КРИЗИС И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПУТИНА

29-12-2008

Еще в середине лета 2008 г. казался безальтернативным сценарий пожизненного управления России Путиным (попеременно то в роли президента, то в роли регента при техническом президенте). Однако всего за полгода ситуация принципиально изменилась. Настолько изменилась, что уже можно говорить не только о возникновении вполне реалистичных альтернативных сценариев, но, даже о том, что Владимир Владимирович уже гарантированно потерял шансы выиграть следующие президентские выборы.

Игорь ОлейникБогобоязненно отказываясь от изменения Конституции под свой третий срок, Путин исходил из оптимистического предположения, что раз в России не было сколько-нибудь глубокого экономического кризиса на протяжении 2000-2008 годов, то его дальше не будет. А значит, можно как угодно и дальше расставлять декорации и кукол в политическом спектакле «суверенной демократии», реально не слезая со своего трона.

В 2000 году «новые питерские» предложили российскому обществу негласный общественный договор по формуле: «Мы вам – неуклонное повышение благосостояния по сравнению с нищенским уровнем ельцинского периода, а вы за это отказываетесь от массовой политической активности, закрывая глаза на наше воровство и прочие нарушения закона». Собственно говоря, «новые питерские» не были первыми российскими внедренцами этой схемы: еще с середины 90-х годов подобное же неформализованное соглашение действует между Лужковым и подавляющим большинством жителей столицы.

Однако сейчас «новые питерские» в связи с обрушением цен на нефть уже не могут выполнять свою сторону обязательств в негласном договоре (нельзя же всерьез рассчитывать, что из-за внезапно возникшего дефицита госбюждета «новые питерские» продолжат поддерживать рост благосостояния населения уже из своих собственных разбухших всего за восемь лет в сотни и тысячи раз карманов). Следовательно, договор не будет соблюдаться и второй стороной – обществом.

В предстоящих ближайшие полтора-два года политических событиях наиболее интересными представляются две сюжетных линии.

Первая из них – необратимое изменение баланса сил в паре «Путин-Медведев» в пользу ныне действующего, но еще не вполне правящего президента. Если называть вещи своими именами, то Путин своим бездействием и вечной привычкой откладывать решения до последнего «проспал» свое безоблачное политическое будущее. В результате сейчас для него сложилась уже ситуация в которой любой ход ведет к снижению (а реально уже - к обнулению) его шансов победить на президентских выборах 2012 года.

У него были 100%-е шансы победить на выборах в 2008 году, и 99% шансы победить на досрочных выборах в 2009 году. Но Медведев уже объявил, что досрочных выборов президента не будет. А это значит, что госдумовские выборы 2011 года и президентские выборы 2012 года пройдут в условиях еще незавершенного экономического кризиса в России. И их ход уже не будет таким же тотально контролируемым со стороны власти, как выборы в период первых двух президентских сроков Путина.

У Президента России есть политтехнологические возможности в условиях экономического кризиса избежать в глазах избирателей ответственности за все проблемы, свалив вину на нерадивое правительство и внешние «силы зла». У премьер–министра (и уже тем более у лидера правящей партии) таких возможностей нет. Путину как политику сейчас не позавидуешь, поскольку какое бы движение он не сделает, он как в шахматной игре против мастера позиционной борьбы только приблизит проигрыш всей партии. И не ходить он не может, и любой его ход (ведь умнее и дальновиднее он уже не станет) – только в неуклонное ухудшение его стратегическое позиции.

Это пока видно немногим в России, но последующей личной политической судьбе Владимира Владимировичу не позавидуешь. Темпы постепенного превращения задолизательского «Путин – это наше все» в агрессивное «Путин это наше ничто» зависят от глубины ощущения кризиса избирателями.

Сейчас в повестку дня совсем по-иному, чем два месяца назад ставятся три взаимосвязанных вопроса, ответы на которые и будут формировать наше ближайшее политическое будущее:

  • «Сможет ли Медведев к концу 2009 года трансформировать нынешнюю почти тотальную лояльность российского общества Путину в лояльность уже себе как новому правителю России?»

 

  • «Какую стратегию примут «новые питерские», потеряв прежнего гаранта своей безнаказанности?»

 

  • «Насколько успешно власть сможет дезорганизовать активность внесистемной оппозиции в условиях кризиса?»

 

Комментарии

Добавить изображение