СЛОВО В СЕТЯХ: ТУПИКИ РОССИЙСКОГО INTERNETа

20-10-2001

Сегодня в русскоязычном INTERNET много спорят о свободе слова в сети и даже посвящают этой действительно важной, стратегической проблеме целые конференции и семинары. Однако бывают не только неправильные ответы, но и неправильные вопросы. Сам вопрос «Существует ли свобода слова в INTERNET?» - изначально неправильный, ибо общ и потому неточен, а истина всегда конкретна.

Свобода слова в сети INTERNET, разумеется, существует. Но одновременно есть множество возможностей и технических средств, эту свободу контролирующих и ограничивающих. Не буду говорить о существовании целых «структур», великолепно оснащенных программно и аппаратно (ведь все ограничения Кокома отменены, о чем говорят груды коробок из-под дорогой западной компьютерной аппаратуры у некоторых угрюмых московских зданий), специально сканирующих всю сеть, имеющих на всех свои досье и базы данных, считывающих электронную почту и факсы и умело борющихся с любыми средствами защиты личной информации и сайтов. Скажу лишь, что первый INTERNET-журнал, куда меня пригласил полубезумный, но талантливый юный энтузиаст сети, давно прикрыт. Сайт, где я открыл свою первую Home Page, вскоре был взломан и уничтожен неизвестными, но очень профессионально сработавшими хакерами. После этого мне пришлось уйти на мощный американский сервер, куда вламываться, видимо, побаиваются: янки, среди которых много наших программистов, сразу найдут визитеров (учились ведь вместе) и накажут долларом. За сетью присматривают…

Свобода в INTERNET существует, пока это действительно интернациональная сеть с довольно крупными ячейками, сквозь которые можно неожиданно и бесконтрольно выйти к пользователям со своим словом. Сделать это в России (т.е. в пространстве «RU») можно только через провинциальные серверы. Там, где есть дорого стоившие, жестко контролируемые «хозяином» российские «частные» и «негосударственные» сайты и нанятые журналисты, этой свободы уже нет.

Не говорю о вкусовых и групповых пристрастиях самих «обозревателей», допускающих в свои сетевые издания лишь себе подобных и паразитирующих в основном на удобной поэтике колченогого постмодернизма, при финансовой (чьи деньги - понятно) и технической поддержке руководимого тертым кремлевским хитрецом Глебом Павловским Фонда эффективной (?!) политики (http://www.fep.ru) ставшей очередным ходовым жаргоном сети. Но дело не только в жаргоне и групповых интересах. Власть стала прикармливать новый кружковый «соцреализм» без исторической памяти и уважения к прошедшему, и сразу в ее передней появилась новая льстивая компания хитрых городских сумасшедших, попрошаек и приживалов. Диапазон широк – от очень смелого и независимого авангардиста М. Гельмана до солидно-академического вроде бы (но сам подбор авторов и тем выдает) издательства и журнала «НЛО», но за их спинами видна одна тень лукавого политолога-наперсточника, создателя виртуальных ценностей и личностей, на чьем хостинге давно сидит вся наша замечательная карманная «правая» (ребята, вы руки уже стали путать) оппозиция.

Это кружково-группово «зашоренные» люди «левой» интеллигентской тусовки, привыкшие существовать на «спонсорские» подачки и «премии» типа «Антибукера» и раскручивающие свои эпатажные «проекты» в нищей отчаявшейся стране. Им наплевать, что нашим первым постмодернистом был Иванушка Дурачок, встретивший похороны свадебной поговоркой «Таскать вам - не перетаскать», и что их поклонников и читателей у нас всего восемь с половиною (что доказали естественная смерть бумажной версии журнала «Пушкин», полная нечитаемость сменившего его «Неприкосновенного запаса» и неизбежное падение тиража «Ex-libris'а» при его издании в виде отдельного приложения к «Независимой газете»). Такая вот хакамада получается...

Такова часть конкретной истины. Дальнейшая ее конкретизация с называнием имен и адресов (всем, впрочем, известных) просто самоубийственна. Но можно уже теперь утверждать, что в «демократической» России все идет к превращению сети INTERNET в незримый железный занавес с использованием, прежде всего, экономических рычагов. Но и о политических рычагах у нас не забывают.

Уже прозвучало директивное требование регистрировать все сайты зоны «RU» в особом правительственном «органе», что фактически означает введение цензуры. Люди власти, в свое время спокойно сбившие в ничейном воздушном пространстве южнокорейский пассажирский самолет, теперь вбивают полосатые пограничные столбы в виртуальную почву мирового INTERNET. Им наплевать, что в сети нет национальных границ и суверенитетов, не действуют российские законы и конституция. Зато там только и можно создать виртуальное молчаливое большинство. Таковы квадратные параболы номенклатурной мысли.

