Независимый бостонский альманах

ОДА СТАЛЬНОМУ КЛИНКУ

04-07-2010

Я страстно люблю холодное оружие, можно сказать, на подсознательном уровне и друзья, давно знают, что мне дарить на день рождения. Конечно, и другие подарки меня радуют, но когда за презент предлагают заплатить какую-нибудь мелочушку, я уже предвкушаю знакомство с новым другом, удовольствие от ощущения рукояти в ладони, от игры с ним от его хищного стального блеска.

Юрийф Сварогин Эта страсть с малолетства. Не помню этого случая по причине полуползункового возраста, но семейное предание гласит, что как-то батя собирался в свой очередной полевой сезон и увлечённо упаковывал вещи в рюкзак и вьючник, а Сварог-младший (тогда ещё только-только начавший ходить) подполз к его ножу. Когда отец отвлёкся от сборов и увидел своё чадо с восторгом щупающее клинок, который уже был вытащен из ножен, его состояние было близкое к инфарктному. Нож у меня забрали и я, довольно спокойный и даже флегматичный ребёнок, разразился таким концертом, какого никогда не было ни до, ни после этого случая. Вот так мы встретились – я и стальной клинок, и преисполнились друг к другу очень большим уважением и любовью.

Очень хорошо помню свой первый в жизни ножик, простой перочинник – лезвие, заклепка, и согнутая скобой из толстой жести рукоятка. Я его выменял у своего дворового кореша, за что-то немыслимо ценное для пятилетних ребят (что именно – уже не помню). Сколько радости мне подарило незамысловатое скобяное изделие!!! И первую свистульку сделал им, неимоверное число лозин он мне покрыл узорами, а заборы и скамейки пострадавшие от нас учёту не поддаются! Я уже не говорю о том, что обладание ножом, значительно повышал мой статус среди сверстников. Если бы этот ножичек сохранился, то в компании более именитых своих родственников, он занял бы самое почётное место!

Помню ещё один нож – подарок отца, который закрыл в моей жизни эпоху перочинных ножей и открыл новую эру. Это была чертовски изящная финка с рукоятью из карельской берёзы, компасом в навершии, долом (в просторечии – кровотоком) и упором. Это уже был серьёзный, взрослый клинок, несмотря на то, что он был 9 см длиной. И, пожалуй, именно тогда, став обладателем этой финочки, я впервые задумался над вопросом – что же притягивает мужчину в этой отточенной полоске стали? Генетическая ли память предков, для которых кинжал и шашка были естественными и необходимыми предметами как для меня мобильный телефон и ноутбук? Или особенная красота - красота абсолютной полезности, которая и страшит и манит. Красота, которая и пугает, и завораживает изяществом линий, хищной гармонией и прекрасной беспощадностью.

Нож – это самое функциональное произведение человечества, оспаривать гениальность этого изобретения может разве что колесо.

Это и инструмент и, одновременно оружие. Он не предаст как твой бывший друг, не изменит, как бывшая твоя девушка. Его не надо заправлять горючкой, ему не нужны боеприпасы. Он всегда готов к действию.

Причины влечения к оружию у каждого человека свои. Одному обладание оружием даёт чувство превосходства, для другого это баланс между потенциальной угрозой извне и собственной силой, кто-то испытывает особую страсть – страсть коллекционера, кто-то – счастье творца.

Коллекционер оружия проходит несколько этапов своего развития – сначала он бросается на каждую понравившуюся ему железяку и радостно урча, уволакивает её в свою берлогу. Это детский период – коллекционер похож на ребёнка в игрушечном магазине – ему хочется всё унести.

Затем наступает период взросления. Понимая, что финансовые возможности его далеко не безграничны и определив для себя, по одному ему известным мотивациям тематические приоритеты, человек начинает относиться к предмету своей страсти вдумчиво, включая в мозгу механизм аналоговой оценки, обращаясь к специальной литературе и советам более зрелых товарищей. Следующий этап наступает, когда коллекционер наработал опыт и авторитет среди коллег и уже сам помогает начинающим. На этом этапе экспертиза, архивный поиск, научные методы, навыки в реставрации – становятся неразрывной частью процесса собирания. Ну и высшим этапом я считаю коллекционирование творческое, когда на основе накопленного опыта и знаний, коллекционер сам начинает создавать клинки, достойные любой коллекции.

Почему-то бытует мнение, что коллекционеры оружия только и ищут момента клинком помахать, пырнуть кого. Чушь полная! Для коллекционера собирание оружия это не только кайф от обладания большого количества колюще-режущих предметов, это ещё и познание через обладание, и познание это очень дисциплинирует. Оружие – как холодное, так и огнестрельное, не любит суетливых и безответственных людей и легкомысленного отношения к себе. Как правило, для таких людей оно становится потенциально опасным.

