Откуда берется гениальность?

13-04-2023
  • Genius 
      • Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.

    Иммануил Кант

    Гений делает то, что должен; талант — то, что может.

    Джордж Бернард Шоу

    Отвечая на поставленный в заглавии вопрос, следует начать с определения понятия «гениальность». Согласно Оксфордскому словарю, это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему оригинального мышления, изобретения или открытия».

    Приведу несколько определений гениальности, данных самими гениями.

    И. В. Гёте утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней.

    А. Шопенгауэр: «Сутью гения является способность видеть общее в частном» и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного… Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть».

    По Р. У. Эмерсону, особенностью гения является «вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества».

    По Т. Карлейлю, гениальность — это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности.

    По С. Рамон-и-Кахалю, — «это доходящая до транса способность к концентрации».

    По В. Оствальду, гениальность — самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы.

    Януш Залевский: «По природе своей гений — штучный товар, он не вписывается в общество».

    А вот Томас Алва Эдисон считал, что в гениальности 1% таланта и 99% труда.

  •  

    Но так ли это просто, как кажется даже самим гениям? Ведь наиболее часто используемое определение гениальности, как высшего уровня интеллектуальных или творческих способностей человека, представляется мне неопределенным или ограниченным. Тем не менее, тайны или загадки гениальности всегда тревожили и продолжают тревожить воображение людей. Лично для меня гениальность неотрывна от парадигмальности, то есть способности гения радикально менять систему существующих взглядов и представлений, в рамках которых мы воспринимаем окружающий мир и предсказываем его поведение в будущем. Именно гениальные открытия и изобретения формировали человеческую культуру, входили в повседневность и сопровождали человечество на протяжении всей истории его существования. Не случайно английский поэт Уильям Вордсворт определил гениальность как «акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом».

    Отличительная черта гениального открытия — скачкообразность, и в этом смысле оно (открытие) как бы опережает свое время, является «вестью из будущего». Оно содержит в себе огромную потенциальную возможность перестройки сложившейся системы знаний или культуры, парадигмального сдвига в ней. Прогресс науки или культуры определяется именно гениальными достижениями, в корне меняющими картину мира.

    Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями — не одно и то же. Умных и даже мудрых людей достаточно много, между тем немногие из них имеют достижения, радикально изменяющие наши представления о мире. Здесь важна именно креативная, всеобъемлющая и перманентная творческая активность, способность практически в любой ситуации заставлять работать собственное воображение.

    Часто гениальность определяют как практическое воплощение огромного врожденного творческого потенциала личности, выражаемого в создании новаторских, уникальных и, главное, вдохновенных творений, признаваемых шедеврами, радикально меняющими изведанные ранее пути для всех видов человеческого творчества. По словам выдающегося французского социолога Жана Габриеля Тарда, «всё значительное, что было создано в человеческой истории — это плоды индивидуального творчества гения. Массы же способны лишь повторять».

    Главная особенность гениальности — ее уникальность, исключительность, экстраординарность, благодаря чему она всегда воспринималась как божественный дар или послание небес. По статистике, один признанный гений приходится на 50 миллионов человек. А общее количество гениев, включая нереализовавшихся или непризнанных, подчиняется генетическому закону Харди-Вайнберга — на каждые сто тысяч младенцев, родившихся на планете Земля, приходится один гений, но лишь один из тысячи потенциальных гениев имеет возможность реализовать данное ему от природы, а остальные 999 остаются непризнанными или по разным причинам несостоявшимися, так как среда, социум, жизненные трудности выдвигают бесчисленное множество преград, которые губят или не дают в полную меру проявиться гению. Причем время и место их появления на свет никак не зависят от страны, национальности, исторического времени. Во все времена, на всех континентах, во дворцах и в лачугах. Если признать гениями только тех, кто признан таковыми в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 1000 человек. Но без этой тысячи наше понимание математики, законов природы, литературы, искусства, музыки, живописи, культуры как таковой было бы весьма ограниченным или даже примитивным.

