Воскрешение Галича

27-05-2023
          • Много лет назад мне попалась фамилия Михаил Аронов. Попалась его публикация стенограммы исключения Галича из союза писателей в конце 1971 года, я ее воспроизвел в альманахе:

    Дело Галича (стенограмма исключения)  https://lebed.com/2019/7600.htm

  • Особого внимания все это не привлекло: какой-то Аронов получил доступ к архивам СП и опубликовал стенограмму. Никакой сенсации – о том, что и как  происходило  на том заседании правления СП, кто и что говорил, было известно и так. В том числе, мне - со слов самого Галича (я говорил с ним на следующий день после его исключения).
  • Потом мне дали книгу Михаила Аронова: Александр Галич. Полная биография.
  • Аронов Галич
  • Толстенный том под 900 страниц. Объем устрашал. И это уже второе издание (2012 г.)  Полистал, посмотрел многочисленные фото. Фундаментальная работа. Сотни сносок. Они там мелко, не очень-то и видел (я уже, как крыловская мартышка, «к старости слаба  глазами стала»). Кто-то сказал, что там много ссылок и на мои статьи о Галиче. Посмотрел с лупой. Действительно, много.Поинтересовался автором Михаилом Ароновым. Хммм…  Интересно.
  • Яков Ильич Корман, псевд. Михаил Аронов; род. 1979, Ижевск, (то есть, он родился через два года после смерти Галича) — исследователь советской авторской песни.Окончил факультет иностранных языков УдГУ (Удмуртский ун-т). С 1997 года занимается исследованиями советской авторской песни. Автор книг о русских бардах. Публикуется в ежеквартальном альманахе «В поисках Высоцкого» (Пятигорск).Korman IakovЯков Корман (Михаил Аронов)
  • Так. Парню только 44 года, а он уже автор книг: «Владимир Высоцкий: ключ к подтексту» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2006), «Высоцкий и Галич» (М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007), «Александр Галич. Полная биография» (второе изд. М.: «Новое литературное обозрение», 2012), «Энциклопедия творчества Владимира Высоцкого: гражданский аспект» (Ижевск: Удмуртия, 2018). Недавно (в  2022 г.) вышло издание его второй фундаментальной монографии «Владимир Высоцкий и писатели XX века», тоже огромный том в 1000 страниц. И все это не какая-то графомания, а серьезные литературоведческие работы на уровне докторских диссертаций. Для написания такого тома, для сбора материала, проверки источников, анализа, прохождения сита рецензирования и редактирования, всего издательского дела,  нужно много лет. Получается, что эту работу Яков Корман начал еще в свои студенческие годы.Почему он для первой монографии о Галиче выбрал имя Михаила Аронова, а вторую о Высоцком выпустил под своим именем Яков Корман - мне не известно.Но так или иначе я решил подробнее ознакомиться с его трудом о Галиче и выбрать оттуда места, в которых он ссылается на мои статьи с воспоминаниями о Галиче. Конечно, не все такие места – у него есть даже ссылки на нашу Гусь Буку, стало быть, он и это смотрел..Да, и еще – совсем  недавно книга Аронова о Галиче появилась с сети: http://imwerden.de/pdf/aronov_aleksandr_galich_polnaya_biografiya_2012.pdf

    Ниже привожу результат этого «сканирования».

     **********************

    • Валерий Лебедев утверждает, что познакомился с Галичем 22 августа 1968 года в Москве, и Галич будто бы ему сказал: «У вас есть гитара? Только что написал песню. Был в Дубне и под впечатлением от такой великодушной интернациональной помощи сочинил. Никакого отношения к нашему времени, девятнадцатый век. Так что, пардон, первое исполнение, — несколько смущенно, как нам показалось, сказал Александр Аркадьевич, беря гитару, которая, к счастью, в доме имелась» (Лебедев В. Воспоминания о Галиче человека «со стороны» // Новый журнал. 1998. № 211. С. 141).
    • Так как же получилось, что относительно благополучный драматург, один из самых богатых писателей страны, вдруг начал писать острейшие политические песни, направленные против существующего режима? Чего ему, как говорится, не хватало? Такой вопрос однажды задал Галичу минчанин Валерий Лебедев. В ответ Галич усмехнулся и сказал: «Сам не знаю. Не мог больше так жить — и все. Сами собой выстраивались строки, как будто кто-то диктовал. Запиши, прочитай другим, спой. Если это хорошо, оценят. Значит, это нужно. Значит — это твоя судьба. Не спрашивай, ступай за ней»
    lebed.com/gbarch/gb20050203.htm (запись от 16.02.2005
    21 января 1968 года исполнилось 60 лет знаменитому физику Ландау. За шесть лет до этого он попал в тяжелейшую автокатастрофу и Эдуард Кандель, тогда еще молодой хирург, вместе со своим учителем, профессором Борисом Егоровым, буквально вытащил Ландау с того света, собрав его череп по кусочкам.
    В течение нескольких лет Ландау чувствовал себя сравнительно неплохо, но в январе 1968 года его состояние значительно ухудшилось. Teм не менее в марте было решено провести юбилей в Институте физических проблем имени П.Л. Капицы и пригласить гостей. Из деятелей искусства Галич был единственным, кто удостоился такого приглашения. Но юбилей этот был безрадостным. Бывший минчанин Валерий Лебедев со слов Галича, с которым он познакомился в 1968, нарисовал следующий портрет ученого: «Ландау сидел в бархатном черном пиджаке, прямой, изящный, тонкий, с бесстрастным лицом. К нему подводили гостей, те поздравляли, а Ландау всем, включая самых близких друзей, говорил граммофонным голосом: "Спасибо. Очень рад с вами познакомиться". Рад он был познакомиться и с Галичем. Галич пел».
    • 1 Лебедев В. Воспоминания о Галиче человека «со стороны» // Новый журнал. 1998, номер 211. с. 144, 242


    • Как на практике Галич симпатизировал Высоцкому видно из свидетельства Валерия Лебедева (в котором речь идет о начале 1970-х годов)«Не раз спрашивал его о Высоцком. Оценивал высоко. Даже в незамысловатых (как бы) стихах сразу выделил строчку :
    "Ведь массовик наш Колька дал мне маску алкоголика".
    Это, сказал Александр Аркадьевич, очень хорошо.
    И это - тоже:
    Хвост огромный в кабинет
    из людей, пожалуй, ста,
    Мишке там сказали - нет,
    Ну а мне- пожалуйста.
    Пожалуй, ста и пожалуйста - это просто здорово.
    - Александр Аркадьевич, вам не кажется строчка у Окуджавы "Александр Сергеич прогуливается" как бы выпадает из ритма?
    - Что вы, Валера. Это очень точно. Она формально выпадает. Но это сделано явно специально. Подчеркивается протяженность этой прогулки. Не прошмыгнул, не прошел, а - прогуливается. Процесс, так сказать. Нет, Булат такой ошибки не совершит. Это тонкий стилист» (Валерий Лебедев, Вы слышите благовест, Александр Аркадьевич? Вестник, Балтимор, 1998. 27 окт, с.60. а также lebed.com/1998/art724.htm
    После советского вторжения в Чехословакию Галич в разговоре с Валерием Лебедевым произнес такие слова: «Что ж, империя достигла, думаю, предела своих возможностей. Это пик. Лет через двадцать начнется распад»1.
    Точность прогноза поразительна, поскольку именно с конца 1980-х Советском Союзе начались стремительные и неуправляемые процессы распада.
    После августовских событий Галич с некоторыми перерывами продолжал находиться в Дубне, а в сентябре поехал в Минск, где по договору с «Беларусьфильмом» проводил семинар кинематографистов. Заодно заключил договор на сценарий комедии «Пестрый чемоданчик». Минчанин Лебедев, ныне проживающий в Канаде (в США – ВЛ), подобрал Галичу книги по истории города, и вскоре они там встретились: «Месяц общения в Минске-, разговоры, разговоры. Потом встречи в Москве, потом снова в Минске. Там поездки с Александром Аркадьевичем на моем мотоцикле «Ява». Нужно было видеть эту картину: огромный Александр Аркадьевич в шлеме, который торчал на макушке его большой головы, «бронтозавр на ящерице» - шутил он. Это были его первые в жизни выезды на мотоцикле, которые его не только не пугали, а веселили и бодрили» 2.
    На этом мотоцикле они приехали в лес (подальше от посторонних глаз) обсуждать слухи о готовящемся увольнении главного редактора лира» Твардовского. Галич спрашивал Лебедева: «Ну что им стоит уволить и вообще закрыть журнал?» А тот говорил, что власти на это никогда не пойдут, поскольку, если уволят Твардовского, интеллигенция взбунтуется и начнутся массовые отказы от подписки. Галич на это грустно улыбался: «Пойдут, Валера, они на все могут пойти»3. Так и случилось. В 1970 году Твардовский был освобожден от поста главного редактора, а реакция подписчиков оказалась близкой к нулю... Вскоре на том же мотоцикле они поехали на Минское море и там, прогуливаясь по берегу, толковали о разных делах. После чехословацких событий Галич сильно нервничал и даже говорил Лебедеву, что не понимает, почему власти до сих пор не устроили ему «автокатастрофу». Тот его успокаивал, убеждая, что, мол, властям это невыгодно — будет большой скандал.
    . И в итоге убедил Галича: «Ну раз так все хорошо складывается, Валера, то не вернуться ли нам домой и пообедать?» — «Именно, Александр Аркадьевич. Но прежде, перед обедом — выпить и закусить.
    А со сценарием «Пестрый чемоданчик» так ничего и не вышло. Вероятно, на «Беларусьфильме» перестраховались и решили дать ход, поскольку молва о Новосибирском фестивале уже распространилась по всей стране: например, на одном из кинематографических ceминаров в Репине под Ленинградом заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро заявил, что в Академгородке Галич выступил с «возмутительным антисоветским репертуаром» и в Репине он теперь вряд ли появится. Однако Шауро ошибся, поскольку в 1971 году Галич ездил в Репино и пел там, о чем свидетельствует композитор Александр Журбин, сумевший попасть на этот концерт благодаря своему коллеге Владимиру Фрумкину.
    Валерий Лебедев. Воспоминания о Галиче человека «со стороны» // Новый журнал. 1998. Номер 211, с. 141, 142.
    В 1971 году редактор творческого объединения «Экран» Алла Рыбакова предложила Галичу написать мюзикл. Тот принял предложение и написал мюзикл «Разные чудеса», который в конце года был принят в производство, но после исключения Галича запрещен. Вскоре сценарием заинтересовалась студия «Беларусьфильм», куда Галич выезжал на переговоры и останавливался в гостях у Валерия Лебедева. Однако органы и здесь были начеку. В архивах КГБ хранится об этом такая запись: «Гитарист выезжал в Минск на переговоры. Удалось сломать».
    В 1967 году гонорары за свои сценарии и песни к кинофильмам Галич получал по высшему разряду: в справке о его зарплате значатся 5187 рублей, то есть 432 рубля в месяц. Для сравнения - зарплата по стране составляла в то время 90—100 рублей - столько получал рядовой инженер) 35.
    • (Это официальные сведения Давида Аксельбанта, адвоката Алены, которого я порекомендовал ей для процессов по делу об отцовстве Галича Григория Михнова-Вайтенко - ВЛ).
    • Однако главным для Галича было все же самовыражение, а возможностей для него становилось и меньше.
    35 Лебедев В. Посмертная жизнь и приключения Галича lebed.com/1997/art362.htm /
    o
    o Во время съемок фильма «Бегущая по волнам» на Студии Горького Галич познакомился с художницей по костюмам Софьей Михновой-Boйтенко, которая тогда была замужем за радиожурналистом Александром Шерелем, однако детей у них не было. Между Галичем и Войтенко возникло сильное взаимное чувство, они стали встречаться, и Софья забеременела. Узнав об этом в мае 1967 года, Шерель с ней развелся, а 3 сентября Софья родила мальчика Гришу, но Галич даже не пришел взглянуть на сына, которого забирал из роддома сам Шерель (так он сам об этом сказывал16). Вероятно, рождение внебрачного ребенка не входило в планы Галича, так как он не хотел разводиться с Ангелиной.
    16 См. об этом: Лебедев В. Шизофреники lebed.com/2007/art4935.htm

