Россия исподволь готовилась к приходу тирана

25-02-2001

Наше греческое имя
      После освобождения от Ордынского ига в 1480 году Московская Русь обрела независимость и приобрела слово для обозначения этой независимости - самодержавие. Иван Третий принял титул самодержца. Само это слово было калькой с греческого "автократор" и в применении к московскому князю означало, что он теперь сам держит власть, а не просто по ярлыку -"мандату" от вольного ордынского царя управляет "царевым" русским улусом. Только с Петра Первого термин "самодержавие" стал означать неограниченную власть монарха и в этом значении попал в революционный лексикон ("долой самодержавие!").

Примерно к этому же времени Московия, как называли ее на Западе, приобрела и новое имя, которое сравнительно быстро получило признание в Европе - Россия. Новое имя было крайне необходимо. Не велика беда, что нас в Европе знали как Московию, хуже то, что на картах конца XV века наша территория именовалась Тартария. Не от слово "татары", как можно было бы подумать по созвучию, а от слово "Тартар", по-гречески - ад, то есть "Адская страна". А новое благозвучное имя - Россия дала нам вторая жена Ивана Третьего София Палеолог, племянница бывшего Византийского императора Константина. После падения Византии под натиском османов в 1453 году, лет через двадцать Иван Третий решил перехватить эстафетную палочку у павшего государственного православия Византии и с помощью политического брака с Софией Палеолог как бы застолбить участок на приобретение духовного византийского наследства. София Палеолог, по началу не зная русского языка, взяла слово "Русь" или чуть искаженное "Рось" и добавила к нему греческую огласовку "ия" - получилось слово Россия, коим она называла свою новую родину. Неологизм оказался удачным...

Со сватовством к Софии Палеолог произошел курьезный случай, носящий как бытовой, так и политический характер. София Палеолог жила в Риме у своего опекуна Папы Римского Павла II. Пока московские сваты ехали, Павел умер, и Папой был избран Сикст IV. Послы не стали возвращаться в Москву, а просто вычистили имя Павла и вписали вместо него имя Сикста. Приехав, русский посол зачитал грамоту Ивана III, начинающуюся словами : "Иван, князь Московский, бьет челом и просит...". Переводчик не знал, как перевести "бьет челом" и перевел дословно: "Иван, князь Московский, ударяя себя в лоб, просит..." Надо думать, Папа был весьма удивлен таким началом и я, в духе "Сатирикона", предполагаю, что местные знатоки ему объяснили, будто бы в этой дикой Московии есть такой странный обычай: там каждый старший бьет младшего в лицо, а так как старше князя никого нет, то уж он бьет себя сам. Несмотря на недоумение, Папа охотно дал согласие на брак с Иваном, чья мощь и сила уже становились известными далеко за пределами России. После этого брака с Софией Палеолог, дамой необъятной, под стать своей новой родине, ширины, Иван III с полным основанием принял титул "Великий" и "Грозный" (которые потом, с гораздо меньшим основанием, достались его внуку Ивану IV).


Москва - третий Рим
      Именно во времена правления Ивана III стала формироваться идеология Москвы - третьего Рима. Еще в 1439 году Византия подписала Флорентийскую унию, где в целях получения поддержки со стороны Ватикана и католической Европы против натиска османов Византия сделала Ватикану целый ряд уступок в богословских и догматических вопросах. Однако это не помогло, никакой поддержки Византия не получила и пала перед турецкими полчищами, и оплот православия, второй Рим - Константинополь, превратился в мусульманский Стамбул. В Москве крах Византии был истолкован однозначно - как наказание за отступление в делах веры. Теперь только Москва осталась надежой и опорой истинного православия, Москва - третий Рим, а четвертому не бывать. В начале XVI века эту мессианскую идеологию Москвы- третьего Рима, согласно которой Москва делается светочем мира и именно ей Провидением предписано спасать мир от скверны заблуждений и нести миру свет истинной веры, изложил в своих посланиях на имя московского князя монах Филофей. Тогда же, во времена Ивана III, Россия позаимствовала у Византии в качестве герба двуглавого орла. Раньше символом княжеской власти был сокол. Теперь власти стало больше и птица покрупнела. Правда орел этот несколько эволюционировал. У римлян на их боевых императорских штандартах это был обычный орел с одной головой. В Византии ему отрастили вторую голову, но он еще крепко стоял на суку. В России с течением времени ему подняли одну лапу и вложили в нее скипетр, затем вторую и вложили державу (шар), и двуглавый орел остался как бы в неустойчивом положении, стоящим на хвосте.

