ФРАНЦИЯ - НЕПРИМЕТНЫЕ ИТОГИ

19-05-2002

Итоги выборов Президента Франции общеизвестны - убедительная победа Жака Ширака,действующего Президента и лидера неоголлистского "Объединения в поддержку Республики"(RPR), который получил 25 миллионов 540 тысяч 874 голоса (82,21%), над крайне правым националистом Жаном-Мари Ле Пеном, лидером "Французского Национального Фронта".

Но есть и весьма значимые результаты этих выборов, которые для многих комментаторов, увы,остались вне поля зрения.

Прежде всего, это - превращение "Национального Фронта" во вторую по степени электоральной поддержки политическую силу Франции. Действительно, 5 миллионов 525 тысяч 906 голосов (из 31 миллиона 66 тысяч), полученных Ле Пеном во втором туре выборов в условиях жесткого идеологического прессинга массового сознания его оппонентами - весьма значимый результат.

Однако, шум в российской и мировой прессе по поводу "триумфа" Ле Пена основан на жонглировании процентными показателями при анализе результатов выборов.Анализ официальных результатов выборов 1988, 1995 и 2002 годов в абсолютных цифрах, опубликованных на сайте Президента Франции ( http://www.elysee.fr/pres/elecpr1_.htm ) позволяет более точно оценить ситуацию .

На протяжении последних президентских кампаний за Ле Пена голосует устойчивый и весьма медленно растущий электорат. Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), лидер Французского Национального Фронта получил в 1-м туре 4.804.713 голосов (1995 - 4.570.838).

Легко заметить, что прирост в 234 тысячи голосов за последние 7 лет - весьма умеренный, особенно на фоне обострения проблем, традиционно находящихся в основе агитационной риторики правых националистов. Тем не менее, рост электоральной поддержки Ле Пена прослеживается начиная с 1988 года, когда он собрал 4.375.894 голосов.

Результат 2-го тура - 5 миллионов 525 тысяч 906 голосов складывается из его голосов полученных в 1-м туре и 667 тысяч 026 голосов отданных за Бруно Мегре (Bruno Megret), бывшего "номер 2" в партии Ле Пена, оставившего ряды "Национального Фронта" из-за соперничества за лидерство в 1998 году и создавшего "Национально-республиканское движение".

Согласно опросу, проведенному после первого тура выборов социологическим агентством CSA, за Ле Пена высказалось 30 процентов безработных, 24 процента рабочих и 20 процентов молодых французов.

Очевидно, что Ле Пен - ответ на сформировавшийся во французском обществе массовый спрос на идеологию и политику крайне правого толка. И даже если Ле Пен покинет политическую сцену, на его место найдутся другие, ибо спрос рождает предложение.

Весьма примечательна в этой связи цитата о взглядах Ле Пена из публикации Н.Ульянова "В двух европейских странах ле пены уже у власти" (http://www.strana.ru/stories/02/04/19/2777/132542.html)

"Вот, к примеру, выдержка из одного интервью Ле Пена: "Где вы здесь видите расизм? Кто кого дискриминирует? Через десять лет в Европе будут жить люди любого цвета кожи, кроме белых. Европейское общество сейчас двигается по смертельной спирали, оно просто вымирает. Кстати, как и белая американская среда, хотя она еще полностью не осознает нависшей над ней угрозы.

Поймите правильно: я не против темнокожих, я против того, чтобы одна нация мешала существовать другой. Сегодня на нашей планете людей с белой кожей не наберется даже на миллиард, тогда как третий мир насчитывает свыше пяти миллиардов! Таким образом, чтобы спастись, белые должны заботиться не только о государственном суверенитете, но и вести очень четкую и продуманную семейную политику. Мы должны стимулировать рождаемость и христианские ценности, а не отдаваться американской поп-культуре, настоящей целью которой является полная деградация европейских белых народов.

В противном случае мировая эмиграция темнокожих уничтожит вместе с нашей свободой и нашу идентичность - язык, поэзию, традиции, то есть все то, чем каждая нация отличается от других".

Нельзя не обратить внимание на сходство взглядов Ле Пена с позицией правого американского политика и публициста Пэта Бьюкенена (Pat Buchanan), изложенной в книге под вызывающим названием "The Death of the West : How Mass Immigration, Depopulation &amp- A Dying Faith Are Killing Our Culture and Country" (См.: http://lenta.ru/culture/2002/01/02/buchanan/)

Относительный успех Ле Пена превращают Французскую Социалистическую Партию лишь в третью по степени электоральной поддержки. Замечу, что результат е лидера Лионнеля Жюспена в 1-м туре выборов 2002 года - 4.610.113 голосов выглядит катастрофическим в сравнении с 1-м туром выборов 1995 года

- он потерял 2 миллиона 488 тысяч голосов, а о результате 2-го тура 1995 года лучше и не вспоминать - тогда он получил 14 миллионов 180 тысяч 644 голоса.

