Миф о карьерной иерархии

18-07-1999

Ruben Gerr      Незаметно-постепенно наша цивилизация вступила в эпоху нового и даже новейшего мифотворчества. Человеку всегда была свойственна потребность все объяснять – не другим, так себе. Когда информации и средств для ее обработки, то бишь фактов и научного аппарата для их систематизации недоставало, на помощь приходили мифы.

Советский человек привык жить в мире, в котором все просто и понятно. Есть «руководящая и направляющая», построенная, как всем было известно, по принципу демократического централизма, есть «министерства и ведомства», в которых все тоже организовано по четкому иерархическому принципу. Многим казалось, что стоит только заменить негодных чиновников и функционеров на ключевых позициях на честных и принципиальных, и все будет – ну просто лучше некуда. Но оказалось, что заменять просто не на кого, и пирамида иерархий рухнула. Все стало непонятно. Но потребность в каком-то простеньком теоретическом механизме, который объяснял бы все и вся осталась. Совсем не напрасно на блатном жаргоне «попасть в непонятку» означает схлопотать крупные неприятности. Правда, некоторые комментаторы полагают, что выражение это означает «попасть в среду, где живут и действуют не "по понятиям"», но мы этот вариант покуда отбросим для удобства рассмотрения. Впрочем, он нам пригодится ниже. Вот так на свет появились новейшие мифы. Например, миф о злонамеренных кознях Америки, которая своей подрывной деятельностью целенаправленно довела Россию до современного бедственного состояния, дабы устранить с мировой арены главного соперника, а потом наслаждаться мировым господством. А еще есть миф о всемирном еврейском заговоре, который также составлен с целью поработить Россию.

Есть и другие мифы, но эти – важнейшие. Некоторые веруют в некое сочетание мифов, Америка, мол, уже покорена евреями, остановка – за Россией. Всякий факт, который хотя бы чуть-чуть противоречит мифу, его носитель всеми силами и средствами подгоняет под миф – расстаться с верой и признать, что ты не то, чтобы ничего, а хотя бы не все понимаешь, очень трудно. Если вы сторонник «американского» мифа, можно, например, обвинить любого крупного бизнесмена или правительственного функционера в том, что он живет на американские деньги. С «еврейским» мифом все еще проще – попробуй докажи, что твоя прабабушка была вполне целомудренна! Например, какой там Лужков, КАЦ его настоящая фамилия!

Однако, сколько же можно полагаться на «народное творчество», не разработать ли свой собственный миф, подумал однажды автор этих строк? И, как представляется, преуспел. Суть моего мифа состоит в следующем.

В советское время основополагающую роль в управлении в Советском союзе играли большие и малые иерархические деревья. Рассматривать эти деревья удобнее в перевернутом виде – корнем вверх. В корне каждого древа, очень похожего на генеалогическое, стоит крупный партийно-государственный деятель. Далее располагаются «приближенные», связанные с лидером разнообразными формальными и неформальными связями. Все эти люди хорошо знакомы между собой, а также с лидером, часто дружат. У каждого из приближенных есть свое, дочернее древо, организованное по тому же принципу. И так далее, вплоть до самых низовых «исполнителей».

Основное назначение таких древовидных структур – продвижение по карьерной лестнице и добыча для каждого из членов иерархии все больших жизненных благ. Лидер, с помощью окружения, подвигается вверх и тянет за собой окружение. Механизм попадания в структуру хорошо описан Виктором Суворовым в новейшие времена, а за много десятилетий до этого – Николаем Васильевичем Гоголем.

Находящийся на самых начальных (но уже не самых нижних) ступенях служебной иерархии человек начинает подбирать свою «команду». Выбираются, вполне естественно, самые способные и не обремененные излишними принципами люди. Излишняя принципиальность, как известно, для карьеры очень вредна, куда больше ценится личная преданность лидеру.

Весь мировой опыт показывает: одного пряника для управления недостаточно, требуется еще и кнут. Чтобы подготовить такой кнут, каждому вступившему в древо дозволяются небольшие вольности. Он может, скажем, с ведома и согласия начальника, брать взятки (и делиться с начальником), может «пользоваться служебным положением в личных целях» и т. д. В результате, если некто проя
вил строптивость или обнаружил желание переметнуться в другое древо, его всегда можно приструнить. А неположенные льготы – дополнительный, кроме карьерного продвижения, пряник.

