CAN'T BUY MY LOVE...
08-01-2004Итоги моего 2003-его.
Деньги… деньги… деньги… Деньги?
2003-й год в России прошел под знаком доллара (или евро кому как нравится). Все помешались на одной единственной цели. Заработать. Украсть. Отобрать у зажиревших отнюдь не праведно нажитое. Любой ценой. Любыми средствами.
По ящику показали весьма поучительный сюжет о судьбах людей, выигравших значительные суммы в лотерею. Из, по-моему, 4-х “счастливчиков лишь один сумел хоть как-то распорядиться выигрышем – вложил в какой-то бизнес. Остальные – до сих пор пьют на призовые.
Недавно обсуждали со знакомым (он руководит небольшой консалтинговой фирмой) проблемы ИТ. Я ему пожаловался: руководство совершенно не желает использовать сетевые коммуникации – норовит чуть ли не в каждую комнату поставить лазерный принтер. А он в ответ: знаешь, недавно ездил на одно предприятие в Москве, прямо противоположная картина – организация с 3,5 тысячами сотрудников, превращенных в сырье для получения прибыли, – один единственный принтер на всех….
Ну почему у нас так? Либо сплошной бардак, либо доллары в зрачках сверкают! Где же мы потеряли чувство-понятие “золотой середины”?
Конечно, можно сделать скидку на не по-матерински суровые прошедшие времена. Лично для меня самым неприятным и сложным во многих отношениях оказался период с 1997 по 2001 годы. Даже в его преддверии просто и в голову не могло придти, что для человека, владеющего прогрессивной профессией, умеющего нетривиально мыслить и воплощать свои мысли, если не в делах, то хотя бы на бумаге, возможны сложности с банальным трудоустройством, обеспечивающим скромное по многим меркам проживание.
Не могу сказать твердо, что все это уже позади. Решенные проблемы вызывают наплыв новых, более глобальных, хотя и менее остро стоящих задач. Обыденная, набившая всем оскомину, спираль развития. Но ежедневный нескончаемый марафон за денежками-призами, вовлекающий в себя все большее и большее количество участников, даже уже и не раздражает, а навевает вековую” тоску тошнотворной предсказуемости. Чем-то происходящее напоминает ситуацию с одним из героев Джека Лондона, который после длительного скитания и голодовки уже в “сытое” время прятал сухари в матрац.
Деньги… деньги… деньги….
Знаменательно, что и приятные впечатления прошедшего года также прошли под флагом с долларом на полотнище. Зарплата на предприятии выросла более чем в 2 раза. Мизер все равно, конечно же, но – приятно. Кстати, о спирали развития. Если раньше завод искал катастрофически не хватающего рынка сбыта, обеспечивающего должный уровень заработной платы сотрудникам, то теперь он ищет катастрофически нехватающих сотрудников, которые с должным качеством могут обеспечить найденный рынок сбыта. Интересно, какие проблемы вызовет следующий виток? Или же их круг замкнулся?
Да, позитивные сдвиги в российской экономике видны невооруженным взглядом. Недаром на небольшом предновогоднем банкете в ответ на тост Пусть следующий год будет не хуже прошедшего” один из директоров заметил, что за последние 2 года этот тост стал самым популярным среди заводского руководства. Но вот насколько причастны к этим изменениям высшие эшелоны власти?
Очевидно, что с приходом Путина наше существование приобретает все больший смысл. Причем взаимосвязь причины и следствия для простого народа настолько самоочевидны, что итоги политических выборов 2003-го можно было бы предсказать и без голосовательных результатов. Хотя, на мой взгляд, указанная самоочевидность проявилась лишь в одном: ничего не делай – не сделаешь и ошибок. И вот этого безошибочного топтания на месте оказалось достаточным, чтобы экономика России – великая, в сущности, штука – начала свой подъем.
Нет, безусловно, приоритетные директивы каждый раз определяются, да и кнут для зарвавшихся олигархов наготове. Но все это лишь имитация действа. Главный же принцип современного руководства – не мешай, оно само всплывет. Может в России только так и надо? Больше не желаем “как лучше”?
Во всей этой весьма оптимистичной логике есть лишь одно ущербное “но”. Не стоит забывать, что основой текущего развития нашей экономики являются факторы от нас практически независящие – высокая мировая цена на нефть и эхо августовского дефолта 1998 года, после которого с наших прилавков был выметен весь импорт, и российским предприятиям без боя и усилий достался весь рынок. Но трудно даже предположить, что случится в российском царстве-государстве, если эти факторы вдруг изменятся в негативную для нас сторону….
Деньги… деньги… деньги….
Одним из самых неприятных итогов прошедшего года явилось развитие событий в сфере ЖКХ. Просто невероятно, насколько можно развалить одну из самых денежных отраслей деятельности. По самым скромным подсчетам это порядка 300 рублей в месяц с человека. Или около 12 млрд.$ годового оборота только в секторе частного потребителя! А если учесть среднее 70%-ое (!) повышение тарифов с января текущего года, то общая сумма возрастает до 20 млрд.$. Никому не нужные деньги. Вернее каждый причастный норовит отхватить свой кусочек, не утруждая себя излишними мыслями и делами, а итог…. Итог – плачевен.