Поэтому не бойтесь коллекционеров, это добрые и душевные люди – точь в точь как я))

Часть 1

Рождение стального клинка

Когда неизвестный древний мужчина изобрёл первый древний нож, он с удивлением заметил, что жизнь с этим приобретением стала интереснее. Мужики племени его зауважали, древние женщины подавали знаки внимания, которых раньше не было

. Даже вождь племени – старая жадная сволочь, перестал отбирать пойманных сусликов. Я просто вижу воочию этого пещерного Кулибина, вижу восторг на его заросшей бородою морде, слышу визги женщин которым он демонстрирует этот чудо-инструмент и чувствую плохо скрываемую зависть соплеменников. Когда это было – никто не скажет, но процесс пошёл – человек с ножом окончательно отделил себя от обезьяны.

Ведь возможность изъящненько выпотрошить, элегантненько обрезать мясо с костей, аккуратненько стянуть почти неповреждённую шкурку убитой свиньи на радость своей пассии – дорогого стоит, согласитесь? Соплеменники посмотрели на это торжество науки и техники, поскребли нестриженные репы и тоже обзавелись чем-то подобным. Племя резко поднялось в среде себе подобных. И молва о чудо-инструменте разлетелось по всей Ойкумене или как там она тогда называлась, и все прямоходящие стали лихорадочно обзаводиться таким же перспективным девайсом. Гонка вооружений началась!

На самой древней стоянке человека в России, которой примерно два миллиона лет, были обнаружены орудия, представляющие собой камни со сколотыми, заостренными краями. Там же были найдены и «наковальни» - крупные валуны, на которых древние каменные мастера отбивали эти свои первые ножи - чопперы.

Количество найденных чопперов приближается к двум с половиной тысячам, что позволяет говорить о «массовом» их производстве уже в те далекие времена. Эволюция неслась бешеными темпами. Со временем, по мере роста человеческого мастерства из ручного рубила-чоппера, сформировался солидный каменный нож уже имеющий привычную нам форму. Люди использовали ножи самых различных форм – для резания, потрошения, скобления, не только соответственно обработанные, но и выполненные из наиболее подходящих для этого материалов – кремня и обсидиана. Опять шли века, и вот наступил очередной переломный момент. Неизвестно – где, когда, кто заинтересовался изумительными свойствами медного колчедана, может быть, случайно огородив им кострище, и увидев, как прочный камень превратился в лужицу расплава, который остыв, стал красноватого цвета металлом – ковким, послушно принимающим форму, которую задавал ему мастер. Это событие произошло где-то около четырёх тысяч лет назад - нож стал металлическим - из сырцовой меди. Приблизительно в то же время люди научились выплавлять и олово.

Неизвестным истории остался тот лопух-подмастерье, случайно уронивший в тигель с расплавленной медью оловянную ложку, которой он подсыпал шихту. Наверное, он получил взбучку от мастера, но в итоге – мир шагнул в бронзовый век. Бронза значительно превосходила по всем параметрам медь – бронзовые клинки прекрасно Рубили кости, хорошо резали дерево, шкуры, плоть. Единственным изъяном бронзового клинка была хрупкость, но достоинства – твёрдость и легкоплавкость с лихвой этот недостаток компенсировали. Именно в начале бронзового века появляется классический нож с обоюдоострым клинком линзообразного сечения. Новые материалы – новые возможности! И повезли торговцы через степи и чащобы свой товар и распространяя вместе с ним бронзовую технологию по Европе. Формы ножей начинают быть разнообразнее – ведь бронзе легко придать нужную форму – ножи прямые, кривые, серповидные стилеты и прочее. Рукояти клинков стали украшать и покрывать гравировкой.

Железо появилось практически наравне с бронзой, но применялось неактивно, в основном для украшений. Его в те времена ещё не умели добывать из руды, использовали только метеоритное железо и металл, получаемый как побочный продукт, в процессе бронзового литья.

Грань между бронзовой и железной эпохой можно провести по появлению рабочих инструментов из железа. Поэтому момент, когда древний мужчина перестал дарить своей любимой железные украшения, а собрал их вместе, сплавил и выковал первое колюще-режущее оружие, принято считать началом железного века.

Раннее детство стального клинка было трудным. Металлическое оружие ценили за пластичность, за долговечность, но предпочтение всё-таки отдавали бронзе. Микротвёрдость оловянистой бронзы была в полтора раза выше даже хорошо прокованного чистого железа. Да и плавилась бронза при более низкой температуре.