    • Приближалось 50-летие Октябрьской революции, и над головой крамольного барда стали сгущаться тучи. Сначала один тайный поклонник из КГБ предупредил Галича, что принято решение о его физическом устранении, и добавил, что при переходе улиц ему следует особо остерегаться грузовиков, а еще лучше на какое-то время совсем уехать из Москвы. Галич, прекрасно помня убийство Михоэлса, которое было представлено властями именно как «автокатастрофа», тем не менее никуда не уехал, а написал, как сам потом говорил, «охранную песню-талисман»: «Когда собьет меня машина, / Сержант напишет протокол”»
    13 Лебедев В. Воспоминания о Галиче человека «со стороны» // Новый журнал. Нью Йорк. 1998. № 211. с. 141.

    • Существуют две любительские съемки Галича без звука: первая (меньше полутора минут) принадлежит Никите Богословскому, который в конце 1950х снимал Галича, Юрия Любимова, Юлия Райзмана и еще несколько человек. Место съемок — предположительно Подмосковье. А вторая съемка сделана осенью 1968 года в Минске, когда Валерий Лебедев записывал Галича, певшего «Балладу о сознательности» (так он сам утверждает). В 1987 году эта запись, считавшаяся на тот момент единственной, вошла в фильм Александра Стефановича «Два часа с бардами».

    • ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СОЮЗОВ

    • Молодой актер Театра на Таганке Иван Дыховичный женился на Ольге Полянской , дочери члена Президиума Политбюро ЦК КПСС Дмитрия Полянского . Во время свадьбы кто-то из молодежи включил магнитофон с записями Галича. В это время в комнату зашел Полянский, услышал эти песни, разгневался и на следующий день поднял на Политбюро вопрос об исключении Галича из Союза писателей . А в записи этой, если верить Валерию Лебедеву, были песни из цикла о Климе Петровиче Коломийцеве и "Отрывок из репортажа о футбольном матче Англия - СССР".
    • По словам Рассадина, Полянский, послушав песни Галича, разъярился: "Ах, вот что поет ваша интелли-хэн-ция!.." Лебедев же утверждает, что фраза была такая: "Доколе будет происходить это безобразие?!"
    • Лебедев же утверждает, что фраза была такая: «Доколе будет происходить это безобразие?!»
    • Однако похоже, что эту фразу он придумал сам, просто представив возможную реакцию члена Политбюро. Вообще проверить достоверность подобных высказываний очень сложно, поскольку если уж сам Галич получал информацию о событиях на этой свадьбе из вторых рук, то Рассадин и Лебедев узнавали об этом от самого Галича, который мог и неточно запомнить рассказ, и воспроизвести его, не слишком заботясь о деталях.
    • Вся эта история завершилась заседанием секретариата Союза писателей, на котором решалось "дело Галича".
    Валерий Лебедев, прилетевший из Минска в Москву 30 декабря, то ли в шутку, то ли всерьез предложил Галичу написать заявление: «Прошу принять меня в члены партии и правительства». Галич в ответ засмеялся: «Заявление прекрасное, но оно, кажется, написано слишком многими. А я не люблю стоять в очередях»25, дав понять, что никаких прошений с его стороны не будет. Неудивительно, что Галич охарактеризовал этих людей «Это все духовные мертвецы. "Нельзя заниматься такими делами и сохранить живую душу»28. Но, с другой стороны, он поминал добрым словом тех, кто поначалу нашел в себе силы выступить против исключения - "за строгий выговор». Как вспоминает Валерий Лебедев, «Александр Аркадьевич подробно рассказывал о процедуре аутодафе. Очень нежно оценил попытку Агнии Барто противостоять дикому нажиму. И, представьте себе, шутил! Песен тогда он не пел, я, соответственно, не включал магнитофон".
    • 29.28 Лебедев 6. Воспоминания о Галиче человека «со стороны». 29 Там же.

    • Поскольку Галич представлял для властей еще большую опасность, чем Пастернак, то его исключили и из Литфонда и, несмотря на все его инфаркты, хотели открепить от литфондовской поликлиники. Однако этого не произошло — благодаря врачу Ирине Балычевой, большой поклоннице Галича. Валерий Лебедев, который был с ней знаком, рассказал о всех перипетиях этого дела: «Желая во что бы то ни стало познакомиться с Галичем, она в свое время отказалась от простого способа, Я ей предлагал, — представить ее кумиру. Нет, сама. Со сложностями устроилась в поликлинику Литфонда. И стала лечащим врачом Александра Аркадьевича. И его ангелом-хранителем.
    • И вот настало время возобновить справку о состоянии здоровья Галича для того, чтобы он смог получать пенсию по инвалидности (у него было три инфаркта) 54 рубля, смешные деньги, прожить нельзя, но хоть что-то. И вдруг звонок оттуда к заведующей: "К вам сегодня собирается обратиться Галич за справкой. Справку о состоянии здоровья для ВТЭКа не выдавать. Отвечаете головой. Подготовьте документы о его исключении из поликлиники Литфонда". Та вызывает лечащего врача, Иру Балычеву: такое вот дело. А Ира говорит: а если я уже выписала эту справку вчера и сказала об этом Галичу?- Действительно выписали?
    - Да.
    - Слава Богу. Если вчера, тогда с нас и взятки гладки.Ира в своем кабинете тут же выписала справку вчерашним числом. Заведующая, добрая душа, подписала»2. Лебедев В. Воспоминания о Галиче человека «со стороны» // Новый журнал. 1998, с. 151.ПОСЛЕ ИСКЛЮЧЕНИЙ
    После исключений, реже стал звонить телефон, от Галича отвернулись многие друзья и знакомые. Если раньше его дом всегда был полон гостей, то теперь там собираются лишь самые преданные люди. Даже родной брат Валерий отказывается принимать у себя опального родственника и, более того, обращается с соответствующим письмом в КГБ (со слов Алены Архангельской) –«Я, Гинзбург Валерий Аркадьевич, как заместитель парторга кино¬студии им.Горького, лауреат Госпремии СССР, сообщаю, что к творчеству брата Александра не имею никакого отношения. Характер наших отношений ограничен исключительно семейными делами».
    По словам Валерия Лебедева, «есть множественные свидетельства его шарахания от брата. Да и сам Галич мне это говорил. Не потому, что Валерий Аркадьевич плохой человек. Вовсе нет. А потому, что был страшно боязливый» (Лебедев В. Рядом с Галичем. lebed.com/2004/art3652.htm).

