ТРОЙНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ УГРОЗА

02-06-2002

Жак Пиле, обозреватель швейцарского еженедельника "Эбдо". Перевод с французского - Александр Логинов.

Швейцарцы, как и большинство европейцев, видят в американцах своих друзей. Предположение, согласно которому политика Соединенных Штатов могла бы вдруг стать причиной дестабилизации международной жизни, кажется им сумасбродным.

Однако пришла пора внести серьезные коррективы в такую позицию. Ибо поведение империи вызывает все большую обеспокоенность даже у самых ярых ее апологетов.

Первая угроза носит политический характер. Резкий всплеск разногласий по целому ряду вопросов (Киото, Международный уголовный суд, договор о вооружениях, "баллистический зонтик", раболепная поддержка Шарона, позиция по Ираку и т.д. и т.п.) привел, несмотря на чрезмерно оптимистические заявления, к долгосрочному охлаждению отношений между Вашингтоном и его союзниками.

Впрочем, термин "союзники" уже представляется не совсем подходящим. Гораздо правильнее было бы вести речь о "вассалах". В преддверии визита Джорджа Буша в Европу американский госсекретарь Колин Пауэлл произнес весьма красноречивую фразу в ходе интервью с журналистом газеты "Либерасьон": "Если я уделяю так много времени этим контактам [имеются в виду контакты с Европой и Россией], то делаю это, поскольку считаю, что Америка, будучи доминирующей державой, нуждается в государствах, которые следовали бы в ее фарватере."

Сказано яснее ясного. Слово "партнерство" уже не используется, поскольку предполагает наличие определенного равновесия между силами, задействованными в соответствующих процессах. Нет более ссылок на совместный поиск решений головоломок планетарного масштаба. А о каких-либо компромиссах в целях согласования несхожих позиций больше не может идти и речи. Есть только одна сверхдержава, которая вправе решать за всех. А середнячкам щедро даруется право за нею следовать…

Если даже крупным державам было предложено настроить свои скрипки по вашингтонскому камертону, то что же тогда говорить о малых странах, которых призвали найти правильный тон в гораздо более решительной форме. Желаете пример? Весь мир согласился поддержать так называемую "антитеррористическую" борьбу. Швейцария тоже предполагает принять в ней участие. Но что прикажете делать нашей полиции, когда американские спецслужбы требуют от нее прослушивания телефонов, слежки, судебного преследования лиц, не совершивших никаких преступлений, однако подозреваемых, при отсутствии каких-либо мало-мальски убедительных доказательств, в пособничестве злоумышленникам? Ответить на это отказом, сославшись на наши законы и общие принципы права? Или все-таки подчиниться? Позволить сотрудникам иностранных спецслужб тайно проделать эту грязную работу на территории нашей страны?

Давление становится все более жестким. До каких пределов швейцарцы и европейцы согласны играть в навязываемую американцами игру?

Что с нами произойдет, если самые строптивые осмелятся огрызнуться?

Вторая угроза заключается в том, что администрация Буша упорно ставит палки в колеса инициативам, направленным на создание более открытой и справедливой системы мировой торговли.

Экономическая политика США таит не меньше серьезных опасностей, чем ее внешняя политика. Последний в этом ряду эпизод представляется особо пикантным. После принятия протекционистских мер в интересах защиты местной сталелитейной промышленности от иностранных конкурентов президент отвалил громадный кус сельскохозяйственных субсидий для целей финансовой поддержки крупных фермеров Среднего Запада. Президентский советник г-н Карл Роув, будучи отнюдь не в восторге от такого решения, отпустил в момент подписания "сельскохозяйственного законопроекта" такую реплику: "Подобные вещи лучше было бы делать при свете свечи - чтобы телевизионщики не сбегались."

Руководствуясь примитивными избирательными интересами, республиканцы и демократы согласились в Конгрессе похерить все свои прошлые обязательства. Европейцы, канадцы, австралийцы были крайне возмущены. Наиболее же чувствительная пощечина была нанесена странам Юга. Тщетно тягаться третьему миру с современным сельским хозяйством, подкармливаемым миллиардными подачками.

Фермеры третьего мира раздавлены конкуренцией на этих условиях.

Обещанная золотая гора составляет 180 млрд. долларов на грядущие

десять лет. К этой цифре следует пристегнуть 350 млрд. долларов, уже израсходованных богатыми странами на поддержание своего аграрного сектора. Эта цифра в семь раз превышает общий объем финансовый помощи странам третьего мира! Маленькая деталь: согласно оценкам, две трети американских субсидий получат 10% наиболее богатых фермеров, которые, соответственно, примут меры по расширению своего производства. Таким образом рынки могут оказаться просто заваленными дешевым кормовым зерном.

Такова курьезная картина возвращения на мировую арену практики протекционизма, к которой с легкостью прибегают ярые пропагандисты процесса глобализации: процветающие государства баррикадируются с целью защиты своих богатств и хлопают дверью перед носом малоимущих стран, ведущих изнурительную борьбу, направленную на производство и продажу производимой продукции. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2001 год, американец Джозеф Стиглиц с едкой иронией замечает: "Вот постулат, иллюстрирующий безграничное лицемерие администрации Буша в вопросах либерализации торговли: торговля - сама по себе вещь хорошая, плох только импорт." Кто может поручиться, что столь оголтелый цинизм не приведет в долгосрочной перспективе к потрясениям, которые затронут всю планету?

Третья американская угроза носит самый неотвратимый характер. Об этой угрозе начинают говорить эксперты, не одурманенные пропагандистской риторикой: речь идет о колоссальной задолженности Соединенных Штатов, которая может спровоцировать общемировой финансовый кризис.

Государственная казна, которая уже и без того трещит по швам, может оказаться в еще более тяжелом положении с учетом щедрой финансовой подкормки военных и фермеров. Государственная задолженность усугубляется задолженностью домашних хозяйств, которые по-прежнему живут в кредит и не заботятся о накоплениях. Внешний дефицит достиг небывалых размеров: в следующем году он составит 6% ВВП. Для того, чтобы залатать колоссальную брешь в американском торговом балансе, необходимо, чтобы любезные друзья Америки ежедневно инвестировали и кредитовали США на сумму в один миллиард долларов. Экономическая машина Соединенных Штатов будет функционировать до тех пор, пока щедро стекающиеся со всего мира капиталы будут компенсировать это финансовое кровотечение. Однако придет день, когда даже самые наивные из наивных почувствуют западню. И тогда доллар может обрушиться. Последствия сего события окажутся весьма плачевными. Международные инвесторы будут изрядно огорчены, поскольку добропорядочная Америка поспешит рассчитаться с ними порядком подешевевшими долларами, как она уже делала это в прошлом.

Таковы три угрозы. И европейцы должны найти в себе мужество для того, чтобы со всей откровенностью обсудить их с теми, кто претендует на титул хозяина мира.

"L'Hebdo", 23 mai 2002

Комментарии

Добавить изображение