В чем смысл жизни?

25-12-2023
  • Смысл жизни3
  • Предлагаемое размышление написано по следам разговора с философом Андреем Баумейстером и ответов на многочисленные вопросы в комментах на его канале. Беседа была импровизированной; не всё удалось сказать за час отведенного времени, не все мысли были закончены. Поэтому мне захотелось дополнить беседу текстом. Написан он от первого лица: это мой внутренний собеседник, с которым я разделяю идеи, но не обязательно личные качества.
  • Вопрос о смысле жизни дискредитирован в общественном сознании так, как мало какой иной. Обычно он считается бессмысленным, неприличным, глупым, неполиткорректным, давно решенным, нерешаемым, банальным, изобличающим безграмотность и так далее. Автор же этого сочинения относится к обозначенному вопросу с предельной серьезностью: это личный вопрос, задаваемый прежде всего для себя. В первую очередь меня интересует именно мой смысл жизни. Публикую же эти размышления потому, что предполагаю, что не только мне они могут оказаться полезными.
  • Разумеется, всякий момент жизни может быть прожит просто по инерции, следуя чувствам, желаниям, привычкам и порывам. Но при всей инерции жизни, я все же спрашиваю себя, а куда, зачем, ради чего я стремлюсь и туда ли стремлюсь вообще? Этот вопрос требует ответа, отсутствие которого создает внутреннюю пустоту, чувство бестолковости, бессмысленности и парализующее нежелание делать хоть что-нибудь. И я знаю, что снимать этот паралич спиртным, сном, переключением внимания можно, но это неправильно, нечестно и глупо.
  • Ответ должен быть дан. Каким же он может быть, а каким нет? Ясно, что ответ не может указывать ни на что ограниченное и особенное, просто потому, что сразу же возникнет следующий вопрос — а оно-то мне зачем? Но тогда я спрошу — а мыслимо ли хоть что-нибудь, на чем я мог бы остановиться, так, чтобы вопрос о более высокой иерархии ценностей уже не возникал, как бессмысленный? Мыслим ли тут разумный органичный терминус? И ответ, чисто логически, лишь один — да, и им может быть лишь тотальность блага или Единое Всеблагое начало. Ни на что меньшее, ни на какое частное благо тут согласиться нельзя, потому как сразу же возникнет вопрос, почему надо служить именно этой комбинации благ, а не иной. И тогда придется искать более высокий уровень. Выше же Единого Блага ничего нет по определению. Если же мне скажут, что Единое Благо — выдумка Платона, которой ничего не соответствует в действительности, то я пока отвечу, что тут либо-либо. Либо Единое Благо есть, и мое служение существенно — тогда смысл моей жизни возможен. Ну а если правы критики Платона, и Единое Благо — лишь фантазия создателя Академии, то смысла в моей жизни нет и быть не может.Если же подумать еще, то ясно становится, что гипотеза о существовании Единого Блага и возможности моего служения ему, при всей своей смелости, все еще недостаточна. Мое служение должно иметь серьезный отклик на самом верху, попросту говоря — там меня должны любить и за меня переживать, радоваться моим успехам и горевать от моих провалов. Смысл жизни — слишком серьезная вещь, чтобы я упирался, шел на страдания и жертвы, не имея в ответ ничего, кроме может быть созерцания ровного света, который будет сиять при любых условиях, равно прекрасно при успехах моих и неудачах. Я могу идти на основательные усилия лишь ради тех, кто меня любит, кто надеется на меня, радуется со мной и горюет. Ровный свет вечной полноты Блага — это иное, тут недостает личного любящего начала. А коли так, то смысл моей жизни требует не только Единого Блага, но и иной божественной ипостаси, личного Бога, любящего меня Небесного Отца. Ясно также, что между Единым Благом и Небесным Отцом должна быть теснейшая связь: второй должен быть неким аспектом или эманацией первого. В противном случае, все мое априорное построение потеряет смысл.