Поэтому активно железом стали заменять бронзу после того, когда запасы меди – основного сырья, стали иссякать. Произошло это знаменательное событие в Восточном Средиземноморье, где то в XI-X веках до нашей эры.

Некоторое время бронзовые клинки успешно конкурировали с железными, пока наступившая эпоха проуглероженного железа, резко изменила соотношение в пользу новых технологий.

Первые стальные клинки появились в Египте, где то в диапазоне 1000 – 900 годов до н.э.

Как это произошло? Думаю что, так же как и с бронзой - случайно, и опять по вине какого-нибудь лузера-подмастерья.

Представьте себе такую картину - мастер начал плавку, процесс хоть незамысловатый, но долгий. Температуру нужно догнать до 900 градусов и «варить» расплав в течение девяти часов. Поэтому хозяин, сделав всё необходимое, покинул мастерскую, приказав подмастерью следить за температурой, а заодно и убрать весь хлам. А какой может быть хлам в мастерской оружейника? Ну, скорее всего, помимо другого мусора, это остатки от материала из которого делали рукояти - костей, рогов, копыт, дерева. Подмастерью было лень выносить этот мусор на помойку, он поступил проще – закинул его в плавильную печь и сжег, насытив расплав углеродом. Делал он это регулярно и был однажды застукан мастером на месте преступления. Выдав своему ледащему помощнику взбучку, мастер задумался и сопоставил факты – железо, которое получалось после того, как в печь были заложены остатки рогов, копыт и костей, обладало гораздо более высокими качествами – упруже, твёрже, клинки эти у него разошлись в один момент. С тех пор мастер стал это делать регулярно, стал великим оружейником, разбогател и было ему счастье. Так появилась сталь. Может быть)).

Окончательно сталь вытеснила бронзу после того, как оружейники древности познали секрет термообработки – нагревания, а затем резкого охлаждение, то есть – закалки.

Секретом, очевидно, эта технология пробыла недолго. Во всяком случае, уже Гомер его описывал со всеми подробностями, когда Одиссей и его друзья воткнули раскалённое бревно в единственный циклопий глаз, который тотчас зашипел и лопнул-

В воду металл (на огне раскаливши
его, чтоб двойную Крепость имел)
погружает, и звонко шипит он в
холодной Влаге: так глаз зашипел,
острием раскаленным пронзенный.

Нет, у Гнедича гекзаметр был хромой, как и он сам, в следующем переводе эта сцена достовернее отображает процесс закалки -

Так же, как если кузнец топор иль большую секиру
Сунет в холодную воду, они же шипят, закаляясь,
И от холодной воды становится крепче железо…

Поэтому можно предположить, что закалка железа была хорошо известна в др. Греции уже в VIII веке до нашей эры.

Достаточно хорошо было развито производство стальных клинков и у хеттов, начиная с XIII – XII веков до нашей эры. Упоминание о методах изготовления оружия из железа в клинописных табличках хеттского царства позволяет достаточно полно выяснить, что хетты разделяли железо на два вида – небесное железо (метеоритное) и железо очага (полученное металлургическим путём). Чудесным образцом мастерства древних оружейников является знаменитый золотой кинжал найденный при раскопках Алджа-Хююка – древнейшей хеттской столицы.

У хеттов был ещё один термин – «хорошее железо». Так они называли сталь.

На одной из глиняных табличек, некий Хаттусили III обещает сирийскому царю Саламанасару III прислать «хорошего» железа.

...что касается хорошего железа, о котором ты мне писал, то хорошее железо в Киццуватне, в моем Доме печати, не имеется. Железо для изготовления (является) плохим (скверным). Я написал, (чтобы) они начали делать хорошее железо. Они (еще) не закончили. Как только закончат, я тебе пошлю. А в данный момент клинок кинжала (из) железа я посылаю себе.

Некоторые исследователи приписывают именно хеттам первенство, в овладении секретами получения стали, но это не подтверждается археологическими данными.

Да и науглероживание железа у хеттов было на готовом изделии – изготовленный и наточенный нож долго калили в угле, чтобы на нём образовалась тонкая кромка из стали.

И началось победное шествие железного века по Евразии. Из Средиземноморья изготовление железного оружия переместилось в Среднюю Европу, а оттуда – в Европу Восточную и на Кавказ.

Считается, что самая лучшая сталь древности – индийский булат. По легенде умению варить булат индийские оружейники научились у кузнецов княжества Пенджаб (отсюда и название – булат от искаженного Пулуади – местности на севере Индии). Когда это случилось неизвестно, но Александр Македонский «со товарищи» испытали достоинства булата конкретно на себе. Индийские булатные мечи длиною в три локтя разрубали даже камень. Македонский вывез из Индии 2,5 тонны булатной стали в слитках – сокровище по тем временам достойное царей. Греки называли индийский булат «феррум кандидум» - белое железо. В остальной Европе её называли попросту – индийская сталь.

Индийские мастера для изготовления булата использовали руду исключительной чистоты, науглероживали её чистым графитом, разогревали смесь до весьма высоких температур с помощью дутья разогретого в другой печи воздуха, выжигая из заготовки лишний углерод и постепенно (в течение нескольких суток) остужая её. Этим самым они добивались правильной кристаллизации металла, не доводя его до состояния расплава. Далее при проковке крицы, дабы не нарушить кристаллическую структуру стали температура задавалась минимальная, поэтому ковали булат в безлунные ночи, визуально оценивая температуру по оттенку свечения металла. Из за своей исключительной трудоёмкости, промышленных масштабов изготовление булата достигло только в Индии. Небольшое количество его производилось в Вавилонии (Ассирии) и в совсем малых объёмах – в Китае.

В начале эры на смену булату пришла дамасская сталь. Для изготовления дамаска не требовалась особой чистоты руда и специальные печи. В самом примитивном (японском) виде это делалось следующим образом – заготовка расковывалась в длину, затем складывалась пополам, затем снова расковывалась и опять складывалась – столько раз, сколько металла хватит (ибо с каждой проковкой его становилось меньше). Дамасская сталь представляла собой металл в котором чередовались слои (тончайшие, практически мономолекулярные) с высоким и низким содержанием углерода. В Китае и Арабских странах дамасскую сталь изготовляли по более прогрессивной технологии – проволочины с разным содержанием углерода собирали в пучок, из которого выковывался дамаск. Эта технология экономила время и железо.

В Европе в те времена были и свои мастера, изготовлявшие качественную сталь. Правда, письменных свидетельств о качестве европейской стали осталось мало – так сохранилось сообщение некоего Филона Византийца, жившего в 3-м веке до Р.Х.. Он сообщал об испанских мечах, которые проверяли на гибкость, сгибая о голову – клинки, изготовленные племенем кельтиберов, оставались прямыми, сколько бы их не сгибали. Ту же оценку качества испанской стали, мы встречаем и у Плиния, бывшего в 1-м веке у испанцев прокуратором.

Варвары – остготы и вандалы тоже владели мастерством изготовления качественной стали. В 6 веке король остготов Теодорих Великий выражает респект в письме королю вандалов Тразамунду – «Ваши мечи разрубают даже брони и более дороги качеством железа, чем ценностью золота. Их полированная поверхность блестит так, что ясно отражает черты смотрящего, а лезвия выточены так равномерно просто, что можно подумать, будто они вышли из плавки, а не выкованы из отдельных полос. В их выточенных прекрасными долами серединах видишь мельчайшее переплетение червячков столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками. Ваш отшлифованный камень его так тщательно очистил, ваш изумительный песок так искусно отполировал, что обратил блестящее железо в своего рода зеркало для мужей. Мечи, которые по своей красоте могли выйти только из мастерской Вулкана, с таким изяществом обработаны, что исполненное рукой кажется не изделием смертных людей, а божественным произведением». Какое яркое по красоте письмо! Вот вам и варвары.

Вандалы, прославившиеся диким погромом Рима, кстати, считаются некоторыми исследователями праславянами жившими сначала в районе Прибалтики, затем на Одере, затем на Дунае. Потом была Испания и, наконец – Северная Африка в районе Карфагена, где они основали своё королевство. Такой вот сложный и извилистый исторический путь.

На древней Руси дамаск изготовляли ещё в домонгольский период. Но мастеров способных изготовлять такую сталь было немного. Назывался он харалуг. Харалужная (цветастая) сталь.

Ножи характеризовали народы их изготовлявшие - греки отдавали предпочтение длинным и тонким клинкам, микенцы любили более толстые и широкие. Клинки Эллады поражают своей роскошью и совершенством - некоторые из них сплошь золоченые. Ножны покрыты золотыми бляхами прекрасной работы: во всю длину деревянных накладок идет непрерывный ряд искусно сделанных золотых кружков.

Легионеры Рима носили на поясе стилет «сика» и охотно пускали его в ход, как в честном бою, так и для убийства исподтишка всевозможных Юлиев Цезарей. Германцы любили скрамасаксы и хандсаксы – универсальные живопыры длиной до 50 см.

