MATRIX - FOREVER?

17-05-2007

Мое заочное знакомство с миром философов началось с вдохновляющих сентенций, принадлежащих мэтрам от любомудрия Мерабу Мамардашвили (Философия это одинокое дело) и Александру Пятигорскому (Запомните это до конца своих дней: философ никому не может быть нужен).

Георгий КиреевИ действительно: вполне привычно всем каналам нашего ТВ видеть как с цветами и под визг поклонников встречают какую-нибудь поп-диву. Однако, я был бы весьма удивлен, если бы с не меньшей помпой у трапа самолета встретили какого-нибудь философа, открывшего очередную тайну мироздания.

Не удивлюсь также, если завтра какой-либо модный шарлатан- предсказатель объявит в очередной раз конец света и это будет растиражировано во всех СМИ. Однако если кто-то из мудрецов захочет сообщить нам о реально надвигающейся угрозе, то это в лучшем случае будет опубликовано в научном журнале с тиражом сто штук. И может быть после катастрофы, пуская случайно найденный в развалинах университетской библиотеки журнал на розжиг костра, кто-то оставшийся в живых скажет: а ведь предупреждали нас!

Проницательный читатель в этом месте смекнет, что я явно собираюсь ему впарить что-то наподобие этого самого предупреждения. Такому я сразу посоветую не читая отложить распечатанный текст в стопку под компьютерный столик и достать его, когда произойдет то, о чем я хочу поделиться.

Все началось с того, что пробираясь сквозь дебри философских учений, я попытался соотнести две идеи, составляющее основу модной нынче антропософии.

Одна из них (она-то собственно и лежит в основе классической антропософии) - идея об эволюции мира, продолженной в духе и завершающейся появлением человека с разумом и самосознанием идентичным телу. Другая принадлежит одному из современных мэтров этой философской школы - идея «мира, развившего себя до сознания и до понимания себя в качестве процесса и эволюции» (1).

Мне показалось, что этот тезис на самом деле выходит уже за рамки собственно антропософии и выявляет тенденцию, от которой захватывает дух одновременно как вселенской перспективой явления мыслящего Космоса, так и печальной участью отдельного человека. Ведь логическим продолжением идеи самосознающего себя Мира неизбежно должно стать отведение человеку роли не венца эволюции (даже в состоянии «тело которого стало духом»), а, образно говоря, лишь ступеньки, по которой мир восходит к некоей цельной мыслящей и сознающей себя Сверхсистеме.

При этом человек фактически - только живая мыслительная ячейка в этой саморазвивающейся Суперсистеме, мощность и функциональные возможности которой с началом коммуникативной революции нарастают практически во взрывном режиме. Как мыслящая ячейка человек в этой системе занимает функциональное место, подобное живой клетке в организме: идет постоянное обновление клеток, одни отмирают, другие появляются на их место.

Чисто физическая судьба отдельной клетки мало влияет на функциональность общей системы. Зато мыслительный импульс каждой такой ячейки может оказать существенное влияния на результат работы системы в целом. На этот счет уже упомянутым Кареном Свасьяном сказана замечательно сочная фраза: «Мысль как реальность мира, преломленная в голове естествоиспытателя, политика или кого угодно еще в этом роде, способна - в зависимости от качества преломления, то есть своей продуманности, - обезобразить этот мир до неузнаваемости или ожизнетворить его» (2).

Сегодня воздействие мысли на мир и быстродействие этого воздействия усиливается многократно. И сама мысль все более оказывается включенной в мыслительный процесс Сверхсистемы, в которой каждое индивидуальное сознание включено в общее коллективное сознание человечества, а это коллективное в свою очередь активно воздействует на индивидуальное.

И весь вопрос сегодня заключается в соотношении индивидуального и коллективного в этом симбиозе. Есть немало оснований считать, что сейчас, именно в результате информационно-коммуникативной революции, индивидуальное сознание все более поглощается коллективным и подчиняется ему.

Начиная от эпохи первобытного стада и до информационно-коммуникативной революции, человечество развивалось по линии усиления «автономности» индивидуального. Расцветом эгоцентризма и инди
видуализма можно считать вторую половину XX века, когда, по крайней мере, на Западе личность стала максимально независимой от государства, от борьбы за выживание, когда свободомыслие и свобода нравов стала нормой поведения.