    Но и этого не достаточно. Важно еще, чтобы мое временное пребывание в этом мире имело характер миссии, чья загадочность ей органична. А если так, то мне следует полагаться на разумные гипотезы, надеясь на Отца, который в крайнем случае подскажет. Немалый комплекс допущений получается. Либо я полагаюсь на эту сложную теологическую гипотезу, пытаюсь угадать миссию и исполнить ее, либо соглашаюсь с бессмысленностью жизни, как с более вероятным заключением, и как-нибудь тяну свой срок.

    Ладно, подвешивая пока решение, я хочу спросить: а что мне об этом мире, где я почему-то оказался, известно? Если не вдаваться в подробности, то мне известно, что этот мир устроен невыразимо умно. Любой предмет человеческого творчества — простецкая детская игрушка по сравнению со вселенной, с ее законами, жизнью и венчающим жизнь мышлением. Вселенная убедительно указывает на стоящий за ней высший ум. Разумеется это не доказательство, что Создатель является любящим меня Небесным Отцом, но это делает мою гипотезу смысла более вероятной. Да и познаваемость законов физики не могла быть случайной; Создателем это было заложено, и значит, ему по крайней мере есть дело до нашего познания Вселенной. Так, еще теплее.

    Главным контраргументом является т.н. «проблема зла»: в мире слишком много страданий, чтобы можно было поверить в любящего и всемогущего Небесного Отца. Это возражение, однако же, снимается в два хода.
    Во-первых, мой комфорт совсем не обязательно является частью замысла Отца о моей миссии, в которую по каким-то необходимым причинам могут входить и страдания.
    Во-вторых же, смерть тела — не то же самое, что гибель души. Теология смысла может быть удержана, если допустить, что в общем случае душа не умирает с телом, но имеет достаточно долгую, возможно и бесконечную, историю для реализации своей миссии.

    Хорошо, я на развилке: либо принять эту теологию смысла, поддержанную, хотя и не вполне доказанную, знанием о вселенной, либо отвергнуть ее как слишком сложную, невероятную и согласиться на бессмысленность. Прежде чем принимать решение, спрошу себя: а все ли данные я учел? Отвечаю: нет, не все. Есть еще этический и политический блок, связанный с кантовским доказательством бытия Бога от «практического разума».

    Кант задавался вопросом разумности морали — при каких метафизических допущениях разумно следовать потенциально неограниченным требованиям долга? — так ставился вопрос. Эту кантовскую проблему я неоднократно иллюстрировал примером судьи под давлением. При каких условиях для судьи было бы разумно выносить справедливый приговор, несмотря на неограниченные угрозы мафии, требующей приговора несправедливого? Судья предполагается человеком в меру совестливым и в принципе расположенным действовать честно. Но это в принципе, а если ему угрожают, и крепко, то вопрос и возникает — что такое этот ставший столь тяжелым долг?
    Если долг — всего лишь какая-то эволюционная программа хомо сапиенсов, то почему я, судья, должен ей следовать, да еще и такой ценой? Да, ложный приговор обойдется мне неприятным покалыванием совести, но ведь праведный приговор мне обойдется жизнью. На одной чаше весов — неприятные покалывания с недельку-другую. А на другой чаше — пуля в лоб, если не хуже. Ну, тут и думать нечего — так рассудит нормальный здравомыслящий судья, не рвущийся покидать этот мир, у которого хорошая зарплата, дом и семья. Нормальный судья решит, что жизнь дороже какой-то программы, что на его месте так поступил бы любой обычный человек — и требование мафии будет исполнено.
    Но если дело с природой долга обстоит иначе, если долг — это важнейшее требование Небесного Отца, к которому судья, закончив свои дни в этом мире, попадет на разбор полетов, то дело обстоит иначе. Тогда долг объективно получает более высокий статус, чем жизнь, и разумный шаг — вынести справедливый приговор, несмотря ни на какие угрозы мафии.
    Получается, что исполнение долга очень зависит от взглядов на природу морального закона и голоса совести. Если мне скажут, что найдутся такие люди, что будут выполнять предельные требования долга, даже считая их программой, спорить не буду, но замечу, что люди обычно не склонны к бессмысленному самопожертвованию, что такие чудаки бывают, но они редки.
    Рассуждая примерно таким образом, Кант заключал, что условием разумного принятия потенциально неограниченных требований долга является вера в то, что эти требования исходят от Бога, который за них строго спросит, и от выполнения которых очень зависит наше посмертное бытие. По сути дела, получается, что та же теологическая конструкция, что я нашел необходимой для смысла жизни, необходима и для разумного принятия долга.
    Добавлю, что Высшим Судьей в идеале должен быть даже не сам Небесный Отец, а тот, кто родился в этот мир и был одним из нас, кто на своей коже ощутил радости и боли человеческой жизни, явил высоту и силу человеколюбия, вместе с тем обладая божественной прозорливостью и мудростью, то есть тот, кто сразу и в полноте Сын Божий и Сын Человеческий. В идеале Высшим Судьей должен быть именно Он, воплотивший сильнейший ответ Небес Иову, ставший человеком Бог.

