Нужна ли нам такая интеграция?(О Союзе России и Белоруссии)

05-03-2000

Интеграция России и Белоруссии продвигается какими-то весьма странными темпами. Это продвижение похоже на ремонт кареты графа Калиостро в кинофильме "Формула любви":
- Степан! За сколько дней ты эту карету сможешь сделать?

- Ну, за день сделаю...

- А за два?

- И за два можно...

- Ну а за неделю?

- Если постараться, то можно и за неделю.

- Ну, а за месяц?

- Э-э-э, барин! Тогда помощник нужен!

Примерно то же самое и с интеграцией.

Во-первых, немного непонятно - кому все это нужно. Согласно опросу Фонда "Общественное мнение" (22 декабря 1999 года) подавляющее большинство российских граждан позитивно реагирует на любые шаги по сближению России и Белоруссии. Союзный договор одобрили 69% опрошенных, тогда как неодобрение выразили лишь 12%. Особое единодушие в этом вопросе проявляет старшее поколение - среди тех, кому за 50, договор поддержали 75% респондентов (против выступили 10%), тогда как среди молодых - только 58% (против - 14%).

При этом, у граждан РФ различные мнения по поводу того, каким именно должен быть этот Союз -
- Россия и Белоруссия должны стать одним государством, с едиными президентом, правительством, флагом, валютой - 39%
- это должен быть Союз независимых государств, связанных тесными политическими и экономическими отношениями - 34%
- отношения между Россией и Белоруссией должны строиться так же, как и с другими странами СНГ, никакого особого Союза быть не должно 13%
- затруднились ответить - 14%

Аналогичная картина наблюдается и в Беларуси. По сообщению "Беларуской службы радыё СВАБОДА" от первого марта сего года на гипотетическом референдуме за единую державу готовы голосовать "за" 46% опрошенный, против - 35%. Но если людям предлагается набор промежуточных вариантов ответов, кроме "да" - "нет", картина меняется: только 4.5% хотят, чтоб Белоруссия вошла в состав России. 11% высказываются за конфедерацию, 48 (то есть, половина) - за то, чтоб Белоруссия и Россия оставались суверенными государствами и активно при этом сотрудничали, а 23% - заявили, что вообще против какого бы то ни было объединения.

То есть, налицо факт, что подавляющее большинство граждан обоих государств все-таки не рвется ломать стены, а предпочитают вариант добрососедского сотрудничества. При этом, белорусские граждане хотят этого Союза гораздо меньше, чем русские.

Значит, объединение нужно руководству?

Но мы отлично помним, с каким скрипом Ельцин соглашался на этот союз. Как он то откладывал встречу с Лукашенко, то заболевал, то придумывал тысяча и одну причину - почему нужно погодить еще. Совсем как школьник, которому не хочется идти на урок.

А Лукашенко в России заявлял одно, а дома - совсем другое. Если мы тут полагали, что Батька мечтает об этом союзе, то белорусы в этом совсем не уверены.

Это если говорить о словах. А если говорить о делах, то и вовсе непонятно - о какой интеграции может идти речь, если Александр Григорьевич старательно ставит палки в колеса толком еще не родившемуся Союзу.

Например, около двух недель назад он подписал указ "О некоторых вопросах налогообложения". Согласно этому документу, в Белоруссии разрешаются платежи в российских рублях и иностранной валюте.

Вот это номер! Выходит, если бы я приехала в Минск не в начале февраля, а несколько позже, то никаких проблем с пресловутым долларом не возникло бы!

Но это с точки зрения обывателя приятно. А вот с точки зрения законодательства - не особо. Когда в верхах решаются вопросы о сближении законодательств интегрирующихся государств, принимать Указы, противоречащие как достигнутым договоренностям, так и законодательству России как-то не слишком красиво. Это я о разрешении платежах в долларах. Рубли - Бог с ними, переход на единую валюту, которой, скорее всего, станут российские рубли, вопрос ближайшего времени.