    Природа гениальности, несмотря на многочисленные исследования, остается во многом таинственной и малопонятной. Хотя можно привести множество критериев гениальности, само это понятие отличается субъективностью и многозначностью. Мы все еще далеки от понимания того, как мыслят гении, можно ли измерить гениальность и даже определить ее связь с особенностями строения мозга. Известно лишь, что гениальность не определяется размером мозга, а, скорее, связана со способами его развития. По данным американского психолога Бенджамина Блума, оптимальные раннедетские и детские условия развития существенно улучшают интеллектуальное развитие ребенка, особенно в первые четыре года жизни. Одаренному ребенку требуются известная психологическая гибкость, либо стойкость, чтобы сохранить в себе те черты, с которыми связана творческая способность. Но при этом количественные тесты на уровень интеллекта также не могут служить разгадке гениальности. Здесь необходимо отметить существование гигантских потенций гения — потенций, способных к бесконечному развитию.

    Гениальные открытия часто связывают с такими трудно определимыми понятиями как интуиция, инсайт, озарение, откровение, прозрение, осененность, наитие, чутье, проницательность, вдохновение, епифания. Все они так или иначе описывают уникальную способность человека черпать из бесконечности, добывать новое, высшее знание из бездн коллективного бессознательного, принимать решения, опираясь не на логические доводы, а при помощи внутреннего чутья, минуя дискурс, логику или алгоритмику. Скажем, под инсайтом обычно понимают внезапное озарение, позволяющее неожиданно для самого себя найти ответ на какой-нибудь принципиально важный вопрос. Психологи под интуицией понимают новое знание, достигнутое без понимания того, откуда оно взялось. Или спонтанность принятия важных решений в обход привычной дискурсивной логике и органам чувств.

    А вот как на запрос «что такое интуиция?» отвечает чатGPT: «Интуиция — это способность понимать или воспринимать что-либо немедленно, без необходимости сознательных рассуждений или анализа. Это часто описывается как "внутреннее чутье" или "шестое чувство". Интуиция может проявляться по-разному, например, как инстинктивная реакция на ситуацию или внезапное озарение, которое приходит, казалось бы, из ниоткуда».

    Некоторые люди считают, что интуиция — это форма бессознательного знания или экспертных знаний, приобретенных в результате опыта и наблюдений. Другие рассматривают ее как форму экстрасенсорного восприятия или духовного прозрения. Независимо от своего происхождения, интуиция может быть ценным инструментом для принятия решений, решения проблем и творчества. Однако важно сбалансировать интуицию с рациональным мышлением и критическим анализом, чтобы избежать принятия решений, основанных исключительно на инстинкте или эмоциях».

    Многих гениев объединяют такие важные особенности, как:

    — спонтанность и непредсказуемость гениальности: неизвестны ни время и место рождения гения, ни результаты гениального творчества;

    — ни логика развития науки, ни психологические свойства личности не гарантируют появления выдающихся результатов; гениальное открытие становится возможным в результате уникального совпадения обстоятельств и в этом отношении является случайностью;

    — гениальный результат представляет собой некое новое качество, которое описывается в терминах «совершенства», «оригинальности» или «неповторимости», т. е. таких качеств, которые практически не поддаются строгой операционализации и количественной оценке;

    — гении обладают огромным творческим потенциалом, изобретательностью и продуктивностью, поэтому способны разглядеть почти неразличимые контуры будущего;

    — они обладают способностью к неимоверному, неутомимому труду и стремлением к абсолютному совершенству, отсюда огромная результативность, достигаемая благодаря сильнейшей увлеченности, иногда даже фанатизму, в несокрушимой потребности выразить свои мысли и чувства в творческом произведении;

    — они используют всю мощь воображения и творческого потенциала, дабы изобретать, открывать или создавать что-то новое в своей области интересов;

