Независимый бостонский альманах

ЗАПОРОЖСКИЙ МАРШ

Потрясающее впечатление — до холодка в душе и мурашек по коже — производит марш запорожских казаков из фильма «Огнем и мечем»! Будучи хорошо аранжированным попурри из казацких песен, именно этим он берет за душу, заставляя звенеть самые дальние ее струны, а сердце сжиматься от гордости за боевую доблесть предков. Слава героям!

ЗАПОРОЖСКИЙ МАРШ

Слава. Но во всем нужна мера. Как-то в начале 2000-х ехал я мимо Донецкого института проблем искусственного интеллекта гляжу, а там часовня перед входом появилась, реестровых казаков. Зачем она в храме науки? И казачки тут же гарцуют, на конях, с лампасами. Зачем они в институте интеллекта, тем более проблемного? И почему реестровые? При Польше они числились в реестре короля, то есть получали деньги за службу: за оборону границ от басурманов и за иные полезные услуги Москву там осадить, Стамбулу военный кукиш показать.

Но то давно было и где та Польша. А эти клоуны у кого деньги получают? И за что? Донецких бандитов отпугивают? Так те при власти, их этим не испугаешь. Вольномыслие нагайками отражают? Так в Донбассе его сроду не водилось. Здесь все как один! И сразу всей толпой. Позже слово «проблем» из названия убрали, но добавили «государственный». Не помогло. Все равно зачах институт. Оно и немудрено, в Донецке и с естественным интеллектом проблемы…

Да-с… Однако то Донецк. Опорный край державы. Шахтеры и вообще… Индустрия. Но ведь и Россия всегда уступала Элладе в общей культуре! Об этом еще Блок писал. А сейчас даже в Петербурге ошиваются какие-то скифы в галифе. Как при царизме, но еще хуже. Ибо стыдно! Ибо, какие они казаки? «Когда еврейское казачество восстало, в Биробиджане был большой переполох…» Ряженые! Шантрапа московская. И что особенно неприятно — Петербург-то выстроен на костях настоящих казаков! Запорожских. Моих предков.
Казаки… Пока они на скрижалях истории и батальных полотнах — горжусь ими, недаром сам сэр Артур Тойнби, великий историософ и культуролог, выделял их феномен в отдельный тип цивилизаций — речные республики. Но в современном русско-украинском интерьере — нет, неловко за расфуфыренных убогих: лампасы, нагайки, куриные мозги. Да и опасения возникают по той же причине: пошли этаких остолопов богу молиться, так они столько лбов побьют, что хоть святых выноси.

Стыдно еще и потому, что сам не без казацкой крови. Не могу проследить генеалогию далеко, да и не думаю, что она восходит к гетманам и кошевым, но казацкая слава все еще звенит в душе. Что, однако, еще не повод влезать в галифе с лампасами, взбивать чубчик кучерявый и с нагайкой в руке мужественно блюсти… что? Дурость свою собственную и государственную? Так дурней у нас и без казачков хватает! Сверху донизу и от Москвы до самых до окраин. Вплоть до Биробиджана.

Жаль одного, слава славой, но как раз с предками, со связью времен и эстафетой поколений не повезло. Лишь одного из своих дедов я застал, да и то Кондратий Ильич ушел в мир иной в 1963-м, когда мне шел всего двенадцатый год. Помню, он насмешливо напевал порой: «И твий батько, и мий батько колысь булы козакы, Посидалы серед хаты, та й заревлы як быкы…»

Думаю, перевод не нужен. А если нужен, значит, русский и впрямь весьма далек от славянских языков. Казацкие песни дед знал хорошо, как и все село, но, судя по всему, к казачеству как феномену относился скептически, чего и следовало ожидать от человека, которого всю жизнь влекла техника. И вообще очень умного человека. Бабушек же своих я не мог видеть, обе они умерли очень рано, едва дожив до пятидесяти, в 1945 году, сразу после войны.
Украинка Лукерья Лымаренко была родом из Васильковки, большого казацкого села, что триста лет стоит на крутом берегу Волчьей, километрах в ста от Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска. Ну а поскольку крестьяне Кирпичевы (сама фамилия говорит о том, что были они, скорее всего, оброчными) бежали туда откуда-то из Тульской губернии вскоре после восстания декабристов, то быстро, за два поколения сменили кровь и культуру. Менталитет. Сохранив русскую фамилию, они стали щирыми украинцами! Чему я искренне рад. Хотя бы потому, что имею возможность взглянуть на русских и Россию со стороны, объективно. И наоборот.

