Громоотвод и Америка
30-03-2025Была у нас, беспартийных, в НИИ тихая интеллектуальная игра, помогавшая не уснуть на скучнейших обязательных собраниях. Партнёру назывались три совершенно разных предмета, которые надо было использовать в одной фразе. Помнится, на собрании в честь очередной годовщины ВОСР я передал товарищу записку со словами «Кресло-качалка. Бифокальные очки. Громоотвод». Через несколько минут бумажка вернулась ко мне с таким текстом: «Мистер Раббит во время сильной грозы надел бифокальные очки и с книгой в руках сел в кресло-качалку, поглядывая в окно на вспышки молний и радуясь, что в доме громоотвод».
Зачтено! Но можно было намного короче: «Кресло-качалку, бифокальные очки и громоотвод изобрёл один и тот же человек». Вы этого не знали? А ведь держали в руках его портрет и, надеюсь, ещё множество раз подержите. С 1914 года он украшает самые крупные, 100-долларовые американские банкноты.
За что Бенджамину Франклину (1709-1790) такая честь? Ведь он даже не был президентом. Да, но сделал для Америки не меньше, чем её первый президент Джордж Вашингтон.
Перечислять заслуги Франклина можно долго. Благодаря ему Франция в 1778 году первой признала Соединённые Штаты и выступила на стороне американцев в их войне за независимость от Англии. (Кстати, без Франклина у Америки не было бы французского подарка – Статуи Свободы).
А ещё он создал почтовое ведомство США, и американцы до сих пор доверяют обычной почте свои важнейшие документы.
А ещё он открыл первую в стране публичную библиотеку.
А ещё…
Но достаточно – хочу вернуться к громоотводу.
***
В 1747 году в Америке гастролировал «маг» с недавно открытым в Германии электрическим конденсатором – «лейденской банкой». С её помощью он убивал на глазах ошеломлённой публики цыплят, поджигал спирт и делал подобные чудеса. Так многие американцы – и среди них Франклин – впервые познакомились с электричеством.
В то время молния как явление оставалась загадкой для науки. Франклин заподозрил, что у неё электрическая природа и решил экспериментально это проверить. Дождавшись грозы, он запустил воздушный змей с металлическим прутком наверху, а к нижнему концу верёвки привязал металлический ключ. Когда верёвка намокла и стала проводником, из ключа с треском посыпались искры.
Но, возможно, атмосферное электричество отличается от земного? Для ответа на этот вопрос Франклин зарядил от своего змея лейденскую банку – и повторил с ней «чудеса» немецкого «мага»…
Эксперименты со змеем в грозу были опасны для жизни, но это не остановило Франклина. В 1760 году он завершил их практическим результатом – изобрёл громоотвод. Люди, однако, боялись его использовать. В Филадельфии его, кроме Франклина, установил на своём доме лишь купец Вест. После каждой грозы горожане ходили к дому Веста: целый или сгорел?..
Ещё хуже приняли новинку в Европе. Стоило одному смельчаку во французском городе Сент-Омери установить громоотвод, как соседи подали на него в суд: «Сам сгорит и нас сожжёт!» Судились четыре года. В судебном процессе активно участвовали два ещё не известных лидера будущей Французской революции: громоотвод защищал адвокат Робеспьер, а экспертом обвинения был Марат. Победил Робеспьер.
В 1769 году в итальянском городе Бесчия молния ударила в башню с пороховым запасом Венецианской республики. От страшного взрыва погибло больше трёх тысяч человек. Этот случай радикально изменил отношение к громоотводу. Когда в 1776 году Франклин прибыл в качестве посла в Париж, его изобретение было уже таким популярным, что модницы носили шляпки с миниатюрными громоотводами.
Человек, сумевший отнять у грозовых туч их оружие и выступавший против земных тиранов, был окружён в глазах французов ореолом всесильного волшебника. Ему симпатизировали и безгранично доверяли. Его страстные антибританские выступления нанесли лондонским политикам больший урон, чем проигранное сражение. Под давлением общественного мнения Франция заключила с Америкой военный и торговый союз, решивший судьбу войны. В 1783 году в Париже был подписан мирный договор, в котором Англия признала независимость Соединённых Штатов.
Молодая республика чествовала Франклина наравне с другим национальным героем – Вашингтоном. Казалось бы, в 74 года после такой победы можно уйти на отдых. Но Франклин возмущён: в Конгрессе большинством голосов изъяли из Декларации независимости пункт об отмене рабства. Тяжело больной, он доказывает, что идеи расового превосходства – вздор: «Мы называем их дикарями, потому что их обычаи отличаются от наших, которые мы считаем очень благородными; они думают то же самое о наших обычаях».
Его последняя статья называлась «О работорговле»: за три недели до смерти он всё ещё пытался смыть со своей страны позорное пятно.
P.S. Едва я поставил точку, как пришло сообщение: конгрессмен Брэндон Гилл внёс законопроект о замене портрета Франклина на 100-долларовой купюре портретом Трампа...
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария:
Рейтинг комментария: