ЕСТЬ ЛИ У КАЛИНИНГРАДА РОССИЙСКОЕ БУДУЩЕЕ
05-07-2005Калининградская область незадолго до своего 750-летия оказалась в центре внимания совсем не по поводу самих торжеств. В конце июня 2005 года через одну индийскую англоязычную газету (“The Statesman”) была произведена очередная “утечка” информации. Со ссылкой на аналитический доклад ЦРУ под названием “Глобальные тенденции 2015” газета написала, что США поставили себе внешнеполитической задачей отделение Калининградской области от России. Сообщение, судя по косвенным данным, не подтвердилось, но легко представить, как эта новость взволновала те политические круги в Германии, которые близки к правому крылу ХДС-ХСС и “Союзу изгнанных”: эти силы сами претендует на территорию бывшей Восточной Пруссии.
И все же думается, что главную опасность для Калининградской области представляет не та или иная “внешняя угроза”, а отношение областных и федеральных российских властей, да и простых граждан России к будущему эксклава. Как ни поразительно, это отношение не удается выяснить доподлинно. В июне 2005 года мэр Калининграда Юрий Савенко давал интервью немецкому еженедельнику Шпигель”. Отвечая на вопрос, как жители Калининграда представляют себе свой город через 20 лет, Ю.Савенко не захотел говорить о “политическом статусе” Калининграда (позволительно спросить: почему?), зато отметил, что падение берлинской стены для многих оказалось большой неожиданностью (???). Такие ассоциативные связи могут восприниматься в Германии одним-единственным образом - как приглашение “приходить и править”.
Наибольшую активность в Германии по поводу Калининградской области проявляют “Союз изгнанных” и Восточнопрусское землячество. Не остаются в стороне и некоторые члены германского бундестага, в первую очередь Эрика Штайнбах – президент “Союза изгнанных” и член фракции ХДС Юрген Климке, которому в последнее время российские власти отказывают в получении въездной визы. Руководитель Восточнопрусского землячества Вильгельм фон Готтберг активно координирует свою работу с Ю. Климке. Э.Штайнбах и Ю. Климке фигурируют среди 41 депутата бундестага от фракции ХДС, которые 21 сентября 2004 года обратились к федеральному правительству с запросом относительно “экономического будущего” Калининградской области (в общей сложности был сформулирован 51 вопрос). В 14-ом из этих вопросов прямо говорится об идее создания еврорегиона “Восточная Пруссия” - своего рода квазигосударства, которое включало бы части территории нынешних России, Польши и Литвы.
Идея создания подобного “еврорегиона” впервые была высказана в 2001 году представителями молодежной организации Восточнопрусского землячества, заявившими тогда, что главное - это заселение “еврорегиона” немцами, для чего следует предусмотреть права преимущественной покупки земельных участков для активистов германского Восточнопрусского землячества.
Наиболее адекватно отреагировал в тот момент на запрос группы депутатов бундестага адмирал Балтийского флота Кравченко, сказавший газете “Гамбургер абендблат”, что реваншистские настроения некоторых депутатов бундестага доказывает необходимость для нас находиться постоянно в состоянии боевой готовности”.
Гипотетическое отделение Калининградской области от России рассматривается “Союзом изгнанных” как промежуточный этап. Конечная цель активистов этого союза – попытаться вернуть все утраченные в результате второй мировой войны территории. Их лозунг возвращение Германии к границам 1937 года. Активно поддерживал этот лозунг баварский лидер ХСС Франц Йозеф Штраус, много сделавший для того, чтобы придать видимость наличия правовых оснований требованию вернуть Германию к границам 1937 года.
В политических и научных кругах Германии не прекращается дискуссия о национальной идентичности немцев. И если на этом фоне представители Восточнопрусского землячества открыто заявляют о том, что Калининградская область (бывший Кенигсберг) является частью немецкого национального самосознания”, то к этому надо отнестись предельно серьезно. Было бы наивно предполагать, что это заявление носит чисто культурный характер и что все немцы вечерами усиленно читают Иммануила Канта, уроженца Кенигсберга, который, кстати, обращался с просьбой к российским властям о предоставлении ему российского подданства. Почитание великого философа тесно связано с возрождением немецкой национальной идеи, которая все больше нацеливается на то, чтобы сначала обозначить свои претензии на бывшие восточнопрусские земли, используя любые юридические зацепки, а затем последовательно добиваться их возвращения.
В связи с идущей в Германии полемикой по поводу будущего Калининграда стоит напомнить о существовании длинного списка влиятельнейших европейских политиков, которые были решительно против объединения Германии. Яростным противником объединения Германии выступала Маргарет Тэтчер, не скрывавшая своих “антитевтонских” настроений. Особенно негативно она относилась к тогдашнему федеральному канцлеру Гельмуту Колю – главному “архитектору” процесса объединения восточных и западных германских земель. Для М.Тэтчер немцы, живущие за пределами Германии, всегда представляли собой “пятую колонну” по отношению к стране проживания. В связи с этим следует напомнить, что председатель Восточнопрусского землячества В. фон Готтберг и его молодые коллеги упорно предлагают переселить в Калининградскую область немцев Поволжья и активистов “Союза изгнанных”.
Еще более убежденным противником объединения Германии, нежели Маргарет Тэтчер, был Франсуа Миттеран. Мы выступали за сохранение разделенной Германии, - говорил он, - но сохранить эту страну разделенной мы не смогли”. Другой известный французский политик Жак Аттали также разделял эту точку зрения и считал, что при помощи “евро-дойчмарки немцы будут стремиться к тому, чтобы экономически подчинить себе Западную Европу, а политически – Восточную Европу. Мишель Дебре, бывший премьер-министр Франции и соратник генерала де Голля, накануне объединения Германии заметил: “Мы живет не в мирную эпоху, мы живем в условиях войны”. Тогда, в 1990 году, из всех лидеров главных мировых держав идею объединения Германии поддерживали только Дж.Буш-старший и М.Горбачев.
В конце концов, берлинская стена пала, и объединение - поглощение ГДР Федеративной Республикой Германий - состоялось. Имеет ли в виду мэр русского города Калининграда Юрий Савенко возможное (с его точки зрения) поглощение Германией и Калининградской области, когда в ответ на вопрос о будущем своего города вспоминает про падение берлинской стены? Прямого ответа на этот вопрос власти Калининграда, похоже, избегают. Однако, носителем государственного суверенитета и гарантом территориальной целостности России являются не они. В год 60-летия победы в Великой Отечественной войне общественность ждет ясных заявлений по Калининграду от главы Российского государства и других высших официальных лица Российской Федерации. Еще недавно спрашивать о том, “есть ли у Калининграда российское будущее?”, было бы абсолютно неуместно. Сегодня такой вопрос возник. И дать на него ответ политическому руководству России придется.