Со времен Ивана III Россия начинает руководствоваться историософской схемой "четырех царств", также заимствованной из Византийских хронографов, а те , в свою очередь, опирались на библейское понимание хода истории. В византийских, а затем и русских хронографах и летописях ( в частности, в нашей основной "Начальной летописи", повествующей "откуда есть пошла земля русская") вся история мира описывалась в виде следующих последовательных вех: ассиро-вавилонское царство, персидское царство, греко-македонское царство, римское царство. Вся последующая история после падения античного Рима рассматривалась в этих хронографах и летописях как продолжение "римского дела" - да и сами императоры и короли думали так же. Скажем, Карл Великий, франкский король, полагал себя продолжателем дела Рима, в течении сотен лет в центре Европы существовала Священная Римская империя (германской нации). Заметьте, что Гегель в своей философии истории как бы "офилософил" эту библейскую хронологию: восточный мир, греческий, римский и добавил (тоже четвертый) христиано-германский мир. Вся история мира мыслилась в представлении власть имущих, скажем, XV века как движение в рамках римского мира, когда то одна, то другая страна выходят в лидеры. Иван III вполне осознанно полагал, что настало время России начинать движение в лидеры и именно под эту идею начал насильственное присоединение ранее независимых княжеств к Москве. Первым пал Новгород (окончательно в год освобождения от ордынцев, 1480), затем последовала очередь Твери, затем из крупных - Рязани (в 1520 году, уже при сыне Ивана III Василии III).


Движение России к Азии
      Что при этом произошло? В рамках исторических масштабов произошло сближении России с Азией, ибо всего два города, которые существовали у нас с республиканской формой правления, - Новгород и Псков, лишились самостоятельности, подпав под жесткую централизацию Москвы. А ведь в зарождающейся России свободный дух республиканизма нужно было бы как оранжерейный цветок лелеять и холить, да какое там...Так что мессианская идея насчет Москвы как светоча мира существовала сама по себе, а реальная социальная практика централизации - сама по себе. С этого момента началось насильственное, внеэкономическое принуждение в сельском хозяйстве. При Иване III стали оформляться приказы, прообразы будущих коллегий и еще более будущих министерств. Это были органы центрального управления. Был разрядный и поместный приказы, ведавшие служилыми людьми и землями, челобитенный (жалобами), стрелецкий (военными делами), разбойный, посольский - самые разные, многие десятки. Нужны были чиновники, исполнители работы. Бояре такой ерундой заниматься не станут. Надо сказать, что термин "боярин" используется в двух смыслах. Точное значение - это придворный чин, который жаловал великий князь, затем царь. Таких бояр было не много - несколько десятков. Боярином мог стать князь, но иногда и просто дворянин. В более широком смысле боярин - это владелец вотчины, родового имения, передававшегося по наследству. В этом смысле бояр было много - тысячи.

Итак, нужны были чиновники для работы в приказах, для службы в стрелецких войсках. Туда стали набирать из худородных, иногда из младших боярских детей, а в качестве зарплаты давали участок земли, "двор", который не был по началу частной собственностью, а именно просто плата за службу. Это было начало возникновения дворянства как особого служилого класса, и этот же процесс привел постепенно к закабалению вольных землепашцев.

