Россия и Русь

22-10-1999

Alexander Levintov

Мы смотрим кино. Учебный фильм о России. Сделано неплохо, хотя и с налетом перестроечной пошлости. Сейчас от этой «гласности» слегка подташнивает, но студенты не замечают ничего рвотного – им сдавать зачет по русской культуре.

– Обратите внимание: в фильме несколько раз повторяются два названия страны «Русь» и «Россия». Вы не знаете, почему это так?

Тут же начинаются догадки и сыпятся версии, одна другой причудливей и оригинальней. Интересной была бы история моей страны, кабы ее сочиняли молодые американцы.

– «Русь» – это древнее название страны, а Россией ее назвала жена Ивана III, деда Ивана Грозного, последняя из константинопольской династии Палеологов, Софья Палеолог. Россия – греческое название Руси, появившееся только в 15-м веке. Представляете: Колумб еще не открыл Америку, а мы уже потеряли свое имя.

И начинается – плевать на остальное! – рассказ о том, что российская история – это история государства российского, а русская история – это история русского народа и русского человека, что это – две разные и даже взаимоисключающие истории.

Изначально и испокон веку в этой стране правят, кто попало. «Прийдите и володейте нами», – сказано было на пороге государственности. И они приходили и владели нами: варяжские и балтийские конунги, князья, со своею вооруженной дружиной, русью. Они лишь слегка переделывали свои имена – Ингерманы становились Игорями, Вольдемары – Владимирами, Ольгергарды – Олегами.

Они приходили в города, где уже сложились демократические структуры самоуправления, на период войны и, чтобы продлить свое княжество, затевали междоусобицы с собственными братьями, княженствующими в соседних городах.

Так и сформировался автаркический стиль власти в стране, держащийся на междоусобных войнах. Нет войны – нет власти. Государство российское – это всегда борьба за престиж и господство, это всегда – война. Нынешние правители теперь даже не ощущают, что все время ориентированы на войны – так въелась во власть идея войны, государственного интереса как могущества и преодоления сопротивления окружающего мира. Государство российское страдает ксенофобией, хотя само по себе – иноземно относительно собственного народа.

Древние князья и цари были Рюриковичами – потомками норманнов (варягов, отсюда и русское слово «враг»), они всегда были врагами народа, которым правили. И народ отвечал им взаимностью, испытывая ксенофобию как посягательство очередного варяга на свободы, права и справедливость.

Начиная с Петра I, то есть с начала 18-го века, российские цари, называемые с тех пор императорами, – выходцы из мелких немецких княжеств, хилая рота жадных до власти по праву худосочной, больной, но голубой крови. К началу 20-го века в императорской семье русской крови не набралось бы и на одного человека. Недаром злым символом этот семьи стала страшная болезнь престолонаследника – несворачиваемость крови.

Во имя кровавых и бессмысленных интересов государства российского гиб и мучился, гибнет и мучается, будет гибнуть и мучиться великий страдалец – русский народ и русский человек.

– А почему русские так любят хор? – спрашивает студентка, казавшаяся мне до того глухой к музыке, – и в церкви хором поют, и в опере, и в кино.

– Вы знаете слова «человек» и «люди», как единственное и множественное число одного и того же понятия. Но есть в русском языке и слово «люд», что значит «народ» как единое целое, как один человек. При всем горчайшем одиночестве каждого русского человека наедине с Богом или с самим собой, у русских очень развито сострадание друг к другу и взаимное понимание на самом глубинном уровне. Именно это сострадание и понимание, выработанное годами и столетиями унижений и оскорблений русских российским, породили Достоевского и Гоголя, Пушкина и Чехова. Отсюда, из-под угрюмого российского недоверия ко всему и ко всем – пронзительная искренность русских, их трогательная и потрясающая доверчивость в любви и дружбе.

– А почему русские так любят водку? – вставляется вечный почемучка.

– Не русские любят водку, а она их. Водка сделала нас русскими. Водка – напиток сложных и тяжелых ситуаций, это – не коньяк и не виски, которые пьются для удовольствия. Водку надо пить стаканами и закусывать рукавом, чтобы почувствовать ее подлинный вкус. Водка потому и покорила русских людей, что они всю свою жизнь находятся в тяжелейшей, невыносимой ситуации. Между прочим, государство российское держится не только на войнах, страхе и голоде. Оно цепко ухватилось и за водку, намеренно спаивая народ и губя ею таланты народные. От водки умерли и сгубили свои таланты известные и неизвестные гении русского народа: поэт Аполлон Григорьев и композитор Мусоргский, художник Саврасов и писатель Ерофеев. Это – только примеры. Несть числа жертвам водки в России. Нет, не русские любят водку, а водка – их. Урок окончен.

– Спасибо.

– Пожалуйста.

– А что значат эти слова?

– «Спасибо», – разговор продолжается уже в коридоре и только для интересующихся, – означает «Бог тебя спасет». Это значит – «я сделать тебе нечто равноценное твоей услуге не могу, но я буду просить Бога помочь и спасти тебя». Близкое к этому «благодарю» означает, что я дарю тебе некоторое абстрактное, Божественное благо. А «пожалуйста» – это мой подарок тебе, моя конкретная и бескорыстная услуга тебе, дар, который я жалую тебе по моей любви и жалости к тебе.

– Еще раз спасибо.

– Еще раз пожалуйста, – и мы расходимся, чтобы продолжить размышления о русском и российском уже наедине, в глубинах и потемках нашей совести.

Комментарии

Добавить изображение