СИЛА ДЕНЕГ БОЛЬШЕ СИЛЫ ЛОГИКИ
26-10-1997Я думаю, власти в обычном смысле слова у Гейтса не так уж и много. Он не может, используя ее, совершить какие-то несанкционированные правительством акты. Ему подчиняется разве что его личная охрана - да и та заколеблется, если хозяин ей предложит сотворить нечто сомнительное. И вообще о какой силе тут идет речь, когда любой начальник отделения полиции располагает куда большими людскими возможностями. А ведь доход Гейтса заставляет его вносить в казну своего государства несколько миллиардов долларов в год.
Кроме того, власть Гейтса при принятии экономических решений ограничена еще рядом хитрых законов. Например, антитрестовских законов, если использовать их правильно и всерьез, а не затягивать их применение на два с лишним года. Помнится, когда Валерий Лебедев более двух лет назад на страницах "Нового Русского Слова" обвинил Гейтса в нарушении антитрестовского законодательства, его оппонент (Михаил Орлов) уличил Лебедева, чего там дешевить, в антиамериканизме! Наверное, таких же представлений придерживались и в министерстве юстиции: обвинить столпа свободного предпринимательства Гейтса в чем-нибудь есть антиамериканизм.
Но имеется область, в которой монархическая власть Гейтса абсолютна - это технические решения. Здесь уж ему ничего не противостоит, кроме правил техники безопасности. А вот тут-то и кроется загвоздка. Ведь очень важно, как строится программа, как она стыкуется с другими программами, каков ее интерфейс.
Поговорим о главном детище Гейтса, принесшем ему неслыханный доход в 20 миллиардов долларов - об Уиндоус-95. Никто толком не знает, как он действуют. Это в ДОСе мало-мальски искушенный пользователь, как я, мог что-то там соображать. В нынешних уиндоус я могу в лучшем случае знать что-то функционально, т.е. знать, что если я кликну мышью такие-то окошечки, произойдет то-то и то-то. Но я не знаю, как это происходит. А следовательно, превращаюсь в слепого котенка, если ожидаемых перемен не происходит вообще или они происходят не так, как я замыслил. Сложность уиндоус ослепила пользователя, сделала его из владельца рабом компьютера. Теперь его веди куда хочешь и он только спасибо скажет. А поведут его по дороге безусловного использования продукции Микрософта, уж будьте уверены.
Это главный принцип продукции Микрософта. Главный, но не единственный. Я, повторяю, - пользователь, но я не рядовой пользователь - я составлял сложные логически программы и понимаю в принципе, как устроено программное обеспечение компьютеров. Поэтому мне представляется, что при создании этого обеспечения не заботились об экономии ресурсов компьютера. Гигантские дисковые памяти (уже свыше 10 гигабайт), немыслимое прежде быстродействие ( 300 мегагерц - таким быстродействием еще недавно обладали только суперкомпьютеры, используемые для сложнейших вычислений), чудовищные объемы оперативной памяти (256 мегабайтов уже не редкость) и все это могущество создается и, добавим, продается всего лишь для уорд-процессинга, т.е., иначе говоря, для печатания на машинке и некоторых коммуникационных операций по пересылке текстов. (Представляю, сколь снисходительно будет читаться этот текст еще через 10 лет!) Вычисления, как правило, вообще никакие не проводятся - разве что самые простейшие. Ну еще, правда, сюда следует прибавить поиск нужной информации. Однако, в любом случае тут видится дьявольский заговор производителей программного обеспечения и компьютеров против пользователя. Последнего заставляют платить намного больше того, что на самом деле необходимо для дела. В конечном итоге это приводит к колоссальному перерасходу ресурсов общества на элементарные операции. Ресурсов, которых так не достает.
Очень популярна байка о том, что "Мерседес", если бы он дешевел, как компьютеры, стоил бы сегодня 2 доллара, Но я заметил другое: за дюжину лет, что я живу в Америке, компьютеры обладали завидным постоянством стоимости. Приличный компьютер сейчас, как и 12 лет назад, не купишь меньше чем за 2,5-3 тысячи долларов. И похоже, эта тенденция будет сохраняться и в будущем- по-прежнему Гейтсы позаботятся о том, чтобы и завтра нельзя было бы заплатить за компьютер в магазине меньше. Конечно, это будет совсем другая машина, но все равно, заниматься на ней большую часть времени будут все тем же уорд-процессингом, печатанием на машинке. И львиная доля этих денег будет в конечном счете заплачена пользователем при покупке компьютера с установленным software и войдет в оптовые расходы владельца магазина при покупке своего товара. Таким образом, она станет как бы незаметной покупателю и не вызовет его законного возмущения. .
Отметим, что на основное направление деятельности компьютеров, на непосредственное улучшение качества принимаемых решений, не тратится буквально ничего - все в этой области остается на прежнем уровне. Оптимизация параметров принимаемых решений позволяет сэкономить 10% ресурсов для достижения тех же результатов, но это слишком мало, чтобы всерьез заинтересовать кого-то.
Смешно сказать, но боги программирования не знакомы с самим термином "оптимизация": он неверно используется в "Help" "Уиндоус-95" ^ да и обрывается его использование на полдороги - просто отсылают к терминам, объяснение которых отсутствует. Видимо, под оптимизацией понимается просто улучшение качества, без строгого критерия оптимальности, без которого не обойдешься при добросовестном следовании этому понятию. И это лучшие программисты современности? Не смешите меня!