Однако Золотой век индивидуального сознания завершился с началом бурной коммуникативной революции и он не впереди, а уже позади. Оставаясь, строго говоря, индивидуальным по локализации самоосознания (конкретным Я), наше сознание на самом деле становится все более иллюзорно индивидуальным и становится все более подчиненным коллективному Мы.

Это можно иллюстрировать массой примеров. Хотя бы примером современных избирательных компаний в России. Суть заключается в том, что реальным источником власти у нас на самом деле является сама же власть, однако необходимость соблюсти видимость демократических процедур заставляет использовать выборные технологии, цель которых - довести индивидуальное сознание избирателя до состояния коллективного сознания муравейника. Под воздействием этих технологий каждый человек-муравей думает, что он индивидуально принимает решения, но на самом деле он действует на основании решений политтехнологов как ему действовать.

Использование подобных технологий далеко не ограничивается выборами. Технологии манипулирования сознанием используют и совершенствуют уже сегодня все кому не лень, и кто располагает контролем над средствами информационных коммуникаций: политики, продавцы товаров, медиа-центры, продюсеры в шоу бизнесе, шарлатаны-экстрасенсы и т.д.

Они образуют центры манипуляции сознанием и влияют как на отдельных людей, так и на другие манипулятивные узлы и т.д. и т.п. В конечном счете, поток сознания каждой индивидуальной мыслительной ячейки становится едва осознающей свою индивидуальность струйкой в общем потоке коллективного. Однако те же технологии манипулирования сознанием вменяют ему ощущать полноту и реальность своей индивидуальности.

Здесь можно вспомнить нашумевший в свое время фильм «Матрица», в котором весьма образно иллюстрируется ситуация, когда машинами искусственного интеллекта индивидуальному сознанию также вменено воображать себя индивидуальным. Однако на самом деле все, что оно делало, было реализацией некоей общей программы, которая предписывала индивидууму поступать именно так, а не иначе и при этом он думал, что поступает именно так по своей воле.

В нашей реальности дело обстоит иначе, но не менее неутешительно. По мере увеличения интенсивности и целенаправленности информационного обмена и развития технологий манипулирования сознанием коллективное сознание начинает играть доминирующую роль и фактически выполняет функции Матрицы, жестко детерминирующей индивидуальное поведение.

Известный американский журналист Кевин Келли недавно обобщил изменения, которые происходят в головах людей с внедрением новых компьютерных коммуникативных технологий: «Культура компьютерного экрана это мир постоянного движения, бесконечных звуков, быстрых отрезков времени и сырых идей. Это поток слухов, заголовков новостей и плавающих новых впечатлений. Экран не выделяет национальной принадлежности, а плотно связывает все нации воедино. Истину несут не писатели или представители власти, ее определяет экранная аудитория».

А профессор фармакологии Оксфордского университета, директор Королевского института Великобритании, почетный член 26 различных университетов и талантливый популяризатор науки баронесса Сьюзен Гринфилд при этом замечает: «Последний пункт особенно важен. Ни учителя, ни авторы книг не будут диктовать человечеству свои воззрения и убеждения. Обучающийся сам развивает свое мышление, стремительно двигаясь от гиперссылки к гиперссылке в Интернете. (2)

Мы склонны с благоговением отмечать факт расширения Интернетом возможности доступа к информации. Но мы не отдаем себе отчет в том, что именно в Интернете также и растворяется индивидуальное. Оно превращается в неопределенные и меняющиеся Ники, скрывающие личности, делающие их мнимыми величинами, склонными к раздвоениям, утроениям и т.д. по мере перемещения от одного форума к другому.

Причем сегодня, в момент «перехвата» контроля коллективным мы видим явное снижение общего мыслительного потенциала. Сегодня коллективное все более приводит индивидуальное к обывательскому усредненному уровню. И прежде всего потому, что истину уже действительно несут не одинокие «гиганты мысли», а именно «экранная аудитория». В некотором смысле мы возвращаемся во времена Геродота, представление об устройстве мира которого, также формировалось из спонтанного потока слухов, мнений и личных впечатлений.

На единицу циркулирующих в сети верифицированных фактов и цельных обоснованных суждений приходятся сотни «псевдо» фактов и мнений «от балды». Причем последние сегодня не только более распространены, но, как правило, гораздо более востребованы в силу «легкости» подачи и доступности не желающему особо утруждать себя инфантильному разуму наших современников.

