Независимый бостонский альманах

Вячеслав Моше Кантор: коллекция показывает, какую продуктивную роль играет толерантность

Вячеслав Моше Кантор: коллекция показывает,  какую продуктивную роль играет толерантность

Основатель Музея искусства авангарда (МАГМА), президент Европейского еврейского конгресса ВЯЧЕСЛАВ МОШЕ КАНТОР ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ МАРКИНОЙ.

- У выставки довольно сложная концепция, основанная на взаимопроникновениях художественных школ и культур. Придумывая ее, что вы хотели донести до зрителей?

- Во-первых, у этой выставки есть чисто просветительская функция. Многие художники мало известны российскому зрителю - например, Хаим Сутин. Я хочу процитировать вам Роберта Фалька, который однажды сказал своим ученикам: «Вот я, Фальк, это одна жизненная сила, а Сутин - это сто жизненных сил». Или Модильяни, который, умирая, сказал одному из своих коллекционеров и дилеров: «У тебя остается Сутин, зачем жалеть обо мне?» Влияние Сутина на современное искусство, американское и европейское, был первостепенным и основополагающим. И сейчас на выставке - самое представительное собрание работ, когда-либо доступное русскому зрителю. Сутин - не единственный пример. Недооцененными являются многие художники - например, Александр Тышлер. На выставке будут его работы такого масштаба, какого российский зритель еще не видел.

Вторая функция этой выставки - продолжение того, чем я занимаюсь в моей общественной деятельности, продвижение идеи толерантности в обществе. Я являюсь сторонником не просто толерантности, а так называемой безопасной толерантности: когда толерантность в обществе ограничена цивилизационными рамками в рамках закона. В нашем обществе это очень важно. Это как самолет, который летит в своем коридоре - не ниже уровня безопасности и не выше уровня безопасности. Так и толерантность: она должна лететь, двигаться в обществе на большой скорости, развивая его, толкая вперед,- но в коридоре безопасности. Когда нарушается этот коридор, появляются огромные проблемы. В Европе они обострились после окончания войны: историческая память у человечества - это самый слабый вид памяти. Уходят поколения, носители физической памяти, а историческая память начинает подводить - и мы видим реставрацию неофашизма, нацизма, экстремизма всех планов, не говоря уже о традиционном и нетрадиционном антисемитизме, ксенофобиях всех форм и так далее. Поэтому важнейший феномен, о котором нужно очень серьезно заботиться,- это неконтролируемая миграция в западные этнические сообщества.

Коллекция музея МАГМА показывает, какую выдающуюся, продуктивную роль играет толерантность,- когда она становится средством для поддержки модернистских тенденций в обществе. Как я понимаю суть толерантности? Это когда ты принимаешь что-либо из предложенного тебе, еще глубоко не понимая эту вещь. Такая форма толерантности была в России после революции - короткое время. Потом «мои» художники переместились в Париж, Берлин, Вену (больше всего, конечно, в Париж) - и там они были обеспечены цивилизованной толерантностью как возможностью выдержать местную национальную конкуренцию. Дальше, когда нетолерантное влияние нацизма привело к тому, что они переместились дальше, в Америку,- они опять встретили там поддержку общества. Это была никакая не всеобъемлющая любовь - просто возможность свободно конкурировать. Без дискриминации.

- Ваши проекты не ограничиваются созданием МАГМА?

- У нас огромная культурная программа, которую делает Европейский еврейский фонд, по всей Европе, включая Россию, у нас, по-моему, порядка восьмидесяти действующих проектов, которым мы регулярно помогаем; и это не только культурные программы.

Когда я начинал заниматься бизнесом, у меня был учитель, американский партнер, Роберт Стэнфорд; большой еврейский благотворитель. Он уже тогда, 20 лет назад, был крупным миллиардером. Я ему говорю: «Сколько денег ты жертвуешь?» Он отвечает конкретно: «Минимум 10, максимум 20 процентов от моего дохода». Я посчитал, у меня получилась гигантская сумма, а он объяснил: в бизнесе мы все как клоны, у нас примерно одни и те же устремления, общие установки. Зато то, как ты себя реализуешь в благотворительности, и есть твое настоящее «я», потому что здесь ты руководствуешься только собственными установками, а не общественными трендами, которые ты обязан уважать в любой стране, где ты живешь. С тех пор я решил тратить деньги систематическим способом: отсюда появилось мое сильное увлечение общественной деятельностью: это Европейский еврейский фонд, и Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы, и Европейский совет по толерантности и примирению.