Недальновидные угрозы наших сетевых деятелей, этих мелких и непрофессиональных хулиганов, уйти на зарубежные серверы в этих хитроватых чиновничьих планах не только предусмотрены, но и воспринимаются с глубоким удовлетворением, ибо беспокойные деятели покинут в таком случае российский INTERNET. А с эмигрантами у нас разговор всегда был коротким. Настойчиво повторяемые угрозы ввести повременную оплату телефона и тем самым превратить отечественный INTERNET в чисто государственную службу и ночную забаву богатых людей (которые получили свои деньги все от той же власти и не будут с ней спорить) показывают, что над этой стратегической проблемой работают где-то за кулисами, продумывают варианты и «сценарии». Когда-то этот занавес с грохотом закроется. Навсегда.

Но это лишь одна сторона многосложной проблемы. Слово не может быть свободным там, где к нему относятся пренебрежительно, без понимания его поистине божественной («В начале было Слово») природы. В отечественном INTERNET поражают богатейшие технические возможности для вольного обмена Словом и удивительная бедность содержания. Это страна контрастов.

Заглядывая в русскоязычную сеть, встречаешь урло сетевого бескультурья, простодушно хамское отношение к русскому слову, к нашему богатейшему литературному языку как к «контенту» (любимое словечко программистов и web-дизайнеров, всерьез считающих, что всем нужны именно их замечательные технические решения, интерфейсы и презентации), причем таковым молчаливо считаются и произведения Пушкина, Толстого, Достоевского. Люди никак не могут понять, что сеть - это средство, а не самоцель, воспринимают ее как техническую игру или наркотик.

Столбом стоит дешевоватый стиль «физики шутят», околокомпьютерный жарт и стеб, колченогий жаргон «технарей», программистов и любителей погреметь халявным «железом». Интеллигентские сетевые «тусовки» не лучше: живого русского языка и там нет, а к однообразным ходам издевательской и в то же время очень серьезно к себе относящейся постмодернистской мысли какого-нибудь бородатого инвалида компьютерного детства, сросшегося толстым пузом с клавиатурой, быстро привыкаешь. Конфетная обертка лебедевского дизайна (еще один сетевой стандарт) не спасает…

В русской сети вообще отсутствует профессиональная редактура текстов, нет такой должности – «web-редактор». Сейчас это приют дилетантов, где просто не знают ничего о правилах хорошего вкуса, чувства меры и приличного поведения. Каждый может наскоро настучать «текст», насканировать фотографии и разместить это «нечто» в сети. Это называется «срубить сайт». Такими простодушно дилетантскими поделками на уровне домашнего кухонного разговора с приятелями полны многие сайты. Нужно ли было их «рубить» в таком количестве?

Ведь каждый выход в сеть должен быть значимым, продуманным и подготовленным, пройти необходимые консультации у соответствующих специалистов. О бесчисленных грамматических ошибках и не говорю: никто не удосуживается хотя бы проверять свои «тексты» с помощью «ОРФО 5.0». А ведь слово не требует всех этих невероятных, непрерывно увеличивающихся технических «наворотов» MICROSOFT и бесконечных «огородов Козловского», с ним вполне можно работать на уровне DOS.

И последнее: в нашем INTERNET за слово не научились и не хотят платить, уважать автора, его человеческие и юридические права. Русский писатель в сети одинок, притесняем и несвободен, вольное слово его не может пробиться через все эти дорогостоящие технические рогатки, нанятых «редакторов» и «обозревателей». Ведь для самой обычной работы в INTERNET нужны неплохой компьютер, сканер, соответствующие легальные программы, электронная почта, оплата постоянного пребывания в сети.

Как за все это платить, если тебе никто не платит за тексты, а просят их все? Слово в сети еще и воруют, и это тоже мощный рычаг политического, экономического и психологического давления на одинокого и беспомощного писателя. Так что на место старой цензуры, никем, впрочем, фактически не отмененной и под новыми вывесками сидящей все в том же Китайском проезде, «люди власти» и «люди денег» (первые отличаются от вторых тем, что дали им эти НАШИ деньги на время подержать, а те простодушно и самодовольно считают, что они их сами – ха-ха! - навсегда заработали), понимающие все стратегическое значение INTERNET, придумали много иных цепей и рогаток.

Так что на «неправильный» вопрос «Существует ли свобода слова в INTERNET» я пока ответить не могу, но постоянно думаю о трудной судьбе русского слова и писателя в сети. Хотелось бы, чтобы мы все об этом задумались, прислушались к мнениям друг друга сквозь весь этот ловко дирижируемый «сверху» (и ежу ясно, чья структура этот невероятно независимый и очень неправительственный ФЭП) политический, технический и коммерческий гвалт.

( Vsevolod Sakharov, 2001. All rights are reserved.

E-mail hlupino@mail.ru

Http://www.book-mekka.ru

Комментарии

Добавить изображение