За это время первобытный мужчина сильно изменился. Из обильно волосатого, подозрительно зыркающего злобными глазёнками из под сильно скошенного лба существа, сжимающего мосластыми хваталками грубо обработанный кусок камня, он трансформировался в вполне благообразную особь. Особи этой не чуждо прекрасное, она многое умеет, и на многое способна, научившись носить одежду, обувь, не ковырять в носу, время от времени даже бриться и менять носки. Всем этим особь не в последнюю очередь благодарна уникальному орудию – ножу. И отношение человека к своему верному другу, которое он пронёс сквозь века, частично перешло на генетический уровень, отсюда и причины влечения даже современных мужчин к этому древнейшему инструменту. Потому что стальной клинок для нас обладает символизмом и неким флёром магической таинственности, сохранившейся в человеческом подсознании.

Приметы, мифы, легенды, магия и прочая метафизика

Уже упоминал, что нож имеет в человеческом сознании двойной статус – он и инструмент, и оружие. Для человека нож - помощник и друг, верный, трудолюбивый, но требующий к себе внимания и уважения. Нож сопровождал человека от рождения до смерти (и после неё в загробном мире). В древности это был и символ свободного человека и защитник от врага, и оберег от нечистой силы. Одни из первых рунических надписей в магических целях выполнены на ноже. Естественно, в мире родилось громадное множество примет связанных с ножом. Он рекордсмен по всевозможным приметам и суевериям. Самая популярная - если нож упал со стола, ждите незваного гостя мужского пола. Японцы, американцы и русские в эту примету верят, а вот немец к ней безразличен - у них нож (Messer) среднего рода. Иногда эта примета варьирует – незваный гость, придёт только в том случае, если нож воткнулся в пол, если вам удастся подхватить клинок, то нежданный - негаданный поскользнётся на банановой шкурке и придёт в себя лишь в больнице, весь загипсованный. Либо не найдёт адрес и заблудится, либо застрянет в лифте - вариантов толкования этого рядового события великое множество. Особые отношения существуют между ножом и хлебом – не в коем случае не передавайте кусок хлеба, насаженный на острие, – чревато неприятностями. Нельзя, нарезав хлеб втыкать нож в каравай – это к голоду. А просто так воткнуть в хлеб нож – святотатство. Хлеб у славян режет старший в семье. Азиаты вообще хлеб не режут, а разламывают, ибо тому, кто его режет, Аллах урежет пищу. В Америке мыть или начищать хлебный нож в выходной день – плохая примета.

Нельзя разговаривать с другом, если между Вами лежит нож – друг станет врагом, нельзя бросать нож ребром на столе – разругаетесь с домочадцами. Тоже самое, если при заточке острие ножа указывает на другого – подразумевается, что нож на него точишь. Скрещенная вилка и нож на тарелке – или к ссоре, или к обиде. Для казаха, лежащий лезвием кверху нож, означает, что он лежит и желает чьей-нибудь смерти. А для эвенка, если нож острием кверху, радость и праздник – он на охоте встретит и убьёт лося. Если вы при сервировке стола случайно скрестили ножи - вам предстоит продолжительный и дальний вояж. Отвратительная примета, от нечего делать, крутить нож на столе наподобие рулетки: если ваши соседи и хозяева эту примету знают, они могут вам и пятак начистить и уж наверняка - удалить из-за стола.

Если казах, за трапезным столом орудует собственным ножом, он тщательно следит за клинком – приберут с грязной посудой, назад не отдадут. А когда незадачливый гость попросит свой нож назад, его могут пинками попросить из жилища. Ибо это означает, что он накликал кровавую междоусобицу «в сорок ножей». Если же казахи пользуются хозяйскими ножами, то обязательно по окончании трапезы возвращают их с благодарностью и наколотыми на острие кусочками сала. Притупляя, таким образом, жестокую агрессивность клинка.

Бытовых примет так много, что легко попасть впросак. Но не огорчайтесь - есть великолепный способ нейтрализовать напасть - держа нож вертикально, стукнете трижды рукояткой по столу, а затем бросьте его на пол и примета не сбудется. И не берите в голову, что соседи крутят пальцем у виска – здоровье дороже.

Вместе с тем нож был для человека и защитником.

У славян смерч – это злой дух, бес вихря Встречник и единственно как можно избежать опасности при столкновении с этой нечистой силой – метнуть в него нож. Раненый злой дух тут же рассеивается.

Нож, положенный в колыбель защищал некрещеных, а потому уязвимых для злых духов младенцев.