    Вскоре после Шестидневной войны (5—10 июня 1967 года), под впечатлением от ближневосточных событий Галич написал одну из самых пронзительных песен об антисемитизме и Холокосте, которая называется «Реквием по неубитым, или Песня, написанная по ошибке». На фонограмме, сделанной в июне 1974 года Валерием Лебедевым зафиксирован следующий комментарий Галича: «В 67-м году, когда в городе [Ленинграде со стороны Репино) и началась Шестидневная война, у меня перестал работать радиоприемник, и я слушал только радиоточку слышал, как там всё наступали наши родные египетские и сирийские войска, и я очень сокрушался. Не потому, что я такой уж сионист, но все-таки мне было неприятно: маленькая страна, на нее нападают 28 стран. Потом, на шестые сутки, я решил поехать в Ленинград, купил батарейки для приемника, приехал. Выяснилось, что там капитуляция. Я думаю: едрена мать, что ж такое?! А я уж за это время сочинил песню».
    Лебедев вспоминал, что философ Лев Баженов, присутствовавший на этом концерте и уже слышавший ранее эту песню, пошутил, обращаясь к Галичу: «Написали сионистско-антисемитскую песню». «Именно», - ответил Галич и начал ее петь8.
    8 Лебедев В. Местечковый культуртрегер. В защиту Галича. lebed.com/2005/art4071.htmл
    Почему он согласился с такой оценкой, догадаться легко: «сионистскую» — потому что любые проявления симпатии к Израилю трактовались в СССР не иначе как сионизм. А «антисемитскую» — потому, что начиналась эта песня так: «Шесть миллионов убитых! / А надо быровно десять! / Любителей круглого счета / Должна порадовать весть, / что жалкий этот остаток / Сжечь, расстрелять, повесить / Вовсе не так уж трудно/ И опыт, к тому же, есть!».
    Строка «А надо бы ровно десять» является здесь так называемым «чужим словом», поскольку произносится от лица антисемитов, которые сожалеют о том, что Гитлеру не удалось до конца уничтожить евреев.
    Кстати, первые записи песен Галича в Израиле появились в 1969 году, их вывезла туда туда певица Нехама Лифшиц. Теперь становятся понятны причины появпения в 1971 году обширной подборки песен Галича в израильском журнале «АМИ».
    За два дня до своего отъезда из страны, на прощальном концерте в Москве, он прямо рассказал о причинах, побудивших его принять участие в Новосибирском фестивале: «Мне все-таки уже было под пятьдесят. Я уже все видел. Я уже был благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским холуем. И я понял, что я так больше не могу, что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду».
    Эта цитата постоянно фигурирует в поэтических сборниках Галича. Между тем Валерий Лебедев утверждает, что Галич произнес эти слова во время их первой встречи в конце 1968 года. На вопрос: «Александр Аркадьевич, а как вы дошли до жизни такой, что стали писать эти песни?» — последовал ответ: «Ну, Галич — человек отпетый. Я к сорока годам уже все видел, имел все, что положено человеку моего круга, был выездным. Одним словом, был благополучным советским холуем. Но постепенно я все сильнее чувствовал — так жить больше не могу. Внутри чтото зрело, требовало выхода наружу. И я решил — настало мое время говорить правду» (Лебедев В. Воспоминания о Галиче человека «со стороны» // Новый журнал. 1998. № 211. С. 140—141).
    По словам Валерия Лебедева, Галичу сказали: «Что, Александр Аркадьевич? Севера и Дальнего Востока вам не выдержать. Про сердце свое помните? Давайте на юг и Ближний Восток»8.
    в Лебедев В. Воспоминания о Галиче человека «со стороны», Новый журнал, 1998, №211. с. 151.
    До своего отъезда Галич часто пел в компаниях художников — например, «пел в мастерской у Ильи Кабакова, на чердаке громадного, многокорпусного, дореволюционной постройки, странноватого дома на Сретенском бульваре...».
