в то время он еще не знал. Наложницы тоже как-то в счет не шли. Умеренность Мухаммада уже тогда мотивировалась нравственно-религиозным соображением, мол, Бог в своей милости не стал бы нагружать человека ношей, которую тот не сможет нести. Поэтому всякие чрезмерные посты, вериги, изнурение плоти, многодневные бдения и прочее в том же духе - не от Бога, а от гордыни человека, который хочет казаться лучше, чем он есть.
    На этом этапе религиозно- нравственных исканий Мухаммад уже сформулировал несколько совсем неплохих афоризмов, тем более неплохих, что дошел до них своим умом, еще без подсказки Аллаха:

    "Лучше сидеть одному, чем со злым; но лучше сидеть с добрым, чем сидеть одному. И лучше говорить ищущему знание, чем молчать; но лучше молчать, чем вести пустой разговор." "Тот, у кого нет чистого сердца и языка, удерживающего от пустословия, не может быть верующим. Когда вы видите человека, одаренного более вас богатством и красотой, не злословьте. Подумайте о людях, одаренных менее вас. Что же тогда вы услышите от них"?

    Совсем недурно Мухаммад посоветовал, что делать с проклятыми "вечными вопросами", не относящимися, разумеется, к проблеме Бога и религиозных исканий, а носящих отвлеченный характер. Вопросов, которые изматывали еще спустя несколько сотен лет европейских схоластов. Скажем, сколько чертей может поместится на острие иглы, какого пола ангелы, спят ли они и едят ли, а также если бог всемогущ, то может ли он создать такой камень, который сам бы не смог сдвинуть с места. На такого рода умствования Мухаммад ответствовал, что голову не нужно занимать вопросами, которые не имеют никакого значения ни для дела веры, ни для повседневной жизни. Он сказал:

    "Испытание искренности каждого верующего - оставлять без внимания все то, что находится вне его власти".

    Погружение в поиски духовного смысла веры привели к тому, что он совсем забросил торговлю. Мухаммад часто уходил в окрестности Мекки, на гору Хира, где оставался по несколько дней, ночуя в пещере. Там он в одиночестве, вдали от городского шума предавался глубокому созерцанию и размышлению об истинном Боге. Здесь заметен явный парафраз на тему медитации Будды. Впрочем, о Будде Мухаммад, наверное, не слышал. А вот об Иисусе Христе знал очень хорошо. Стало быть, и о том, что Христос удалялся в пустыню для одиноких размышлений о своей миссии. Верная Хадиджа ни в чем не упрекала мужа, который в ее глазах был настоящим праведником. Ранее нажитое благосостояние материально вполне обеспечивало поиски истины в пустыне. Мухаммаду было уже 40 лет. Хадидже - 55. Казалось, что такого совсем уж неожиданного может произойти в этом весьма, по меркам того времени, достойном возрасте? И сына Мухаммад давно не ждал.
    Но вот - свершилось! В 610 году, в месяце рамадан, когда Мухаммад спал в своей пещере на горе Хира, его разбудила некая неясная фигура, и этот некто приказал читать непонятные письмена на сверкающем свитке. Мухаммад ответствовал, что читать он не может. После троекратного отнекивания Мухаммад произнес вслед за ...(позже выяснилось вслед за кем - за ангелом Джибрилом, он же христианский архангел Гавриил) следующие слова:

    Читай ( это можно перевести и как Провозглашай!)
    Во имя Аллаха твоего, который сотворил
    Человека из сгустка земли.
    Провозглашай! И Аллах твой щедрейший,
    Который научил каламом (тростниковая палочка для письма)
    Человека тому, чего он не знал.

    Замечу, что отказ Мухаммада читать вовсе не свидетельствует о его неграмотности. Из контекста скорее следует, что эти письмена на светящемся свитке были написаны на неизвестном ему языке. Мухаммад был больше напуган, чем обрадован, ибо решил, что заболел или, еще хуже, стал одержимым, то есть им овладели злые бесы. Хадиджа вселила в него уверенность, что у такого праведника бесам делать нечего.
    Мухаммад вопреки требованию Джибрила ничего не cтал провозглашать, и затих. Он был в чрезвычайной тревоге: если то был бес (Иблис, или шайтан по-арабски, восходит к греческому Диаболос - Дьявол, а шайтан - к еврейскому Сатана), то слушать его не пристало, а если Бог, то страшно его ослушаться. Но нет, решил Мухаммад, Бог не может являться в виде человеческой фигуры. Ибо тогда его можно представить, а представив - изобразить. Отсюда один шаг до языческого идолопоклонства, от которого Мухаммад уже ушел, усвоив из иудаизма и христианства идею единого Бога. Мухаммаду было хорошо известно, что в иудаизме запрещено изображение Бога.
    Некто стал появляться каждую ночь в доме Мухаммада и с укоризной стоял в дверях, как бы напоминая о приказе "Провозглашай!". Кто же это мог быть? И тут снова помогла преданная Хадиджа. Узнать, Иблис это или ангел, она решила по-женски хитро. Когда некто опять заявился и в мрачной позе встал в дверях (его видел только Мухаммад, а Хадиджа - нет), Хадиджа вдруг обнажилась и спросила, не исчез ли пришелец? Мухаммад ответил, что исчез.