    Могут сказать, что приведенное размышление ошибочно исключает возможность смысла жизни и оправдания долга земными ценностями: служением семье, народу, науке, прогрессу, справедливости, разуму, и т.д. А этим ценностям вполне могут служить и атеисты. Да, так нередко бывает, но такого рода служения нехороши сразу в нескольких отношениях. Во-первых, тут должен блокироваться подрывной вопрос, а почему я служу именно этим ценностям и сущностям, а не другим, и какой в том смысл, если когда-то время уничтожит всё? Во-вторых, еще при жизни я могу остаться у разбитого корыта: рухнувшей семьи или государства, гонящего или уничтожающего меня народа. В-третьих, абсолютизация любой частной ценности, сколь бы хороша она ни была, придает ей темную сторону. Абсолютизация семьи, государства, народа влечет несправедливость в отношении других семей, государств, народов. Абсолютизация науки порождает безумие сциентизма; абсолютизация разума влечет пренебрежение индивидуальным, уникальным, творческим и чудесным (вспомним в этой связи Паскаля, Кьеркегора, Шестова, Хайека, боровшихся с культом разума), и так далее.

    Разумеется, я не хочу жить в «гоббсовском болоте», как я это называю — среди войны всех против всех, внутри свирепой тирании, или помеси того и другого, безжалостной войны кланов. Я хочу жить в моральном обществе, где люди доверяют друг другу, держат обязательства, где судьи справедливы, выборные лица и чиновники честны. Кроме того, я не хочу, чтобы люди страдали от бессмысленности жизни, впадая в депрессии, убивая себя обжорством, алкоголизмом, наркотиками и войнами. А это значит, что я хочу, чтобы люди приняли теологическую конструкцию, что необходима для разумного обоснования смысла жизни и морали, приняли хотя бы как рабочую гипотезу, стараясь жить по ней.
    Это духовное основание важно, значение теологии для этики очевидно. Но раз так, то я и сам должен эту конструкцию принять. Речь не о том, чтобы заставить себя поверить в Бога — это невозможно. Но есть дилемма практической жизни, открытая Паскалем. Я могу жить так, как будто Бог есть, с доверием и благодарностью Ему и с ответственностью перед Ним. Для этого мне достаточно лишь рационально принять обозначенную теологию, как наиболее разумную рабочую гипотезу и следовать ей. Вера, эмоционально насыщенное переживание Присутствия, может когда-то прийти, а может и нет — но жить по этой рабочей гипотезе, ничему не противоречащей, согласной со всем известным о природе и истории, я могу уже сейчас, и для того у меня есть все основания. Альтернативный же вариант — жить так, как будто Бога нет, несмотря ни на что.