    Более подробное описание этого места дает Валерий Лебедев: «Помню, пригласил он [Галич] меня в мастерскую модного в те годы (среди узкого круга) художника-концептуалиста Ильи Кабакова. Находилась она в большом сталинском доме, на чердаке над 7-м этажом. Огромный караван-сарай с отгородками для кухни, там же стояли диваны, раскладухи. В общем, типичная богема. Кабаков уже и тогда (это был примерно 1971 год) общался с иностранцами, вернее, продавал им свои картины. Часто — за натуру. За фотоаппараты, магнитофоны (как раз в тот день получил “Грюндиг” и гордо нам его демонстрировал). Народ собрался “на Галича”. Но были там и какие-то барды еще. И если один еще был ничего (не помню сейчас фамилию (потом вспомнил – Бачурин), зато помню его песню “Дерева вы мои, дерева” — она показалась мне интересной), то второй заныл нескончаемую песню про какую-то тетю, не в лад и не в склад. Что за чушь? Да это на стихи модного поэта Лимонова — вон он сидит, рядом со своим исполнителем. Если хотите сшить хорошие брюки, можете у него заказать. Он недурно кроит.
    — Что скажете, Александр Аркадьевич?
    — Есть люди, которые считают любые свои выделения произведением искусства».
    8 Лебедев В. Вы слышите благовест, Александр Аркадьевич? lebed.com/1998/art724.
    Через несколько лет после начала Перестройки Алена Галич решила восстановить своего отца в Союзе писателей и в Союзе кинематографистов.
    В феврале 1988-го Валерий Лебедев от имени Алены написал прошение о восстановлении Галича в обоих союзах. Текст был одинаковым, за исключением, понятно, названий союзов и дат исключения.
    Предыстория этого письма также известна от Валерия Лебедева: «Перед написанием мы с Аленой поехали на прием к секретарю Союза писателей Ю. Верченко для консультации. Он принял нас очень доброжелательно (нет, положительно процесс пошел). Но очень напирал на то, что прошение о восстановлении должно исходить от частного лица, притом ближайшего родственника. Дело это семейное, дочь хочет восстановить имя отца, несправедливо, гм…, ну сами найдите формулировку. Только помягче. И особенно подчеркните, что ситуация ущемляет вас материально: нет возможности получать гонорары от проката, публикаций, постановок и пр. Наверху этот мотив поймут. А политики давайте поменьше.
    Я так и сделал. Но немножко не удержался, написав в начале: “Исключен он был за свое поэтическое творчество, за его сатирическое содержание, которое, как теперь ясно, имело некоторое основание”.
    Секретарь Союза кинематографистов А. Смирнов был еще более радушен. Давно, мол, давно пора».
    1 Лебедев В. Пятое время года // lib.ru/NEWPROZA/LEBEDEW_W/lebedew.txt; Он же. Посмертная жизнь и приключения Галича // lebed.com/1997/art362.htm
    15 мая 1988 года в газете «Известия» была напечатана коротенькая заметка «В Союзе кинематографистов СССР»:
    «Секретариат правления Союза кинематографистов СССР на заседании 12 мая единогласно отменил решение от 14 февраля 1972 года об исключении из членов Союза кинодраматурга и поэта Александра Галича.
    По сценариям Александра Галича в свое время были созданы фильмы: “На семи ветрах”, “Трижды воскресший”, “Бегущая во волнам”, “Верные друзья” (совместно с К. Исаевым), “Дайте жалобную книгу” (совместно с Б. Ласкиным) и другие.
    — Это восстановление справедливости, — сказал председательствовавший на заседании секретарь СК СССР Андрей Смирнов».
    Постановлением секретариата Союза писателей СССР от 4 октября 1988 года была создана комиссия по литературному наследию Галича в составе 21-го человека. Членами комиссии стали: Г. Анджапаридзе, Ю. Верченко, А. Вознесенский, И. Волгин, А. Дементьев, Л. Евдокимов, Е. Евтушенко, Л. Жуховицкий, Ф. Искандер, В. Коротич, В. Лакшин, В. Осипов, С. Рассадин, Р. Рождественский, В. Розов, В. Савельев, А. Турков.