    "Значит, - радостно объявила Хадиджа, - это ангел. Ему стало стыдно, и он ушел. А наглый и бесстыжий Иблис, конечно же, остался бы!"

    Вообще-то сомнительный experementum cruсis (решающий эксперимент), если учесть возраст экспериментатора- Хадиджы. Кто знает, как она тогда выглядела и почему некто решил ретироваться. Иблис, конечно, паршивец, но в эстетстве ему вроде никто не отказывал.
    То ли по этой причине, то ли по каким-то другим, Мухаммад некоторое время продолжал сомневаться, но глубокие размышления и особенно появление фигуры в минуты отчаяния, которая произносила:
    "Мухаммад! Ты - пророк Аллаха, а я - Джибрил", привели его к мысли, что он действительно призван стать орудием Аллаха. Тем более, что он знал: ангельская специальность Гавриила-Джибрила - быть вестником Бога и раскрывать смысл пророческих видений. Он знал, конечно, что Гавриил вразумлял пророка Даниила, являлся многократно Аврааму (Ибрахиму), потом посетил Ионна Крестителя, еще чуть позднее Деву Марию, предсказал ей рождение Божьего сына и даже дал ему имя Иисус. По подсчетам позднейших исламских теологов, Моисей (Муса), видел Джибрила 400 раз, а Иисус (Иса) - десять раз. Зато Мухаммаду он являлся 24 тысячи раз! Тут правоверные несколько перегнули.

    Сам Мухаммад рассказывал, что при каждом явлении Джибрила его охватывал ужас, поэтому как только Мухаммад внял ангелу и начал проповедовать, его зримые воплощения перестали пугать пророка и он просто слышал голос, диктующий ему очередное откровение, становящееся сурой Корана. А ведь даже если бы Джибрил приходил каждый день, то 24 тысячи приходов заняли бы 65 лет! В то время, как Мухаммад умер в 62, да и проповедовать начал не с пеленок. Впрочем, мифология уж точно не поверяется алгеброй.

    Мухаммад начал проповедовать сначала среди близких, и первая, кто приняла новую веру - ислам, была верная Хадиджа. Следом правоверными стали двоюродный брат (cын дяди Мухаммада Абу-Талиба) и воспитанник Мухаммада Али, и другой воспитанник, бывший раб, Зайд. Затем последовали видные курайшиты Абу-Бакр и Осман, ставшие после смерти Мухаммада первыми халифами ("заместители"). Тайная проповедь нового учения, которая, впрочем, особого секрета не представляла, длилась три года. Мухаммад становился пророком.

    О чем же говорил в своих поучениях Мухаммад и какими реальными событиями эти поучения мотивировались?

    Продолжение следует

Комментарии
  • someone - 21.11.2022 в 07:19:
    Всего комментариев: 616
    Поучительно и интересно. В ожидании следующей части - арабская музыкальная пауза. Песня Амулет в исполнении Наташи Атлас - youtu.be/nwjTsVxZCz8
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 7
  • Просто зритель - 21.11.2022 в 17:02:
    Всего комментариев: 1135
    Полноценный человек – это только пиндос. Вот его жизнь важна, ценна и общечеловечна. Все же прочие – лишь бабуины, чьи жизни имеют смысл постольку, поскольку Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 16
    • Serg - 21.11.2022 в 19:37:
      Всего комментариев: 1507
      И это говорят те, кто бомбит украинские города
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 7
      • Просто зритель - 22.11.2022 в 10:24:
        Всего комментариев: 1135
        Но что любопытно - до того, как укропитеки легли под пиндосов, небо над б/у краиной было совершенно безоблачным.
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 11
        • Serg - 22.11.2022 в 21:18:
          Всего комментариев: 1507
          Ниче, фашистик, хуйлопию победим и с вас хуйлопитеков за все спросим.
          Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 7
  • Морис Собакин - 21.11.2022 в 19:24:
    Всего комментариев: 575
    Очень интересно!
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 7
  • niktimof - 21.11.2022 в 19:27:
    Всего комментариев: 302
    Не надо бы, походя, зыркнув в мир ислама, столь беспечно суетится со своими домыслами. Можно нечаянно нахомутать неприемлемого. Там, за нечаянно - бьют отчаянно. Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 9
  • Greg Tsar - 21.11.2022 в 22:20:
    Всего комментариев: 378
    Удачно у нас получилось - прямо в Альманахе бесплатный Кр. курс Ислама в заунывном изложении Главреда. Спасибо!
    Рейтинг комментария: Thumb up 8 Thumb down 0
  • Д.Ч. - 22.11.2022 в 05:08:
    Всего комментариев: 595
    Салману ибн Рушди давеча за вольные переложения корана глазик выкололи. Надо очень осторожно писать на темы свинячьего ислама, там модераторы покруче Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 2
  • Serg - 22.11.2022 в 11:07:
    Всего комментариев: 541
    как запугали исламисты европейско-американских вольнодумцев... мусульманский террор работает, стало быть
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 7

Добавить изображение