Когда-то, еще в эпоху Киевской Руси, они назывались людинами (отсюда - простолюдин), в начале Московской Руси - смердами, а где-то с конца XV века самоназвались крестьянами (христианами). Дело было в том, что многие ранее вольные люди попадали в домашнее услужение к боярам и дворянам, и тогда их называли холопами - словом обидным, чем-то вроде раба. Появилась тенденция применять это слово и для обозначения смердов, работающих на "дворе" у дворянина или на земле у боярина. И вот в порядке психологической компенсации эти смерды называли себя братьями-христианами, откуда и возникло слово "крестьяне". Только, увы, это были не просто крестьяне, а все больше и больше - крепостные крестьяне. Дворяне совершенно не были заинтересованы в уходе крестьян со своих дворов и разными правдами и неправдами препятствовали их переходу от одного хозяина к другому (в основном за счет невозможности выплатить дворянину долги). Так постепенно, но особенно со времени Ивана IV стал упраздняться Юрьев день (две недели осенью, в течение которых крестьяне могли менять хозяев) и окончательно стихийно угас при Борисе Годунове - для этого не понадобилось даже никакого специального указа. Возникло крепостное право, которое к тому времени в большинстве стран Западной Европы уже давно отмерло. Понятно, что работа крепостных основывалась на насильственных формах управления - под угрозой темной, плетей, кандалов.

Покажу на одном характерном примере "обазиатчивание" российской государственной машины. У Ивана III от первого брака с Марией был сын Иоанн (оба они рано умерли), а у того сын Дмитрий. Когда Дмитрию, внуку Ивана III, исполнилось 15 лет, Ивану донесли, что ряд приближенных к его второй жене Софье Палеолог людей подбивают выступить его сына от Софии - 17-летнего Василия (будущего Василия III) против своего отца и государя. Разгневанный Иван приказал взять в пытку с допросом поименованных лиц, и они, конечно же, признались во всем, что от них требовали. Расправа была краткой: Яропкина и Поярка публично четвертовали, князьям Ивану Палецкому и Скрябину, а также дьякам Стромилову и Гусеву милостиво отрубили головы.

Иван со всеми почестями и ритуалом (с благословением митрополита и возложением венца и барм) провозгласил будущим Великим князем и государем своего внука Дмитрия, Василия же посадил под домашний арест, а Софию не хотел видеть. Прошло около года, Иван вновь воспылал нежностью к Софье и велел взять в допрос и пытки тех, кто не так давно уведомил Ивана о готовящейся измене. Поскольку допрос велся опять с пристрастием, то есть искалась "подлинная" и "подноготная" правда вплоть до "изумления" пытаемых (напомню, что подлинная правда - это правда "под линем", палкой, подноготная - с иглами под ногти, а изумление - это потеря сознания, "вышел из ума"), то снова пытаемые быстро сообщили, все что требовалось: оказывается, они "подло" оговорили тех, кого казнили год назад. Для науки теперь казнили этих: князю Симеону Ряполовскому, потомку Всеволода Большое Гнездо отсекли голову, князей Патрикеевых удалось спасти от позорной казни мольбами митрополита - их постригли в монахи или заточили, и они подозрительно быстро умерли. А ведь речь шла о ближайших людях Ивана, оказавших ему многочисленные услуги и даже спасавших его! Напомню, что речь идет не об Иване IV Грозном, а его деде, Иване III, впрочем, тоже Грозном. Дмитрий был лишен прав наследства (впоследствии его в заточении уморил Василий III), а Василий провозглашен будущим государем. Когда некоторые бояре выказали удивление столь быстрой сменой своих будущих государей, Иван ответил: "Разве я не волен в своем сыне и внуке? Кому хочу, тому и дам Россию. Служите Василию".

Однако по сравнению с тем, что вытворял его внук, действия деда - это детские шалости. Сказанное и означает, что социальная психология населения и сама конструкция общества уже были достаточно подготовлены для прихода чудовищного тирана Ивана IV, который покажет себя во всей красе. Нужно было лишь подождать. Ждать пришлось около семидесяти лет.

