Банные радения

10-11-2024

баня

Литературные бичевания Андреем Гавриловым всего мира и всех композиторов и исполнителей, кроме Баха и самого Гаврилова напомнили мне знакомство с новатором и авангардистом Вячеславом Артемовым. Статья о нем есть в Вики.

Артемов Вячеслав

Вячеслав Артемов времен бури и натиска

Вячеслав Артемов  был во власти,как писали музыковеды, космологических концепций, идущих от романтиков с их опорой на мифологию, прежде всего — Вагнера.

Увы, в 1979 году на VI съезде Союза композиторов музыка Артемова подвергается резкой критике, и он попадает в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» семи запрещенных отечественных композиторов, куда вошли также Денисов, Губайдулина, Суслин и другие опальные авторы. Председатель союза комозиторов старый Тихон Хренников после озвучивания Реквиема Артемова, посвященного «Мученикам многострадальной России». изменил свое отношение и даже поставил  Реквием Артемова выше моцартовского.
Вот тут Реквием Артемова. У кого есть около двух часов с перерывом на отдых– это туда.

Музыкальный критик сообщает:
"По роковому совпадению, исполнение этого трагического сочинения совпало с крупнейшей природной катастрофой конца 80-х годов в СССР — землетрясением в Спитаке, случившемся всего несколько дней спустя. Так что Реквием Артемова стал еще и траурной мессой по погибшим в Армении".

Мы в 80-е годы каждую неделю ходили в Кадашевские бани – там у нас был своего рода клуб. Два часа в отличных условиях, несколько помещений, холодильник, телевизор, спорткомната, бассейн, телефон. И это всего по 2 рубля с участника! Народ подобрался отменный: известный философ Лев Баженов, доктор физ-мат наук и лучший знаток русской философии начала ХХ века Сергей Хоружий (он был переводчиком и автором комментариев к “Улиссу” Джойса”), владелец самой крупной в Москве философской библиотеки Сергей Половинкин, редактор журнала “Московская патриархия” Женя Полищук, геофизик Саша Земцов и еще несколько отменных знатоков. В гости приходили внук Флоренского Павел, композитор Вячеслав Артемов, миллионер из Германии, владелец фабрики сканирующих устройств Курт Миттельфельнер…- сейчас всех не упомнишь. Я там был своего рода политическим комментатором и информатором.

В 10 утра, по прибытии, все сидели в простынях, как в тогах в римском сенате. Так, Валерий, сообщай, что нового в мире и к чему все это клонится?”
Ну, сообщал, ибо слушал «Свободу» и ухитрялся получать всякий тамиздат и даже газету «Новый американец» Довлатова – Вайля - Гениса.

Артемов тогда как раз сочинял свои космические опусы и рассказывал нам о них своими словами. И пригласил на одно из них. Там было много криков, шепота, воплей и взвизгов пронзительными тонкими голосами, тяжелых ударов в большой полковой барабан, скрежета и завываний хора, тянувшего сразу груз звуков из 12 диссонирующих нот. Как если бы тетя Мотя Бегемотя с размаху плюхнулась дебелым задом на клавиатуру рояля, подломив ему ножки и обрушив со страшным грохотом в оркестровую яму.

Это было, вне всякого сомнения, талантливо. Моцарт так бы не смог. Даже Бах не смог бы.

Однажды Артемов принес программку своего только что завершенного им сочинения «Путь к Олимпу».
Аннотацию к опусу написала его жена (но с его слов) Валерия Любецкая.
Звучала аннотация так:
"Вячеслав Артемов подлинно самобытное явление, им создан звуковой мир огненного духовного накала. Это - проекция достижений мировой культуры на уникальную почву обновляющего их большого таланта. Благородная дрожь этой второй вселенной ... таинственная медитативность и сакральная глубина Востока... сокровенный образ русского... Олимп остается непокоренным, есть только путь, самоценный и вечный..."

Я сел и набросал пародию, которую тут же и прочитал всей банной публике.

