Католическая церковная музыка
Миссионерская деятельность в Норвегии началась с X века, а после смерти конунга Улафа II (Святого) в 1030 году христианство полностью победило, хотя в народе еще долго оставалось многое от языческих представлений. Основоположником норвежской церкви был епископ Улафа Святого, Гримкель. С принятием в Норвегии христианства в церковное богослужение вводится григорианское пение — строго канонизированные песнопения, исполняемые на латинском языке. Пение, сопровождающее большие праздничные службы с пышными мелодическими юбиля-циями на возгласах «Аллилуйя», получило распространение с X по XIV век. С IX века в григорианском пении появились секвенции, возникшие в связи с подтекстовой юбиляцией. Секвенции в различных странах претерпевали изменения, преобразовывались под влиянием местных исполнительских традиций.
Рассмотрим ту часть католической службы, которая была характерна только для Норвегии,— празднование Дня норвежского святого — св. Улафа, самого почитаемого святого в стране. Торжества длились целую неделю, с 28 июля по 5 августа. Огромные толпы пилигримов направлялись в Нидаросс (ныне Тронхейм) для участия в празднике 29 июля. В день св. Улафа в Нидаросском соборе звучала торжественная месса. Тексты богослужения сохранились в книгах «Missale Nidrosiense» и «Breviarium Ni-drosiense» от 1519 года. В процессе исследования, проведенного в Норвежском государственном архиве, и при сравнении полученных данных с материалами других скандинавских стран возникла возможность реконструкции мелодий того времени. По стилю они близки григорианскому пению.
Наибольший интерес представляет секвенция «Lux illuxit», которая использовалась в Торжественной мессе. Она относится приблизительно к 1200 году, текст, вероятно, сочинен пастором, хорошо знакомым с французским стихосложением. Существуют данные, что мелодия этой секвенции создана в Норвегии, но в ней чувствуется влияние французской музыкальной школы. «Lux illuxit» состоит из 16 строф, которые имеют законченное строение. За исключением двух первых строк мелодия записана двухголосно. Форма секвенции обычная.
Другая секвенция, так называемая «Секвенция среды», которая пелась по средам, отмечаемым как день смерти св. Улафа, дошла до нас в двух формах. Ранняя секвенция датируется XIV веком. Сохранились текст и мелодия к пяти строфам, изложенная в форме А—ВВ—СС. Первые слова текста — «Predicasti Dei care». Мелодия заимствована из французской десятистрофной секвенции, но использованы только 1, 3 и 5-я фразы. В «Missale Nidrosiense» есть и другой вариант текста этой секвенции. Он разделен на 10 строф и начинается словами «Postquam calix Babilonis». Есть предположение, что эта форма секвенции относится к XV веку и представляет собой фрагмент целого.
Другим почитаемым в Норвегии святым был св. Халввард. Праздник в его честь имел гораздо более локальное значение и отмечался в основном в Осло. До нас дошла секвенция, которую пели 15 мая в день св. Халвварда. Из 20 строф секвенции не все сохранились полностью, но все же можно установить ее сходство с секвенцией св. Улафа: текст начинается теми же словами. 14 строф имеют по существу ту же мелодию, варьированную в большей или меньшей степени.
Большой интерес представляет гимн св. Магнуса, который был признан святым на Оркнейских островах, в то время входивших в территорию Норвегии. Сохранилась рукопись этого гимна от 1280 года, но, вероятно, он создан еще раньше, ученые датируют его 1140 годом.
Мелодия гимна очень проста, но интересно то, что изложена она двухголосно. Безусловно, перед нами наиболее ранний пример многоголосного пения в Скандинавии, отличающегося от европейского того же периода. В Европе была распространена нотр-дамская школа с преобладанием Ars Antiqua-tidens Organum, где терцию как созвучный интервал старательно избегали. Двух-голосие гимна Магнуса, которое в основном состоит из параллельных терций, скорее свидетельствует о влиянии народной традиции, существовавшей в то время на Оркнейских островах и в других местах Скандинавии. В этой связи представляет интерес отрывок из английской хроники Гиральдуса Камбренсиса приблизительно 1200 года.
В ней рассказывается о своеобразном многоголосии в Уэльсе, где пели на столько голосов, сколько было певцов. Схожим образом пели англичане в северной Великобритании — низкий и высокий голоса исполняли один напев, при этом мелодия звучала «мягко и приятно». В течение веков этот способ пения стал привычным и настолько глубоко проник в народное искусство, что полностью вытеснил практику одноголосного пения. Поскольку такое многоголосие характерно только для северных районов Англии, можно предположить, что оно было воспринято от норвежцев и датчан, которые в древние времена часто вторгались в эти края. К сожалению, мы пока не располагаем конкретными данными о существовании подобного пения в Норвегии. Интересно, что в исландском источнике «Епископские саги» епископ Лаурентиус из Хо-лара в 1322—1331 годах запрещал многоголосие в церквах. Была ли это борьба с народной традицией или с многоголосным пением под орган по французскому образцу, сказать трудно.
Орган получил распространение в Норвегии с XIV века, хотя известно, что в Уппсальском соборе в Швеции уже в XIII веке пели под орган. В сагах Лаурентиуса рассказывается, что исландец Арнгрим после 1330 года прибыл в Нидаросс и учился там мастерству создания органа и игре на нем. Если в те времена в Нидаросском соборе орган уже был, то в отношении других крупных церквей мы ничего определенного сказать не можем.