Еще бы! Ведь сверхзадача разработчиков программного обеспечения в том, чтобы продать в будущем году пользователю новый, еще более мощный компьютер. А чтобы принимать оптимальные решения , требуется собирать горы исходных данных и подвергать их изощренной обработке - это никому из них не нравится делать. Куда сподручнее продать в новом году еще более мощный компьютер и использовать его для того же уорд-процесссинга, но уже при телевизионном качестве изображения и с расширенными информационными возможностями-
Но самое-самое главное в том, что при этом огромные суммы оседают в карманах производителей программного обеспечения компьютеров. Именно эти возможности позволяют им выбиваться в миллиардеры, будучи всего лишь посредственными программистами да и, если верить Гейтсу, бизнесменами неважными. Именно так Билл Гейтс заработал свои 40 миллиардов долларов, причем 18 - только за последний год. Попробуем представить себе, что это за сумма.
Сначала почти никто не обратил внимания на добавку к вывеске "Уиндоус", появившейся недавно на экранах компьютеров: "с эксплорером Интернета". Ну что тут особенного, если за какие-то сорок долларов или даже бесплатно вам предлагают полезное добавление к уже имеющейся программе "Уиндоус". Немногие достаточно быстро сообразили: это привяжет их навсегда к Микрософту. Проглотив эту наживку, вы уже никогда не соскочите с крючка, какой бы привлекательной ни казалась вам продукция других компаний. Это будет как бы законный брак со всеми вытекающими из него трудностями развода, хлопотами и затратами, если, конечно, новый брак еще будет возможен, т.е. если Микрософт не раздавит всех конкурентов.
Прошли два года с момента создания Уиндоу-95, но система не подешевела: если она стоила 95 долларов, то теперь за нее норовят содрать 98 долларов. Поэтому харизматичный Гейтс вызвал в Москве мало сочувствия, когда он сообщил участникам конференции в Кремле о "крупном успехе" кампании по борьбе в пиратским использованием программного обеспечения: в России: оно упало с 98% до 95%. Да и в США пиратское использование программ составляет 28%. Кстати, не кажется ли вам симптоматичным. что столько же процентов составляет и доля Гейтса в акциях Микрософта?
Правда, Микрософт готов пойти на новые, поистине драконовские меры по обеспечению своих авторских прав. По России, вместе со слухами о коварной деноминации валюты, ходят в кругах программистов, уже просочились в Интернет не менее упорные слухи о кознях Гейтса в скрытых файлах Эксплорер-4, последнего исследователя Интернета, усиленно распространяемого сейчас Микрософтом. Этот путеводитель по Интернету будет, якобы, собирать также в вашем компьютере информацию о всех используемых программах. Поскольку все программы Микрософта лицензированы и все законные пользователи зарегистрированы, это позволит выделять незаконных пользователей без их ведома и посылать информацию о них в Микрософт. Остальное, как принято говорить, дело техники. Достаточно будет принять законодательство, поощряющее полицию к использованию обысков в компьютерах граждан не зарегистрированных программ. Пессимисты считают, что после этого, как и в случае наркотиков. "зараженные" незаконными программами дома будут конфисковываться. Еще раньше соседи и дети "пирата" увидят его провожаемым в наручниках в полицию.
Оптимисты уверены, что власти, представители которых получат приличные суммы за консультации программистских компаний, все же ограничатся умеренными сроками тюремного заключения в местах содержания нестрогого режима для "компьютерных пиратов", естественно не без удовлетворения своего материального ущерба. Причем наиболее оптимистичные считают, что компенсация будет не более чем двукратной. Кроме того, оптимисты полагаются на то, что принцип неприкосновенности жилищ останется соблюденным, а просто виновникам будет присылаться по Интернету компьютерный вирус, вызывающий в компьютерах стирание незаконных программ, а в самих пользователях - головную боль и тошноту. Впрочем, упомянутый симптом уже наблюдается, в чем автор убедился недавно, когда его компьютер заразился (скорее всего через Интернет) вирусом Boot Parity Check.
Размер средств Гейтса оценить непросто - ведь они в ценных бумагах, прежде всего в акциях компании Микрософт. После заявления Рино о требуемом ею для Микрософта штрафе в 1 миллион долларов в день акции Микрософта упали на нью-йоркской бирже с 3.3 долларов до 1.6 доллара за штуку. Это означает и падение состояния Гейтса, вложенного в них. Да и вообще, начни Гейтс распродавать свое состояние, превращать его в наличность, и на бирже упадут многие акции. Но пока Гейтс в здравом уме, он этого делать не станет. А сойдя с ума (не дай Бог, мы не враги Гейтса и этой участи ему не желаем) сначала сотворит что-то, лишающее его возможности проявить свое безумство на бирже. Впрочем, в последние дни курс акций Microsoft опять вырос и усушки гейтсовских капиталов не предвидится.
Так что пока все в порядке. Вот только, положа руку на сердце, разве не было у Министерства юстиции оснований начать акцию по применению антитрестовского законодательства раньше, когда на вывеске "Windows" еще не появилась криминальная добавка "with Internet Explorer"? Конечно, то что совершил Гейтс, не кража, и его не следует препровождать в суд, отнимать у него деньги и свободу - это было бы русское разрешение возникшего конфликта, которое в конечном счете привело бы к гибели миллионов двадцати людей. А вот чувствительный, хотя и не убийственный штрафик в миллион долларов в день не помешает. Заодно он поучит Гейтса и Микрософт уважать американское законодательство. Кстати слово Микрософт можно перевести на русский как "очень маленький и мягкий" .Вспомните об этом, когда лучшие адвокаты, нанятые Микрософтом, обнажат клыки по защите от этого штрафа в заседании суда.
И все-таки, на мой взгляд, очень богатый человек, сам сделавший свое состояние, - это человек умный и ответственный. Я больше доверяю его решениям, чем десятку прощелыг. Если, конечно, он не уклоняется от следования законам. И тогда нет оснований накладывать ограничения на размер его состояния.