"ТУПИК ЛИМПОПО
Вячеслав Артемов -- это не кто-то, не некто, это он и больше никто. За годы горения и блистания он создал звуковой ряд роскошного наряда и обряда духа. В думах слились слова и молва, звуки и муки, реки и руки. Мысль же растворилась в образной глубине и благородном катаклизме с пароксизмом пошлой прошлой и ликующей будущей Вселенной, затменной отменной восточной сакрализацией. Его фактурная натура хоть культурно полифонична, но трагично космична. Это не страшно и не смешно.
Скорее он вонзает точно отточенный клинок ре-бемоля, как шпагу, в горло, как в сердце, забывшей себя, потерявшей смысл коснеющей тупой материи в безобразном образе пронзительного вопля уязвленной язвами забывшего родство гадства.
"Тупик Лимпопо" - это перпендикулярная проекция вековых ожиданий лобзаний на горизонтально лежащего Ваню в нирване.
Он не в бане и не в ванне, Ваня в тупике, но иррациональная, фантасмагорически-демагогическая тяга влечет его оттуда сюда, откуда нет, не может быть и не надо возврата.
И не надо разврата, куда засасывает необратимая, неотвратимая, черная, членовредительная Лимпопо. Попытка вырваться, как пытка, но нитка надежды еще трепещет в бескрайних краях Лимпопо, где Ваня мочит и влачит таинственную славянскую часть тела и души.
Автор воплощает героя, полощет его, как самого себя, в небывалых звукоизвержениях и настроениях женского чувства в сопровождении экзальтации ударников.
Трам-тара-рам. Чч-шш-щщ! Трр-прр-хрр!! Чу?
Увы. Сокровенный образ Вани в нирване в финальном аккорде тонет в минорной плазме-маразме, но остается с нами, его путь к нам, мажорно-минорная радость через гадость тупика, и власть всласть заполняет нас пониманием того, что, несмотря на прощание навеки, Ваня вечно с нами, потому что он невыразимо и по-своему счастлив".

Хоружий с Половинкиным засмеялись.

Сергей Хоружий и Сергей Половинкнн в бане

Сергей ХоружийСергей Половинкин

Вячеслав Артемов нахмурился и сказал, что это памфлет и даже хуже. Среди литературных жанров хуже памфлета ничего нет. Хотя есть - пасквиль. Это уже почти уголовщина. Таковой является моя фраза «С мира по нотке – симфония Шнитке». Просто ради звучания,  ради красного словца, ибо Шнитке –  оригинальный композитор .

Вячеслав был прав. Сейчас ему 84, он сочинит еще почище и затмит самого Баха.

Слушайте Путь к Олимпу

Комментарии
  • scholast - 10.11.2024 в 10:38:
    Всего комментариев: 349
    Название "Путь к Олимпу" вводит в заблуждение. Это Путь в Аид, а еще точнее — в Ад, к последним кругам.
    Рейтинг комментария: Thumb up 13 Thumb down 6
  • someone - 10.11.2024 в 22:21:
    Всего комментариев: 659
    Видео "путь к олимпу" за 6 лет набрало 1400 просмотров и три комментария. Для сравнения, например, Вальс номер 2 Шостаковича набрал 96 миллионов за 15 лет, т.е. почти 40 млн Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 15
    • Д.Ч. - 11.11.2024 в 01:18:
      Всего комментариев: 684
      Вальц №2 — это сумбур вместо музыки. Все знают, что Шестакович не писал этой дребедени. Кто-то выдумал эту чепуху, чтобы опорочить имя великого композитора, который Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 12 Thumb down 24
  • Leonid Riefenstuhl - 10.11.2024 в 22:52:
    Всего комментариев: 43
    Композитор имеет право писать музыку любого качества. Вопрос лишь в том, кто за это платит. Если сами посетители его концертов -- тогда нет проблем. Если же платит Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 22
  • ChP - 11.11.2024 в 20:09:
    Всего комментариев: 513
    Справедливо платить за представление(концерт,выставка, кино,футбол,...) не до просмотра, покупая билет по фиксированной цене, а после, на выходе, кто сколько хочет. Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 16 Thumb down 17
  • ow@pisem.net - 12.11.2024 в 06:27:
    Всего комментариев: 1124
    Вспоминаю концерт Родиона Щедрина в зале Московской Консерватории. Музыку, конечно, украсило присутствие его жены - Майи Плисецкой. Балерина прекрасная, да и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 11

Добавить изображение