Моя русская бабушка Варя, по мужу Якушкина, та перебралась с семьей в Мариуполь в начале XX века из той же Тульской губернии, из крохотного сельца Мишнево, что на берегу Упы у впадения ее в Оку, километрах в двадцати от города Белёв (сейчас это Калужская область). В этом сельце одна половина
жителей была Якушкины, а вторая — Вольновы. В списках павших в Отечественной войне много Якушкиных из Тульской и Калужской областей.
Так вот, и этот забытый богом Белёв имел отношение к запорожским казакам. Причем к самому Байде, отцу-основателю Запорожской Сечи, славному вояке, герою казацких песен-дум! По совместительству был он также литовским (в то время это означало — русским) князем Дмитрием Ивановичем Вишневецким, родственником московского великого князя Ивана Грозного по линии матери того Елены Глинской (ее тетка — тоже Елена имела трех дочерей, одна из которых в первом браке была за князем Иваном Вишневецким). В 1556 году князь Дмитрий построил на Хортице форт и повел казаков на Ислам-Кермен (Каховка) и Очаков. В ответ турки и крымчаки разрушили его укрепление, сей прообраз Запорожской сечи и тогда князь перешёл на службу к Ивану IV. Был пожалован вотчиной, городом Белёв, каковым владел с 1558 по 1561 гг., и землями в окрестностях Москвы.

Царь укреплял южную границу Московии, устраивал засеки, и ему требовались опытные воеводы, знавшие степь. Засечная черта проходила тогда от Рязани через Тулу, Одоев, Белев, Козельск, Лихвин, Перемышль. Он боролся с татарами, но со своими князьями да боярами также и, пожалуй, успешнее. Вот и предшественник Вишневецкого князь Иван Иванович Белевский, ведший род от князей новосильских и одоевских, в середине 50-х годов в числе других Верховских князей был выслан в Вологду, а после его смерти род белевских князей прекратился. Вишневецкий стал последним владельцем Белевского удела. Я не думаю, что мой род восходит к нему, хотя кто их знает, наших пра-прабабушек…

Год Население
1959 72 303
1970 62 017
1979 52 695
1989 48 061
2002 41 838
2010 38 016

После Байды Белёв утратил удельный статус и стал уездным городом Московского княжества, известным лишь яблочной пастилой и тем, что в нем родились Зинаида Гиппиус и Каппель. Причем Владимир Оскарович прославился не столько взятием Казани и российского золотого запаса, а как генерал, выбранный режиссёрами фильма «Чапаев» для создания образа «идеального врага». Ближнее село Мишенское гордится своим уроженцем Василием Жуковским, но времена даже скромной уездной славы давно миновали и сейчас эти места быстро вымирают, там закрываются школы, больницы, поселковые советы и церкви. Гляньте на данные таблицы, в ней приведена численность населения нынешнего Суворовского района, в который входит Мишнево — сокращение вдвое за полвека! Причем на постсоветскую разруху мор не спишешь, давно уже идет.

Да и население отцовской Васильковки сейчас не больше, чем в 1914 году. Расцвет села пришелся на времена НЭПа, затем повторился в 60-70-х, но с тех пор идет медленное угасание. Грустно, но важно для нашей темы то, что село казацкое, вот и в гербе Васильковского района некий воин присутствует. В приходской истории писано:

ЗАПОРОЖСКИЙ МАРШ«Около 1707 года въ числе населенныхъ местностей запорожскаго казачества видимъ при р.р. Волчей и Терсе урочище Васильково, где зимовниками и хуторами сидело несколько запорожцевъ, по приказу Коша, сторожившихъ татарву, наблюдавшихъ за движеніемъ и появленіемъ ея. Около 1750 года битый запорожскій шляхъ, главная дорога, на Калміусъ и въ Калміусскую Паланку лежалъ чрезъ урочище Васильково- тутъ былъ роздыхъ для всехъ и туда идущихъ и едущихъ и оттуда возвращающихся, — трехдневная стоянка, нечто въ роде карантина. По уничтоженіи запорожской С?чи, богатыя и плодородныя степи славнаго урочища Василькова заняты были ватажкомъ, партіею запорожцевъ- въ сентябре 1775 года прибыло къ нимъ несколько семействъ оседлаго малороссійскаго народа изъ-подъ Кобелякъ: въ урочище Васильковомъ образовалась-слобода Васильковка!»

