Молодо - не зелено

19-11-2000

Svetlana Klishina

" Исследования показывают, что в школе стихийно формируется новый тип личности молодого человека, имеющий противоречивые личностные и социальные качества. С одной стороны, это инициативный, находчивый, энергичный, а с другой стороны - ориентированный только на себя и свои потребности, готовый на все ради денег и материальных благ, малокультурный, склонный к асоциальному поведению человек.

Проведенное исследование выпускников московских школ свидетельствует, что добрыми и чуткими считают себя менее половины из опрошенных школьников ( 47,9 %), а гражданственность и готовность защищать общественные интересы видят в себе только 7,7%."

Из доклада Комитета РФ по делам молодежи на международной конференции по толерантности и ненасилию.

После чтения множества таких трагедий у меня сложилось стойкое убеждение, что я живу не в России, а в какой-то совсем другой стране и работаю с совсем другой молодежью. Ибо мои студенты на трагедию явно не тянут. Недавно я попросила их ответить в письменной форме, почему они связались с высшим образованием, одной из самых бедственных социальных сфер в нынешней России. Поскольку записки были анонимными, я рассчитывала на максимальную степень откровенности и была готова ко всему. И не удивилась бы, если бы процентов 90 ответили: чтобы откосить на 5 лет от армии, чтобы получить диплом и убраться за границу, где будут платить больше, чем здесь. Но ответы ошеломили меня настолько, что я даже усомнилась в их искренности и решила уточнить кое-что в устной беседе. Из длинного и шумного разговора выяснилось следующее.

Да, сказали они, мы пошли в вуз, чтобы получить диплом и хорошо оплачиваемую работу после. Но бабки заколачивать можно и без диплома. Мы хотим учиться и поэтому мы здесь. Альтернативы не было: учиться - не учиться. Только учиться. Плохо мы учимся? - горячились они. " Вы учитесь как одержимые. Нет проблем." - "Вот. Диплом и иностранные языки - это одно. Другое - хочу познать себя, понять, чего стою и могу. Здесь, в РХТУ, масса интересных людей и лишать себя общения с ними - это дураком надо быть. Моральные ценности, духовная красота без знаний - пустой звук. Здесь учат мыслить, делают мудрее, здесь становишься личностью. Это не легкий путь, но легких мы не ищем. Жизнь вообще носит сейчас поисковый характер, и вуз - выбор не худший.

Далее. Может, это и высоко, но мы хотим знать истину о мире. Вы понимаете?" Понимать - то понимаю как будто, но не верю своим ушам. " И, наконец, мы хотим обустроить жизнь не только свою. Вот Татьяна, например, хочет начать со своего развалившегося поселка. Она мечтает улучшить там жизнь, сделать ее более светлой.

То есть мы хотим внести больший вклад в общественную жизнь, чем это делалось, может быть, до нас. Надо поднимать и развивать страну, а без знаний это сделать нельзя. Умом Россию не понять - все это пафосный лепет. Один юморист, не помню кто, сказал: давно пора( ну, там упоминается "мать") умом Россию понимать. ( Реплика - "Губерман это".) Вот, мы хотим знать и действовать. Вы разве против?" Кто - я?! Я целиком "за". Просто отвыкла от таких слов, как " прекрасное будущее", "светлая жизнь" и чуточку поеживаюсь от неловкости, что ли.

" Значит, вы не хотите, получив дипломы, уехать из страны в поисках лучшей доли?" - "Да они там без нас обойдутся. Другое дело - поехать, поработать, набраться опыта, а потом вернуться." - "Нет, я бы вообще не уехал, даже временно. Здесь родился, здесь учился, здесь все твои проблемы, которые надо решать. А то, пока ездишь, еще какой - нибудь путч приключится." И только тихий, задумчивый Ванечка В. ( сидит на первой парте, всегда молчит) сказал: " Можно приносить своей стране большую пользу, работая и за границей". " Шпионом, что ли?" - " А хоть бы и шпионом", - тихо говорит Ванечка.

Хохот.

" Можно ли на этом основании считать вас патриотами?" И чего такого я спросила, что они так ожесточились? " Давайте уточним, - строго так сказали. - Мы патриоты в том смысле, что хотим приносить пользу стране, где родились и учимся. А слюни распускать - Родина, мой народ, мы лучше всех! - это не патриотизм, а дурость. Или бежать за каким-нибудь генералом, шашки наголо, чтобы мочить кого - то - это, что ли патриотизм?

В 37 году мы бы для страны и пальцем не пошевелили. Человеком надо быть прежде всего.

Да, мы патриоты: с
вободы слова, печати, личности." - "Это не патриотизм, это - либерализм". - "Значит, мы либералы. И точка".

Тогда понятно, почему из политиков России они называют и симпатизируют Явлинскому, Немцову, Хакамаде. С Путиным как-то запутались. С одной стороны: да, нужен человек с железной волей, сильной хваткой, кукловоды чтобы вокруг не толпились. С другой стороны: судить о нем еще рано, а то, что он сделал пока, восторга не вызывает. Что именно? " Одной Чечни достаточно". И еще: " Диктатуры мы не боимся. Бояться можно только то, что признаешь исподтишка или внутренне уважаешь. А мы диктатуру ненавидим". Последние гвозди забил Филипп К., мастер формулировок: " Только демократия! Вот Вы нас учите - власть занимается только властью. Значит, от нее ничего ждать и не надо. Это старая установка - ждать от власти, как от Господа Бога, благодеяний. Президент - административное лицо. И мы его нанимаем на работу, чтобы решал глобальные проблемы.

Надо отрегулировать эту связь так, чтобы не мы от них зависели, а они от нас. Мы сами - творцы своей судьбы. Надо с себя начинать - менять свою жизнь, лепить свою личность.

Мыслить глобально, а действовать локально - вот девиз". - " Во, гениально!" - сказали все.

Ну, хорошо. Они готовятся обустроить свою и общественную жизнь, истово учатся и лепят фрагмент за фрагментом свою личность с помощью действительно мощного педагогического коллектива Менделеевки. Но ведь известно, что самый надежный строительный материал для этого дела - самообразование. Что читают, слушают, смотрят?

Часть уверена: читаем много и достаточно. Но большая половина сокрушается - немного, недостаточно. Называют любимых поэтов - Лермонтов, Пушкин (" веселый поэт!"), Есенин, Маяковский, Блок, Гумилев, Пастернак, Цветаева, Высоцкий. Спрашивают: " Шекспир - поэт или не поэт?" Ефремова, К. Булычева, Лема, Бредбери, Стругацких любят все до единого.

Лесков, Достоевский, Тургенев были отмечены. Генри, Марк Твен - чего вам еще надо?

Булгакова загубили в школе " нудным критическим анализом". " Мне повезло, - говорит Алеша Б. - я " Мастера и Маргариту" до школьного анализа прочел. В школе говорили - это трагедия". ( Ядовитая реплика: " А оказалось - комедия".) Детективы читают. Странно - Маринину не знает никто. О таких поэтах, как Пригов, Иртеньев даже не слышали. Зато называют Головачева, Гуляковского - этих я не знаю. Но Виктора Пелевина любят до фанатизма. Вот только сомневаются: " Что такой писатель , Пелевин, есть - это несомненно. Но есть ли такой человек - Виктор Пелевин? Сколько ни бегали на встречу с ним, ничего не вышло". Ну что ж, меню не богатое, без изысканных блюд и острых приправ, но вполне доброкачественное.

В музыке - демократия без берегов, от Чайковского до Земфиры. Панк - рок - обязательно. В консерваторию, " Ленком" и любимый " Современник" ( вот она, нетленка!) бегают постоянно. " Как постоянно? Цены же сумасшедшие". - " Ага. Но это секрет, как мы туда попадаем". Ванечка опять встревает: " Был в этом году на опере, в консерватории." - " Опера в консерватории? Как называется? - сомневается Олеся. - " Забыл. Там по иностранному пели", - шепчет Ваня. Любимые радиостанции - " Наше радио", " Русское радио", "Love - радио", " 107". Уж чего там с их помощью слепишь - не знаю. Но, может быть, дети лучше слышат музыкальный голос времени?

Нет, проблемы отцов и детей мы не ощущаем, сказали студенты. О родителях говорили сдержанно, без " шнурков" и " парентов". Они меня понимают, мы их понимаем - в чем же вопрос? " Нет, проблемы все-таки есть, - размышлял Сергей Е. - Вот почти у всех родители - с высшим образованием. И ценности высшего образования они внушили и нам.

Но! Они жили в другой стране, были востребованы ею, у них была идея, и вдруг все разрушилось. То-есть они имели и потеряли. А мы еще ничего не имели и стали думать - что выбрать? И тут они, обломавшиеся со своими дипломами педагогов и инженеров, стали нудить: иди в юристы или экономисты, это надежнее. А я хотел быть химиком-технологом, с детства люблю химию. Битвы были, искры летели. Я победил". - " Толкали вас в вузы, несмотря на то, что город полон слухов о том, как погрязли вузы и их общежития в разврате и наркотиках?" С наркотиками разобрались быстро. " Чего на вузы бочку катят?

Наркотики везде, в подъездах, на дискотеках, и недорого можно достать. Чем ближе к улице человек, тем ближе к нему эта проблема." О причинах этой беды спорили тоже как-то вяло. Одни говорили - от лишних и дурных денег, другие возражали - от одиночества и социальной невостребован

ности, третьи вспоминали Игоря Сорина, который не мог, по их мнению, жаловаться на невостребованность и одиночество. На вопрос , пробовали ли они наркотики, ответили прибауткой: "Один раз напился - не считается". Потом почему-то решили легализовать наркотики, как в Голландии, и на этом поставили точку. " Кому надо, пусть с ума сходит". ( Делаю выводы для себя, а то на этом строгом фоне я со своими кофе и сигаретами прямо хиппи какая-то. И с любовью к Родине тоже не все благополучно. Надо опять бежать, задрав штаны, за молодежью.)

Если у кого-то из вас, дорогие читатели, есть проблемы с детьми, приходите к моим студентам, они вас встретят в педагогическом всеоружии и объяснят, что надо делать: " По пословице - жизнь ласкает молодых и рьяных. Дети рвутся вперед, где им будет лучше. Задача родителей -не ставить перед ними преграды, а поддерживать их. Мои, например, все время говорят: куда бы ты ни вляпался, как бы ни запутался, все равно ты будешь нашим самым дорогим парнем и мы тебя всегда поддержим и поймем. Вот это должно стать общим правилом для родителей : что бы ты ни делал, мы с тобой. А где тебе будет лучше, мы и сами не знаем".

Еще они вам скажут : не нудите, что вы жили взахлеб, весело, а мы - тоскливое поколение. Мы живем веселее вас. "Почему?" Потому что делаем то, что делали вы плюс то, что вам было нельзя. КВН, студенческие поездки, студенческие театры, танцы (теперь дискотеки) - этого и у нас в достатке. Но мы можем посмотреть, например, "Американский пирог", пойти в ночной клуб - там почти везде есть студенческий день (точнее, ночь), поехать куда угодно за рубеж, были бы деньги. Мы можем читать все, что вам и не снилось. Или: вот вы говорили о сексуальной революции. Р-р-революция! Это для вас она была революция, для нас - это обычная жизнь. А главное - мы внутренне свободны. Мы из себя рабов не выдавливали. Рабов выдавливать - это как белье отжимать, все равно что-то останется. Сама возможность жить в соответствии со своими убеждениями, жить, как хочу - кто из вас, кроме горстки отчаянных диссидентов, отваживался на такое? А у нас это - норма, а не подвиг. Вот и не мешайте, уйдите с дороги или посторонитесь хотя бы." Тут я вспомнила, как один веселый биолог перевел латинскую фразу "Mеmento mori" - не забудь вымереть! В самом деле, не забыть бы...

Что ж, вроде все правильно. И можно было бы вслед за Леонидом Мартыновым воскликнуть: " Какие хорошие выросли дети!" Благословить, отойти на обочину дороги, и не забыть вымереть. И думать перед концом своим, что будущее страны в надежных руках. Но что-то томит, что-то меня смущает. Никогда я им этого не скажу, но что помешает мне думать: вам бы с вашими прекрасными установками и порывами жить в другой стране. Как бы не обломала вас Россия, большая мастерица по этому делу. И вспомнился мне один диспут 40 лет назад в университете на тему, естественно, о смысле жизни. Собственно, и диспута-то никакого бы не было, все скоро сошлись на том, что надо много работать и крепко любить эту огромную страну, ну и все, что там дальше у Гайдара в "Чуке и Геке". Если бы не скромный Миша Д., который вдруг ляпнул, что смысл его жизни в том, чтобы зарабатывать много денег, иметь собственную машину и красавицу - жену. Что тут началось, можете представить. Мишку называли отрыжкой мещанства, а комсоргов прорабатывали даже в ЦК ВЛКСМ за плохо поставленную воспитательную работу. И прошли годы. Иных уж нет. Миша погиб, спасая в спортивном лагере на Волге пацаненка, который ночью вздумал поплавать с маской и стал тонуть. Мальчишку он вытолкнул, но тот рыдал - утонула маска. Миша нырнул за ней, ударился виском о корягу и не выплыл. Многие выехали из страны в 70-80 годах и большинство - по политическим мотивам. Оставшиеся, не колеблясь, примкнули в начале 90-х к демократическому движению. И только двое сохранили партбилеты и по-прежнему мечтают о светлом будущем.

Смотрю на веселые, ясные физиономии своих студентов и думаю: как же должна постараться страна, что же такое она должна вытворить, чтобы сделать из этих чистых, умных, преданных ей друзей, готовых служить ей верой и правдой, своих заклятых врагов.

Господи! Сохрани их и помилуй!

Комментарии

Добавить изображение