    Допустим, что теология верна — но в чем же тогда именно смысл жизни, смысл вселенной, к чему стоит стремиться? Каков все-таки Замысел и почему нельзя было обойтись без страданий?
    Если мы, в отличие от всего прочего, поистине дети Творца этого мира, то это определяет смысл не только нас, но и вселенной — как нашего дома. Этот «дом» тогда должен быть наилучшим из всех возможных домов. Наилучшим — значит в наивысшей степени содействующим нашему росту к Отцу, то есть росту в благородстве, добродетели, мудрости, в творческих способностях. Дети же тем и отличаются от кукол, сколь угодно сложных, что сами в значительной степени являются своими творцами. А значит, они должны иметь свободу ошибаться и находить пути исправления ошибок. Детей нельзя все время водить за руку — это никуда не годная воспитательная стратегия. Стало быть, детям придется оступаться и падать, расшибаться в кровь, и делать выводы самим.
    Духовный рост человека требует жизни, как опасного приключения, предельно опасного, на грани выживания — именно в таком случае творческие способности получают наивысшие шансы к развитию. Важнейший фактор развития — многомерная, явная и скрытая, богатейшая красота этого мира, зовущая к новым приключениям и открытиям. Кроме того, следует учесть, что дети, во всем полагающиеся на родителей, так и остаются инфантами. Чтобы этого не случилось, требуется определенная сокрытость Отца, должны быть основания для неуверенности, что Он вообще где-то есть и будет всякий раз помогать.
    Но ведь наш мир именно такой и есть.
    Короткая справка. Такую теодицею предлагал живший во втором веке св. Ириней Лионский, недавно признанный папой Франциском одним из Докторов Церкви; сходных взглядов придерживался и Ориген. Поэт Джон Китс дал ей имя the soul-making theodicy, душесозидательной. В середине прошлого века теолог Джон Хик написал развивавшую «иринейскую теологию» книгу и ряд ярких эссе (John Hick, Evil and the God of Love, 1966). Парой десятилетий спустя к подобным идеям независимо и с несколько иной стороны пришел выдающийся физик Фримен Дайсон.

    Итак, подведем итоги. Проблема смысла жизни раскрывается, как состоящая из двух связанных подсистем, универсально-теоретической и индивидуально-практической. Теоретическая часть критически устанавливает необходимые условия существования смысла жизни и формулирует его в общем виде. Практическая же требует постоянных личных усилий: решений новых задач, пересмотров ценностей, неустанной работы ума, совести, вкуса, пополнения знаний, коррекции представлений, соответствующих дел — то есть наполнения жизни новым смыслом.

    • ********************
  • Линки:https://youtu.be/8182J3T5Z9k?si=Vi1U-GYjgi35-7aS

