Моя адская музыка

28-01-2023
  • Заборов МихаилУ меня был прекрасный слух, но в 1999 г пришла болезнь Бетховена - она же болезнь Меньера и стукнула по уху очень сильно. Болезнь эта любит бить по ушам нежным, чувствительным. Но я еще прилично слышал, сочинял песни, пел. А потом по поводу некой инфекции мне назначили антибиотики (кларин,  доксилин). Боялся я начинать, зная, что антибиотики действуют на меня очень плохо, но врач сказала -  начинай, и начал. Действие лекарств превзошло самые худшие мои опасения, самочувствие было ужасным, и в первый же день почувствовал я помехи со слухом, а на 4 день пала страшная глухота, теперь уж настоящая. Через 20 лет мне скажет один врач, что при болезни Меньера антибиотики противопоказаны. Спасибо, но почему этого не знала моя врач? Вопросительный этот знак будет висеть вечно. Лучше поздно, чем никогда? Да только слух вот он не возвращается.

    Все это преамбула, не буду описывать злоключения болезни, никому не пожелаю, среди прочего шум в ушах, и к этому шуму через какое-то время добавилась представьте - музыка. Но какая! Принудительная, какая-то загробная, из-под земли или с неба, отключить нельзя - это уже галлюцинация - это музыка не для удовольствия, это пытка, и это уже пожизненно.

    Врачи “успокоили": слух не вернется, но музыкальные галлюцинации - не сумасбродство - это дурная компенсация за потерянный слух, она почти неизбежно постигает оглохших. Эта музыка звучала для меня загробно, пришла откуда-то с того света из земли или из ада? Мне казалось, вот я умру, и тогда эта неприятная навязчивая музыка овладеет мной тотально, и будет то мой вечный ад.

    Адская музыка эта была своеобразна: довольно примитивные-короткие  мелодии, и главное всегда ультимативно круговые - замкнутые как космические круги-орбиты, и это мотивы вальсовые. А с вальсом у меня роман своеобразный-крнфликтный. Какой пройдя неимоверный конкурс,  я чудом поступил на подготовительный курс  консерватории по вокалу. Опять же, не буду описывать многое, многое, что с этим связалось, скажу лишь, что были у нас и уроки балета. Учительнице очень понравилась пластика моих движений, и хотя я был уже переростком, она пригласила меня на свои уроки в театрально-художественный институт, где я учился тогда на скульптуре, для ускоренного сотворения балеруна. И вот я в своем ин-те, но уже в балетном классе.

    Не могу не упомянуть тут посторонний момент. Пару лет назад я не очень успешно ухаживал за одной прекраснейшей девушкой, но она влюблена была только в театр… расстались. И вот я невесть откуда появляюсь в балетном классе, где учится моя прекрасная фея. Никак сего не мог предвидеть тогда, когда театр отбил у меня эту тонкую дюймовочку. Но и теперь уже не соединил, ничто не возвращается в этом мире!

    Начались мои занятия балетом, упражнения у длинного поручня, все шло хорошо, пока не дошли до вальса. Учительница показала, как правильно танцевать вальс, а у меня не получается, какое-то органическое неприятие. Урок, два, три - я вижу, что учительница начинает раздражаться, а я ведь студент приблудный. Сам я в свое балетное будущее не верил, тут ведь нужна физическая сила, как у Барышникова, но такого не наблюдалось, и чтоб дальше учительницу не разочаровывать, я просто прекратил посещать балетный класс, простившись навсегда и с учительницей и с моей неспетой песней - принцессой дюймовочкой.

    Так вот вальс, странный конфликт: в ту пору сочинял я иногда песни, и в них ультимативно слышались мне именно трехдольные ритмы. Вот и объясните мне этот странный конфликт. Как там у Ленина: низы - ноги не могут с вальсом, а верхи - душа не может без вальса, и это уже начало сюра.

    И вот спустя много-много лет, потерявши слух, я снова сталкиваюсь со странным вальсовым конфликтом - эта потусторонняя музыка - она вся вальс, какой-то хороводный-народный, непрерывное кружение - танец. Но может самое удивительное, что этот народный хоровод-круговорот неизменно ассоциируется у меня с просторами земли Польской, где-то там над ней кружится этот вечный хоровод душ. Чьих? Конечно, покоящихся там  людей.

     

    Сам я в Польше никогда не был, польской музыки не знаю, слушал иногда в концертах Шопена, но это не знание, и ничего общего с моими хороводами там не улавливал. Интересней в этом смысле очень любимый мною полонез Огинского. Тоже ничего общего с примитивом моих хороводов нет, но музыка Огинского, она очень пейзажная, прямо вижу как она несется над землей, конечно польской!  Опять Польша, откуда, почему? Я никогда не был в Польше. Но ведь мама моя из Польши, там жили и умирали поколения ее предков, неужели это они неумиручие властно не дают о себе забыть, неужели это их духи живут и пляшут над родной землей? У меня нет другого объяснения.

    Мне всего лишь приоткрылось подземное, оно же и надземное царство живых- мертвых, когда спущусь и поднимусь в их обитель, узнаю точнее, но рассказать вам уже не смогу.

    Повторю, польской музыки я не знаю, и не знаю, есть ли действительно в моих потусторонних мелодиях что-то польское,  для меня важно одно, что они эти хороводы прочно ассоциируются у меня с просторами именно  польской земли. Вот он, зов предков. Я очень очень шапочно знаком с Шопеном, с ним никаких ассоциаций. Но как упоминал, я очень хорошо знаю и очень люблю полонез Огинского, и с ним, к сожалению, никакого сходства в моих мелодиях нет, кроме опять же упоминавшейся пейзажности, и сдается мне, что его и мой пейзаж - едины. Прекрасная его музыка, она, как и моя навязчивая, летит над просторами той же польской земли.

    Ну с Огинским кажется и вопросов нет, он поляк, но ведь  моя мама, она-то  не полька, а я,  что,  не сын моей мамы? Сильны они эти непонятно какие: земные-небесные-биологические гены людей!

    Но ведь Огинский не глухой - гениальный композитор, как можно сравнивать его произведение с галлюнаторной музыкой? Тут я прибегну к авторитету древнего грека Платона. Он жил во времена, когда искусство было очень гармоничным и логичным и очень далеким от нынешнего модерного безумия, и вот уже тогда этот гений мысли понял, что художник, при кажущейся его рациональности, сомнамбула, то есть он всегда ваяет, живописует, озвучивает свою художественную галлюцинацию. Так что мы с Огинским все же родственники, пусть и очень далекие.

    ПОСТСКРИПТУМ

    В первые годы, когда появилась моя потусторонняя музыка, каждую ночь являлась какая нибудь призрачная, но и принудительная мелодия, при всей ее навязчивости хотелось записать мелодии, чтоб потом исследовать, но техники подходящей не было. Теперь мелодии являются редко, но появилось чудо смартфон, который всегда под рукой и когда является новая песнь, я стараюсь ее напеть. И обнаружился новый казус. Новая мелодия, я ее фиксирую, потом еще и еще, а когда прослушиваю, оказывается, что это та же мелодия с небольшими вариациями. С точки зрения композиторской - это большое разочарование, все-таки когда-то сочинил я ряд хороших песен, одну из них колыбельную очень похвалил известный израильский композитор! И если теперь все свелось к одному стереотипу, то это плохо. Но с точки зрения развиваемой здесь идеи стерео или архетипичность мотива тоже свидетельство о ее навеянности, чтобы не сказать навязанности, извне все тем же подземным царством.

Комментарии
  • Serg - 28.01.2023 в 13:37:
    Всего комментариев: 1507
    Снова погрузился в воспоминания детства. Шесть лет, воспаленное ухо, и мелодичные писки в нем. Завывания, циркуляции, вихри, звуки далекого космоса, слияния Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0

Добавить изображение