    Председателем комиссии назначили Булата Окуджаву — ему позвонили из Союза писателей и предложили возглавить эту комиссию. Окуджава тут же согласился, а его заместителями по представлению Алены Галич были назначены Александр Шаталов и Валерий Лебедев. Сама же Алена заняла должность секретаря. Эта комиссия собрала единый архив писателя и, кстати, выявила его ранее не публиковавшиеся пьесы, стихотворения и киносценарии, в том числе и сценарий двухсерийного фильма Федор Шаляпин.
    Вторым пунктом секретариат СП 4 октября 1988 года постановил: «Провести в Большом зале ЦДЛ им А. Фадеева в октябре месяце 1988 года литературный вечер А. А. Галича — к 70-летию писателя».
    Вечер состоялся 19 октября 1988 года
    До этого с неизменным аншлагом в Москве уже трижды проводились вечера памяти Александра Галича: 11 июня и 14 октября в 1987 году и 27 мая 1988 года.
    Валерий Лебедев вспоминал о сильнейшем впечатлении, которое произвела на него эта постановка (речь идет о марте 1988 года, театр "Третье направление", спектакль по песням Галича "Когда я вернусь" -ВЛ): «Когда шел номер со Сталиным (“Вижу: бронзовый генералиссимус шутовскую ведет процессию... им бы, гипсовым, человечины, они вновь обретут величие”), в конце из-за трибуны появлялся Он и говорил в зал, что все было неплохо. Скоро Он еще вернется, и станет еще лучше. Весь зал сжался: было такое ощущение, что сейчас всех актеров вместе со зрителями отведут в ожидающий на улице “воронок”. Но нет, нас, нескольких человек, сразу же после спектакля пригласили на обсуждение. Владимир Лукин, в то время заведующий отделом МИДа (потом посол в США, а ныне глава думского комитета по иностранным делам), отозвался о спектакле очень похвально».
    Лебедев В. Посмертная жизнь и приключения Галича, ttps://lebed.com/1997/art362.htm
    27 мая, через две недели после восстановления Галича в СК, состоялся грандиозный вечер его памяти в Центральном доме кинематографистов13. Благодаря сохранившейся фонограмме этого вечера мы имеем возможность окунуться в его атмосферу.
    Ведущими были Эльдар Рязанов и Нина Крейтнер. Помимо них, выступали: Андрей Макаревич, Максим Кривошеев, Наталья Рязанцева, Михаил Козаков, Леонид Агранович, Сергей Чесноков, Борис Чичибабин, Юлий Ким, Никита Богословский и Дмитрий Межевич. Большой зал Дома кино был переполнен — зрители только что не висели на люстрах.
    Не обошлось на этом вечере и без казусов. Дело в том, что организаторы не пригласили на него дочь Галича и даже не оставили для нее билета. Поэтому Алена решила не идти на этот вечер, но Валерий Лебедев настоял: «Ты пойдешь!» После этого он позвонил распространительнице билетов, и та сказала: «Извините, забыли. Билеты будут оставлены». Билеты-то оставили, но без номеров...
    • Тогда Алена вместе с Лебедевым и бывшим лечащим врачом Галича Ириной Балычевой пошла в галерку и села в последнем ряду.
    • Вероятно, именно этот вечер имел в виду Валерий Лебедев, но местом его проведения ошибочно назвал Дом кино: «Осенью 1988 г. по случаю 70-летия со дня рождения Галича в Доме кино состоялся грандиозный вечер. На нем царили Рязанов и Окуджава. Но когда на сцену выскочил какой-то доброволец, который начал выкрикивать о важности песен Галича для политического пробуждения страны и о том, что братья-писатели и кинематографисты стояли в стороне от важного дела и от Галича, как до того стояли в стороне от Пастернака, Солженицына, Войновича или Владимова, не поддерживали и не защищали их — в общем, такой голос из народной глубинки, его живо некто из-за кулис схватил в охапку и уволок.