    — гении не зашорены, способны выходить за рамки известных понятий, открывают новые горизонты, а не просто обнаруживают неизвестную ранее информацию;

    — будучи радикальными новаторами, они не страшатся имеющихся табу и всего «невозможного»;

    — абсолютная подчиненность (даже одержимость) гения своему творчеству, неизбежность напряжения всех сил для достижения поставленной цели или решения сложнейшей задачи;

    — они, как, например, Бах, оставляют труды, которые уже по своему объему представляются непостижимыми;

    — гениальное творчество нуждается в необузданной фантазии, ярком воображении, готовности идти по непроторенным дорожкам;

    — огромную роль в феномене гениальности играют сверхнаблюдательность и ничем не ограниченное любопытство;

    — нестандартность; оригинальность мышления; дар предвидения; ориентация на будущее; самостоятельность и независимость от общественного мнения; инициативность; «непослушание» в суждениях и поведении;

    — гениальное творчество всегда великий синтез; гении не просто «стоят на плечах» других гигантов, но опираются на большое количество знаний, которые до этого момента накапливали целые поколения других ученых или творцов; гении, как правило, создают новые системы, парадигмы, сложенные из «кирпичиков» своих предшественников.

    Я хочу также отметить многообразие характера гениальности — сама гениальность неисчерпаемо многообразна и зачастую представляют собой совершенно противоположные типы личностей.

    В книге В. П. Эфроимсона «Генетика и гениальность» подробно описана совокупность генетических, то есть наследуемых, факторов, которые доводят природный талант человека до уровня гениальности. При всем моем уважении к автору спорность и необязательность факторов, якобы способствующих перерастанию большого ума в гениальность, препятствует их обсуждению в этой статье. Тем не менее В. П. Эфроимсон проделал колоссальную работу по изучению генетических факторов, определяющих  творческую активность выдающихся талантов и общепризнанных гениев, а также собрал, изучил и подверг статистическому анализу сотни биографий людей, которые признавались величайшими гениями в попытке снять с гениальности покров непостижимости, мистики, тайны, освободить гениальность от ломброзовской «обреченности на психоз», от бионегативности, раскрыть важные (хотя и необязательные и недостаточные) механизмы гениальности.

    Я полностью разделяю вывод В. П. Эфроимсона о том, что гениями рождаются, что гениальности нельзя научить. Хуже того, гениальность можно погасить в зародыше, и неблагоприятные биосоциальные условия способны «гасить» гениальность с громадной эффективностью. Я уж не говорю о войнах, человеческом насилии и тоталитарных режимах, работающих как гигантские механизмы по уничтожению гениальных и просто талантливых людей.

    Как возникают гениальные открытия 

    Некоторые открытия возникают по чистой случайности. Можно привести много примеров таких открытий, но вряд ли это относится к открытиям парадигмальным, радикально меняющим систему знаний или культуру. Хотя и здесь возможны исключения, скажем, открытие рентгеновских лучей в 1895 году или пенициллина Александром Флемингом в 1928 году.

    Иногда открытие как бы «носится в воздухе», то есть приходит в голову сразу нескольким ученым. Например, химики, десятилетиями ломали себе головы над неразрешимыми загадками органических веществ. Но в сентябре 1874 года голландец Якоб Вант-Гофф предложил миру идею, согласно которой четыре связи атома углерода располагаются в пространстве наподобие трехгранной пирамиды, заложив тем самым основы современной стереохимии. Эта догадка сразу разрешила все загадки. А всего двумя месяцами позднее другой химик, француз Жозеф Ле Бель, понятия не имевший об открытии голландца, опубликовал собственное открытие — точную копию вант-гоффовского.

    Основы философии экзистенциализма, выдвигающей на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, заложил датский «городской сумасшедший» Сёрен Киркегор, но в корпус философии она вошла после 1-й Мировой благодаря трудам большой когорты мыслителей (Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Лев Шестов и др.).