Кое-какую шлифовку наше устройство получило и при сыне Ивана - Василии III. Скажем, если он отправлял кого-то "в командировку", то есть посылал, скажем, за границу по государственному делу, то надо было ехать незамедлительно и за свой счет, не то - голова с плеч. Как-то Василий послал в Германию своего любимого секретаря Василия Долматова, а тот ответствует, дескать, великий князь, у меня нет денег. Тут же Василий III приказал заточить любимца на Белоозеро, где тот, конечно же, быстро умер.


Князья хотят стать царями
      И Иван III, и Василий III примеривали к себе титул царя. Царь - это сокращенная и русифицированная форма от имени первого (фактически) римского императора Юлия Цезаря. Это еще римская традиция - последующих императоров венчали титулом кесарь, в Германии это был кайзер, в России - царь. Следующим, уже "юридическим" императором был Август, и его имя также вошло затем в титулатуру европейских и русских императоров (августейшие особы). Правда, оба они, и Иван и Василий, не слишком афишировали этот титул "царь", скажем, Иван его использовал только в переписке с Ливонским орденом. В западных старых монархиях к этому нововведению московитов отнеслись бы очень негативно: какая-то там Московия (еще и слово Россия почти не известно, на Западе больше знали Литовскую Русь - большое государство, включающее в себя даже Смоленские земли) - и вдруг цезарь. Извините, мы так не договаривались. Это все равно, как в наше время угандийский диктатор Иди Амин величал себя мировым президентом и сокрушителем Англии, вызывая всеобщее удовольствие. Любопытно отметить, что Карамзин, зная о вышеприведенной этимологии слова царь, почему-то считает ее неверной и дает якобы славянское толкование этого слова, выводя его из окончания имен ассирийских владык: Тиглатпаласар, Салмонасар, Набосар, ( но Навуходоносор), хотя древние ассирийцы уж никак не ближе к славянам, чем древние римляне. Но самое главное - подобное написание имен на "сар" принятно в науке по традиции, а на самом деле в самой древней Ассирии эти имена весьма отдаленно напоминали их современное русское написание. Так, например, Тиглатпаласар звучал примерно как Тукульти-апал-Эшарра.

Ну, а раз царь, то надо подумать и о соответствующей генеалогии от римских кесарей. Во времена Ивана III и его сына Василия III начала формироваться идея происхождения Рюрика от двоюродного брата Августа Пруса. Было сочинено некое родословное древо (правда, без деталей), согласно которому Рюрик в 14 поколении есть прямой потомок от этого несколько мифического Пруса. Таким образом обосновывалось происхождение русских рюриковичей от первого "настоящего" императора Августа. При этом особо подчеркивалось, что именно во времена правления Августа родился Иисус Христос. Нам сейчас трудно понять логику людей того времени - причем здесь Август, если происхождение ведется от его брата, да притом двоюродного, но для политико -генеалогических целей тогда, как видно, было этого достаточно. Во всяком случае, Иван IV Грозный, первый венчанный царь, официально, принял эту генеалогию и потому считал себя подлинным правоприемником Рима.


Норманнская проблема
      Проблемы "а призывали ли Рюрика?" и вопроса о его национальности в то время не возникало. Эта так называемая норманнская проблема появилась после работ русских академиков немецкого происхождения Байера, Миллера и Шлецера. Они не сомневались в норманнском происхождении Рюрика и в том, что именно он и его дружина принесли в Новгород государственность. Ломоносов яростно спорил с Миллером, доказывая славянское происхождение Рюрика и автохтонное возникновение славянского государства. Затем на поприще доказательств "не норманнского" происхождения Рюрика подвизались многие советские историки и писатели. Рюрика причисляли и к славянам, и к половцам, и к немцам, и к хазарам Особенно преуспел в этом писатель Чивилихин в своей "Памяти", в которой имя Рюрика он выводил от названия рарог. А рарог- это, видите ли, по-славянски сокол. Еще не много - и стал бы Рюрик Соколовым. Но лучше бы от этого не стало, ибо его потомки именовались бы тогда не рюриковичами, а соколовичами. Чуете, чем пахнет? А хазарское происхождение Рюрика - еще хуже, ибо хазары тогда были иудаистами...