Кроме того, в этом Указе нарушен еще один пункт интеграционных договоренностей - нерезидентам (пока что в их число входят россияне) предлагается уплачивать НДС не по месту

производства товара, а по месту реализации (то есть в Белоруссии) - а это фактически означает двойное налогообложение, и еще вводятся новые сборы за проезд по территории Белоруссии.
Пока что декрет не начал действовать, однако, если это случится, Лукашенко может достигнуть обратного желаемому - финансовое положение республики лишь ухудшится из-за уменьшения импорта из России и сокращения транзитных перевозок.
Говоря об этом указе, уместно обратиться и к таможенным проблемам России-Белоруссии. Для начала вспомним о злоключениях редактора альманаха Валерия Лебедева в Ольшанах.
Так вот, если бы Валерий Петрович внимательно изучил действующее законодательство, проблем у него не возникло бы.
Да, действительно, 12 января Центробанк и Госкомтаможня России утвердили Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты, которое существенно меняет привычный порядок вывоза гражданами из РФ СКВ (Положение зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02.2000г. N 2073). В частности, физическим лицам-резидентам разрешается единовременно вывозить из России наличную иностранную валюту без предоставления таможенным органам разрешительных банковских документов на сумму, равную или не превышающую в эквиваленте 1500 USD. Т.е. это та сумма, которая в РФ не подлежит обязательному письменному декларированию.
НО. В Беларуси в соответствии с письмом Национального банка от 29.05.97г. N901 "О порядке и нормах перемещения валюты и платежных документов виностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь" это по-прежнему только 500 USD. А значит, физические лица -- резиденты России, вывозящие большие суммы в СКВ, в обязательном порядке должны представлять в таможенные органы Беларуси разрешительные документы на сумму разницы между фактически вывозимой иностранной валютой и установленной нормой, т.е. на 1 тыс.USD.
Все просто, как божий день.
Александр Морозов, старший прокурор отдела прокуратуры Республики Беларусь, пишет в белорусской "Национальной экономической газете" ( 7 от 17 февpаля 2000 г):
"Если бы на границе России с Беларусью сохранилось таможенное оформление, то не очень осведомленные о новшестве транзитники могли бы быстро исправить положение и вовремя заручиться спасительной выездной таможенной декларацией. Но поскольку этого нет, несложно предположить, что у многих из них не окажется документов на провоз "лишней" тысячи USD, и белорусская таможня эту валюту непременно задержит.
Более того, если кто-то из проезжающих по аналогии со своим отечественным законодательством еще и не задекларирует наличную валюту вразмере до 1500 USD, его ждет все та же административная ответственность ввиде штрафа с конфискацией сокрытой валюты.
Республиканская прокуратура направила Нацбанку (там уже думают над проблемой) и Госкомтаможне Республики Беларусь письмо о необходимости упорядочить ситуацию, а также с целью недопущения необоснованного нарушения законных прав граждан, следующих из России. Будем надеяться, что ситуация быстро разрешится. Как никак, уже почти в одном государстве живем".

Но ситуация пока не разрешилась и, думаю, не только Валерий Лебедев попался в эту ловушку.
В этом Письме есть и другая ловушка - все граждане, следующие за рубеж транзитом через Республику Беларусь, обязаны вносить в таможенную декларацию сведения о наличии при себе белорусских рублей и валюты, включая российскую.
Российские рубли в республике приравнены к СКВ. Но, пардон, для нас, россиян, это наша денежка, а никакая не валюта! А если я еду из своего родного Северодвинска в гости к тете в Калининград? Из России, в смысле - в Россию? Куда мне деньгу свою девать? Скушать? Тети у меня в Калининграде, слава Богу нет, но, мне кажется, что те, кто попал на конфискацию и прочие таможенные прелести, вряд ли будут пылать любовью к белорусам.
Правда, 16 февраля и.о. Премьер-министра РФ Михаил Касьянов был с визитом в Минске и стороны договорились создать рабочие группы, которые займутся гармонизацией налогового и таможенного законодательств Беларуси и России. По словам Касьянова, эти группы должны в течение ближайших двух месяцев устранить имеющиеся расхождения и подготовить соответствующий договор, который будет внесен на рассмотрение парламентов двух стран. По мнению и.о. Премьера России, это будет первым шагом, ускоряющим процесс интеграции.
Дай-то Бог!

