РЫНДА

17-03-2013

РЫНДА

С приходом на бригаду новый комбриг Евгений Иванович Волобуев начал возрождать на кораблях морскую культуру и возобновлять забытые морские традиции. На кораблях бригады начали отбивать склянки - старая морская традиция бить в корабельный колокол один, два, три и четыре удара через каждые 15 минут. Следил он за выполнением этого ритуала очень тщательно. Склянки отбивали корабельные сигнальщики боевой части связи в рынду (бронзовый колокол), которая висела на мостике и была предназначена для подачи сигналов в тумане и плохую видимость для безопасности плавания. Комбриг держал свой флаг на эсминце "Находчивый", стоявшем борт о борт с эсминцем "Московский Комсомолец". В один из дней он вызвал старпома "Комсомольца" Матюшинского и спросил, почему у него на корабле не отбиваются склянки. Матюшинский стал уверять, что склянки на корабле отбивают исправно, и это какое-то недоразумение.

- Вот и проверьте, если это недоразумение! - заключил комбриг.

Матюшинский поднялся на мостик и стал распекать сигнальщиков за то, что они бьют склянки нерегулярно, и вдруг заметил, что рынды нет на своем месте. Вопрос: "А где у вас рында?" остался без ответа. Сигнальщики молчали, набрав в рот воды. На сигнальный мостик был вызван командир боевой части связи лейтенант Зайцев.
- Зайцев! Объясните, где у вас рында?

Зайцев глазам своим не поверил, не увидев рынду на положенном ей месте. Матюшинский не стал разбираться с недоразумением, а коротко приказал:
- Зайцев! Меня не интересует история с вашей рындой. Чтобы рында сегодня же была на месте и чтобы склянки на корабле отбивали исправно!

Сигнальщики рассказали Зайцеву, что они сняли рынду для чистки и случайно уронили за борт. У Матюшинского был крутой нрав, и Зайцев боялся старпома, как черт ладана, поэтому он не решился докладывать ему об утоплении рынды. Прошло полчаса, и сигнальщики "Комсомольца" снова продолжали исправно отбивать склянки.

На эсминце "Скромный" размеренно идет корабельная жизнь. Около полудни в каюте старпома раздался звонок телефона.
- Омулев! Вы игнорируете мои указания! Почему на корабле не отбивают склянки? - послышался недовольный голос комбрига.
- Товарищ комбриг! Я слежу за этим, и только что их отбивали.
- Второй старпом пытается меня переубедить! У меня хорошо со слухом, и моя каюта ближе к вашему мостику, чем ваша. Час назад меня разубеждал Матюшинский, теперь это делаете вы. Наведите у себя порядок.

Омулев поднялся на мостик. "Старшина сигнальщиков!" - позвал он. Явился старшина сигнальщиков и отрапортовал.
- Почему не отбиваются склянки? - спросил старпом, и тут его взгляд упал на то место, где должна висеть рында. Рынды на месте не было. Сигнальщики ничего толком объяснить не могли и сказали, что полчаса тому назад она была на своем месте.

Омулев слыл бывалым офицером, знал хорошо все обычаи корабельной жизни и взаимоотношений, но случай был неординарный, и на его памяти на кораблях еще ни разу не пропадали рынды! Предположить, что ее унесли на другой корабль, он не мог. У корабельной сходни неслась вахта, и вахтенный старшина не позволил бы это сделать без разрешения. Омулев начал расследование. Дежурные по кораблю и по низам ничего не прояснили, и вахтенный старшина у сходни также не мог сказать ничего вразумительного. С корабля ничего не выносили, но рында пропала. На корабле всякое случается, но он отверг версию, что кто-то из команды мог снять рынду даже для шутки. Она никому не нужна, и ее не спрячешь как перочинный нож. Из тупика его вывела внезапно возникшая мысль. Матюшинский! У него тоже на корабле не отбивали склянки. Он вернулся к вахтенному старшине у сходни и спросил:
- Вахтенный! Кто приходил на корабль за прошедшие полчаса?

Тот, немного подумав, ответил, что кроме лейтенанта Зайцева с "Московского Комсомольца" в сопровождении старшины никто не приходил.
- Они что-нибудь выносили с корабля?
- Нет! Они зашли вдвоем и через 10 минут вышли.

Через две минуты Омулев поднимался по трапу на мостик "Комсомольца" со стороны фок-мачты. Поднявшись, он увидел, как двое сигнальщиков пытаются здоровенным рашпилем сточить надпись "Эсминец Скромный" на висящей рынде. Рында с эсминца "Скромный" заняла место пропавшей рынды на "Московском Комсомольце".

Над происшествием по поводу пропажи рынды, достойным пера Леонида Соболева, хохотала вся бригада! А события происходили следующим образом. Матюшинский не любил тратить время на длительные разбирател

ьства и устанавливать истину. Он просто выматерил командира БЧ-4 лейтенанта Зайцева и приказал найти и повесить рынду. Зайцев не решился сказать, что рында утоплена сигнальщиками. Боясь получить взыскание за действия своих подчиненных, он решил эту проблему по-своему. Он взял большое ведро и вместе со старшиной сигнальщиков пошел к соседу на эсминец "Скромный".