    https://lebed.com/2021/8115.htm

    https://snob.ru/entry/189604/

Комментарии
  • Victor - 25.12.2023 в 03:13:
    Всего комментариев: 279
    >Публикую же эти размышления потому, что предполагаю, что не только мне они могут оказаться полезными.... ----------------------------------------------- привет Алексей, вероятно одного Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 5
  • scholast - 25.12.2023 в 03:25:
    Всего комментариев: 350
    Благодарю за публикацию, Валерий Петрович! Интересно, будет ли к ней критика по существу? За таковую я был бы благодарен.
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 3
    • Victor - 25.12.2023 в 04:16:
      Всего комментариев: 279
      >Теоретическая часть критически устанавливает необходимые условия существования смысла жизни и формулирует его в общем виде ... -------------- то что Вы называете Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
      • scholast - 25.12.2023 в 04:58:
        Всего комментариев: 350
        Мой пример с судьей под давлением как раз показывает, что универсально-теоретическая часть очень даже привязана к жизни.
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 3
        • Victor - 25.12.2023 в 16:03:
          Всего комментариев: 279
          то что в жизни бывают честные судьи это верно, вызывает сомнения объяснение такого поведения как "долг — это важнейшее требование Небесного Отца", слегка утрируя - Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
    • Павел - 05.01.2024 в 16:43:
      Всего комментариев: 137
      все мы разные на этой планете. вероятно именно поэтому, и смысл жизни у каждого индивида свой. единственно объеденяющих всех может быть физиологический смысл Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • scholast - 25.12.2023 в 05:33:
    Всего комментариев: 350
    Коммент к видео, иллюстрирующий справедливость кантовского заключения о моральном значении религии: "Спасибо за беседу. Моя бабушка в ВОВ в оккупированной деревне Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 67
    • ВС - 25.12.2023 в 07:50:
      Всего комментариев: 1124
      Г-н Буров! Я тронут вашим рассказом. Таких как ваша бабушка в Израиле именуют "Праведник мира". Вот он и исток вашего "Я"!
      Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 65
    • Меломан - 25.12.2023 в 09:32:
      Всего комментариев: 262
      Красивый рассказ о бабушке. " И Бог ответил..." Следует ли из этого примера, что миллионы погибших в эти времена детей погибли только потому, что за ними не стояла Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 21
    • Serg - 25.12.2023 в 15:16:
      Всего комментариев: 1507
      миллионы других, которые молились точно также, но погибли, не могут нам рассказать своих историй. Банальная ошибка выжившего.
      Рейтинг комментария: Thumb up 11 Thumb down 12
  • PP - 25.12.2023 в 07:00:
    Всего комментариев: 953
    "Этот вопрос требует ответа, отсутствие которого создает внутреннюю пустоту, чувство бестолковости, бессмысленности и парализующее нежелание делать хоть Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 1
    • Меломан - 25.12.2023 в 09:50:
      Всего комментариев: 262
      Ув. РР, мне понравилась Ваша идея, она, мне кажется, основана на личном примере, который похож и на мой случай. Прожить полвека счастливо с прекрасной женщиной - не Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 20
      • PP - 25.12.2023 в 18:44:
        Всего комментариев: 953
        Это правда, но шанс, согласитесь, дан каждому. Что же касается богов, то еще раз обращаясь к упоминаемому г-ном Буровым Платону, я бы отметил, что говоря о богах, он Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2
        • Мерканец - 26.12.2023 в 19:51:
          Всего комментариев: 802
          Шанс конечно есть но на то и он шанс, игра судьбы. "Кто она? Где она ходит? С кем провожает зарю? Кто её под руку водит, ту одну на земле половинку твою?"
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 10
    • Serg - 25.12.2023 в 15:18:
      Всего комментариев: 1507
      от меня "плюс", РР
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 21
    • Мерканец - 25.12.2023 в 20:27:
      Всего комментариев: 802
      "Найти такую красавицу, от которой земной шар уплывает". Хорошая идея, но где найти столько красавиц?
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 19
      • PP - 26.12.2023 в 08:30:
        Всего комментариев: 953
        Вот, ув. Мерканец, верно мыслите. Когда Иешуа говорит о том, что настанет царство истины, или г-н Буров делает набросок морального общества, то я мысленно задаю им Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 5
        • Мерканец - 26.12.2023 в 20:25:
          Всего комментариев: 802
