КАПКАН ДЛЯ ТИРПИЦА

06-10-2002

Игорь ТарановОдна из самых, казалось бы, известных страниц отечественной военно-морской истории — атака подводной лодкой "К - 21" германского линкора "Тирпиц" в 1942 году. История эта многократно описана в книгах, журналах, газетах и т.д. В.С.Пикуль посвятил ей один из своих романов ("Реквием каравану PQ-17"). Естественно, автор хотел продемонстрировать превосходство советского флота над британским: вот, дескать, целая английская эскадра сбежала при приближении "Тирпица", а одиночная советская лодка атаковала его!

Вот именно произведение Пикуля и зародило у меня первое сомнение во всей этой истории. Автор в пылу "очернительства" союзника-противника сообщил одну примечательную подробность: на пути "Тирпица", помимо советской, находилась ещё и английская подводная лодка, но она линкор не атаковала.

Пикуль даёт этому замечательное объяснение: в британском флоте, мол, атака частное дело командира. По Пикулю выходит, что командир эскадры или корабля в самом сильном (в течение нескольких веков!) флоте мира — что-то вроде батьки Махно.

Между тем, именно британский флот в обеих мировых войнах имел против себя главные силы германского флота и побеждал их. Российский (советский) же флот в тех же войнах, во-первых, оказывался не там, где надо (в основном — на Балтике и на Чёрном море, где у немцев и флота-то не было, а Северный "фасад" оставался открытым, и как раз союзникам приходилось оба раза оснащать кораблями наш Северный флот: это, кстати, говорит об умении правильно определить характер будущей войны, то есть — об "отличной" работе Главного штаба ВМФ), а, во-вторых, в Первую мировую войну главные силы Балтфлота простояли три года в Гельсингфорсе, и одуревшие от безделья матросы принялись кидать офицеров за борт, а во Вторую — не имея сильного противника, и Балтийский, и Черноморский флоты потеряли большинство кораблей от мин и авиации (кстати, не специальной морской, а обычной "армейской").

Интересная подробность: пять лучших немецких подводных лодок потопили больше (по тоннажу) вражеских кораблей, чем весь советский ВМФ. Спрашивается: у кого же хуже с управлением и дисциплиной?

А теперь — только факты, известные и не вызывающие сомнений.

В мае 1941 года германский линкор "Бисмарк" вышел в Атлантику, чтобы перерезать морские коммуникации, связывающие Англию с Америкой. Поскольку без помощи США Британия уже тогда не могла бы долго продержаться, на перехват "Бисмарка" были брошены целые соединения во главе с линкорами и авианосцами.

"Бисмарк" едва не ускользнул от импровизированной облавы, но всё-таки его обнаружили (летающая лодка "нейтральных" США, сообщившая координаты линкора англичанам) и уничтожили.

Летом 1942 года решающим фронтом Второй мировой войны был Восточный. А потому главной морской коммуникацией — трасса Северных конвоев: Исландия - Мурманск. Естественно, что именно здесь, в северонорвежском фьорде появляется единственный "настоящий" германский линкор, "родной брат" "Бисмарка" — "Тирпиц". Могут ли быть сомнения в цели его прибытия?

В СССР отправляется новый конвой: "PQ-17". На первый взгляд — обычный полярный конвой: транспорты, танкеры, эсминцы и корветы сопровождения (словом — всё, что надо для защиты от самолётов и подводных лодок, но — лёгкая добыча для линкора, да ещё в сопровождении эскадры с "карманным линкором" в её составе!).

Необычно другое: конвой идёт не по привычному маршруту.

Гораздо ближе к берегу (то есть — к "Тирпицу")! Подозрительно близко!

Но есть ещё одна "странность": на некотором отдалении от конвоя (то есть северо-западнее, подальше от "глаз и ушей" немецких самолётов и подводных лодок) движется мощная эскадра из двух линкоров, авианосца и крейсеров.

И "Тирпиц" выходит из базы. Вопреки запрету Гитлера посылать линкор в бой без его личного приказа, эскадра во главе с "Тирпицем" идёт на перехват "PQ-17"!

То, что происходит дальше, советские историки и писатели комментируют так: узнав о приближении "Тирпица", корабли сопровождения конвоя оставили охраняемые транспорты и танкеры и бежали. Они "забывают" уточнить только одну вещь: куда бежали, в какую сторону? Как ни странно, только В.С. Пикуль в своём романе сказал чётко и ясно: навстречу "Тирпицу" (что, впрочем, не помешало ему говорить о "бегстве")!

Итак, военные корабли конвоя двинулись навстречу "Тирпицу".

Эскадра, шедшая северо-з

западнее, повернула туда же. На пути германского линкора "оказалась" британская подводная лодка, но она не атакует огромный корабль, идущий противолодочным зигзагом, зная, что потопить его всё равно не сможет (из 6 выпущенных торпед максимум две попадут в цель, а для такого монстра этого, скорее всего, не хватит); она пропускает его, сообщая своему штабу координаты "Тирпица", его курс и время встречи.

И в этот момент на пути у "Тирпица" оказывается советская лодка "К-21". В перископе у командира лодки — корабль германского флота № 1! Такая цель выпадает один раз за всю войну (тем более, что о планах и действиях англичан на советской лодке ничего не известно). Торпедная атака!

Правда, как уже говорилось, линкор идёт противолодочным зигзагом на скорости, намного превосходящей скорость лодки. Атаковать удаётся лишь кормовыми торпедными аппаратами. Их четыре. Из четырёх торпед в "Тирпиц" попали то ли одна, то ли две. Этого было недостаточно для уничтожения. Получив повреждения, линкор развернулся и ушёл обратно на базу (существует версия о том, что ни одна торпеда не попала в линкор, но это неважно: главное, что после этой атаки "Тирпиц" пошёл назад).