    • Собирались мы (комиссией по литнаследству Галича - ВЛ) немного — раза три-четыре. Никаких свершений комиссия, в которую входил 21 человек, не произвела, если не считать проведения вышеназванного вечера. Хотя нет, пожалуй, бумаги за подписью комиссии помогали на том этапе издавать книги стихов, пьес, воспоминаний и пластинок Галича».Лебедев В. Посмертная жизнь и приключения Галича lebed.com/1997/ art362.htm
    Так что, судя по тенденциям развития общественно-политической ситуации в нашей стране, песни Галича будут становиться все более актуальными:
    И все так же, не проще
    Век наш пробует нас:
    Можешь выйти на площадь,
    Смеешь выйти на площадь
    В тот назначенный час?!

     P.S.

     Статьи о Галиче в альманахе “Лебедь”

    Валерий Лебедев. Блажен муж, не идущий на собрание нечестивых (к 20-летию со дня смерти А.Галича) www.lebed.com/1997/art349.htm

    Валерий Лебедев. "Посмертрная жизнь и приключения Галича " https://www.lebed.com/1997/art362.htm

  • Документы о деле Галича  https://lebed.com/2004/art363.htm
  • Валерий Лебедев. Вы слышите благовест, Александр Аркадьевич? (К 80-летию со дня рождения А. Галича)  https://www.lebed.com/1998/art724.htm
  • Андрей Крылов Не квасом земля полита  https://lebed.com/2000/art2187.htm
  • Дмитрий Монгайт. Галич - шахматист.   https://www.lebed.com/1997/art350.htm
  • Григорий Свирский. Мой Галич   www.lebed.com/2001/art2741.htm
  • Валерий Лебедев Рядом с Галичем www.lebed.com/2004/art3652.htm
             Заложник вечности Галич  https://lebed.com/2018/7412.htm
Комментарии
  • Морис Собакин - 27.05.2023 в 22:13:
    Всего комментариев: 568
    Спасибо, Валерий Петрович! Правда, длинновато получилось, трудно усваивать. Стоило, наверно, разделить этот "мемуар" на пару, хотя бы, частей. Но, все равно, -- спасибо!
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 7
    • redactor - 28.05.2023 в 05:57:
      Всего комментариев: 1749
      Вам тоже спасибо, несмотря ни на что. Текст, который я отобрал - это 10 экранных страниц. А передо мной был текст в 900 стр. То есть, я дал всего одну девяностую Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 12 Thumb down 0
  • PP - 28.05.2023 в 09:28:
    Всего комментариев: 923
    Не могу себе представить вас, В.П., задающим вопрос "чего тебе не хватало ?" Это, помнится, был очень расхожий вопрос советикуса к сапиенсу. Там же не не хватало, там, Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Меломан - 28.05.2023 в 11:03:
    Всего комментариев: 209
    Огромное спасибо! (Банально) -какая мерзость это наша советская власть. (Крамольно) - но если бы не она, то такого Галича (Сахарова, Синявского и других феноменальных Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 13
    • Морис Собакин - 28.05.2023 в 20:11:
      Всего комментариев: 568
      Думаю, большинство жителей СССР готово было бы "пожертвовать" творчеством вышеперечисленных талантливых людей, но не жить в этом мерзком дерьме, называемом Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 14 Thumb down 3
      • Меломан - 29.05.2023 в 17:02:
        Всего комментариев: 209
        Мне кажется, ув. Морис, вы сильно переоцениваете "большинство жителей СССР" - огромную массу населения всё вполне устраивало, всегда была водка и незатейливый Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 8 Thumb down 14
        • Морис Собакин - 30.05.2023 в 17:11:
          Всего комментариев: 568
          "...огромную массу населения всё вполне устраивало..." ------ Понятие "устраивало" -- оно само по себе растяжимое. "Огромная масса населения, просто, понятия не имела как Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 1
      • Меломан - 29.05.2023 в 17:09:
        Всего комментариев: 209
        Сайт вдруг прервал моё к Вам, ув. Морис, сообщение. Я хотел лишь добавить, что почти никто не знал о существовании Сахарова, да и Галича воспринимали как Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 14
        • Морис Собакин - 30.05.2023 в 17:14:
          Всего комментариев: 568
          Это не сайт "прервал", это Вы неаккуратно печатали. К сожалению, некоторые (случайно нажатые) комбинации клавиш вызывают "отправку сообщения"...
          Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 1
  • ChP - 29.05.2023 в 19:22:
    Всего комментариев: 379
    Галич-хороший, а Высоцкий,Кукин,Окуджава,Визбор -плохие,они против режима не возражали.
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 6
    • Морис Собакин - 30.05.2023 в 17:18:
      Всего комментариев: 568
      Да, "диссиденты" бывают разными. Сегодня, кстати, это очень ярко проявилось. Часть "несогласных" ненавидит только правительство страны, а саму страну считают Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 3
  • Greg Tsar - 01.06.2023 в 02:44:
    Всего комментариев: 378
    Спасибо, В.П., за Ваш великий труд.
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • redactor - 01.06.2023 в 05:02:
      Всего комментариев: 1749
      Дорогой Грег, поклон. И если бы вы знали, как много я не сделал и уже никогда не сделаю. Например, не сниму Галича на мотоцикле. Так мало пройдено дорог, Так много Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
  • AnatRik - 01.06.2023 в 03:35:
    Всего комментариев: 524
    Галич-хороший, a Chp - - нет поскольку демагогически пытается противопоставить ему Высоцкого,Кукина,Окуджавы,Визбора
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
  • Wagner solo - 06.06.2023 в 14:07:
    Всего комментариев: 2
    В последнее время политические гешефты на иностанные деньги прикрыли "пгавозащитникам". И, оказывается, можно обойтись и без песенок российской "синогогальной" Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
    • тенниска - 12.11.2023 в 06:04:
      Всего комментариев: 5
      Спасибо, Валерий Петрович!
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение