НУЖНЫ ЛИ НАМ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ?

14-06-2004

Автор - доктор технических наук, профессор, в Киевском политехническом институте. 40 лет работает в области развития лазерной технологии.

Поставить вопрос именно в такой жесткой форме заставляет нас время и те обстоятельства, в которых оказалось наше общество. Ведь, по сути, мы ушли еще дальше по пути одичания от тех времен, когда при виде интеллигентного человека с известным атрибутом с полями слышалась пренебрежительно-неодобрительное и даже злобное: “А еще в шляпе!..”. И заводить дискуссию об интеллигентности сейчас, когда экономику потрясают перманентные кризисы, отечественная наука практически похоронена, система образования переживает стадию агонии, культура и здравохранение влачат жалкое существование, а моральные и нравственные устои серьезно поколеблены, кажется, явно не ко времени.

И все же именно сейчас необходимо привлечь внимание к этой теме, именно сейчас нужно задуматься о том, что без активизации позиции этой части общества, к счастью еще частично уцелевшей после всевозможных экспериментов с ней, без заботы о выращивании нового поколения интеллигентов общество просто обречено на дальнейшее одичание и угасание.

Кто же такие интеллигенты? Какими определениями их можно описать? Не архаика ли все это? Да и вообще, нужны ли интеллигенты в наш далеко не романтичный век, когда самыми главными лишь кажутся законы свободного рынка, приоритет приобретает голый практицизм и “человек человеку из “товарища и брата” все больше превращается просто в волка?

Попробуем разобраться в этих вопросах и, если и не дадим очень четкие ответы, то хотя бы поразмышляем и немного заставим себя задуматься о роли интеллигенции в современном обществе.

Intelligence – латинский термин, переводимый как понимающий, мыслящий разумный. С середины Х1Х века термин интеллигенция распространяли на общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Многие отечественные писатели с тех пор представляли интеллигенцию как духовную, нравственную элиту общества, хотя и не без некоторых странностей. И в сознании прочно утвердилось: интеллигенция – это совесть, знания, мудрость народа, его золотой фонд. В западных странах акцент несколько сместился в сторону восприятия интеллигенции как некоторого клуба избранных, некоего круга эстетствующих чудаков и, даже, масонского сообщества.

Всем известный русский немецкого происхождения Владимир Даль определял интеллигенцию как “разумную, образованную, умственно развитую часть жителей”. Как видим, определение емкое, но…к сожалению, далеко не полное, а, возможно, и не всегда справедливое. В частности, высокий уровень образования далеко не всегда свидетельствует о высокой интеллигентности человека, и знак равенства между самым престижным дипломом и званием” интеллигента поставить нельзя. Уровень образованности, безусловно, является необходимым условием, но явно не достаточным. В то же время можно привести массу примеров простых людей, не освоивших всех премудростей школьных, университетских знаний, но обладающих какими-то прирожденными чертами интеллигентности. Вспомните, разве вы не встречали где-то в сельской глубинке бабушку или дедушку, за плечами которых был лишь “университет матушки-природы”, но сколько в их облике, речах, поведении было достоинства, мудрости, такта, благородства и других достоинств, заслуживающих самого глубокого уважения и подражания. Человек может отвечать всем перечисленным требованиям определения В. Даля, но быть, пардон, просто плохо воспитанным или вообще не воспитанным. А такой парадокс действительно имеет место, т.к. в известный период, когда интеллигенция рассматривалась как некая межклассовая “прослойка общества”, определение этой части общества было сильно идеологизировано и воспитанность, как “пережиток буржуазного общества”, не считалась непременным атрибутом интеллигентности. Ну как, например, можно совместить интеллигентность с безудержным использованием так называемой нестандартной лексики? А ведь еще совсем недавно в “элитных” кругах правилами хорошего тона считалось (да нередко и сейчас считается) использование сочных бульварных выражений на различных “узких” совещаниях, в общении между собой. Ряд носителей даже самых высоких академических и прочих званий, степеней, должностей и наград таким образом старались подчеркнуть свою кровную классовую принадлежность, неразрывную связь с народом. А истинные представители этого же самого народа, между прочим, никогда не позволят загрязнить свою речь и мысли, если их к этому не вынудят особые обстоятельства. Вспоминаю свою производственную практику в 7-м механическом цеху завода “Арсенал”. Моим наставником был старый рабочий, мастер золотые руки, мудрый, многое повидавший и через многое прошедший человек. У него была какая-то прирожденная интеллигентность. За два месяца работы с ним ни одного бранного слова ни разу не сорвалось с его губ, хотя провоцирующих ситуаций в напряженной производственной обстановке было достаточно. Читающий эти строки здесь может воскликнуть: “Ишь чистоплюй, мат его коробит! Да от того, что творится в этой жизни не только “семиэтажный” вспомнишь, а что-нибудь и похлеще! А сам, что с Луны свалился, или во дворце воспитывался?” Да, не скрою, в тяжелые послевоенные годы и видел, и слышал многое, ведь “основное” образование получал на улице, и сам был сорвиголова. Но, видимо, корни и домашнее воспитание были сильнее. Да и мудрая формула срабатывала: подняться, достигнуть высот очень трудно; упасть, опуститься – намного легче и быстрее... А вот слыша из уст многих высокопоставленных псевдоинтеллигентов все прелести “нестандартных выражений”, иной молодой гражданин и подумает: а почему мне нельзя? Ведь “авторитетные люди” не считают это чем-то недопустимым! Наверное, так можно, и даже, нужно себя вести! И в результате сплошь да рядом мы слышим на улице, в общественных местах, даже в храмах науки, в школах, университетах такие перлы, что просто уши вянут! И нередко эти “сочные” выражения легко слетают даже с прелестных губ молоденьких студенточек или современных бизнес-леди. При укоризненном же взгляде ни грана краски не появляется на точеном личике, никто от стыда не собирается провалиться сквозь землю. Сквернословие стало нормой общества... А что же интеллигенция? Некоторые пытаются пристыдить, воспитывают своим примером. И слышат совет: да не связывайтесь вы с ними, вам что - больше всех надо или хотите нарваться на неприятности? Тем не менее, только настоящей интеллигенции под силу покончить с этим всеобщим и далеко не безобидным злом.

Итак, ясно, что, получив аттестат, диплом об окончании учебного заведения, или даже обзаведясь высокой научной степенью, научным или почетным званием, нельзя автоматически стать интеллигентом, хотя прохождение по этим этапам роста безусловно, способствует приближению к высочайшему из всех званий – интеллигента. Помимо овладения специальными знаниями в какой-то конкретной области или областях интеллигентный человек должен приобщиться к культуре, знать литературу, искусство. И не просто знать, а понимать, чувствовать. Вспоминаю, как в мои детские годы к нам приезжал из Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) наш добрый знакомый Павел Алексеевич Солодовников. Племянник Репина, выросший в доме великого художника, он получил великолепное образование и воспитание. Сам известный экономист, он был влюблен во французских поэтов, с огромным вдохновением декламировал их стихи, блестяще музицировал на фортепиано. Несмотря на имя, происхождение, многочисленные таланты, это был бесконечно скромный, порядочный, очень интеллигентный человек. Какое-то непередаваемое словами благородство ощущалось в этом добром человеке, и он произвел на меня неизгладимое впечатление, которое до сих пор сохранилось в моей памяти.

Память подсказывает другие удачные примеры. Оксана Радыш, дочь известного украинского ученого Владимира Мияковского, одного из создателей украинской академии наук в эмиграции, человека, самоотверженно сохранившего для народа бесценные сокровища национальной культуры. Оксана Радыш на протяжении последних десятилетий является фактически хозяйкой и главной хранительницей этих сокровищ в здании Академии на сотой улице Нью-Йорка. Ее уникальная память хранит огромное количество имен и фактов из истории нашей культуры, преданно и даже фанатично она пытается сберечь малейшие крупицы отечественной истории, культуры, искусства, систематизировать сохранившиеся материалы. Многие ученые НАНУ, политические деятели Украины воспользовались ее бескорыстной помощью в ознакомлении с накопленными духовными богатствами, ее добрым гостеприимством. И каждый восхищается ее величием духа, стойкостью и самоотверженностью, непостижимой работоспособностью нашей украинской “пчелки”, и вместе с тем огромным обаянием и скромностью. В деятельности и жизни таких людей воплощено одно из главных предназначений интеллигенции – сохранять лучшие традиции и черты народа, как можно шире распространять их в обществе.

Вспоминаю своего институтского Учителя - профессора Сергея Алексеевича Картавова., заведующего кафедрой, декана механического факультета Киевского политехнического института. Выпускник Петербургского политехнического института, крупный специалист в области машиностроения, он в далекие 50-60 годы для многих студентов был воплощением лучших черт отечественной интеллигенции. Строгий, требовательный, всегда подтянутый, и в тоже время очень доброжелательный, он поражал своей неуемной жаждой знаний, стремлением и самому узнать новое, и передать эти знания другим, зажечь новыми идеями молодых, поддержать их первые научные поиски. Эти качества наш Учитель сохранил до последних дней жизни и даже в свои 85 лет еще живо интересовался нашими новыми успехами. Мы студенты, аспиранты, молодые преподаватели получили от него первые уроки порядочности, принципиальности, научной честности и добросовестности, ответственности за порученное дело.

Можно вспомнить массу других имен очень известных и менее известных людей, которые кропотливо добывая и приумножая знания, не считали их только личным достоянием, персональным интеллектуальным богатством, а щедро делились ими с другими людьми, более того получали от этого радость и моральное удовлетворение.

Таким образом, настоящий интеллигент думает о будущем своего народа и поэтому очень бережно относится к его прошлому, высоко ценит накопленный опыт своих предшественников, уважает традиции народа. Интеллигенту чужда психология временщика – лишь бы сейчас и, главным образом, для себя было хорошо, а после меня – хоть потоп. С понятием интеллигентность не совместимы интриганство, аморальность, безответственность.

Довольно специфическая черта интеллигента – чувство постоянного сомнения. Интеллигента невозможно заставить понять, согласиться. Его нужно аргументировано убедить. Поэтому он очень недоверчив к авторитетам, не приемлет нажим, давление со стороны чиновников. В то же время он обладает повышенной терпимостью и уважением к чужому мнению, умением внимательно слушать собеседника. Он безусловный сторонник плюрализма мнений, диктат со стороны кого-либо им просто не воспринимается и естественно отвергается.

Несмотря на многочисленные романтические черты, в ряде случаев даже определенное донкихотство, настоящий интеллигент – очень принципиальный человек. Взгляды, свои принципы, жизненные установки он всегда готов отстоять, аргументировано защитить. И тогда это уже не тихий, добрый человек, а настоящий боец, лев. Написал эту фразу и вспомнил один случай, который произошел со мной в Канаде, когда я проводил там исследования в 1989 г. в университете Мак-Мастера.

Во время этой зарубежной командировки я подружился с очень хорошим специалистом и настоящим канадским интеллигентом, вице-президентом Лазерного Института Дитрихом Сибтом. Во время посещения его института в Эдмонтоне мы как-то заехали в новейший сверхсовременный супермаркет, где от обилия товаров у меня, буквально, дух захватило. А следует напомнить, что у нас в это время был очередной экономический кризис, вызванный развалом старой системы и переходом к новой. По этой причине контраст с нашими пустыми полками магазинов был особенно разительным. Вполне естественно, что я это товарное буйство решил запечатлеть на фотопленке. Но не тут-то было. Подошел какой-то клерк и попросил не фотографировать в торговом зале, это запрещено. Мой друг Дитрих и я удивились и обратились за разъяснениями к менеджеру. Тот подтвердил сказанное клерком. Снова не удовлетворенный ответом, Дитрих обратился выше по инстанции – к главному менеджеру. Ответ был тот же – политика компании не предусматривает возможность фотографирования в торговом зале. Возмущению Дитриха не было предела! Мы услышали пламенную речь о нарушении прав человека, об оскорблении компанией его личности и достоинства гостя его страны. Мои успокаивающие реплики не возымели эффекта. Дитрих пообещал, что он никогда больше не будет пользоваться услугами этого супермаркета. Более того, он обратится в газету с обращением к согражданам бойкотировать все учреждения компании за попытку покушения на права свободной личности и оскорбление гостя страны. Когда я попытался успокоить коллегу, заметив, что инцидент пустяшный и не стоит особого внимания, он спокойно объяснил, что в демократическом обществе права человека очень высоко ценятся и малейшие попытки покушения на них нужно пресекать в зародыше. Весь протест и дальнейшие акции были выполнены в очень корректной форме, а для меня открыли новую черту современного интеллигента и дали наглядный урок возможности, важности и необходимости отстаивания цивилизованным путем своих законных прав.