В споре Миллера и Ломоносова их правота поделилась поровну. Конечно, если Новгород, призвавший Рюрика (в 862 году), был крупным торговым городом, то уже по одному этому он должен был организованно управляться, то есть иметь свою государственность. Кроме всего прочего, норманны промышляли разбоем, жили ватагами и сами не имели никакой государственности, а потому и не могли ее никому принести. Но вот что касается этнической принадлежности, то тут Миллер оказался прав - и Рюрик, и его прямые потомки были скандинавами - об этом говорит ономастика, ибо сами имена Рюрик, Ольга (Хельга), Олег (Хельг), Игорь (Ингмар) - это скандинавские имена. Даже имя Владимир происходит не от русского "владеть миром", а от норманнского имени Вальдемар. Более того, само название "Русь" согласно летописи есть самоназвание варяжской дружины Рюрика. Скандинавские имена, незнакомые русскому уху, и вообще их язык сыграли с летописцами забавную шутку. Напомню, что самая первая "Начальная летопись", дошедшая до нас, писалась (допустим, Нестором) в середине XI века, то есть спустя 200 лет после призвания варягов! За это время то, что было ясно современникам призвания, забылось, устная традиция деформировалась, а письменные источники много раз переписывались и в них при этом вносились искажения. На каком-то этапе переписывания фраза "Приехал Рюрик синеус трувор", что , как мы теперь знаем, означает "приехал Рюрик со своей дружиной" была забыта, вернее, был утерян ее первоначальный смысл, и летописец принял слова "синеус трувор" (со своей дружиной) за имена братьев Рюрика Синеуса и Трувора. Любопытно, что Карамзин, приводя этот рассказ, но не имея затем никаких сведений о "братьях" Рюрика, "ликвидирует" их (вслед за летописью) , говоря, что один скоро умер в Изборске, а второй - на Белоозере.

Но возникает вопрос, с какой стати вообще призвали варягов? Это были, как известно, шайки морских разбойников, грабившие побережья морей и рек от севера до Италии, везде их страшно боялись, в европейских странах даже существовала молитва: "Боже, спаси нас от норманнского ужаса". А тут их вдруг добровольно призвали! И, тем не менее, надо думать, летописец прав: призвали, произнеся ставшие знаменитыми слова: "Земля наша велика и обильна, порядка же в ней нет. Приходите владеть и княжить нами". Судя по всему, дело обстояло почти так, как то написано во "Всемирной истории" в издании "Сатирикона". Там Аверченко с Тэффи и товарищами шутят, что, дескать, северные славяне платили дань варягам, южные - хазарам, а западные - и варягам и хазарам. Иногда северные тайком приносили дань хазарам. Тогда южные, выбрав ночку потемнее, несли дань варягам. А днем, северные нападали за это на южных и колотили их, приговаривая: "Будете знать, как приносить дань нашим варягам!". Поколотив друг друга всласть, они объединялись и шли бить западных славян с криком: "Будете знать, как давать дань нашим хазарам и варягам!". Наконец, устав от своей справедливости, они послали за варягами с уже известными нам словами "Земля наша велика и обильна, порядка же в ней нет..." - "Зачем вам порядок?" - поинтересовались варяги. -" Как зачем? Для порядка, стало быть. Без порядка какой же порядок? Один беспорядок только". Варяги засмеялись и согласились приехать.

Говоря более серьезно, новгородцы обратились за помощью к варягам по той же причине, по которой преуспевающая фирма в сегодняшней Москве приглашает для охраны группу рэкетиров: для того, чтобы она защищала фирму от других рэкетиров. Наверное, слишком много было желающих полакомиться Новгородом, чтобы можно было избежать такой напасти, как норманнский набег (или набег своих), и новгородцы решили: лучше иметь собственных варягов и содержать их как городскую дружину-стражу, чем рисковать всем городом.

Возвращаясь в Москву начала XVI века, еще раз замечу, что Московское государство предшествующими событиями уже было подготовлено к появлению тирана. И он явился - Иван IV, Грозный.

Комментарии

Добавить изображение