    Импрессионизм, одно из крупнейших течений в живописи последней трети XIX-начала XX века — творение большой плеяды французских художников (Эдуард Мане, Клод Моне, Люсьен Писсаро, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Арман Гийомен, Альфонс Легро, Жан-Франсуа Рафаэлли, Мари и Феликс Бракемон).

    В литературном жанре драмы абсурда творили писатели и драматурги Самюэль Беккет, Эжен Ионеско, Альфред Жарри, Артюр Адамов, Альбер Камю, Гарольд Пинтер, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Макс Фриш, Фридрих Дюрренмат, Жан Тардье, Том Стоппард, Фернандо Аррабаль, Эдвард Олби, Вацлав Гавел, Славомир Мрожек, Тадеуш Ружевич, Даниил Хармс, Александр Введенский).

    Телефон был запатентован в 1876 году Александром Беллом, но в том же году и в тот же день всего несколькими часами позже в Патентное бюро США пришло описание точно такого же аппарата, сделанное Элишой Греем. А за титул изобретателя радио соперничали итальянец Гульельмо Маркони, серб Никола Тесла, немец Генрих Герц, британец Оливер Лодж и русский Александр Попов.

    Первооткрывателем закона сохранения энергии принято считать Германа Гельмгольца (1847 г.), хотя на самом деле пятью годами ранее это сделал немецкий врач Роберт Юлиус Майер. Аналогичным образом, в том же 1842-ом американец Кроуфорд Лонг впервые в истории хирургии использовал анестезию, хотя это открытие принято приписывать американцу Уильяму Мортону. Изобретению паровой машины приписывают шотландскому инженеру-механику Джеймсу Уатту (1764 г.), хотя тот лишь усовершенствовал изобретение англичанина Томаса Ньюкомена (1705 г.).

    Я сомневаюсь в том, что креативу можно научиться, разве что — весьма поверхностно. Есть серия книг на тему «разум миллионера», в которой детальнейшим образом описаны особенности сознания и алгоритмы обогащения. Но авторы всех этих книг едины в том, что даже глубокое понимание особенностей разума миллионеров не сделает читателей богачами — с разумом миллионеров рождаются, а не становятся…

    Эксперт по креативности Майкл Микалко в книге «Взлом креатива» детально описал 9 творческих стратегий Эйнштейна, Эдисона, Тесла, Микельанджело, Моцарта и других гениев: умение смотреть на проблему максимально широко; разрушение стереотипов; визуализация мышления; постоянное экспериментирование; создание новых систем и комбинаторика; метафоричность и использование аналогий; поиск в неизведанных местах; пробуждение духа сотрудничества. Но знание природы креативности и используемых ею технологий не сделали его самого выдающимся творцом…

    Творческие достижения Леонардо да Винчи часто объясняют способностью мыслить как художник и ученый, а также визуализировать теоретические концепции. Будучи самоучкой, да Винчи проявлял исключительную независимость, огромное любопытство, бросал вызов общепринятым представлениям, игнорируя средневековые догмы. По его собственным словам, он был учеником опыта и размышления. Такой подход к решению творческих задач оказался революционным, предвосхитившим научный метод, разработанный более чем столетие спустя Фрэнсисом Бэконом и Галилео Галилеем. И именно он вознес да Винчи даже над величайшими умами его времени.

    «Талант достигает цель, которую никто не может достичь, — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. — Гений — ту, которую никто не может увидеть». Великое и благородное стремление да Винчи состояло в том, чтобы узнать все неизвестное обо всем, что можно было бы узнать, включая космос и наше место в нем. По мнению главного редактора «Time» Уолтера Айзексона, да Винчи был «воплощением универсального разума, человеком, который проявлял больший интерес к большему числу вещей, чем кто-либо в истории». Именно острая, уникальная наблюдательность позволила да Винчи заполнить свои картины яркими художественными деталями и анатомической точностью, которые сочетаются с потрясающей художественной красотой.