Однако лишь немногие обозреватели обратили внимание на события на политическом "фланге" левее Жюспена и французских социалистов. Как отмечал "The Wall Street Journal" в статье" Крах надежд европейских левых"(перевод - http://www.strana.ru/text/stories/02/04/19/2777/131277.html ) :

"Жоспэн показал плохой результат отчасти потому, что левые избиратели в массе своей отказались от его поддержки и проголосовали за группу кандидатов, стоявших слева от него в политическом спектре. В совокупности они набрали 26,3% голосов избирателей, значительная часть которых была отдана самым крайним левым. Просто крайние левые, коммунистическая партия, почти что рассыпались, а их знаменосец Робер Ю (Robert Hue) сумел наскрести всего 3,5% голосов. И это в стране, где когда-то коммунисты набирали в хороший день до трети всех голосов."

Действительно, результаты коммунистической партии демонстрируют, мягко говоря, резкое падение её электоральной поддержки. Обозреватель "Советской России" Василий Сафрончук в статье "Европа всполошилась" (http://www.rednews.ru/article.phtml?id=1122) пишет:

"Российские олигархические СМИ особенно злорадствуют по поводу того, что лидер Компартии Франции Робер Ю получил всего 3,5 процента голосов" и находит этому "объяснение": "Но ослабление позиций КПФ в немалой степени является следствием предательства коммунистических идеалов переродившейся верхушкой КПСС".

У "олигархических СМИ" действительно есть повод для "злорадства"...

Робер Ю получил 960.480 голосов, а Компартия потеряла 1 миллион 672 тысячи голосов в сравнении с 1995 годом. А в Париже за кандидата компартии голосовало рекордное число избирателей ... 16.258!

Следует отметить, что "предательство коммунистических идеалов переродившейся верхушкой КПСС" не помешало тому же Роберу Ю в 1995 получить поддержку 2 миллионов 632 тысяч 460 избирателей, и это был скромный, но успех, поскольку в сравнительно благополучном для мирового коммунистического движения 1988 году кандидат компартии Andre Lajoinie получил 2.055.995 голосов.

Французским коммунистам остается лишь предаваться ностальгическим воспоминаниям о славном 1981 годе, когда Жорж Марше (Georges Marchais) собрал 4 миллиона 456 тысяч 922 голоса.

Куда же ушли голоса бывшего коммунистического электората? Частично на этот вопрос ответил Константин Лежандр (Париж) в статье "Права ли Франция?" в журнале "Итоги" 17 - 18 (2002)

"Рабочие пригороды - вот кто принес лидеру Национального фронта победу над социалистами, хорошо распевавшими "Интернационал", но забывшими о своем собственном народе. Бывшие "красные пояса" французских мегаполисов превратились в траурные каемки хваленой демократии. В окрестностях Марселя за Ле Пена высказались 23,3 процента избирателей, Лиона - 22,7 процента, Арля - 22,3. Приказал долго жить и некогда прославленный сталинско-брежневской "Правдой" парижский "красный пояс": 19,4 процента избирателей высказались в нем за Национальный фронт, тогда как за коммунистов - только 2,3 процента."

Однако, на левом "фланге" помимо сокрушительных для французских социалистов и коммунистов итогов выборов произошло еще одно событие, ускользнувшее от внимания многих, но не Кристофера Колдвелла (Christopher Caldwell): "Главная новость минувших выборов это не какой-то дрейф к фашизму, но появление новой крайне левой, возникшей на руинах традиционного французского коммунизма"( см. изложение его статьи в публикации Павла Черноморского " Et alters pars, выпуск четвертый. Ле Пен: пиррова победа).

Весьма впечатляющий, хотя и относительный, успех троцкистов является симптомом появления отмеченной Колдвеллом "новой крайне левой" и может служить некоторым утешеним "левым симпатизантам".

Невероятный для дебютанта результат Оливье Бесансено (Olivier Besancenot) - кандидата от троцкистской Революционной Коммунистической Лиги (LCR) - 1.210.562 голосов, при весьма скромном приросте голосов у Арлетт Лагийе (Arlette Laguiller),кандидата от партии "Рабочая Борьба" («Lutte Ouvriere») - 1.630.045 (+ около 15 тысяч в сравнении с 1985) и более чем скромных 132.686 голосов у Даниэля Глюкштейна(Daniel Gluckstein)кандидата от "Партии Трудящихся" (Parti des Travailleurs), вызывает массу вопросов, но свидетельствует о росте популярности идей французских наследников Льва Давидовича. Своеобразный исторический "реванш" над "ортодоксами" из компартии обнаруживается в суммарных 2 миллионах 973 тысячах 293 голосах "за" троцкистских кандидатов в сравнении с 960 тысячами 480 голосами "за" лидера Компартии Франции Робера Ю.