          Я думаю что общность жён это не фантазия а желание мужиков поиметь всех женщин разом и сразу чтобы передать, как пишет Mr. Поцифист, свой генотип до самого окончания Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 17
          • Мерканец - 26.12.2023 в 20:28:
            Всего комментариев: 802
            Нет, тут я пожалуй ошибся, не только сразу но и много раз.
            Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • ВС - 25.12.2023 в 07:44:
    Всего комментариев: 1124
    Уважаемый г-н Буров! Вами поставлена задача: "В первую очередь меня интересует именно мой смысл жизни. Публикую же эти размышления потому, что предполагаю, что не Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 22
  • ChP - 25.12.2023 в 10:13:
    Всего комментариев: 515
    «Итак, подведем итоги. Проблема смысла жизни раскрывается, как состоящая из двух связанных подсистем, универсально-теоретической и индивидуально-практической.» - Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 12 Thumb down 2
  • niktimof - 25.12.2023 в 13:20:
    Всего комментариев: 389
    Опять… этот буровский бульон, из «должен», «взаимная любовь», «смыслы добра и зла», и прочей бесконечной череды человеческих(ли?) придумок. Что такое жизнь, пока Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 21 Thumb down 7
  • Меломан - 25.12.2023 в 14:07:
    Всего комментариев: 262
    Ув. РР, мне понравилась Ваша идея, она, мне кажется, основана на личном примере, который похож и на мой случай. Прожить полвека счастливо с прекрасной женщиной - не Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 19
  • Serg - 25.12.2023 в 15:42:
    Всего комментариев: 1507
    В чем смысл химических реакций? в чем смысл движения планет по орбитам? в чем смысл дождя и конденсации воды из пара? в чем смысл течения реки? в чем смысл Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 14
    • Victor - 25.12.2023 в 19:32:
      Всего комментариев: 279
      >В чем смысл химических реакций? в чем смысл движения планет по орбитам? ----------------- вероятно смысл это то что происходит в голове людей, т.е. интерпретация явлений, Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 4
      • Serg - 26.12.2023 в 02:21:
        Всего комментариев: 1507
        Разве? Не заметил я в статье собственного опыта Бурова. Заметил только неуклюжие попытки мудрствовать не владея предметом, зато владея раздутым самомнением.
        Рейтинг комментария: Thumb up 10 Thumb down 16
  • Морис Собакин - 25.12.2023 в 18:45:
    Всего комментариев: 580
    Автор не в первый раз берется за тему, которая ему не по зубам (а весь интеллект человека находится в зубах -- так, по-видимому, считали древние).
    Рейтинг комментария: Thumb up 20 Thumb down 5
  • someone - 25.12.2023 в 21:00:
    Всего комментариев: 660
    Нам жизнь навязана; ее водоворот --- Ошеломляет нас, но миг один — и вот --- Уже пора уйти, не зная цели жизни. --- Приход бессмысленный, бессмысленный уход! ----///---- Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 11 Thumb down 11
    • Рожденный в СС - 26.12.2023 в 11:36:
      Всего комментариев: 1091
      someone, О Хайям написал "приход и уход не имеет значенья" от того, что есчо не догадывался о "приходе" В Путина)
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • scholast - 26.12.2023 в 05:54:
    Всего комментариев: 350
    На канале Баумейстера (см. первый линк) — ок. 11 сотен комментариев, из них много благодарных, немало ругательных, и совсем немного выражений безразличия. Имело смысл Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 24
    • Serg - 26.12.2023 в 17:04:
      Всего комментариев: 1507
      Сам себя не похвалишь - никто не похвалит.
      Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 14
    • Victor - 26.12.2023 в 18:53:
      Всего комментариев: 279
      >Имело смысл поговорить, раз одни благодарят, а другие оплевывают -------------- имело конечно, вообще типичный уровень комментариев в сети ниже плинтуса, типа Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2
      • Serg - 28.12.2023 в 14:01:
        Всего комментариев: 1507
        Скорее всего одни соглашаются, а другие нет. Но страдающий комплексом непризнанного гения обладатель сверхценных идей в согласии видит благодарность и поклонение Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 3
  • Рожденный в СС - 26.12.2023 в 11:32:
    Всего комментариев: 1091
    В чем смысл жизни?... Приобретенный багаж знаний соединяясь с безмолвным воображением рождает бессмысленные акциденции. // Ограниченное сознание приковано к Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 9 Thumb down 12
  • Рожденный в СС - 26.12.2023 в 14:31:
    Всего комментариев: 1091
    АБ: "Практическая же (подсистема) требует постоянных личных усилий". Канты, гегели, небесные отцы... Здесь следует сделать важный акцент: западное мышление Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 15 Thumb down 5
    • Serg - 26.12.2023 в 19:13:
      Всего комментариев: 1507
      Да, RZZ, поддерживаю (один плюс - мой). И добавлю - а есть еще и индуизм, и буддизм, где нет никаких отцов-творцов.
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 16
    • Мерканец - 26.12.2023 в 20:17:
      Всего комментариев: 802
      Ну что вы все о Западе и Востоке? Вы лучше о России, она ведь особая. То ли между, то-ли над ними. Так что вы нам расскажите о её особом восприятии.
      Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 19
  • Serg - 26.12.2023 в 17:15:
    Всего комментариев: 1507
    "Вселенная убедительно указывает на стоящий за ней высший ум." - ни что иное как ложный тезис, который автор пытается (быть может непреднамеренно) выдать как за само Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 17
    • Морис Собакин - 27.12.2023 в 08:07:
      Всего комментариев: 580
      "Вселенная убедительно показывает отсутствие высшего ума за ней." ------ Тут Вы, Серж, неправы. Вселенная (на данном этапе развития науки) НИЧЕГО нам не показывает. Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 1
      • Serg - 27.12.2023 в 11:25:
        Всего комментариев: 1507
        Для того чтоб устраивать дискуссии о боге совсем не нужно наблюдать Вселенную, думать и анализировать. Наоборот, нужно отбросить разут и слепо верить логике Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 12
  • Мерканец - 26.12.2023 в 20:12:
    Всего комментариев: 802
    Автор желает возражений по существу. Существу чего, наличия/отсутствия Творца? Об этом можно дискутировать до бесконечности. Честное слово, аргументация автора о Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 12 Thumb down 15
    • Victor - 27.12.2023 в 01:11:
      Всего комментариев: 279
      >от организованной религии на мой, непрофессиональный взгляд, в истории человечества больше вреда чем пользы -------------------- не спора ради, Вы вероятно читали Макса Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 9 Thumb down 3
      • Мерканец - 28.12.2023 в 03:53:
        Всего комментариев: 802
        Не читал, только кое-что о ней. Меня интересовала роль религии в истории а не религиозная этика. С первоисточником, Тора/Ветхий Завет, да ознакомился. Помогло потом в Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 11
        • Victor - 28.12.2023 в 18:52:
          Всего комментариев: 279
          >Не читал, только кое-что о ней.>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> дело Ваше конечно, хотя буддисты к примеру говорят что есть три яда: гнев, жадность, Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 2
          • Мерканец - 28.12.2023 в 21:19:
            Всего комментариев: 802
            Знаете, анекдот есть, еврейский конечно. Решил Творец дать людям десять заповедей. Буду без национальностей чтоб не прослыть расистом:) Приходит к одним. Те говорят Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 15
      • scholast - 28.12.2023 в 06:49:
        Всего комментариев: 350
        Здешние комментаторы таких книг не только не читают, они даже об их содержании не имеют представления.
        Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 24
        • Serg - 28.12.2023 в 17:43:
          Всего комментариев: 1507
          куда вам, господин Буров, еще и об истории дискутировать? вы и по религии окромя цитат и трюизмов ничего не можете выдать интересного. Путаетесь, избегаете отвечать Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 9
        • Мерканец - 28.12.2023 в 20:51:
          Всего комментариев: 802
          По делам их узнаете вы их. Вся религиозная этика трех абраамических религий есть в первоисточнике, 10 для гоев и 613, кажется, для иудеев. К сожалению вся история Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 5
  • scholast - 28.12.2023 в 06:13:
    Всего комментариев: 350
    Если судить по этим комментам, то оценка моего размышлизма должна быть близкой к минимуму, к 1. На деле же она чуть выше средней, сейчас 3.14 (а хорошее число! :^)) Это Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 24
    • Serg - 28.12.2023 в 13:58:
      Всего комментариев: 1507
      "С улыбкой тупого сомненья, профан, ты // Взираешь на лик мой и гордый мой взор; // Тебе интересней столичные франты, // Их пошлые толки, пустой разговор. // Во взгляде Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 11
    • Мерканец - 28.12.2023 в 21:35:
      Всего комментариев: 802
      Я тоже мог бы оценить но не сделал этого. Не захотел, Зачем..
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1

Добавить изображение