Его дальнейший "боевой путь" не отмечен славными делами. Несколько раз он переползал из фьорда в фьорд, подвергался атакам диверсантов и бомбёжкам, пока в конце концов не был потоплен британской авиацией. И всё же ещё долгое время после лета 1942 года этот "дамоклов меч" висел над Северными конвоями.

А теперь представим себе, как всё могло бы произойти, не окажись "К-21" на пути у "Тирпица". Для начала — ещё один экскурс в историю. Во время Первой мировой войны английский флот был сильнее германского. Поэтому германский флот всю войну отсиживался на базах. Однако и там он потенциально представлял угрозу для британских морских коммуникаций, а потому связывал руки английскому "Гранд-флиту".

Чтобы выманить германский флот в открытое море, англичане вывели к берегам Ютландии одну эскадру, приняв меры к тому, чтобы немцы об этом узнали. Эскадру использовали в качестве "живца", на которого и "клюнули" немцы.

Германский флот вышел в море в расчёте на лёгкую победу. Но, когда у берегов Ютландии немецкие корабли атаковали англичан, к месту битвы подошли главные силы британского флота и начали разгром немцев. Пожалуй, только чудо да ошибки англичан позволили тогда главным силам германского флота спастись бегством, потеряв несколько линкоров.

Вернёмся в 1942 год. "Тирпиц" прибыл в Северную Норвегию, чтобы перерезать полярные коммуникации. Английский флот сильнее и германский линкор на открытый бой с британскими линкорами и авианосцами не идёт. Он отсиживается на базе, поджидая более выгодные цели — конвои.

Включать же в состав полярных конвоев линкоры и ударные авианосцы для защиты от "Тирпица", значит — подвергать их опасности уничтожения авиацией и подводными лодками (а стоимость этих кораблей и их роль в исходе войны на море таковы, что терять их можно только в обмен на аналогичные корабли врага).

Словом, конвоировать транспорты линкорами нельзя, посылать транспорты без линкоров тоже нельзя. Тупик. Англичане приостанавливают отправку конвоев. Единственный выход — уничтожить "Тирпиц". А для этого, в свою очередь, единственный путь — выманить его из базы на "живца", чтобы не отдавать немцам инициативу, как в случае с "Бисмарком".

Таким "живцом" и стал конвой "PQ-17". Обычный полярный конвой был пущен максимально близко к берегам Норвегии, создавая у немцев иллюзию безнаказанности "вылазки". Но позади, за пределами досягаемости немецких самолётов и подводных лодок, двигалась эскадра, включающая в себя два линкора и авианосец.

Вероятно, они должны были идти не навстречу "Тирпицу", а зайти южнее, отрезав ему путь к отступлению. Подводные лодки англичан постоянно, сменяясь, патрулировали у базы "Тирпица", ожидая его появления.

Пружина капкана была взведена. И он вышел! "Тирпиц" с кораблями сопровождения выполз из своего укрытия и пошёл на перехват.

Всё шло по плану. Дежурная субмарина своевременно сообщила о выходе линкора и его курсе. Крупные военные корабли конвоя двинулись навстречу "Тирпицу", отвлекая внимание на себя (самому конвою, собственно, ничего страшного не грозило: ведь с транспортами остались корветы ПВО и ПЛО . Большие потери конвоя были вызваны тем, что конвой почему-то рассредоточили, хотя ещё в Первую мировую войну было выяснено, что именно одиночные корабли — лёгкая добыча подводных лодок).

Эскадра линкоров двинулась на юг, заходя "Тирпицу" в тыл. Германский линкор (и корабли сопровождения, среди них — печально знаменитый у нас "Адмирал Шеер") шёл навстречу своей гибели, на скорое "свидание" с родным "братом".

И в этот момент на пути "Тирпица" оказалась "К-21"! Английское Адмиралтейство почему-то не сочло нужным уведомить Главный штаб ВМФ СССР о своей операции. Возможно, что заносчивые "владыки морей" признавали реальной силой только свой флот, а советский просто не принимали во внимание, считая его силу ничтожной.

А может быть, летом 1942 года перед Черчиллем действительно встал во весь рост призрак Бреста-1918 (ведь сейчас есть сведения о попытках Сталина осенью 1941 и летом 1942 года заключить сепаратный мир с Гитлером, вроде бы даже Берия летал за линию фронта; всё это на уровне слухов, но эти слухи британская разведка могла доложить Черчиллю как реальность). В этом случае опрометчиво было бы доверять секретную информацию ненадёжному (по опыту Первой мировой) союзнику, который мог снова (как и в 1939-1940) превратиться в противника (в крайнем случае — продать Гитлеру английские секреты ).

Видимо, поэтому командир "К-21" ничего не знал о планах англичан. Считая свою лодку единственным препятствием на пути "Тирпица" к "PQ-17", он взял в свои руки спасение конвоя. "К-21" выполнила свой долг, но германский линкор, благодаря ей, ускользнул из британского капкана.

А через год другой германский линкор — "Шарнхорст" — вышел на перехват очередного конвоя и, в свою очередь, сам был перехвачен британским линкором "Дюк оф Йорк". В завязавшемся бою "Шарнхорст", имевший более слабую артиллерию, был потоплен...

Вот к чему привели в 1942 году недоверие и несогласованность между союзниками. Возможно — именно по этой причине о "капкане" для "Тирпица" не вспоминают ни англичане, ни русские. Ни тот, ни другой союзник не хочет проливать свет на неудачу, доля вины за которую лежит на каждом из них...

Комментарии

Добавить изображение