Интересно отметить, что за фигурой малоизвестного Оливье Бесансено, 27-и летнего историка по образованию, начинавшего свою карьеру как почтальон, скрывается один из лидеров движения антиглобалистов, депутат Европарламента, подлинный лидер троцкистской "Революционной коммунистической лиги" Ален Кривин, весьма влиятельный в левых кругах Европы. У Даниэля Глюкштейна, 48-и летнего преподавателя истории тоже есть наставник - ветеран троцкистского движения Пьер Ламбер, давний лидер французской Организации Коммунистов-Интернационалистов (Organisation Communiste Internationaliste - OCI), основатель "Партии Трудящихся"(Parti des Travailleurs). Фигура Пьера Ламбера заслуживает особого внимания, поскольку именно он рассматривается некоторыми наблюдателями как "кукловод" и наставник многих левых политиков Франции, включая и Лионелля Жоспена (!), согласно скандальным разоблачениям французской прессы. По некоторым источникам Пьер Ламбер под своим настояшим именем - Пьер Буссель (Boussel) принимал участие в президентских выборах 1988 года, но неудачно, он получил жалкие 116.874 голосов (0,38%). Особое внимание привлекала и "ветеран" президентских баталий Арлетт Лагийе,незамужняя 62-летняя секретарь-машинистка банка "Креди лионнэ",которая еще в 1981 году получила на президентских выборах 668 тысяч голосов.Она стала героиней скандальных разоблачений, о которых поведала Юлия Капустина в статье "Дама с весом. Троцкистка-уклонистка Арлетт Лагийе склонила чашу весов на президентских выборах" в газете "Московские Новости" (см.:http://www.mn.ru/issue.php?2002-16-23):"...буквально накануне выборов пресса узнала намного более интересную вещь, а именно тот факт, что мадам Лагийе сама является политической избранницей неких очень богатых людей. Оказалось, за спиной "блаженной" стоит махинатор, который обеспечивает озвучивание в массмедиа ее невнятных стенаний. С разоблачением выступил ряд деятелей "левацкого движения" конца шестидесятых во главе со знаменитым организатором студенческих стачек Даниэлем Кон-Бендитом. Правда, имени реального лидера партии "Рабочая борьба" пока точно не знает никто. Известно, что собратья по партии называют его Арди. Он удачливый бизнесмен и возглавляет группу не самых бедных людей, финансирующих "Рабочую борьбу". С прессой он на контакт не идет, а чтобы вступить в круг спонсоров партии, необходима рекомендация партийца со стажем. Не говоря уже о паролях, закодированных посланиях и многих других игрушках буржуазной закулисы, которые по закону должны были уйти в историю вместе с двадцатым веком."

Итак, у Саввы Морозова и Джанджакомо Фельтринелли нашелся французский последователь - "товарищ Арди"? Но не будем спешить погрузиться в соблазнительные "дебри" конспирологических теорий... Там же, на крайне левом "фланге" - и самый "экзотичный" кандидат.Это - Кристина Таубира (Christiane Taubira), элегантная 49-и летняя разведенная мать четверых детей, первая в истории Франции "цветная", претендующая на пост главы государства, родом из Французской Гвианы, которую и представляет как депутат в Национальном Собрании Франции.Как кандидат от "Левой радикальной партии" она получила поддержку 660.447 избирателей.

Весьма впечатляют и результаты кандидатов,причисляемых к политикам левее Жюспена - Ноэля Мамера (Noel Mamere),53-летнего журналиста и юриста, популярного экс-ведущего телекомпании "Антенн-2",а ныне кандидата движения экологистов ("зеленых"), который получил 1.495.724 голосов, и Жан-Пьера Швенемана (Jean-Pierre Chevenement),63-летнего бывшего министра внутренних дел в кабинете Жоспена, а еще раньше обороны у Жюппе, выступающего ныне за обновление власти и за сохранение "французской идентичности" перед лицом европейской интеграции во главе левоцентристского "Движения граждан", получившего поддержку 1.518.528 избирателей.

Таким образом, итогами выборов, ускользнувшими от внимания многих явились, во-первых , резкое падение влияния и поддержки традиционных "левых" - социалистов и коммунистов, а во-вторых, появление на политической сцене Франции в качестве значимой политической силы весьма "пестрого" конгломерата из троцкистов, антиглобалистов, "зеленых" и других левых радикалов.

Смогут ли они стать новым "третьим полюсом" в двухполюсной до этого французской партийной системе? Ответа на этот вопрос осталось ждать недолго. В июне состоятся выборы в Национальное Собрание, а их итоги позволят более точно судить о "раскладе" политических сил во Франции, степени "левизны" и "правизны" электората.

Весьма впечатляют и результаты кандидатов,причисляемых к политикам левее Жюспена - Ноэля Мамера (Noel Mamere),53-летнего журналиста и юриста, популярного экс-ведущего телекомпании "Антенн-2",а ныне кандидата движения экологистов ("зеленых"), который получил 1.495.724 голосов, и Жан-Пьера Швенемана (Jean-Pierre Chevenement),63-летнего бывшего министра внутренних дел в кабинете Жоспена, а еще раньше обороны у Жюппе, выступающего ныне за обновление власти и за сохранение "французской идентичности" перед лицом европейской интеграции во главе левоцентристского "Движения граждан", получившего поддержку 1.518.528 избирателей.

P.S. Все цифровые данные - с сайта Конституционного Совета Франции ( http://www.conseil-constitutionnel.fr), который помимо осуществления функций органа конституционного надзора, контролирует и устанавливает результаты президентских выборов,и с официального сайта Президента Франции (http://www.elysee.fr)

Комментарии

Добавить изображение