Подождав, пока в том месте, где висела рында, не будет никого из сигнальщиков, они вместе со старшиной сняли рынду с крюка, положили в ведро и,накрыв ветошью, спокойно сошли на свой корабль. Вахтенный старшина видел, что Зайцев зашел на корабль вместе со старшиной, в руках которого было ведро. Они сошли с корабля с тем же ведром, поэтому он не придал этому никакого значения: с чем люди пришли, с тем и ушли.
Бригада содрогалась от смеха, когда это курьезное присшествие разнеслось по всем кораблям. Рында "Московского Комсомольца" была найдена и поднята на борт легководолазами, которые проискали ее около двух часов.

ОТЗЫВЫ НА КНИГИ ГЕННАДИЯ БЕЛОВА

В среде писателей маринистов появилось новое имя - Геннадий Белов. Он вошел в литературу после публикации своей первой книги "За кулисами флота" в 2004 году в С.Петебурге. В прошлом он морской офицер, прослуживший на флоте 34 года и 18 лет из них на Северном флоте на пяти кораблях под началом 9 командиров кораблей, 10 комбригов и трех командиров эскадры, пройдя шесть боевых служб, и закончил службу на СФ в штабе флота. Впервые он сел за эту книгу 15 лет назад и написал ее только по памяти (420 страниц), не приведя ни одного источника. Это был его первый литературный опыт и как оказалось очень удачный. В этой книге описаны события, люди, их взаимоотношения, возникавшие конфликты во время службы на кораблях, атмосфера службы и быт офицеров в далекие 60-70-е годы. Книга написана ярким, живым языком, читается легко и с интересом. Автору действительно удалось заглянуть за кулисы флота и рассказать о том, о чем ранее не писалось.

Геннадий Петрович, здравия желаю! На днях дочитал книгу "За кулисами флота" - спасибо вам большое за сей прекрасный труд. Читал с удовольствием, будто с автором "за кружечкой чая" беседовал, столько судеб, событий в каждой странице. Низкий Вам поклон за порядочность, человечность - людьми такой закалки я восхищаюсь. Вы просили о себе упоминать в отзыве: инженер разработчик технических решений в области связи 25-ти лет от роду, Александр Фролов

Прочитал Вашу книгу взахлеб, получив истинное удовольствие!
Меня всегда интересовал именно этот, послевоенный период становления нашего флота, как раз 50-70г.г. Вы замечательно раскрыли, как из лейтенантов выбивали этот романтический дух Станюковича, Грина, не говоря уж о Л.Соболеве и А.Кроне. Служба на эсминцах пр.56 мне совершенно не знакома, и, поэтому, самые мелкие детали были для меня открытием. Большое вам спасибо за то, что вы написали такую книгу. Жаль, конечно, за такой малый тираж - я бы её сделал настольной книгой современных морских офицеров.
Борис Павлович Пономарев. Командир дивизиона РЭБ ТАРКР "Киров"

Третья книга Геннадия Белова "Честь и Долг", изданная в С.Петербурге в 2009 году, повествует о двух выдающихся адмиралах современного флота вице-адмирале Е.И.Волобуеве и контр-адмирале Е.А.Скворцове, с которыми автора связывала длительная служба на Северном флоте. В этой же книга помещена интересная глава "Экстремальный лексикон флота. Монологи выдающихся начальников". В ней помещены высказывания выдающихся начальников 7 оперативной эскадры на штабных оперативках, совещаниях и разборах, записанные офицерами штаба. Они представляют интерес, потому что отражают многообразие ситуаций в боевой подготовке, повседневных служебных ситуаций и проявляют личности их участников. Для этой главы автор использовал материалы, собранные офицером штаба 7 эскадры Александром Ивановичем Толстиком и личные материалы.

В декабре 2012 года вышла из печати четвертая книга Г. Белова в историко-литературном жанре о 7 оперативной эскадре СФ "Атлантическая эскадра". В книге дана ретроспетива боевой деятельности эскадры, деятельности кораблей эскадры на боевой службе в Атлантике и Средиземном море и не забыты командиры кораблей, бригад, дивизий и эскадры, беззаветно отдававших свои силы и энергию Северному флоту. Надо сказать что эта историческая книга была написана им вдали от России, в Америке, где он постоянно проживает. Это говорит о его исключительном упорстве, настойчивости и фанатическом трудолюбии в поисках большого объема статистических материалов и респондентов, которых было более 300 человек. Книга объемом 602 страницы была написана им всего за 22 месяца. Его усилия на литературном попроище были оценены Союзом Писателей Росии, куда он был принят в мае 2010 года. В настоящее время им открыт сайт 7 оперативной эскадры "Атлантика" - atlantika.ucoz.ru

Редактор

Комментарии

Добавить изображение