Так возникло село, в котором я проводил каждое лето своего детства, где выучил украинский язык и песни — с удивлением узнав, что не все в СССР русские!

Ну а Кобеляки — это севернее, это уже Полтавщина, село на реке Ворскле, и я понимаю, откуда у бабушки Луши был такой выдающийся даже по украинским меркам голос. Ее приглашали в киевскую консерваторию! Понимаю, почему она пела такие песни — украинские, мирные, не казацкие, про ставочки, млыночки и вишневые садочки. Хотя и Кобеляки тесно связаны с казацтвом и там в свое время стояли две реестровых сотни. После прихода «малороссов» (кажется, они бежали от графа Воронцова, взявшегося закрепощать слобожан и казаков) разросшийся зимовник преобразовали в воинскую слободу Васильковка. Старый запорожский путь, а затем и железная дорога способствовали быстрому развитию села, и в 1914 году его население превысило 12 тыс. человек, появился магазин, паровая мельница, открылись больница, 2 церковных и 4 земские школы.

Я, однако, родился в Донецке. До сих пор не знаю, повезло мне или же не очень. Если встретите задумчивого мужика — это я, сомневаюсь еще пока…
Дело в том, что родители после окончания Ленинаканского молочного техникума решили не возвращаться к родным пенатам, а начать собственную жизнь на новом месте. Донбасс это урбанизированный край, а индустриальный город из любого материала обкатывает более-менее стандартного горожанина, он быстро стирает всякие социально-национальные различия. Кроме памяти о прошлом. Поэтому казацкая слава пусть тихо, едва слышно, но звенела и здесь. Во-первых, сразу за узкой речкой Кальмиусом, что сейчас струит свои мутные воды в самом центре города, еще не так давно простирались земли Войска Донского и этот район до сих пор называется Донской стороной. Во-вторых, именно здесь, на территории нынешнего Донецка проходили когда-то запорожские волоки из Кальмиуса на Волчью.

Нужда в них была. Турки недаром отобрали Очаков у татар и построили там мощную крепость — она контролировала устье Днепра. Казаков это не останавливало, они или прорывались в море с боем, или проскальзывали ночью или пользовались обходными путями, переволакивая свои чайки через Кинбурнскую косу. Но на обратной дороге их, понесших потери и груженых добычей часто поджидал срочно вызванный турецкий флот с мощными многопушечными галерами. Поэтому они часто возвращались на Сечь через Азовское море и Кальмиус, тем более что свои морские походы часто совершали вместе с донскими молодцами.

Сейчас Волчья и Кальмиус обмелели, в верхнем течении они узки, там редки глубокие места, все больше по пояс, а то и по колено и, глядя на них, трудно представить, что большие мореходные лодки человек на сорок, причем хорошо груженые, с мушкетами, фальконетами и всякими запасами, могли подниматься чуть ли не к их истокам. Но до распашки степей и сведения балочных лесов это были если не судоходные, то вполне проходимые реки для таких легких судов, как чайки, с осадкой около полуметра. А водоразделы между ними и их притоками не слишком широки и возвышенны. Так что перебраться в Волчью было не так уж трудно, по ней в полноводную Самару, а там и до Сечи рукой подать!

Сами посудите, сколько могла весить казацкая чайка? При длине 18-20 м, ширине 3,5-4 м и толщине досок обшивки в среднем сантиметра четыре-пять получаем объем древесины до 5 кубометров. Еще почти столько же требовалось на долбленый ствол, служивший основой судна (он должен быть толстостенный, прочный, чтобы судно можно было волочить через перекаты и по суше), на шпангоуты, бимсы-скамьи, весла и мачту. Вряд ли строили целиком из тяжелого дуба, легко обрабатываемые липа и сосна, полагаю, также шли в дело, так что плотность древесины можно взять средней, 0,6-0,7 т/м3 и тогда судно, считая по максимуму, весило порядка шести тонн.

