Повреждение мозга и религиозный фундаментализм
02-11-2024And prove their Doctrine Orthodox
By Apostolic Blows and Knocks;
Call fire and sword and desolation,
A godly thorough reformationНе брезгуют и грубой силой,
Чтоб утвердить свою доктрину,
Пуская в ход огонь и меч,
Чтоб души к Истине привлечь.(Сэмюэль Батлер «Гудибрас», пер. автора статьи)
В своей книге «Приключения Микаха Кларка», посвященной религиозным войнам, А. Конан-Дойл описывает, как путешественники встретили на дороге хромающего пуританского пастора. Молодой и наивный Кларк предполагает, что святой отец просто утомлен дорогой, но его более опытный спутник объясняет хромоту пастора иначе: в панталонах у пылкого протестанта припрятан меч. Действительно, религиозные радикалы не стесняются хвататься за оружие. В том числе поэтому феномен религиозного фундаментализма интересует ученых самых разных специальностей. Под религиозным фундаментализмом часто понимают веру в то, что существует единственный набор религиозных представлений, который содержит основополагающую и непогрешимую истину о человечестве и боге*. Группа американских нейробиологов изучала связь повреждений мозга с фундаменталистскими взглядами пациентов. Используя весьма продвинутые методы анализа, им удалось выявить участки нервных сетей, связанные с развитием религиозного фанатизма. Любопытно, что эти участки во многом совпадали с областями, ответственными за формирование ложных воспоминаний и преступное поведение. Часто к религиозному фундаментализму были склонны пациенты, у которых были затронуты участки нервных сетей, связанные с торможением развития ложных и бредовых представлений. Полученные авторами статьи данные важны для понимания того, как биологические явления могут создавать основу для развития социальных аномалий.
Одной из неприятных сторон религиозных верований является фундаментализм, унесший в ходе истории человечества много десятков миллионов жизней. Историк Мэтью Уайт в своей «Большой книге ужасов» («The great big book of horrible things») указывает, что только 11 крупнейших религиозных конфликтов в истории привели примерно к 50 миллионам человеческих жертв (см. Religion and the 100 Worst Atrocities in History). Зная, что помимо крупных религиозных войн Истории известно немало мелких или вялотекущих конфликтов, разумно предположить, что истинное число жертв межконфессиональной розни может быть гораздо выше. Я уж не говорю о преследовании атеистов, чьи «четьи-минеи» вряд ли уступают таковым религиозных мучеников. Конечно, любые подсчеты подобного рода весьма условны, но я думаю, что и безо всякого формального анализа ясно, что религиозный фундаментализм уносил и уносит множество человеческих жизней и ломает еще больше судеб.
Даже не проявляясь в виде таких социальных патологий, как войны и резня, фундаментализм имеет массу неприятных последствий в обыденной жизни, положительно коррелируя с косностью мышления, некритичностью сознания, предвзятостью, доверием к дезинформации, недружелюбностью к чужакам и пр. Поэтому неудивительно, что феномен религиозной нетерпимости давно интересует ученых самых разных направлений и специальностей: экономистов, психологов, социологов. В последнее время дело дошло и до физиологов мозга, благо развитие методов компьютерной томографии и знание функциональной структуры мозга шагнуло далеко вперед в последние годы.
Группа американских исследователей изучала, как повреждения определенных участков мозга связаны с развитием патологических религиозных идей (а такое понятие известно психологам, см. J. M. Pierre, 2001. Faith or Delusion? At the Crossroads of Religion and Psychosis - Вера или заблуждение? На перекрестке Религии и Психоза) на примере двух выборок пациентов: в первую вошли ветераны Вьетнамской войны, получившие ранения в голову в ходе военного конфликта, а во вторую жертвы обычных, «бытовых» повреждений мозга, таких как инсульты, инфекционные болезни, травмы и удаление опухолей. Строго говоря, исследователи изучали не столько поврежденные участки мозга, сколько нервные сети, в которые эти участки включены. Нервная сеть — это совокупность нейронов головного мозга, которые, будучи связаны или функционально объединены в нервной системе, выполняют специфические физиологические функции. Другими словами, это группы нейронов, тесно связанные между собой для выполнения определенных задач. Дело в том, что участки мозга связаны между собой, но связаны в разной степени. Повреждение одного участка оказывает влияние и на другие, причем на какие-то в большей, а на какие-то в меньшей степени. Таким образом, даже травмы разных областей мозга могут влиять на одни те же участки нервных сетей, то есть гибель части нейронов нервной сети может привести к тому, что вся нервная сеть перестанет нормально функционировать (P. Zhang et al., 2021. Editorial: Plasticity and Reconstruction of Neural Network in Brain Injury).
Существуют данные, полученные для здоровых людей, по которым можно судить, какие части мозга статистически сильнее связаны между собой. Если же взять снимки поврежденного мозга, полученные с помощью компьютерной или магнотно-резонансной томографии, и сопоставить их с этими данными, то можно понять, на какие участки нервной сети сильнее всего повлияла травма. При этом может оказаться, что некоторые области мозга сильнее ассоциируются с фундаменталистскими воззрениями, а другие — слабее. У людей, склонных фундаментализму, могут быть повреждены сходные участки нервных сетей.
К сожалению, очень трудно объективно оценить религиозные воззрения человека. Для этого используются опросники, которые едва ли можно считать истиной в последней инстанции. С помощью этих опросников психологи оценивают положение человека на шкале религиозного фундаментализма (Religious Fundamentalism Scale). Меня как биолога всегда смущает, когда к объективному знанию примешивается немного субъективности. С другой стороны, ничего лучше, не нарушая этических норм, предложить нельзя.
Стоит отметить, что фундаментализм иногда определяют узко, применяя это понятие исключительно к религиозным течениям новейшего, а иногда даже только к Протестантскому фундаментализму в США (R. Peels, 2022. On defining ‘fundamentalism’). Однако я (вслед за авторами обсуждаемой работы) буду использовать это понятие достаточно широко, чтобы иметь возможность проводить исторические аналогии.
Итак, авторы статьи считают, что фундаментализм стоит на следующих четырех «китах-постулатах»): 1) существует лишь одно религиозное учение, содержащее в себе незыблемую и безошибочную истину о человеческом и божественном; 2) эта истина противопоставлена злу, с которым необходимо активно бороться; 3) истинному учению должно следовать в соответствии с основополагающими практиками, уходящими корнями в прошлое; и, наконец, 4) те, кто следуют этому основополагающему учению, вступают в особые отношения с божеством.
Звучит довольно логично. Единственно, что я не понимаю, как, исходя из этих положений, психологи отличают фундаменталиста от обычного, сколько-нибудь последовательного верующего, но давайте заметем это под ковер во избежание. Опросники показывают, насколько взгляды человека соответствуют упомянутым выше постулатам. Данные о положении на шкале религиозного фундаментализма имелись для всех пациентов с поврежденным мозгом, чьи снимки использовались в исследовании.
Используя данные о мозге здоровых людей, ученые установили, какие нервные сети могли быть затронуты в результате травмы у каждого из пациентов. Затем исследователи проверяли, как участки поврежденных нервных сетей расположены пространственно у пациентов с выраженными сильнее фундаменталистскими взглядами. Таким образом была составлена тепловая карта мозга для каждой группы пациентов (рис. 1).
Рис. 1. Для каждого пациента была составлена карта мозга, на которой были отмечены участки мозга, функционально связанные с поврежденными (слева). Затронутые участки показаны более «теплыми» цветами. Эти данные были получены на основе информации о нервных сетях в мозге 1000 здоровых людей. Затем, используя положение каждого пациента на шкале религиозного фундаментализма (в центре), были определены области мозга, повреждение которых прямо или косвенно связано с большей религиозностью. Так была получена тепловая карта, на которой «теплые» оттенки указывают на участки, поражение которых положительно коррелирует с религиозным фундаментализмом. Для каждой выборки пациентов такая карта была составлена независимо. Рисунок из обсуждаемой статьи.
В результате выяснилось, что тепловые карты двух выборок пациентов очень похожи (рис. 2). Другими словами, участки мозга, предположительно контролирующие фундаментализм, были похожи у пациентов с разной разным анамнезом и мозговыми травмами различной природы. Это важно, поскольку люди в одной из групп могли быть в силу каких-то причин склонны к религиозному фундаментализму изначально или иметь характерную именно для этой группы «тепловую» карту. Например, люди, избравшие военную карьеру или, что актуально для Вьетнамской войны, решившие не бегать от американского военкома, сами по себе могут быть больше склонны к безоговорочной вере во что-либо. Однако совпадение их тепловой карты с картой, полученной для «гражданских», намекает на то, что есть универсальные для самых разных людей участки мозга, в большей (или меньшей) степени связанные с развитием гипертрофированных религиозных воззрений. Авторы называют такие участки «нервной сетью религиозного фундаментализма» (Religious fundamentalism network).
Интересно, что большая часть таких областей мозга находится в коре правого полушария, где расположены центры, препятствующие развитию навязчивых ложных и бредовых идей. Если левое полушарие позволяет нам делать выводы и выдвигать гипотезы, то правое заботится о том, чтобы человек «не стал рабом мечтанья и мыслил, мыслей не обожествив».