С конца апреля и почти до декабря в моем доме отсутствовала горячая вода. Жалкие попытки включить отопление, в конце концов, увенчались успехом лишь в канун новогодних праздников. Жидкая струйка холодной воды зачастую останавливала использование стирального автомата. В итоге проблемы коммуналки достали настолько, что я попытался выяснить возможность установки так называемой крышной котельной, обеспечивающей весь 9-ти-этажный дом теплом и горячим водоснабжением.
Стоимость этого удовольствия для нашего 200-квартирного дома оказалась, ну, по крайней мере, не заоблачной – порядка 3-х млн. руб. Причем подрядчик соглашался внести до 50% в виде инвестиций. Естественно за участие в сборе платежей за тепло. Собрать с жильцов даже 50%-ую сумму затея все равно нереальная, но оставалась еще попытка использования кредитных схем. Тем более что полная стоимость проекта с лихвой перекрывалась 2-х годичной эксплуатацией котельной за счет более чем 30% снижения стоимости тепла сравнительно со стандартной отпускной ценой теплосетей. Угадайте с трех раз, что оказалось камнем преткновения?
Не поверите – ГорГаз. Ребята, ознакомившись с проектом, отказались подключать котельную к газовым коммуникациям без доли прибыли в продаже не газа – тепла! Все хотят “свою” долю, не пошевеливши при этом и пальцем. Все хотят присосаться к дойной корове безграничных коммунальных поборов. А говорят еще, Чубайс хочет ЖКХ к рукам прибрать. Да кто ж ему позволит-то такие деньжищи в одного грести!
Деньги… деньги… деньги….
Мое старое увлечение системами управления предприятием, с новой страстью вспыхнувшее в прошедшем году, наткнулось на непреодолимую преграду. Оказывается основным мотивом-целью реинжиниринговых пертурбаций на предприятии является повышение его прибыли! Т.е. перестраивая и реорганизуя, устанавливая станки и внедряя новые технологии, мы стремимся лишь к единственной цели – прибыль!
Даже и не знаю, насколько эта идея близка лично вам. Но посудите сами: на момент начала преобразований вы не знаете, какой будет прибыль и даже будет ли она. Все ваши помыслы направляются на совершенствование взаимосвязей на стыках оборудование – сотрудники – продукция – клиенты. Причем тут деньги? Это инструмент, с помощью которого вы можете обеспечить построение если не идеальной, то приближенной к ней системы. Причем тут прибыль? Это оценка потребителем ваших усилий, но на этапе уже после завершения процессов реинжиниринга. А так получается что, отправляя ребенка в школу, мы ставим перед ним задачу не получения определенного уровня знаний, это неважно, главное – оценка.
Поймите меня правильно. Я далек от убогого эксгибиционизма штатного бессребреника. И проблемы мотивации (естественно, за счет прибыли!) как хозяина предприятия, так и его сотрудников были и остаются важнейшими задачами построения любой организационной структуры. Но деньги как цель (даже самоцель!)? Это примерно как ложится в постель с любимой женщиной, ставя в виде задачи рождение белокурого мальчика с голубенькими глазами.
***
Не могу однозначно утверждать, что деньги – это зло. Конечно же, их необходимо отнести к важнейшему, одному из самых универсальных инструментов нашей жизни. Но его универсальность зачастую (как и в нашем случае) приводит к тому, что им начинают подменяться и нивелироваться все остальные человеческие возможности: знания, умения, опыт, чувства, в конце концов. “Мне не нужен в Америке английский язык у меня есть деньги”. Вы чувствуете, как просто, как легко решаются проблемы с помощью денег? Достаточно заплатить там или сям и все становится ясным и прозрачным. Все ли?
И опять же, я не буду рассуждать об утерянной возможности, скажем, читать Шекспира в подлиннике. Если этот троглодит дожил без Шекспира до своих дней, то он прекрасно обойдется без него и после. Да и невозможно найти решение, которое обеспечило бы вам возможность увидеть и прочувствовать весь мир во всей его полноцветной гамме.
Но представьте себе, например, такую ситуацию. Важные деловые переговоры. Может ли бизнесмен доверить и даже просто передать переводчику все оттенки ведущихся дел и, соответственно, все наиболее весомые для него моменты и мотивы? А отсюда следствие: можно ли будет 100%-но доверять полученным договоренностям?
Ну, хорошо. Оставим бизнес в покое. Допустим, он просто приехал отдохнуть и повеселиться. Но и вновь, можно ли гарантировать получение именно тех нюансов удовольствий, которые присущи данному индивиду, если выбор основан на переводе человека, далекого от этого индивидуума и его человеческих качеств?
Можно. Если этих нюансов нет. И это единственная возможность положительного ответа. Во всех остальных случаях цвета происходящих событий будут проецироваться на ваши органы чувств через зеленую купюру денежного решения.
Нет, деньги – это не зло. Деньги – это виагра нашей жизни. Глотнул таблетку и снова в бой. И далась вам эта любовь, – от нее только проблемы….