Путь от Духа Святого до каждого человека
06-05-2001Сатанинские "религии", тоталитарные секты - отнюдь не примета нашего времени. Они существовали с тех пор, как люди начали осознавать себя. В прошлые века жизнь общества была пронизана религиозными представлениями. С утверждением Христианства на большей части Европы разделение на цивилизованные и варварские страны обычно отождествлялось с тем, является ли там Христианство разделяемой большинством религией. Христианское мировоззрение предполагает для человека свободу воли. Бог не навязывает человеку свой выбор. Следование христианским заветам предполагает соотнесение себя с Богом, как настройка душевного камертона на высокий, Божественный лад. И решение по каждому из жизненных вопросов, когда сталкиваются "тварные" и "духовные" интересы и запросы человека, верующий обязан принимать сам. Хотя он может в трудную минуту всегда рассчитывать на помощь Церкви в лице проповедника. Обратившись за советом, верующий исповедуется в своих сомнениях, очищается душой, рассказав о том, что мучит его (а христианская совесть практически всегда подсказывает человеку, что, согрешив, он поэтому мучается вопросами, которые требуют разрешения через покаяние и совет Церкви), и он получает отпущение своих грехов и жизненный совет.
Христианство несет в себе свободу выбора и свободу духа человеческого, не закабаляя его неким грозным и беспощадным Богом или богами, как во множестве древних религий и суеверий. Основным отличительным признаком истинной Церкви является упование на Любовь Господа ко всем своим чадам. То есть, Он как самый любящий и добрый Отец не наказывает беспощадно, не клеймит и не стращает своих чад, а через добрую волю к Познанию Истины хочет провести человека через рифы бурной земной жизни к жизни Вечной. Это и есть Спасение Души человека. Коренное отличие Христианства от ложных ересей, ложных церквей, которыми была полна история человеческая, именно и заключается в этой ненасильственности Веры в Бога. А свобода выбора пути предполагает индивидуальную ответственность каждого созревшего для самостоятельной жизни человека перед собой и Богом. И по заслугам в конце его пути ему и воздастся - говорит церковное христианское мировоззрение.
С мирской точки зрения вышесказанное означает ни более, ни менее как то, что Христианин не орудие в руках каких-то высших и непонятных сил, которых он должен бояться, поклоняться им, замаливать грешки и возносить подаяния. Он - свободная и разумная Личность, которая должна в жизни соотносить свои поступки и чаяния с эталоном, который неизмеримо выше любого живущего и жившего человека. Это и есть Христианский Бог. Который, как известно, пожертвовал своим воплощением в образе сына своего Иисуса Христа чтобы через эту жертву искупить грех заблудшего в сети дьявола первочеловека, точнее - первую семью Земного Мира.
Таким образом, воспитанный с раннего детства в христианской традиции человек совершенно органично принимает необходимость свободного от диктата выбора решений по большей (значительной для него) части жизненных решений. И он в естественной мере осознает последствия собственного выбора - правильного или ошибочного - как спасение своей души от исчезновения после физической смерти или лишение этой награды вечной жизни Духа - при его грешности. Но даже согрешившему (до известной степени) дается шанс через покаяние, искреннее осознание и исправление все же получить прощение Отца Небесного.
Так вот, в Христианстве ни на йоту нет насильственности. Нет насилия над волей человека. Нет преклонения человека перед человеком - только взаимное уважение людей и желание следовать в праведной жизни такому Эталону, который не может по определению быть тленным, неправым, суетным и лживым. Бог создал все сущее, он понимает каждого, кто искренне обращается к Нему. Но поскольку в Мире существует также дьявол - соблазнитель и враг всего Сущего, то каждый подвергается опасности сбиться с единственно верного пути. Первосемью и постигла такая участь, когда Еву сбил с истинной дороги дьявол через змия, внушив ослушаться и пойти против наставлений Господа. И, таким образом, отведав от плода познания добра и зла, первые люди выбрали не только свою участь, но и участь всего своего потомства. Отныне они сами должны были о себе заботиться, как если бы непослушные дети сбежали из-под родительского крова и были обречены на заботу о собственном существовании.