Важно отметить одну вещь, о которой авторы статьи не упомянули в явном виде. Разумеется, присутствие в нашем мозге участков, ответственных непосредственно за религиозные воззрения, маловероятно. Все-таки религия, хотя, возможно, какие-то представления о сверхъестественном были уже у неандертальцев (см. фрагмент из книги Л. Б. Вишняцкого «Неандертальцы. В поисках религии...»), относительно новое явление с эволюционной точки зрения и к тому же явление сложное (см. В Кении нашли самое древнее на территории Африки человеческое погребение, «Элементы», 10.05.2021). Вряд ли естественный отбор успел поработать над мозгом Homo sapiens настолько тщательно, что сформировалась специфическая нервная сеть религиозности. Тем более, что речь не идет о религиозности как таковой, а о религиозном фундаментализме. Для того чтобы религиозные верования приняли радикальную форму требуется, вероятно, чтобы травмы затронули нервные сетей, отвечающих за самые разные функции. Например, за критическое мышление и/или социальное поведение.
Как отмечают авторы, речь может идти об участках, ответственных, например, за некритичное отношение к собственным или внушенным выдумкам, которые зачастую впоследствии превращаются в ложные воспоминания (этот процесс замены истинных воспоминаний ложными называется конфабуляцией). Так, например, может сформироваться ложное воспоминание об «увиденных» чудесах или встречах с посланцами богов.
Чтобы определить такие участки, авторы статьи сравнили полученные ими результаты с уже опубликованными данными о повреждениях мозга, приводящих к различным психическим, неврологическим и поведенческим расстройствам, и нервных сетях, ассоциированных с этими повреждениями. И действительно, авторы обнаружили, что участки нервной сети, связанные с фундаментализмом сильно пространственно пересекаются с участками, ответственными за конфабуляцию (рис. 3). Кроме того, выяснилось, что повреждения мозга, коррелирующие с религиозным фундаментализмом, коррелируют также со склонностью к преступному поведению. Наконец, было обнаружено, что нервная сеть религиозного фундаментализма мало пересекается в пространстве с сетью, связанной с развитием постинсультной боли. Авторы считают, что этот результат хорошо соотносится с более ранней работой, в которой было показано, что религиозные стимулы (например, изображения девы Марии) могут задействовать в мозгу верующих процессы, подавляющие боль. Другими словами, религиозные стимулы могут обладать некоторым обезболивающим эффектом.
Рис. 3. Травмы, связанные с различными поведенческими, неврологическими и психическими нарушениями, часто располагались в участках нервных сетей, связанных с фундаментализмом. Справа: примеры таких повреждений. Слева: сила ассоциаций между шкалой религиозного фундаментализма и разными нарушениями работы мозга. Хорошо заметно, что наиболее сильна положительная связь с конфабуляцией и преступным поведением и отрицательная — с постинсультной болью.
Отмечу отдельно, что авторы не оценивали, как повреждение мозга изменило мировоззрение людей. Данных о религиозных воззрениях пациентов до повреждения у исследователей не было. Поэтому не стоит думать, что любая травма головы увеличивает шансы пострадавшего стать ревностным адептом какого-нибудь вероучения, хотя участки мозга, повреждение которых склоняет пациента в сторону большего интереса к духовным вопросам, выявлены (C. Urgesi et al., 2010. The Spiritual Brain: Selective Cortical Lesions Modulate Human Self-Transcendence). Авторы подчеркивают, что их исследование не подразумевает, что люди, имеющие высокие баллы по шкале фундаментализма, непременно совершеют преступления, или что сильное религиозное чувство является следствием конфабуляции. Они всего лишь показали, что есть нервные сети, повреждение которых положительно коррелирует с индексом, оценивающим религиозный фундаментализм, и те, повреждение которых коррелирует с ним отрицательно.
Полагаю, что такие исследования способны заложить основу для лечения и купирования тяжелых форм религиозного радикализма, граничащего с психическими патологиями и помешательством. Как уже говорилось выше, такая проблема известна психологам. Хотя, по мнению современных психологов вера сама по себе не является бредом (delusion; Зигмунд Фрейд, однако, считал иначе), бред нередко имеет религиозную тематику (A. Sims, 2007. Is Faith Delusion?; см. также Религиозный бред). Впрочем, как ни соблазнительна мысль о том, что можно разработать терапию, превращающую религиозного фундаменталиста в Ричарда Докинза, я в этом вопросе больше доверяю не Химии и Медицине, а старым добрым Образованию и Просвещению. «Сице (так. — М. Г.) аз верую... сице исповедую, с сим живу и умираю».
Рейтинг комментария: 22 37
Рейтинг комментария: 5 25
Рейтинг комментария: 1 26
Рейтинг комментария: 25 44
Рейтинг комментария: 25 32
Рейтинг комментария: 22 35