Интересный аспект вопроса – взаимоотношения интеллигента и власти. Как правило, высокообразованный, культурный, интеллигентный человек чувствует себя не очень уютно в коридорах власти. Ему обычно претит лицемерие, грубость, ложь, фальшь, сила любой власти, как бы демократична она ни была. Поэтому таким беззащитным и по-детски наивным казался Андрей Дмитриевич Сахаров в окружении разъяренной, орущей толпы депутатов в Большом Кремлевском Дворце. Высокоинтеллигентный А. Сахаров не мог воспринять неинтеллигентных действий прикрытого внешней интеллигентностью М. Горбачева. Но сколько потребовалось А.Д. Сахарову самообладания, мужества, стойкости и мудрости, чтобы внешне спокойно выдержать дикий всплеск ненависти, непонимания, хамства своих, так называемых, коллег по депутатскому корпусу. Уверен, что не в своей тарелке на таких сессиях чувствовали себя и наш выдающийся хирург Николай Амосов, и известный физиолог Платон Костюк и многие другие интеллигентные люди. Порой кажется “белой вороной среди депутатов и физик Игорь Юхновский, и филолог Иван Дзюба, и ряд их других интеллигентных коллег в нашем парламенте, когда слышат с высокой трибуны легендарное компроментировать” и никогда не увядающие “инциндент”, “прецендент”, средствà” и многие другие подобные “перлы”.

Из сказанного, безусловно, не следует, что парламент не совсем подходящее место для интеллигентных людей. Отнюдь нет! Как сказал один из моих талантливых учеников, ныне член парламента (уже второго созыва), который в ответ на мое предложение предпочел дальнейшему успешному научному росту карьеру профессионального политика: Если не мы, то кто же тогда?” И я понял, что он действительно прав. Слава богу, что сейчас в парламенте интеллигентные люди есть, но, к сожалению, слишком мало. Их там должно быть намного больше! Тогда не будет диких сцен, знакомых нам сейчас, его заседания не будет стыдно показывать по телевидению, и парламент действительно станет мозговым центром страны, источником мудрых и судьбоносных решений, способных найти выход из перманентных кризисов нашей страны. И, тем не менее, настоящий интеллигент практически всегда находится в определенной оппозиции к любой власти. Кстати, Оксфордский токовый словарь трактует интеллигенцию, как “часть нации, обладающей независимым мышлением”. В то же время интеллигенту, в нашем славянском представлении, присуще обостренное чувство социальной ответственности, справедливости, боли за судьбу и будущее своего народа, своей страны. Интеллигенция – очень активная и мощная сила общественного самосознания.

Всей своей деятельностью, образом жизни, своими поступками интеллигентный человек постоянно стремится к совершенству – нравственному, профессиональному, духовному, эстетическому, физическому, наконец. Поэтому он очень требователен к себе, у него очень высокий уровень самокритики.

Представленный образ интеллигента может показаться слишком идеализированным. Трудно, действительно, назвать человека, который бы в полной мере отвечал рассмотренным качествам. Это ни в коей мере не означает, что в обществе нет интеллигентных людей. Нет, к счастью, они есть, хотя в последние годы их ряды значительно поредели. Настоящий интеллигент есть своеобразный эталон жизни, деятельности, образа мыслей, поведения. По его поступкам в обществе, как по камертону, сверяются действия других людей. Но скорее образ интеллигента представляется как идеал, некая абсолютная истина, к постижению которой многие стремятся но, увы! никогда полностью достичь не могут. И тем не менее стремление такое есть, это стремление должно быть во имя дальнейшего успешного развития общества, для того чтобы мы все с Вами стали лучше, чище, мудрее. И особенно это актуально для нашей страны, где имеется огромный интеллектуальный потенциал, где есть все условия для экономического и духовного процветания, для выхода из той катастрофической ситуации, в которой мы все находимся.

Итак, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, однозначно положительный. Да, всем нам, нашей стране нужны интеллигенты! Очень хотелось бы, чтобы и общество в целом, и государство осознали особую роль интеллигенции для процветания народа, обратили внимание на необходимость воспитания интеллигенции с младых ногтей”, а для этого повернулось бы лицом к проблемам образования, науки, культуры, здравоохранения.

Перечитал свои заметки и снова возникли сомнения: ко времени ли все эти рассуждения, так ли уж актуальна проблема? Друзья, коллеги, с которыми поделился своими раздумьями, поддержали – духовная, нравственная деградация общества усиливается, быстрая смена стереотипов, моральных ориентиров имеет много отрицательных последствий. А в такие периоды развития общества, когда индивидуум просто не поспевает за экономическими, социальными изменениями, нравственными переменами, когда процесс адаптации к новым условиям происходит очень болезненно, свою важную роль действительно должна сыграть интеллигенция. Хотя для некоторых эта мысль может показаться слишком наивной, и автора можно назвать идеалистом.

Приведенные рассуждения ни в коей мере не являются всеобъемлющими, их не нужно рассматривать и как инструкцию для “желающих стать интеллигентом”. Но пусть думающий задумается!

Комментарии

Добавить изображение