Но в том, что Россия нацелилась на ускорение процесса интеграции, часть белорусов видит подвох. Пугает их фигура Путина. Ну, Путин и меня пугает, правда, по другим причинам.
"С приходом к власти в России Владимира Путина угроза независимости Беларуси многократно возросла , этот тезис стал уже общим местом не только в независимых, но и в некоторых государственных белорусских СМИ. Нередко эту мысль высказывают и зарубежные дипломаты и наблюдатели, а белорусские оппозиционеры настойчиво внушают ее своим западным партнерам. Однако так ли уж велика эта угроза на самом деле?" - так начинает свой материал Съест ли Путин Беларусь? в Белорусской деловой газете от 1 марта сего года Юрий Дракохуст. (Вообще, материал этот сам по себе чрезвычайно интересен, рекомендую прочесть его целиком). Но я обращусь лишь части его.

Нас... интересует... вопрос: насколько возросла опасность, что российский триколор взовьется над домом на Маркса, 38 в Минске и над таможней в Бресте, т.е. что Беларусь юридически, конституционно станет частью РФ, выход из которой будет уже расцениваться как мятеж с известными вытекающими последствиями?
Можно, конечно, заметить, что Путин чекист, и этим все сказано. Но на самом деле сказано этим далеко не все его коллеги Алиев и Шеварднадзе установили в своих странах вполне прозападные режимы...
Существует версия, что такая просто у русских натура завоевывать соседей, которую именно при Путине они и жаждут проявить. По натурам, планидам и энтелехиям автор этих строк специалистом не является, неясно только, почему русские, при наличии у них такой имманентной зловредности, не расширили свои владения за последние 10 лет ни на один квадратный миллиметр.
Тем не менее, на наш взгляд, можно привести несколько действительно серьезных мотивов, которые в принципе могли бы побудить новое руководство России попытаться продвинуть границу своей страны на 600 км на Запад. Правда, все эти мотивы требуют наличия определенных условий.
Первый мотив избирательный, как говорится, для российского электората Беларусь лучший подарок . Но то, что объединения не произойдет до 26 марта, ясно всякому, а следующие выборы в России через 4 года. Очевидно, что этот мотив отпадает.
Второй возможный мотив политико-идеологический. Очень точно его сформулировал государственный секретарь Союза Павел Бородин, заявивший: Создадим такой союз, что НТВ закроем . Казалось бы, причем тут НТВ? А вот при том. Для России сущность объединения не в том, что она как-то невероятно прирастет могуществом Беларуси, а в том, что российское общественное сознание будет в результате сброшено в имперское и тоталитарное прошлое. Мочить при этом будут не только чеченцев, но и всех, кто в эту благодать не впишется, в том числе, разумеется, и НТВ. Правда, при таком распространении белорусской модели на Россию по ходу дела могут замочить и изобретателя модели ну так ведь в великом деле без жертв не обходится.
Иными словами, если цель вернуть российское общество в советское состояние, подготовить его к глобальному противостоянию Западу, то лучше объединения с Беларусью и придумать ничего невозможно. Многие шаги, предпринятые и.о.президента России, действительно, вызывают тревогу, но все же из них не следует его твердое намерение начать новую холодную войну . А присоединение Беларуси будет не просто некоторым ужесточением политики это будет объявлением полномасштабной холодной войны . Готов ли к этому Путин? Даже если да, то готова ли к этому Россия? Холодную , как и любую войну, можно и проиграть. Запад это не Чечня. Чекисты обладают множеством недостатков, но неумение просчитывать варианты к их числу не относится.
Имеется и третий возможный мотив объединения футурологический. Сейчас Россия осуществляет достаточно эффективный и глубокий контроль над Беларусью. В разных сферах белорусской жизни эта глубина разная, но сам по себе факт контроля налицо. В принципе Россия может делать в Беларуси почти все, что хочет, и все, что она сильно хочет. Но есть такая мощная штука, как формальный суверенитет. А он позволяет при желании и советников выгнать, и базы убрать, и собственность отобрать. И других пригласить. Такое в истории случалось, и не раз. Лукашенко не вечен, а будут ли его преемники столь же послушны вопрос. И опыт других стран СНГ, и политическая эволюция таких вполне советских деятелей, как Мечеслав Гриб и Семен Шарецкий, подсказывают, скорее, отрицательный ответ. Так стоит ли ставить себя в зависимость от политического и физического здравия одного белоруса? И между прочим, попадая тем самым в зависимость от него. Не лучше ли присоединить, пока есть возможность, а там Лукашенко или не Лукашенко - большого значения иметь не будет.
Этот мотив вполне реален, и не исключено, что Путина подобные мысли посещают. Но ничего специфически путинского в них нет, ситуация была точно такой же и год, и два, и пять лет назад. Однако, тогда объединения не произошло. Ельцин не хотел начинать советизацию России и тотальное противостояние с Западом. Так и у Путина подобные желания вовсе не очевидны. 

Забавным для меня показалось прежде всего то, что с российской точки зрения, Беларусь нам, вроде бы и не к чему. И мотивы Ельцина в нежелании раньше времени объединяться в новый Союз, на мой взгляд, вызваны вовсе не нежеланием "начинать советизацию России", а тем, что Россия - нестабильное государство и объединение с государством еще более настабильным может принести больше вреда, чем пользы. И головной боли для Президента - тоже.
И, опять же - на мой взгляд - Ельцин пошел на этот Союз лишь для того, чтоб закрепить себя в истории как Объединителя. Он ведь уже знал, что разгребать проблемы придется не ему.
А уж то, что Путин хочет "подгрести под себя" Беларусь и вовсе смешно. Путину, если его изберут Президентом, Чечни хватит на все четыре года.
Мотивы России в желании ускорить выполнение договора о создании cоюзного государства легко просматриваются, если обратиться к визиту в Минск Михаила Касьянова, о котором я уже упоминала. Мотивы эти прежде всего экономические.
На сегодняшний день задолженность субъектов хозяйствования Беларуси за поставки природного газа из России 159 млн.USD. 61 млн.USD долг белорусской стороны за поставки российской нефти, 39 млн.USD -- за поставки электроэнергии.
Довольно серьезную часть долгов Белоруссия погасила в текущем году - за счет того, что Россия согласилась в счет оплаты энергоресурсов зачитывать поставки из Беларуси материально-технических ресурсов и техники.
Касьянов во время своего визита отметил, что проблема белорусской задолженности за энергоносители будет решаться в Союзе двух стран проще, нежели это происходит в отношениях России с другими государствами.
В ситуации, когда российскому руководству, надо решать финансовые проблемы (в том числе - восстановления Чечни), а Запад вместо кредитов показывает фигу, погашение белорусских задолженностей, хотя бы и зачетным путем, немаловажный факт. И то, что в Союзе, эти вопросы будут решаться легче, сомнения не вызывает.
Другое дело, что, если это - единственная цель интеграции, то нужна ли нам такая интеграция?
Во всяком случае, на сегодня, минусов у этого союза гораздо больше, чем плюсов, а обе стороны где косвенно, а где и прямо, "помогают" друг другу чинить карету.

В. ГЕРАЩЕНКО: "Этот "зайчик" (белорусская валюта) будет не только греметь на барабане, но и делать стойку на обеих ногах".

Ну что тут скажешь?

 

написать автору

Комментарии

Добавить изображение