А как же честные, умные и принципиальные? Неужели их совсем нет? Есть, конечно, и были. Просто их карьера ограничена одной, максимум двумя ступенями. Они тянут лямку, обеспечивая нормальные условия для своих карьерных начальников, а затем с почетом и речами уходят на пенсию капитанами, не выше.

Вся наша многострадальная держава была просто лесом из таких древ, которые переплетались, срастались, ветвились. Если бы отследить и преобразовать в графическую форму все эти связи и взаимосвязи, получилась бы картина, достойная кисти Поллока. Нельзя сказать, чтобы такая система «подбора и расстановки кадров» была уж совсем негативной. Ведь в нормальной жизни редко бывает, чтобы все можно было ограничить чисто формальным исполнением своих обязанностей. Руководителю от подчиненных, кроме примитивной исполнительности, требуется еще и предсказуемость. Скажем, этот сделает все от сих до сих, но никакой инициативы от него ждать не приходится, а тот, наоборот, и исполнителен, и инициативен, но... до первой юбки.

Насколько мне известно, подбор руководящего состава «командами» практикуется едва ли не во всех армиях мира, в частности, и в США. Весь вопрос в целях, которые ставит перед иерархия. В нашем случае, в условиях полной бесконтрольности и безнаказанности (пока не перебрал), цели были однозначные – карьера и хапок.

Однако, не стоит думать, что жизненный путь древочиновника (назовем его так), был устлан исключительно розами без шипов. Ведь чтобы нормально функционировать в этой структуре, требуется хорошо знать, какие тактические задачи решают в данный момент лидер большой и лидер маленький, с кем они сегодня союзники, а кому противостоят. Требуется также иметь такую же информацию и о соседствующих иерархиях. А уж о том, что лидер порешил «сдать» кого-то из самых нижних, надлежит узнавать раньше самого лидера.

Словом, работы столько, что на отправление формальных служебных обязанностей, за которые зарплату платят, у древочиновника просто не оставалось времени. Вам, уважаемый мой читатель, никогда не доводилось выкурить сигарету в министерской или «главковской» курилке? Если доводилось, припомните, о чем там разговоры шли, что занимало все помыслы сотрудников уважаемой организации.

Но позвольте, скажем внимательный читатель, а где же миф? Ведь рухнуло все это безобразие! Не устояло! Да в том то и дело, что не рухнуло. Такая структура обладает важнейшими характеристиками стабильной системы: во-первых, она весьма устойчива, во-вторых самовоспроизводится. От нашего леса были отсечены некоторые деревья и некоторые ветви, но основное осталось. Осталась и бесконтрольность. И структура зарастила нанесенные раны, из нее исчезла Партия, зато пришли коммерческие фирмы. Теперь она продолжает процветать.

Задачи, правда, немного другие – в новейших условиях можно еще и денег в надежных банках прикопить, производство под свой контроль поставить, и т.д. Структура перестроилась. Кстати, не эту ли «перестройку» на самом деле имел в виду инициатор?

Если уверовать в этот миф, удержаться и укрепиться в своей вере будет не сложнее, чем в случае мифов «американского» и «еврейского». Достаточно будет просто обозначать в каждом случае: «А-а, понятно, это человек Чубайса (или Лужкова, или Березовского)!». Так что, думается, мой миф будет даже пожизнеспособнее двух других! И объясняет он тоже решительно все. Кто (на самых разных уровнях) дольше держится у власти? Везде и всюду древочиновники! За Гайдаром древа не было, или было хилое – засаботировали его, за Черномырдиным древо, да еще какое – стоял, как дуб. Мудрый Гавриил Попов очень быстро понял, что одним умом и квалификацией Москву не удержать, древочиновник Лужков стоит и стоять будет, а там, глядишь – и в президенты выбьется, древо то за время мэрства окрепло и разрослось! А Собчак попробовал – без древа, ну и где теперь Собчак? Кстати, и Станкевич тоже.

А противостояние Лужкова с Березовским? (Напомню, последнего первой принялась топтать лужковская лейб-газета «МК», потом уже это сделалось модно.) Ведь это не человек на человека, это древо на древо идут. И еще неизвестно, кто кого.

Я, кажется, становлюсь похож на проповедника,
который под воздействием своих пламенных проповедей и сам уверовал. Неправда все это! Нету никаких древ, а есть честные люди, которые желают своему народу блага гораздо сильнее, чем себе лично!..

Комментарии

Добавить изображение