Это подтверждается данными по известной ладье викингов из Гокстада. Она была немного больше чаек: длина 23,3 м, наибольшая ширина 5,20 м и высота борта посредине судна, включая киль, 2,10 м (впрочем, в разных источниках размеры различаются). Масса ладьи около 9 тонн. При этом осадка вместе с килем составит 0,75 м. К грузу, при экипаже в 70 человек, считая, что один викинг весил 80 кг, оружие полторы, а продовольствие, вода и все прочее еще три тонны, общая масса удваивалась и осадка увеличивалась до 0,9 м. Такая ладья вполне мореходна и ее копия легко преодолела Атлантику, идя из Норвегии в Америку, на знаменитую Чикагскую выставку 1893 года.

Соответственно на чайке питьевая вода, провизия, мушкеты, фальконеты, заряды, снаряды и все прочее боевое снаряжение из расчета команды в сорок гребцов, а также захваченное в походе добро в сумме давали еще около четырех тонн, согласно расчетам Боплана. Но все это на особо трудных участках волока можно было снять. В итоге на одного человека приходилось от 140 до 250 килограммов, а если каждую чайку тащить силами двух экипажей, то и вдвое меньше — вполне под силу здоровому мужчине, если катить чайку по бревнам или волочь по мокрой траве. Да и ворот, кабестан какой-то соорудить нетрудно — канатов на судне всегда хватает, а по донецким балкам тогда росли леса.

Надо заметить, что техника волока к тому времени отработана была прекрасно по всей Восточной Европе! Реки были главным путем сообщения, города непременно жались к ним, поэтому волоки были одной из важнейшей составляющих тогдашней логистики и стратегии! Вспомните хотя бы множество топонимов, связанных с этим термином: Заволоцкий путь, Вышний Волочок, Волок Ламский, многочисленные Переволоки и так далее. По сравнению со многими и даже большинством из них волок из Кальмиуса на Волчью выглядел легкой прогулкой. Размеры и осадка судов этого региона долгое время были примерно одинаковыми — и у драккаров викингов, и у ладей русских князей, и у новгородских ушкуев и казацких чаек, так что особых проблем у запорожцев возникать не могло и для подтверждения данного тезиса полезно привести пример.

Скажем, водораздел между Доном и Волгой суда одолевали в трех местах, причем кратчайшее расстояние между реками составляло 54 км! Правда, часть пути облегчали притоки. Самым главным волоком считался (известен с XIV века) от Водянского городища в устье притока Волги Дубовки и до теперешней станицы Качалинской на Дону (64 км). По нему шли товары с Волги, Урала, из Сибири и все было продумано до мелочей. Суда от 2 до 6 тысяч пудов (30-80 т) везли с Волги целиком, не разгружая! Под корпус подводили дубовые колеса на осях и без спиц или катки и впрягали от 10 до 50 пар волов. Но перевозили суда и покрупнее! Причем поднимать их, чтобы перевалить водораздел, приходилось на сто метров! Как видите, и не такие суда, как легкие чайки, успешно переволакивали — и на куда большие расстояния!

С чем же сталкивались запорожцы на пути из Азовского моря в Днепр, какие дистанции и высоты преодолевали? Водораздел Кальмиуса и Волчьей идет по территории Донецка и возможны были как минимум три волока через него. Рядом с одним из них прошло мое детство — теперь там плещется Донецкое море, которое в свое время создали как пруд-охладитель для АЭС. Была такая мысль у советских руководителей: поставить в сверхиндустриализованном Донбассе еще и атомную станцию. Затем выбрали другое место, еще более подходящее — у Запорожья! Прямо на берегу Днепра-Славутича. Символично в связи с нашей казацкой темой, не так ли?..

Через другой волок я часто проезжал, там, через земли совхоза «Спартак» идет дорога из Донецка на север, в Славянск. Ну а рядом с третьим, что шел через Путиловские пруды в привокзальном районе, жил на своей последней донецкой квартире, перед отъездом в Америку. Так что с местами знаком хорошо.
Прекрасно знакомы были с ним и скифы, давно освоившие этот путь с Днепра в Меотиду, а Геродот, похоже, давал Кальмиус в связке с Волчьей, как одну реку, называя ее Лик (????? — волк). Что и говорить, Кальмиус река древняя, историческая — это та самая Каяла, на которой половцы разгромили князя Игоря, и та самая Калка, где впоследствии монголы изрубили в капусту уже и самих половцев и их союзников русских. Это также Кала, Калк из московской «Книги Большого чертежу».
А теперь сравним донецкие волоки по суше, от притоков Волчьей до притоков Кальмиуса были один длиной всего полтора, а два других по пять километров. При высоте водораздела всего лишь от 10 до 20 с чем-то метров. И хотя Кальмиус река кое-где порожистая, но, в общем-то, равнинная и недлинная, около двухсот километров, так что молодцам-запорожцам лучше было побурлачить и потратить пару лишних недель на дальний, но безопасный крюк, чем драться в устье Днепра с турецкими галерами, рискуя самим оказаться прикованными к их веслам.