Чтобы отвадить чёрта от своего скота, славянину надо было встать до восхода Солнца и голому, держа в левой руке нож, трижды обежать вокруг хлева и забить клинок в стену.

До сих пор, защищаясь от воров, дурного глаза, вторжения, люди втыкают ножи-обереги в подоконники, над дверью, кладут на ночь под матрас.

Для защиты сглаза знахари советуют подержаться за стальное лезвие ножа.

Матросы на парусниках в штиль вызывали ветер, царапая ножом мачту с той стороны, откуда он должен подуть.

Нож помогал чукчам заглянуть в книгу Судьбы. Чукотский шаман гадает не на картах Таро, а по взрослому – напузырится мухоморной настойки, поймает приход - и начинает камлать, тыкая себя же раскалённым ножом. В это время ему духи всё и рассказывают.

Ну а крестьяне Нечерноземья умудрялись того же Встречника припахать. Делалось это следующим образом. В одной руке у гадателя был зажат нож, другой он цепко держал чёрного петуха. Как только появится вихрь враждебный, пейзанин тыкал ему в середину воронки клинком и сжимал орущего петуха за голову. Бес, желая прекратить Петины мучения, как на духу всё гадателю и выкладывает. А поскольку, кроме прогноза погоды он ничего не знал – выдавал метеосводку на год вперёд с такой точностью и правдивостью, что наши метеорологи нервно курят в сторонке.

Если у крестьянина скотина заблудится, он шёл к знахарю, тот шел в лес и «засекал» её – с наговором и молитвами Егорию знахарь втыкал в ствол дерева нож и уходил, а на следующий день, встав до восхода, знахарь возвращался к тому месту, вынимал клинок и осматривал его – если лезвие чистое, значит скотина жива и стоит «засеченная» на одном месте не шевелится и будет так стоять, пока её хозяин не найдёт.

Когда у татар мужчина уходил на войну или в армию, он втыкал свой клинок в потолочную балку. Если нож вываливался – с его хозяином случилось несчастье.

Кладоискатели, увидев в поле огонек, перебрасывали через него нож, который должен был упасть аккурат в то место, где зарыты сокровища.

Женщинам на сносях нож в былые времена заменял УЗИ. Если роженица садилась на табурет под которым лежал нож – жди, мамаша девочку, если ножницы, значит появится мужчинка.

Если у вас вскочил чирей, нет ничего проще его излечить - нужен только нож под рукой. Трижды обводите ножом болячку, а потом какой-нибудь сучок на лавке или на стене. Процесс излечения пошёл!

Казах, если рядом кто-то храпит, грозил спящему ножом. Спящий пугался и прекращал храпеть.

Если вы находите на улице нож – обязательно поднимите его, положив на его место монетку – это к удаче.

Эскимоскам нельзя было показывать ножом в сторону моря, это могло их мужьям-рыбакам принести несчастье.

Англичане верили, что ножевая рана, полученная в воскресенье, заживает долго и сложно.

Сборщики трав не пользуются ножом при сборе – считается, что если стебель растения отрезать, то оно истечёт соком и утратит свои целебные свойства.

Если человек икает, достаточно поводить по его телу острием ножа икота – исчезнет.

Нельзя было нож на ночь оставлять на столе – «Лукавый зарежет». Нож не прощал пренебрежительного к себе отношения – его нельзя было оставлять без присмотра, заброшенный клинок быстро находил новых хозяев в потустороннем мире, которые тут же обращали его против прежнего владельца.

Охотники в Сибири берегут свои клинки, и не просите их отдать свой нож в чужие руки – дурная примета. Женщине тоже брать чужой охотничий нож запрещается – клинок будет осквернён. Боже упаси порезаться новым бытовым клинком, которым не резали ни дерево, ни бумагу, ни плоть - нож будет алкать человечьей крови постоянно. Но это очень полезно для боевого ножа, в средневековье ему, напротив, давали вкусить человечьей плоти. Для этого как никогда лучше подходили дряхлые рабы, неперспективные пленные, да и просто – нищие бродяги. Покупка нового ножа вызывает прилив ревности у старого – он тупит и начинает стремительно ржаветь.

Нельзя дарить ножи и другие колюще-режущие предметы. В латиноамериканских странах подобный подарок на высоком уровне означал о разрыве всех дипломатических отношений. Но если в Европе при этом можно, заплатив монетку, нейтрализовать негатив, то у казахов жёстко считалось – нельзя дарить друзьям, родным и союзникам ни нож, ни огниво, ни точильный брусок – это чревато кровавой развязкой. Правда если один друг, сворует у другого понравившееся ему точило или другую запретную вещь, то несчастья не будет. А хозяин на это не имеет права обижаться.