И случайно ли, что американский физик Джонатан Хюбнер, проанализировав ход технического прогресса за пять с половиной веков, пришел к выводу, что индивидуальная изобретательность человечества (а она была основана на мыслительных прорывах отдельных личностей) иссякает? Не проявление ли это деградации индивидуального сознания?

Сверхсистема, о которой я говорю, это по сути «Матрица-толпа», только высокоорганизованная и потому ставшая единым мыслительным и организмом, способным материализовать возникающие в «коллективной голове» планы. Но также как и стихийная толпа, она подавляет индивидуальное сознание.

Проблемы, связанные с изменением соотношения коллективного и индивидуального к сожалению этим не исчерпывается. Еще одна беда заключается в том, что наш мир стремительно становится все более миром мнимо-индивидуальных виртуальных величин.

Это мир искусственно штампуемых политтехнологами «великих» политиков, подобных изваяниям преемников Путина и искусственно вызываемая к ним «любовь» нашего коллективного.

Это мнимые звезды поп культуры (которые на самом деле гомункулусы из пробирок ловких продюсеров), подобные нашему «Серебру» на конкурсе Евровидении, составившему на самом деле не славу России, а свидетельство деградации ее культурного своеобразия.

Это и мнимые достоинства вкуса продуктов, которыми наслаждаются реальные герои экранных рекламных роликов. Многозначительное «О-о-о…» и причмокивания артистов, звучащие там, зачастую передают лишь воображаемые вкусовые ощущения. И они не имеют никакого отношения к реальному вкусу продукта, отличающегося от множества аналогичных продуктов только этим самым экранным «О-о-о!»

Говоря языком физики элементарных частиц (которая утверждает, что микрочастиц в квантово-механическом представлении не существует), индивидуальное Я становится в некотором смысле все более пси-функцией.

Стоит сказать и еще об одном существенном различии нашей реальности с фантазиями уже упоминавшейся нами «Матрицы». Если по фильму нас поработили машины искусственного интеллекта, которые поместили каждое Я в капсулу с подсоединенными к ней информационными кабелями, и трубопроводам, по которым подается физиологический раствор, то в реальном мире мы подключаемся к Матрице добровольно, не отдавая себе отчета в том, что отключиться от нее теперь уже невозможно.

Кабели, по которым подаются «реактивы», растворяющие индивидуальное в коллективном - это все тот же Интернет, радио, телевидение, таблоиды, все более ориентирующиеся на масс культуру и суррогатное «легкоусваивающееся» знание. Эти каналы информации все более утрачивают свою просветительскую и информативную роль и становятся инструментами манипулирования сознанием.

Однако наряду с этими традиционными, сегодня все более проявляют себя коммуникаторы нового поколения, позволяющие отдельному человеку в режиме реального времени быть связанным с событиями и включенными в них людьми. Причем последние технологические разработки делают эти новые коммуникаторы фактически «встроенными» в наш организм.

Сегодня мы читаем о возможности проекции изображения на стекла специальных очков (подобно проецированию информации на лобовое стекло самолета или автомобиля), а завтра это уже может быть проекция непосредственно на сетчатку глаз.

Но даже обычный мобильный телефон на самом деле уже совершил коммуникативную революцию, которая ведет к изменению поведения, возможности сопереживания отстоящих от нас событий.

Сегодня с помощью СМС координируются массовые акции определенных групп. Этот способ управления активно, например, используют антиглобалисты.

Влияние событий на индивидуальное сознание становится все более непосредственным, не зависящим от пространственного отстояния самого события и воспринимающего его.

Звонок ребенка своей матери с мобильного телефона в гибнущем самолете включает ее в переживание ситуации «в режиме реального времени». Образы авиакатастроф, которые она видела в фильмах, сопрягаются с реальным криком и плачем ее дитя. Сопереживание трагедии переходит в режим «мгновенного взаимодействия».

Конечно же, это жесткий, крайний случай, иллюстрирующий суть вопроса. Но дело действительно в том, что коммуникативная революция может рассматриваться как начало реальной, взрывной «мутации», в результате которой человечество превратится в распределенный мозг некой Суперсистемы, думающий, чувствующий и творящий коллективно и в которой каждый человек выполняет лишь функцию его отдельного сегмента высокой степени автономности.

Комментарии

Добавить изображение