Банные радения
10-11-2024
Литературные бичевания Андреем Гавриловым всего мира и всех композиторов и исполнителей, кроме Баха и самого Гаврилова напомнили мне знакомство с новатором и авангардистом Вячеславом Артемовым. Статья о нем есть в Вики.
Вячеслав Артемов времен бури и натиска
Вячеслав Артемов был во власти,как писали музыковеды, космологических концепций, идущих от романтиков с их опорой на мифологию, прежде всего — Вагнера.
Увы, в 1979 году на VI съезде Союза композиторов музыка Артемова подвергается резкой критике, и он попадает в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» семи запрещенных отечественных композиторов, куда вошли также Денисов, Губайдулина, Суслин и другие опальные авторы. Председатель союза комозиторов старый Тихон Хренников после озвучивания Реквиема Артемова, посвященного «Мученикам многострадальной России». изменил свое отношение и даже поставил Реквием Артемова выше моцартовского.
Вот тут Реквием Артемова. У кого есть около двух часов с перерывом на отдых– это туда.Музыкальный критик сообщает:
"По роковому совпадению, исполнение этого трагического сочинения совпало с крупнейшей природной катастрофой конца 80-х годов в СССР — землетрясением в Спитаке, случившемся всего несколько дней спустя. Так что Реквием Артемова стал еще и траурной мессой по погибшим в Армении".Мы в 80-е годы каждую неделю ходили в Кадашевские бани – там у нас был своего рода клуб. Два часа в отличных условиях, несколько помещений, холодильник, телевизор, спорткомната, бассейн, телефон. И это всего по 2 рубля с участника! Народ подобрался отменный: известный философ Лев Баженов, доктор физ-мат наук и лучший знаток русской философии начала ХХ века Сергей Хоружий (он был переводчиком и автором комментариев к “Улиссу” Джойса”), владелец самой крупной в Москве философской библиотеки Сергей Половинкин, редактор журнала “Московская патриархия” Женя Полищук, геофизик Саша Земцов и еще несколько отменных знатоков. В гости приходили внук Флоренского Павел, композитор Вячеслав Артемов, миллионер из Германии, владелец фабрики сканирующих устройств Курт Миттельфельнер…- сейчас всех не упомнишь. Я там был своего рода политическим комментатором и информатором.
В 10 утра, по прибытии, все сидели в простынях, как в тогах в римском сенате. Так, Валерий, сообщай, что нового в мире и к чему все это клонится?”
Ну, сообщал, ибо слушал «Свободу» и ухитрялся получать всякий тамиздат и даже газету «Новый американец» Довлатова – Вайля - Гениса.Артемов тогда как раз сочинял свои космические опусы и рассказывал нам о них своими словами. И пригласил на одно из них. Там было много криков, шепота, воплей и взвизгов пронзительными тонкими голосами, тяжелых ударов в большой полковой барабан, скрежета и завываний хора, тянувшего сразу груз звуков из 12 диссонирующих нот. Как если бы тетя Мотя Бегемотя с размаху плюхнулась дебелым задом на клавиатуру рояля, подломив ему ножки и обрушив со страшным грохотом в оркестровую яму.
Это было, вне всякого сомнения, талантливо. Моцарт так бы не смог. Даже Бах не смог бы.
Однажды Артемов принес программку своего только что завершенного им сочинения «Путь к Олимпу».
Аннотацию к опусу написала его жена (но с его слов) Валерия Любецкая.
Звучала аннотация так:
"Вячеслав Артемов подлинно самобытное явление, им создан звуковой мир огненного духовного накала. Это - проекция достижений мировой культуры на уникальную почву обновляющего их большого таланта. Благородная дрожь этой второй вселенной ... таинственная медитативность и сакральная глубина Востока... сокровенный образ русского... Олимп остается непокоренным, есть только путь, самоценный и вечный..."Я сел и набросал пародию, которую тут же и прочитал всей банной публике.
"ТУПИК ЛИМПОПО
Вячеслав Артемов -- это не кто-то, не некто, это он и больше никто. За годы горения и блистания он создал звуковой ряд роскошного наряда и обряда духа. В думах слились слова и молва, звуки и муки, реки и руки. Мысль же растворилась в образной глубине и благородном катаклизме с пароксизмом пошлой прошлой и ликующей будущей Вселенной, затменной отменной восточной сакрализацией. Его фактурная натура хоть культурно полифонична, но трагично космична. Это не страшно и не смешно.
Скорее он вонзает точно отточенный клинок ре-бемоля, как шпагу, в горло, как в сердце, забывшей себя, потерявшей смысл коснеющей тупой материи в безобразном образе пронзительного вопля уязвленной язвами забывшего родство гадства.
"Тупик Лимпопо" - это перпендикулярная проекция вековых ожиданий лобзаний на горизонтально лежащего Ваню в нирване.
Он не в бане и не в ванне, Ваня в тупике, но иррациональная, фантасмагорически-демагогическая тяга влечет его оттуда сюда, откуда нет, не может быть и не надо возврата.
И не надо разврата, куда засасывает необратимая, неотвратимая, черная, членовредительная Лимпопо. Попытка вырваться, как пытка, но нитка надежды еще трепещет в бескрайних краях Лимпопо, где Ваня мочит и влачит таинственную славянскую часть тела и души.
Автор воплощает героя, полощет его, как самого себя, в небывалых звукоизвержениях и настроениях женского чувства в сопровождении экзальтации ударников.
Трам-тара-рам. Чч-шш-щщ! Трр-прр-хрр!! Чу?
Увы. Сокровенный образ Вани в нирване в финальном аккорде тонет в минорной плазме-маразме, но остается с нами, его путь к нам, мажорно-минорная радость через гадость тупика, и власть всласть заполняет нас пониманием того, что, несмотря на прощание навеки, Ваня вечно с нами, потому что он невыразимо и по-своему счастлив".Хоружий с Половинкиным засмеялись.
Сергей Хоружий и Сергей Половинкнн в бане
Вячеслав Артемов нахмурился и сказал, что это памфлет и даже хуже. Среди литературных жанров хуже памфлета ничего нет. Хотя есть - пасквиль. Это уже почти уголовщина. Таковой является моя фраза «С мира по нотке – симфония Шнитке». Просто ради звучания, ради красного словца, ибо Шнитке – оригинальный композитор .
Вячеслав был прав. Сейчас ему 84, он сочинит еще почище и затмит самого Баха.
Слушайте Путь к Олимпу
Рейтинг комментария: 13 6
Рейтинг комментария: 5 15
Рейтинг комментария: 12 24
Рейтинг комментария: 2 22
Рейтинг комментария: 16 17
Рейтинг комментария: 4 11