Русская национальная идея есть ни что иное гордость будущими успехами !

22-10-1999

 

     Почему-то тех немногих, кто держит в руках реальную власть в России, называют "олигархами". "Олигархия" - власть немногих. Но немногие во власти бывают разные. Немногие фавориты Екатерины II - одна компания, немногие философы, собравшиеся в Древних Афинах, - другая. Те немногие, которые мощно влияют на правительство и президента, прежде всего - люди очень богатые. Это - плутократия: и от греческого слова "плутос" - богатство, и просто от русского "плут" (приходилоось слышать, что уже именно в этом новом смысле Березовского и др. называют русскими плутархами - ред.).

Смешение греческого с нижегородским чрезвычайно характерно для нашей новейшей истории: очень богатые русские, как полагает большинство, не могли праведно нажить за 7-8 лет сотни миллионов, поэтому бог Плутос, явившись в России, неизбежно сделался плутоват. Известно множество совершенно откровенных мошенников, построивших русские пирамиды, которые, в отличие от фараонских, рассыпались за пару лет. Однако из всех строителей пирамид приговора дождалась одна только "Властилина" (Соловьева), вчерашняя парикмахерша, сделавшаяся в полгода миллионершей. Вульгарной даме с легкостью доверили деньги - часто чуть ли не все, что имели, - вполне приличные люди. Так слепил блеск золотой телки.

Гремел на всю страну "Автомобильный альянс", всасывал вклады огромным деньгососом: очередь кандидатов в акционеры окружала московский Манеж подобно гигантскому шлангу. Альянс и по сей день изредка напоминает о себе, обещая новые прожекты, но только клинически наивные люди могут теперь ему верить...

Следующий тип плутократа - просто приватизатор. Вчера директор - сегодня собственник-хозяин. Получил многомиллионный подарок от власти. Или исполнил почетное задание: "отстирал" партийные деньги. Если бы авиационные заводы приватизировал А.Н. Туполев, он пользовался бы уважением и в качестве миллионера. Но талантом творческим в России миллионов не наживешь. Владельцами заводов, газет, пароходов становятся случайные люди. Или темные. И к тому же бездарные. Получив заводы, почти никто из них не сумел развить и расширить производство, ради чего замышлялась приватизация, но они успешно разворовывают не ими созданное.

"Делатель финансовых королей" Чубайс - личность незаурядная. Но даже если мы поверим, что он одержим чистой идеей - быстро насадить на обломках плановой экономики капитализм, все равно вряд ли когда-нибудь он будет пользоваться моральным авторитетом. Потому что незаслуженное богатство, розданное им налево и направо (и старым коммунистам, и новым либералам), не уважается в народной толще. Да и выше. Вот, скажем, Черномырдин не допустил его 6 августа на сбор своего НДР как персону нон грата. Его метода не только расплодила именно случайных богачей, но и привела плутократию к реальной власти. Власть же без морального авторитета заведомо слаба, всегда на глиняных ногах. Капиталы наших плутократов - дутые, спекулятивные. Никто из них не создал производства, не стал российским Фордом.

И в этом трагедия страны. Потому что подлинные богатства создаются не спекуляцией, не перераспределением уже созданных ценностей, а прямым созиданием - новыми изобретениями и их воплощением в жизнь наукой, инженерией и производством.

Сырьевой рынок, который ныне обеспечивает подавляющую часть российского "национального продукта", лежит посредине - между подлинным производством и пустой спекуляцией. Потому что сырьевые запасы не людьми создаются, а лишь добываются из природных кладовых. Потому и мировые цены на них подвержены резким колебаниям. Поставщики сырья обречены лишь обслуживать страны, производящие высокотехнологичные товары, изобретенные человеческим гением. Так что совокупные богатства сырьевых стран непрочны. А отдельные составляющие - аморальны.

Хотелось бы, чтобы в России была установлена шкала ценностей, на которой высокотехнологичное производство будет стоять несравненно выше добычи и продажи сырья. Россия может прочно разбогатеть не вывозом сырья, не производством эпигонских "фиатов", а благодаря выходу на мировой рынок с продукцией невиданной, которая нигде больше не производится, хотя наверняка требуется.

Такова, например, изобретенная гениальным конструктором Л. Щукиным "летающая тарелка" - принципиально новый летательный аппарат, куда более экономичный, безопасный и грузоподъемный, чем существующие лайнеры. Таков "монстр Каспийского моря" - экранолет, уже с десяток лет ржавеющий в Сормове. Таково удобрение из медленно растворяющегося стекла, которое способно несколько лет подпитывать почву и не смывается в реки. Примеры можно множить.

Наши иностранные конкуренты в подобных проектах не заинтересованы. Они дадут кредиты под новые нефтяные скважины или под налаживание местной сборки их автомобилей или телевизоров, чтобы мы вечно тянулись во втором эшелоне цивилизации. Понятно: производство в Самаре или Симбирске щукинских "тарелок" будет означать для "Боинга" катастрофу! Только мы сами, вложив деньги в перспективные направления науки и техники, можем выйти на первые позиции в мире. (Так и поступает истинный полководец: не размазывает немногие свои силы по всем фронтам, но собирает их в кулак, идет в прорыв и разбивает численно превосходящего противника!) Вложив немногие наши капиталы в опережающее производство, мы получили бы громадную отдачу.

Это явилось бы и колоссальным моральным стимулом, той самой национальной идеей, которая объединила бы народ. Тем более что блестящий опыт имеется. Надо учиться на собственных успехах. Достаточно вспомнить триумфы Ту-104, запуск искусственных спутников Земли, которые действительно потрясли мир. И в 50-60-е годы гордость за страну, за ученых и промышленников, обогнавших остальной мир, была подлинной национальной идеей, незаметно вытеснившей из сознания людей обветшавшую к тому времени идею коммунистическую!

Подобное возможно и сейчас, если залетают созданные в России невиданные машины, вытесняя с рынка банальные "боинги", воплотятся в жизнь многие другие изобретения, годами и десятилетиями пылящиеся в лабораториях забытых наших Платонов и Невтонов - и все-таки не устаревающие, потому что авторы их намного обогнали своих зарубежных коллег. Эти идеи - подлинный золотой запас России!

На этом, если угодно, могла бы сконцентрироваться программа будущего президента. Не вообще "поддержка национальных производителей" (этот лозунг теперь на устах у всех), но поддержка именно тех производств, где наша продукция опережала бы мировой уровень.

Известия

Комментарии

Добавить изображение