Памятники садовопаркового искусства в нашей стране. Современность и наследие
Сад сопровождает нас на протяжении всей жизни. Только появившись на свет, ребенок уже дышит прекрасным воздухом садика, парка, сквера, принимает свою первую информацию громадного окружающего мира. Первые шажочки на безлюдной дорожке? Самые первые друзья? Самое первое в жизни свидание? И где же, как не на садовой скамейке, перед глазами пожилого человека, смотрящего на любимых внуков, пробегает вся длинная жизнь...
Создателям информационного сайта "Вертоград" удалось побывать во многих садах и парках различных стран мира. Самое важное ощущение - повсюду в мире (будто люди только сейчас задумались над вольтеровским "возделывай свой сад") проходит повальное увлечение садами. Вновь явилась мода на садики у дома, пускай маленький и скромный, однако, свой до травинки. Не обходит эта самая мода также и парковые исторические комплексы, общественные сады, которыми граждане горды нисколько не меньше, чем прочими достопримечательностями.
Разумеется, мода не появляется на пустом месте, мода всегда диктуется современностью. Появляется потребность современного человека произвести заветный уголок, где он мог бы освободиться от напряженности городского дня. В связи с этим, люди повсюду во что бы то ни стало желают ухаживать за садиком своими руками. В любой день сделать хоть что-то: покосить газон, полить цветы, заняться кроной деревьев... В результате такой "личной" архитектуры ландшафта в города вновь приходит природа. И это значит - в наилучшую сторону меняется и облик городов, и вся среда, которая окружает современного человека.
Сад, парк, скверик существует до тех пор, пока его выхаживают и любят. Забытый, без ухода и внимания, сад умирает, делается миражом, легендой... Безучастие разрушительно для сада. Сад не будет жить сам по себе. Сад - продолжение наших мыслей, эмоций и потребности в другой, красивой действительности. Сад - это память, культура.
Как смотрелся российский сад в XVII или, например, в XVIII веках? Без поиска ответов на подобные вопросы не открылся бы интернет-проект "Вертоград". Авторы онлайн-проекта попытались уследить общую линию формирования российского садово-паркового зодчества, раскрыть первостепенные моменты и этапы, наметить генетические связи между ними. Периодизация воссоздает ключевые и особенно свойственные аспекты летописи садово-паркового зодчества России.
В разделах проекта "Вертоград" вы сможете найти направления развития садово-паркового зодчества в различные периоды, динамику развития приемов и стилей архитектурно-пространственной композиции. Когда есть желание, сможете развернуто ознакомиться на конкретных примерах. Вы узнаете, что творец сада и парка действует по принципам, общим для всего искусства в целом. Тут так же значимы ритмы и контрасты, пропорции и акценты. Художник так же устремляется к единству в целом и разнообразию в элементах, так же методично идет от начальной позиции к кульминации и финалу, выискивает новизну и пользуется стилевыми прототипами... Однако, когда произведение живописи, музыки, поэзии самостоятельно, в отношении конкретного пространства, сады и парки полностью им обусловлены. Парки и сады изменчивы и многообразны, непрерывно пребывают в совершенствовании. Причем, это саморазвитие, в принципе, непредсказуемо и может лишь с меньшим или большим успехом предугадываться. Сады подчиняются ежегодным и каждодневным циклам, всецело меняют собственный облик, следуя фокусам погоды. Они проживают, одновременно, и в нашей жизни, и в искусстве. Может, именно поэтому, никогда не могут надоесть или разочаровать.