Противостояние Добра и зла - наиважнейшее свойство Мира. Следовательно, на чьей стороне человек окажется - такова будет его судьба. И каждый должен делать выбор сам, хотя каждому Бог не отказывает в возможности отойти от сатаны и прилепиться к Богу. Выбор Бога - созидание, творчество, самореализация жизни в этом мире. Выбор сатаны - разрушение, коварство, интриги, стремление к власти над другими людьми. Сатана искушает человека, позволившему прислушаться к его коварным советом, прежде всего возможностью почти неограниченной (так ему внушается) властью над другими. Сатана пытался соблазнить властью над миром даже Иисуса Христа, но был с презрением отвергнут им. И кто соблазнится этим - тот навсегда пропадает для Вечной Жизни, если он слишком далеко зайдет по этому пути. Рай или ад - воплощения конечного пункта пути для праведной или грешной души.
Сатанинские "религии", тоталитарные секты - отнюдь не примета нашего времени. Они существовали с тех пор, как люди начали осознавать себя. Вот какие основные признаки и какие названия таких сект мы знаем. Главным отличием от Христианства в них лежит отказ от созидательной и жизнеутверждающей деятельности на жизненном пути человека. Адептам этих сект внушалось, что мир - это "сосуд скверны", что никакого доброго дела и пути у человека в этом мире быть не может. И только после его смерти, причем - мученической, прошедши через самоистязание и страдание - человек может обрести счастливую загробную жизнь. Поэтому сектанты должны были всячески отвергать все мирское и страданиями приближать свой физический конец на земле. Практика самосожжений - обычное дело в таких сектах. Современное научное мировоззрение называет такие секты "антисистемами", в противоположность "позитивным" религиозными учениями.
Такими древними антисистемами были учения антиохийских гностиков, манихейство, маздакизм, исмаилизм (в Персии), учение катаров во Франции, павликианство в IX веке в Византии. Все антисистемы возникают на стыке наций и этносов, когда последние переживают кризис. Антисистемой, наиболее близкой к славянам, было учение богумилов в X веке, зародившееся на кризисном витке развития болгарской нации. Регион, затронутый этой ересью, был идентичен известному ныне как "пороховой погреб Европы" на Балканах, региону Сербии и Македонии.
В основу всех антисистем легло не жизнеутверждение, а жизнеотрицание. Явно или неявно, в них царствовал культ сатаны как "царя мира" и реального владыки, которому нужно поклоняться и служить. И отрицать телесный мир как источник зла, высвободив душу путем умерщвления плоти. Всем им присуще жестокое отношение к окружающей среде, где живые существа лишены духовности и не заслуживают сострадания. Чтобы освободиться от этого мира, надо умереть.
В древней Руси, ярко выраженные черты антисистемы в X-XI веках имели волхвы, яростно сопротивлявшиеся принятию христианства на Руси вплоть до XII века. Они погубили много народа, собирая секты, которые самосжигались в лесной глуши. Интересен сохранившийся рассказ боярина Яна об учении волхвов, излагавших так метафизическую картину мира: "Бог, мывшись, отерся ветошкой и бросил ее на землю, а затем дьявол сотворил из нее человека, и Бог вдохнул в него душу". Когда же волхвов спрашивали, каковы их боги, они показывали на изображения чертей на иконах, утверждая, что через них они знают тайны мироздания.
В дохристианскую эпоху господствовало язычество - верования в культ множества богов, якобы защищающих людей, которые им поклоняются, от того или иного неблагоприятного явления природы. Если, конечно, этим богам молиться и приносить жертвы. Эти языческие культы не являлись антисистемами, так как не предполагали от своих адептов поклоняться силам зла в образе сатаны, не требовали умерщвлять свою плоть и самосжигаться. Они просто были первобытными культами, поддерживаемыми суевериями неразвитых народов. Таковые стадии проходили, по всей видимости, все населявшие Землю народы - только в разные исторические периоды.
Такие попытки в наше время, когда Россия оказалась в расколе, и когда напряжение национального ментального поля достигло максимума, попытки создания подобных антисистем очевидны. Одной из них можно назвать попытку Александра Дугина создать свою "Метафизику Благой Вести". В ней можно видеть черты, присущие восточным культам, опирающимся на понятия брахмы, пракрити, пуруши, смешанные с еретическими учениями средневекового европейского епископа Иоанна Скотта Эриугены (???-890г.). Которое, в свою очередь, опиралось на гностические представления. Отождествление в православии понятий: Бог Отец - это Абсолют, Бог Сын - Чистое Бытие, Святой Дух - Чистое Небытие, помимо святотатства - ничто иное, как перелицовка представлений Эриугены о пути Троицы.
Вот как последний представлял себе это: Бог по отношению к мировым предметам - небытие; по отношению к идеям - причинность и потенция; по отношению к себе - "божественный мрак". Бог равен себе, и как небытие, изливает из себя бесчисленные потенции, которые, усваивая формы, обретают действительность в мире. Это жуткое небытие хочет стать бытием и благодаря наличию у него воли образует Троицу, где Сын - превращенный из Ничто в объект единый первообраз, который переходит во множество форм. Эти формы - отчасти эманации (т.е. Дух), раскрываются как человеческие души, которые "творятся и творят", отчасти - идеи, в которых Бог достигает самосознания. Но поскольку Бог - небытие, они непостижимы и для Бога. Но когда тело человека превращается в прах, он превращается в дух и возвращается в Божество, вливаясь в него. По Эриугене Богу угодны души умерших. Монахи обители Мальмесбери, где Эригена был настоятелем, не смогли вынести такого кощунства и убили его. Но его учение смогло уже смутить многие умы. В XIII веке книги Эриугены были осуждены на поместном соборе в Сансе. Но из епархии теологов его идеи переселились в умы философов: Декарта, Спинозы, Канта, Фихте и Гегеля. И недаром - его учение не только не христианское, но и не религиозное. Божественный мрак - не личность, а стихия природы. Но оно имеет большие черты сходства с атеистическими воззрениями индийской философии. Они сходны с карматскими и исмаилитскими.
В общем и целом в средневековой Европе попытка создания антисистемы провалилась. Для нее не было достаточного количества "горючего материала".
Троица "Абсолют" : " Чистое Бытие" : "Чистое Небытие". Дугин называет ее "Черная Троица" и она лежит в области трансцендентного, а значит - "несозерцаема и немыслима". Церковным догматом о нисхождении Духа от Отца и Сына проводится мысль, что Дух является связующим звеном любви ко всему сущему. В дугинской концепции "Черной Троицы" нет этому никакого места, как нет места и для для свободы воли выбора Добра или зла. По нему - Бог "срастворяется" с павшей человеческой плотью. И нет места акту Творения, как его понимает Христианство. Тварь, созданная из "Ничего", не является эманацией Творца.
Эта креационистская концепция (бездушного механического создания) не случайно сводит живущих людей до роли марионеток, управляемых неким "ангелическим органом". Это попытка возрождения представлений традиционалистов, как будто мир является большой сценой, на котором живущие существа играют неведомый им спектакль. И не обладают собственной свободой выбора пути. Представления Дугина о "нетварной" плоти, "нетварной жизни" "нетварного" Духа, который христианин получает через Духа Святого при воцерковлении, сводит человека к роли послушного инструмента в руках церкви, понимаемой как некий институт в государстве. И это очень опасно для общества. Мы видим попытку закабаления духа человека, вовлечения его в очередную убийственную и мертвую антисистему. Никакого отношения к Христианству (будь то в Восточной или Западной его традиции) это не имеет. И тем опасно для и так уже растерзанного тела России.
Сатанинские секты и верования могут принимать самые причудливые формы. Помимо всем знакомых сект наподобие "Аум синреке" ("Высшая истина"), являясь откровенно террористической организацией, в наше время появляются и такие, которые манипулируют самыми современными представлениями: был экзотический культ "Небесные врата", в котором соединялись религиозный культ, космос и компьютеры (об этой секте написано здесь). Сектантские "сенсеи" пытаются использовать синтез самых невероятных элементов, улавливая с такие сети мятущиеся, ищущие путь людские души.
Но самым опасным, на мой взгляд, являются те, кто пытаются сочетать в "культостроительстве" элементы традиционной веры, философские концепции, и квазинаучные построения. Такие новоявленные культы часто оказываются привлекательными именно в стране, которая в людских душах потеряла ориентир, но авторитет философии и науки в умах тех людей ещё высок. И эти искусственно созданные "религии" могут оказаться "привлекательными" для таких умов. За примером далеко ходить не надо, надо помнить и о том, что коммунисты не зря построили свою концепцию как квазирелигию, с элементами слепой веры, в то же время опирающуюся как бы на научную основу. И доныне таких коммунистических сектантов, слепо верящих в "марксизм-ленинизм", в России достаточно много.