- Художественная концепция выставки, если коротко, искусство художников-евреев-новаторов, связанное с Россией. Как в нее вписывается полотно Ильи Репина «Парижское кафе»?

- У евреев была такая игра (особенно у тех, которые занимаются дежурством на еврейской улице, как я) - мы всех делаем евреями. А если серьезно - вместе со своим учеником Валентином Серовым Илья Репин является предтечей первого российского авангарда, и этого достаточно, чтобы он оказался в коллекции.

- Каких художников еще не хватает в коллекции Вячеслава Кантора?

- Репин есть, Люсьен Фрейд тоже есть. У нас только один Марк Ротко, неплохой, но ранний - не тот, который является настоящим Ротко, мощным, большим, со своим неповторимым языком общения с Всевышним. Я знаю, каким он может быть - геометрические параметры, световые предпочтения, я представляю, что хотел бы получить. У меня был один шанс приобрести такую работу, и я его упустил - мне нужно было сесть на самолет и полететь в США, где он продавался, а я поленился.

- Вы всегда смотрите картины сами, прежде чем их приобрести?

- Когда работа известна, она была в музеях, на выставках, ее описывали современники, художники, тогда возможно решать вопрос заочно. Но есть другая крайность - есть люди, которые не смотрят на картины ни до, ни после их приобретения.

- Коллекция обходится в изрядную сумму? В коллекции МАГМА можно найти самые лучшие и, естественно, самые дорогие вещи с аукционов вашей категории за последние несколько лет.

- Моя мама говорила: «Если тебе что-то надо - не переплатишь, не купишь». Высокая планка, которую мы ставим при отборе артефактов, не является проблемой для формирования коллекции. Не размениваешься на всякую ерунду - берешь только то, без чего ты абсолютно не можешь жить. Если проходить с такой меркой, конкуренция не такая уж большая.

- Кажется, что с каждой работой из коллекции вы связаны эмоционально. Эта коллекция - некое идеальное строение, которое вы возводите, или это ваш дом, в котором вы живете?

- Скажу честно, что эти работы занимают часть моей жизни, они легко не приобретались. Они приобретались все не просто с историей, а тяжело, в результате сложных сомнений, психологических. Не только деньги - это преодоление конкурентной среды, психологических ограничений, коллекционеров и их наследников. А в целом - у меня на продаже не стоят только члены моей семьи, дети, в крайнем случае - жёны. А все остальное - конечно, вопрос, который может обсуждаться.

По материалам: http://kommersant.ru/doc/2361405




Похожие материалы:
Наука и псевдонаука
Наука и псевдонаука
Вячеслав Семенович Степин — академик РАН, руководитель секции философии, социологии, психологии и права отделения общественных наук РАН. Современное развитие науки все более отчетливо демонстрирует ее социокультурную размерность. Наука ...
РОССИЯ В ТУПИКЕ
РОССИЯ В ТУПИКЕ
Доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей Зубов поистине международную известность получил после выхода в свет его статьи, в которой Зубов в связи с оккупацией Крыма сравнил Путина с Гитлером. Из-за этой статьи Зубову угрожали увольнением ...
Бес попутал или провокация Кремля?
Бес попутал или провокация Кремля?
Итак, сражение за Крым Россия уже выиграла, причем довольно легко и без потерь. Этого и следовало ожидать. Кремль не мог упустить такую замечательную возможность. Крымский полуостров был преподнесен Путину радикальными украинскими националистами ...
ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ РОССИИ
ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ РОССИИ
Черчилль сказал о политике США: «Америка всегда выбирает самое правильное решение, перепробовав перед этим все неправильные». О современной России можно сказать обратное: она выбирает из всех возможных самое неправильное решение, испытав перед ...
Новая Киевская Россия
Новая Киевская Россия
«Крым – это исконно русская земля» — так звучит расхожая речевка среднестатистического русского.  Раньше она была татарской исконной (Крымское ханство). Еще ранее – там обитали киммерийцы, скифы, сарматы, хазары, немножко армяне-болгары и ...
Добавить статью

в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?