    Альберт Эйнштейн объяснял свои достижения в науке сохранением свежести восприятия при наблюдении за теми повседневными явлениями, которые другие люди рассматривали как нечто само собой разумеющееся: «Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени, — однажды объяснил Эйнштейн. — Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым». С моей точки зрения, в Эйнштейне, как ранее в творчестве Леонардо да Винчи, проявилась уникальная способность различить в бесконечной красоте и бесконечности природы целостную систему.

    Председатель совета директоров корпорации Apple Стив Джобс верил в высокое назначение красоты, полагая, что искусство, точные и гуманитарные науки должны быть связаны. Бросив учебу в колледже, он отправился искать духовное просветление в Индии — в итоге каждый созданный им продукт, начиная с Macintosh и заканчивая iPhone, в отличие от продуктов его конкурентов, обладал едва ли не духовной по своей природе красотой.

    По мнению Майкла Полани, в психологии науки сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный. Первый утверждает, что в сознании гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим ученым, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый и т. д. Знак равенства между гением и экстраординарным деянием ставят Дин Кид Саймонтон и ряд других исследователей. Согласно второму, гениальность не вмещается в обычные мерки, а представляет собой исключительное или уникальное явление (Джон Холтон).

    Еще одна точка зрения, связанная с выяснением природы возникновения гениальных творений, принадлежит Р. А. Элберту, который описывал гения через масштабы его работы, а также через силу и длительность влияния на других людей: гений — это «человек, выполняющий огромную работу на протяжении длительного времени и оказывающий влияние на других людей в течение многих лет». По этой причине творчество гения отличается долговечностью, общественным признанием и привлекает множество сторонников и последователей. Можно сказать, что гениальность является оценкой, которую общество присваивает результату творчества, исходя из его общественной значимости, а затем переносит и на человека, его получившего (Роберт Вайсберг).

    Вместе с тем исследователи научного творчества осознают нестрогость используемых критериев гениальности, которая всегда возникает при оценке того, чей вклад следует считать гениальным. История науки насчитывает десятка два ученых, гениальность достижений которых является общепризнанной (Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Антуан Лавуазье, Чарльз Дарвин, Луи Пастер, Джеймс Максвелл, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Зигмунд Фрейд, Никола Тесла). В отношении же большинства других такого единодушия нет, а потому в перечнях гениальных достижений можно встретить самые разные открытия и имена.

     

  • Продолжение следует
Комментарии
  • Greg Tsar - 13.04.2023 в 04:28:
    Всего комментариев: 378
    Давайте подождем продолжения.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • fizik - 13.04.2023 в 05:15:
    Всего комментариев: 120
    Насчет гениального IQ, есть такая тетка, Marilyn vos Savant. У нее вроде самый высокий IQ в мире. Она в основном прославилась тем, что обсуждала головоломки в журналах. Но потом Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 3
    • someone - 13.04.2023 в 07:22:
      Всего комментариев: 609
      Есть выражение "idiot savant" для обозначения субъекта с выдающимися способностями в только одной области вроде математики, но катастрофически недоразвитого во всём Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
  • niktimof - 13.04.2023 в 10:21:
    Всего комментариев: 296
    Дефиниция «гений» -значима только в приложении к чему-либо остро-конкретному, как сверхвысокий пик, на благостном рельефе бытия, с вскарабкавшимся на него Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • Рожденный в СС - 13.04.2023 в 13:47:
    Всего комментариев: 919
    ".....завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней." // Видите ли, есть такая штука, стремление к истине. Попадаются же еще в жизни такие Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • ChP - 13.04.2023 в 15:45:
    Всего комментариев: 389
    Не помню, кто сказал и за точность не ручаюсь, но суть такова - когда физик что-то откроет или предложит гипотезу,он считает себя гением,которым все должны Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0

Добавить изображение