Но и этим не ограничиваются мои казацкие связи, узы и платонические реминисценции, побудившие взяться за перо! Что любопытно, дом в Мариуполе, где родилась моя мама, стоит на Правом берегу — так называется район в устье Кальмиуса. Где-то неподалеку некогда находился зимовник, а затем и казацкая крепость Домаха, контролировавшая вход в реку. Пишут, что она была центром Кальмиусской, чуть ли не старейшей паланки войска Запорожского. Ей недавно пять веков отмечали! Термин паланка, между прочим, через латынь восходит к греческому слову фаланга. Да, были времена — были казаки!

Було колись — в Україні
Ревіли гармати;
Було колись — запорожці
Вміли пановати.
Пановали, добували
І славу, і волю;
Минулося — осталися
Могили на полі.

Нет, это при Шевченко еще оставались могилы, память о них! Теперь же ирония судьбы на месте былых казацких паланок самые индустриализированные, а значит русифицированные области Украины, самые маргинальные, рабские по духу, населению которых менее всего нужна слава и воля и оно дружно голосует за своих хозяев-бандитов и даже провело одного из них в президенты страны. Ошиваются при этой власти и ряженые казачки, глядя на которых… да на них-то и глядеть не хочется. Скоморохи. «Славних прадідів великих правнуки погані!»

Но то некогда славное Левобережье Украины. А как до такой азиопской жизни докатился Петербург? А точно так же! Москва заколачивает окно в Европу…
На этой грустной ноте и закончим наш запорожский марш. Порой мне чудится что-то неясное, молодецкий свист и дробь копыт из дальнего далека — не казацкие ли то бубны звенят яром-долиною? Не запорожцы ли встали в поход с полуночи? Нет, не встали и уже никогда не встанут. Нет, не звенят. Послышалось.

Комментарии

  • Юрий Кирпичев:, 15.04.2014 в 00:55:

    И все же надежда не умирает! Даст бог — путинскую Россию именно на Днепре остановят…

Добавить изображение

Похожие статьи

Наука в России и в Америке

Наука в России и в Америке

Автор — доктор философии, Ph.D. Заведующий сектором анализа международного опыта управления наукой и образованием Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП).В 2001 году ...
Читать полностью
ЕВРЕЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ

ЕВРЕЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ

Результаты прошедших в Израиле 22 января выборов в Кнессет (парламент) 19-го созыва все еще удручают. Собственно говоря, вся предвыборная кампания вызывает недоумение и много вопросов. Дело не в том, что были неожиданности и сюрпризы, и не в ...
Читать полностью
УРОКИ СТАЛИНА: СУДЬБА АКАДЕМИИ НАУК

УРОКИ СТАЛИНА: СУДЬБА АКАДЕМИИ НАУК

Валерий Николавич Сойфер, доктор физ-мат наук (Distinguished University Professor, George Mason University, Fairfax, VA) Ссылки на то, что нигде в мире академии наук не похожи на монстра в виде РАН не состоятельны. Да, на Западе академии наук ...
Читать полностью
РЕЛИГИЯ, БОГ, ВЕРА, АТЕИЗМ — НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ

РЕЛИГИЯ, БОГ, ВЕРА, АТЕИЗМ — НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ

«Человек никогда не станет свободным, пока он не изгонит Бога из своего разума» (Дени Дидро, 1713-1784) «Если бы Бога не было, его следовало было бы выдумать» (ВОЛЬТЕР, 1694-1778) 28 октября 2013 года в программе «Особое мнение» (радио «Эхо ...
Читать полностью
МИССИЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

МИССИЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Год назад американский ровер «Кьюриосити» начал свое путешествие по долинам и взгорьям Марса, так что имеется хороший повод подвести некоторые итоги нашей миссии во Вселенной! Кстати, не так давно появился сайт НАСА на русском языке, ...
Читать полностью

Добавить статью

в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?