Очень интересная примета сохранилась в Англии и Америке - нельзя возвращать нож, взятый во временное пользование, передавая его из рук в руки. Возвративший кладёт нож на стол или в другое место и только тогда хозяин его забирает. Очень важно, что бы возвращаемый нож был в точно таком же состоянии, в котором был при одолжении. Если он был раскрытый, то возвращать его надо раскрытым.

В Финляндии известен такой способ сватовства: молодой человек вкладывает свой нож в ножны девушке, если девушка не вынимает нож, назначается свадьба.

На Филлипинах нож (крис) мог замещать своего хозяина на пиршестве.

Чукчи знают, что у дикого человека чучуны (в другом варианте – сычуны) ни в коем случае нельзя брать нож, даже если этот чучуны-сычуны сам будет его предлагать с солидной доплатой. Плохой нож у чучуны-сычуны – наведёт порчу, вся семья умрёт, однако, вместе с бестолковым чукчей.

В глухих украинских сёлах при дойке, хозяйка льёт в подойник молоко через цедилку, под которой лежит нож. Считается, что ведьме, которой взбредёт в голову испортить Бурёнку, он отрежет язык.

Ведьмы тоже не дуры и у них есть свои контрметоды. Захочет она молочка, идет в хлев и втыкает нож в соху, пару заклинаний - и по клинку польётся молочко от чужой коровы! Есть и такие колдуньи, которым даже не нужна ни соха, ни хлев – начертит магический круг, прочтёт заговор, воткнёт в центр круга нож – вот вам и молочный фонтан.

Колдун в полнолуние, перекувыркнувшись через лесной пень с двенадцатью воткнутыми ножами, превращается в волка. А если подобный цирк он решит устроить у себя в подполе (типа – берлога), то в медведя. Чтобы оставить его навсегда в звериной шкуре, вам надо только приватизировать эти колюще-режущие предметы. Но будьте осторожны – ежели колдун-оборотень узнает, кто спёр его клинки, вам обеспечен качественный триллер до конца жизни (который очень быстро наступит).

Австралийские колдуны использовали для порчи специальный нож сделанный из трубчатой кости человека. Считалось, если таким ножом колдун укажет на жертву, бормоча специальные заклинания, несчастный через некоторое время испускает дух, предварительно помучавшись, покорчившись, поагонизировав, короче - словив полный комплекс магических подлянок. Так же было популярно пронзать ножом человечий след и отрезать руки-ноги специально сделанным для этого куклам.

Нож во сне – в Вашей жизни наступает чёрная полоса. Вас ждут ссоры, разлуки, убытки в делах, недруги и предатели. Если приснился ржавый нож – у Вас будут проблемы в семье или разрыв с любовницей, полированный же нож сулит тревоги в будущем, беспокойства и огорчения, окружение врагами, сломанный клинок – крушение всех надежд. Если Вас ранят ножом – ожидайте больших домашних неприятностей - семейные дрязги и ссоры, огорчения, которые доставят вам дети, изменение в личной жизни или подляну от Ваших противников (если удар нанесён в спину). Для холостяков это предвещает какое-либо бесчестие. Если человеку приснилось, что он сам бросается на кого-то с клинком, это признак того, что наяву он проявит низость характера, а когда он ранит кого-то во сне и клинок окровавлен – наяву его будут преследовать несчастья, вызванные грехами предков и избежать несчастий можно только, посвятив свою жизнь служению людям. Набор ножей в подарок – в реале Вы будете жестоко обмануты. Потеря ножа во сне означает засаду.

Не обошел вниманием нож и, столь любимый Бабойнадей, Зигмунд Фрейд. По Фрейду нож, наряду с кинжалом, является одним из самых ярких и часто встречающихся фаллических символов. Нарезание ножом чего-нибудь или строгание символизируют половой акт. Красивый, изящный нож символизирует сексуальное здоровье мужчины и предвещает романтически-изысканные сексуальные контакты. Ржавый или зазубренный нож предвещает сексуальные расстройства или заболевания половых органов. Сломанный нож предвещает импотенцию. Множество ножей говорит о многочисленных сексуальных партнерах и возможной тяге к групповому сексу. Если мужчина дерется ножом и ранит своего соперника, то это говорит о его склонности к гомосексуальным связям. Если мужчина получает рану от ножа, то он комплексует из-за недостаточных, по его мнению, размеров своего члена, то есть у него так называемый комплекс маленького члена. Если мужчина вкладывает нож в футляр (ножны), то он стремится как можно быстрее заняться сексом со своей любимой. Если женщина держит в руках нож, то это говорит о ее возможной бисексуальности. Если же женщина дерется ножом, то она склонна к лесбиянству.

Нож являлся достаточно авторитетным ритуальным предметом и в мировых религиях.

В древнем Египте ножу приписывали магические свойства. Он нес важную службу защиты и обезвреживания. Два ножа с восходящим Солнцем между ними – символ бога Ра. Часто в изобразительных сюжетах египтян священное животное – кошка, разносит в клочки ножом зловредного змея тьмы Аиоп. Богиня с обликом гиппопотамихи Тоэрис – тоже не расстаётся с клинком. С ножом египтяне сравнивали в своих мифах лунный серп, которым лунный бог Хонс, делает «секир-башка» врагам. А бог Тот стрижёт головы всяким злодейским закононарушителям.

Нож играл очень похожую на египетскую, но со своим кровавым колоритом в религии майя и ацтеков. У них нож тоже служил символом для бога-творца, владетеля всех сил хаоса, покровителя жрецов и колдунов с именем Тескалипока. Одной из ипостасей этого капризного божества был жертвенный кремнёвый нож Ицтли, хранящийся на Луне.

Все действия Тескалипока были направлены на предотвращения катаклизмов, но счёт в этой борьбе был удручающе не в его пользу – уже четыре эпохи провалились в хаос, четыре Солнца погасло. Чтобы не дать такому случится и с пятым, Тескалипока решил принести в жертву божество из младшего командного состава – некоего Ксолтля. Тот однако же, не будь дурак – в один прекрасных момент удрал с ацтекского Олимпа, предпочитая жить с чудовищами двойственного мира. Ксолтля заклеймили навечно, как малодушного труса и предателя, откосившего от своего долга. Но надо было что-то предпринимать – и вот все основные боги вздохнули тяжко и совершили жертвоприношение собственной кровью. Катастрофа была предотвращена, но что бы боги больше не страдали малокровием, жрецы ацтеков устраивали чудовищные бойни, принося в жертву тысячи и тысячи пленных используя для этого, естественно, ритуальные жертвенные ножи. Что интересно, для ацтеков эти ножи были не символом убийства, а очищения, предотвращающего крах пятой Эры.

У буддистов также нож олицетворял собой освобождение и разрыв с материальным миром.

В Японии существовал специальный нож (кусунгобу) для совершения ритуального самоубийства (сепукку). Особым ножом совершается обрезание. Агнец из просфоры в ходе христианского богослужения вынимается специальным ножом — копием, относимым к богослужебным сосудам.

В мифологии китайцев плохой человек, попадая в загробный мир, подвергается всяким изощрённым пыткам, а потом ожидает перерождения на горе ощетинившейся как дикобраз бритвенной остроты клинками.

На Суматре верят, что после смерти человеческая душа должна пройти по лезвию клинка над пылающим Адом и если грехи перевешивают добрые дела, она падает в геенну. Ежели с благостью всё в порядке – марширует прямиком в рай.

У иудеев, христиан и мусульман нож имел сакральное значение орудия возмездия, жертвоприношения, мученичества и разрушения, часто выступая как орудие пыток и казни.

Святого Варфоломея, например, освежевали живьём, Святого Петра пытали ножом, Святому Василию выпустили кишки, Иоанну Крестителю отрезали голову (поэтому в его день, православные считают грехом брать нож и пускать его в дело. Если, например, в День Иоанна Крестителя срубить кочан капусты, то срез окрасится кровью).

В ряде мусульманских стран традиционным исполнением смертного приговора является перерезание ножом горла с последующим усекновением. Популярны также ампутация конечностей или обездвиживание путём подрезания поджилок.

Меч палача, порою называли мечом правосудия и при нём всегда был набор вспомогательных ножей – для сдирания кожи с прелюбодеев или еретиков, для подрезания конечностей в сочленениях при четвертовании, для скальпирования фальшивомонетчиков.

Увы, с усовершенствованием холодного оружия, нож, который благодаря своей дешевизне и размерам, позволяющим носить его скрытно, всё больше и больше маргинализировался, становился необходимым атрибутом всякого разбойного люда. Это очень сильно подпортило его положительную сакральность. Более того – становился в глазах обывателя чем-то низким и грязным, связанным с кровавыми разборками самого мерзкого пошиба. Эта ненависть страх и обывательский негатив невольно распространились и на законодательство, которое запретило и по сей день ограничивает ношение и хранение некоторых видов холодного оружия.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?